27 февраля 2013
Веснин Александр Александрович Vesnin Alexander. Автор: Ивасив Александр Иванович
(в альбоме 13 файлов)

Изобразительное искусство / Живопись / Кубизм
Разместил: Ивасив Александр

 

 

 

 

 

Веснин Александр Александрович



Vesnin Alexander



(1883 - 1950)
 

 

 

Александр Александрович [р. 16 (28). V. 1883] - русский советский архитектор и театральный художник. Почётный член Академии строительства и архитектуры СССР (1956). Профессор. Окончил Институт гражданских инженеров в Петербурге (1912).

В театре работал в 1919-25. Оформлял спектакли в Малом т-ре ("Ревизор", 1919; "Женитьба Фигаро", 1920; "Пути к славе" Скриба, 1922), Московском театре для детей ("Жемчужина Адальмины" Топелиуса, 1921).

Увлечение А.Веснина кубофутуризмом и конструктивизмом особенно ярко проявилось в его декорациях к спектаклям моек. Камерного театра, где художник в духе кубофутуризма трактовал формы средневековой готики ("Благовещение" Клоделя, 1920) и классический мир античности ("Федра" Расина, 1922); сложную систему металлических конструкций, лестниц, станков, движущихся тротуаров и лифтов А.Веснин применил в спектакле "Человек, который был Четвергом" Честертона (1923), пытаясь с помощью всех этих элементов воплотить идею "урбанизма", показать мертвящий механизированный мир капиталистического города.

Несмотря на абстрактность, самодовлеющую зрелищность этих работ, в них сказалось большое мастерство А.Веснина, проявившееся в гармонической соразмерности архитектурно-пространстранственных форм его декораций, их внутреннем ритме. Характерные для А.Веснина поиски образной выразительности и эмоциональности определили путь преодоления формалистических заблуждений и приход художника к peaлизму, характеризующему последующий период творчества А.Веснина как архитектора. А.Веснин вёл педагогическую работу (Высший художеств.-технич. институт, б. Вхутемас).
____________________

 


Архитектор Александр Александрович Веснин (1883—1959), брат Л.А. Веснина и В.А.  Веснина с которыми работал тесном творческом содружестве. Учился в институте гражданских инженеров в Петербурге (1901—1912). Участвовал в работе Инхука (Института художественной культуры; 1921—24), входил в архитектурную группу ЛЕФа (1924). Председатель ОСА (1925—1931), ответственный редактор журнала «Современная архитектура» (1926—1930). Преподавал в московском Вхутемасе-Вхутеине (1921—1930) и Московском архитектурном институте (до 1936). Почётный член Академии строительства и архитектуры СССР (1956—1959). Награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями.
 

 

 

 


Александр Александрович Веснин, как и его братья, родился и провел детство на Волге, в древнем русском городе Юрьевце. Окончив Московскую практическую академию, он поступает в Петербургский институт гражданских инженеров (1901 —1912).

Еще со студенческой скамьи А. Веснин делил свои симпатии между архитектурой и живописью. Он был талантливым художником, о чем, например, свидетельствует выполненный им живописный плафон дома Сироткина.

В 1912—1914 годах Александр Александрович работал в мастерской В. Е. Татлина. В первые годы после Октябрьской революции А. А. Веснин выступает главным образом как художник — беспредметная живопись, книжная графика, театральные декорации (в Камерном театре, Малом театре и др.), с 1921 года он профессор живописи и рисунка во Вхутемасе. В эти годы А. А. Веснин принимает активное участие в работе ИНХУКа и в архитектурной группе ЛЕФа, где в тесном контакте («левыми» художниками и теоретиками производственного искусства формируется его творческое кредо как архитектора, положенное затем в основу теоретической концепции архитектурного конструктивизма.

Конструктивизм многое воспринял из теоретических принципов производственного искусства, в котором провозглашались Задачи: создание материальной среды для человека, конструирование полезных вещей.

В апреле 1922 года А. Веснин представил в ИНХУК личное творческое кредо, ряд формулировок которого он уточняет и развивает в июне того же года в записи о задачах художников. В этих документах были сформулированы теоретические принципы раннего конструктивизма — активная роль, созданных художником произведений, подчеркивание конструктивной целесообразности новой формы.

