27 февраля 2013
Верещагин Петр Петрович Pyotr Vereshchagin. Автор: Ивасив Александр Иванович
(в альбоме 22 файлов)
Изобразительное искусство / Живопись / Пейзаж
Разместил: Ивасив Александр
Верещагин Петр Петрович
Pyotr Vereshchagin
(1834 - 1886)
Петр Верещагин получил, подобно своему брату Василию, первоначальное художественное образование в семье и также продолжил его в Академии художеств в Петербурге (1858—1865). Однако по своим художественным интересам братья заметно различались. Петр Петрович Верещагин известен прежде всего своими пейзажами.
После окончания Академии работал преподавателем и создавал много пейзажей. Его виды городов или их характерных мест ("Вид Ревеля от Кадриорга", 1864; "Вид Динабурга", 1867; "Рынок в Нижнем Новгороде", 1867; "Вид Кремля", 1868) приносили ему и официальное признание, выразившееся в присвоении званий художника второй, а затем и первой степени, академика пейзажной живописи (1873), и известность среди любителей искусства.
После ухода с педагогической работы художник много путешествует и много пишет: виды Кавказа (Сухум-Кале), Крыма ("Вид Севастополя со стороны Малахова кургана"), Урала ("Река Чусовая. Камень «Красный»"), Северо-Запада России ("Псков", "Вид на набережную Невы у Академии художеств в Петербурге летним вечером").
Во время русско-турецкой войны 1877—1878 годов находится в действующей армии и пишет ряд картин, не изменяя, однако, своим наклонностям, — в основном пейзажи, связанные с изображением Дуная.
В пейзажной живописи художники академического направления стремились прежде всего к созданию идеального и, следовательно, красивого изображения природы и города, хотя точность передачи изображаемого имела для них не последнее значение. Именно таким художником и был П.П. Верещагин.
___________________
Где вы, последователи Петра Верещагина?
Опубликовано 14.01.2013 автором admin
http://gornozavodsk.su/?p=3950
Календарь памятных дат напоминает, что 14 января 1834 г. в прославленной пермской династии иконописцев и художников Верещагиных родился еще один мастер кисти — Петр Петрович Верещагин, автор восхитительных видов Чусовой и прилегающих земель, включая и отдельные местности, вошедшие в состав Горнозаводского района. И это событие дает повод озвучить неприятный факт: наш район почти не появляется на холсте. Разумеется, в музее Старостина на стенах немало работ, изображающих прелестные виды… Вот именно, какие виды? Преимущественно Чусовая и Кама за пределами нашего района. Лишь разок-другой попалось что-то родимое. Скудно, однако.
Кто-то удивится:
— Мало картин на стене? Тоже мне, нашли мировую катастрофу!
Согласны, катастрофы пока нет. Но посмотрим в корень проблемы. Даже поверхностного взгляда достаточно, чтобы понять: направление местной пейзажной живописи у нас развивается весьма слабо, остается без поддержки. Нет развитой сети тесно взаимосвязанных кружков, студий, передвижных выставок, веб-сайтов. Не проводится систематических конкурсов, вернисажей, прочих мероприятий. Такая малоприятная ситуация тем более бросается в глаза, если сравнивать с успехом горнозаводских поэтов, знаменитых на весь Край и отлично организованных.
А ведь произведения искусства и громкие имена — это не просто предмет гордости. Это — узнаваемость, популярность, привлекательность. Положительный имидж, как модно сейчас говорить. Отчего же нет в районе крепкой и сильной традиции последователей П.П. Верещагина? Если перефразировать Б. Слуцкого, то можно выразить нашу главную мысль так:
Что-то лирики в почете,
А художники в загоне:
Все стихи писать желают
В Горнозаводском районе.
Видно, живопись не ценим
Так, как следовало нам бы.
Никто красками не скажет,
Что уже сказали ямбом.
Проблема состоит в том, что общественность (и в особенности интеллигенция) несерьезно подошла к такому важному фактору развития творческого потенциала района, как пейзажная живопись. Чиновники обещают превратить район в «культурный центр» и «туристскую Мекку» Пермского края. Однако дело почти не движется. Нехватка финансов? Позволим себе предположить, что свет клином на деньгах не сошелся. Важно еще знать, что конкретно развивать и финансировать.
Район нуждается в новом поколении молодых художников-пейзажистов — певцов Койвы и Вижая. Плоды их трудов как раз и послужат тем креативным фактором, который повлияет на создание позитивного имиджа для района, сделает нас известными. Откуда взять юные дарования? Грешно жаловаться, талантливых ребят и девчат у нас хватает. Достаточно напомнить сенсацию прошлого года, когда весной состоялся первый вернисаж Ирины Пегушиной. Которой, между прочим, всего 15 лет! Пятнадцать лет — это достаточно, чтобы быть состоявшейся личностью. Но это так ничтожно мало, чтобы получить признание. А Пегушина получила.
Итак, есть педагоги, способные взрастить талантливую молодежь. Есть и сама талантливая молодежь. У нее сильна потребность выразить себя в творчестве, включая живопись. Так почему бы не помочь ребятам и их наставникам! Подскажем им путь, организуем их деятельность, создадим условия для роста. Нужен пример?
Ну, скажем, Управление по делам культуры могло бы проводить ежегодный конкурс «Наш район на почтовых марках». Знаете ли, восток Пермского края ни разу не попадал на почтовые марки России и СССР, за исключением одного-единственного случая, о котором нам поведали филателисты. В конце 1950-х гг. в стране вышла марка с видом на один из камней Чусовой. Изображение вышло однотонным и несколько схематичным, отчего трудно сказать, какой же все-таки объект показан на марке. Вероятно, небезызвестный Плакун в соседнем, Чусовском районе.
Что ж, пусть молодые пейзажисты испытают свои силы, попробовав написать такие виды родного района, которые не стыдно было бы разместить на почтовых марках. Итоги конкурса после освещались бы в интернете, на сайтах выкладывались бы фотографии полотен, к обсуждению итогов приглашались бы маститые пейзажисты со всей России. Глядишь, кто-нибудь из именитых живописцев нашел бы себе в районе гениального ученика и зажег бы сверхновую на небосводе искусства.
Вообразите только — лет через десять в одном из поселков появляется туристская тропа с мемориальной доской: «В 2015—2016 гг. здесь создавал свой цикл “Блики на воде” художник П.П. Кисточкин». А в это время заокеанские миллиардеры анонимно предлагают на аукционах бешеные суммы за полотна койвинского цикла, написанные нашим воображаемым Кисточкиным. Очаровательная мечта! Да, и начинается она с малого, с районного конкурса юных пейзажистов.