Вокруг А. А. Веснина — лидера архитектурного конструктивизма — в 1923—1925 годах постепенно сплотилась группа творческих единомышленников (в основном из числа студентов архитектурного факультета Вхутемаса, где он возглавляет архитектурную мастерскую), которая в полемике с рационалистами — членами АСНОВА (лидер Н. А. Ладовский) — обратила пристальное внимание на функциональное назначение сооружений как основу формообразования.

Большое значение для формирования эстетического кредо А. Веснина имела его работа над оформлением (1922—1923) спектакля «Человек, который был четвергом» в Камерном театре. А. Веснин создал на сцене обобщенный образ современного города (художественное воплощение идеи урбанизма), использовав каркасные  конструкции, фермы,  консоли, лифты, движущиеся тротуары, различные элементы техники (вращающиеся колеса) и т. д. Эстетизация обнаженной конструкции, которая использовалась и раньше некоторыми художниками (В. Татлин, Л. Попова, Г. Клуцис, А. Экстер и др.), была доведена здесь до уровня новой художественно-композиционной системы. Эта система   приобрела архитектоническую структуру в конкурсных проектах братьев Весниных 1923—1925 годов (Дворец Труда — 1922—1923, московское отделение газеты «Ленинградская правда», ангар для самолетов, здание акционерного  общества «Аркос» — 1924 г., телеграф — 1925 г.), которые сыграли большую роль в формировании нового творческого направления в советской архитектуре. В этих работах оказались как бы слитыми воедино формально-эстетические  поиски А. Веснина и практический опыт его старших братьев. Все это придало новое качество этим произведениям Весниных, существенно отличавшимся (особенно по подходу к решению художественных задач) от более ранних проектов и построек В. и Л. Весниных.

Во второй половине 20-х годов мастерская А. Веснина на архитектурном факультете Вхутемаса—Вхутеина становится не только местом подготовки сторонников нового направления, но и своеобразной лабораторией творческих поисков в области формообразования.

Выполненные под руководством А. А. Веснина курсовые и дипломные работы студентов (А. Бурова, М. Барща, М. Синявского, И. Леонидова и др.) способствовали обогащению профессиональных средств и приемов конструктивизма.

В 30-е годы А. Веснин активно участвовал в творческих дискуссиях, последовательно отстаивая творческие принципы конструктивизма. Он серьезно занимается в 30-е годы теоретическими проблемами (взаимосвязь формы и содержания, пути освоения архитектурного наследия). А. Веснин еще и еще раз тщательно анализирует выработанные под его руководством в 20-е годы творческие принципы конструктивизма, отделяя в них то, что, по его мнению, прошло проверку временем, от того, что требует дальнейшего уточнения или не подтвердилось на практике.

Представляют интерес высказывания Л. Веснина (а также и В. Веснина) о закономерностях формообразования в архитектуре, о взаимоотношении в архитектуре всеобщего и временного (характерного для определенной исторической эпохи), о роли отдельных средств архитектурной композиции, о простоте и сложности, о значении пространства, о взаимоотношении функции и формы и др.

Большое уважение вызывает бескомпромиссная оценка А. Весниным эклектических тенденций в советской архитектуре 30-х годок и защита художественных ценностей поной архитектуры и ряда конкретных произведений ее наиболее талантливых представителей (Ле Корбюзье, Райта, Леонидова) в тот период, когда в советской архитектуре на передний план выходило освоение классики.
 

 

 

« вернуться

Рейтинг 0 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 13 из этого альбома
"Плоскостной этюд"
"Эскиз декорации к "Жемчужине Адальмины" Топелиуса"
"Композиция"
"Беспредметная композиция"
"Обложка каталога"
"Цветовая композиция" 2
"Графическая композиция"
"Живописная композиция" 1
"Живописная композиция" 2
"Живописная композиция" 3
"Живописная композиция" 4
"Сценическая установка к скетчу Честертона «Человек, который был четвергом»"
"Проект художественного оформления массового действа в честь третьего конгресса Коминтерна"
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования