27 февраля 2013
Виже-Лебрен Мари-Луиза-Элизабет Vigee-Lebrun, Marie-Louise-Elisabeth. Автор: Ивасив Александр Иванович
(в альбоме 59 файлов)

Изобразительное искусство / Живопись / Портрет
Разместил: Ивасив Александр

 

 

 

 

 

Виже-Лебрен Мари-Луиза-Элизабет



Vigee-Lebrun, Marie-Louise-Elisabeth



(1755 - 1842)

 




Елизабет Луиз Лебрен (de Lebrun, 1755-1842, урожденная Виже) - французская портретистка, дочь незначительного живописца; родилась в Париже. В раннем детстве начала учиться рисованию у своего отца, а после его смерти, когда ей еще не минуло девяти лет, брала уроки живописи у Г. Бриара, занималась в луврской галерее копированием и пользовалась советами Дойена, Грёза и Ж. Верне.

 

 

 

 

 

При всем том она не имела возможности довершить свое художественное образование надлежащим образом, будучи принуждена трудиться из-за денег. Ее мать, женщина пустая и расточительная, в 1776 году выдала ее замуж за живописца, гравера и торговца картинами Лебрена, дела которого, на вид блестящие, оказались расстроенными, и который повел за счет жены-артистки открытую жизнь, отбирал у нее все ее заработки, предоставляя ей за то полную свободу поведения и сношения с людьми.

Не пользуясь супружеским счастьем, художница искала утешения в кругу образованных и светских людей, старалась совершенствоваться в искусстве и вскоре приобрела обширную практику среди аристократов. В 1783 году, за написанный ею с самой себя портрет, парижская академия приняла ее в свои члены. Она попала в большую милость к королеве, которая дала ей титул своей первой портретистки, пела с ней дуэты, брала ее с собой на прогулки, сделалась почти ее другом.

Первые признаки готовившейся вспыхнуть революции побудили Лебрен покинуть Францию. Она отправилась в Италию, где встречали ее повсюду с триумфом, а болонская и пармская академии избрали ее в свои члены. Из Италии она перебралась в Вену и пробыла тут около трех лет, а затем, через Прагу, Дрезден и Берлин, направилась в Петербург, куда и прибыла летом 1795 года.

Везде принимали ее с таким же энтузиазмом, как и в Италии: государи, члены их фамилий, знать, богатые любители художеств окружали привлекательную артистку всевозможным вниманием и спешили заказывать ей портреты, вознаграждая ее за них щедрой рукой, а академии подносили ей членские дипломы. В Петербурге Лебрен провела 6 лет, отлучившись отсюда только однажды на полгода в Москву.

Следами ее пребывания в России остались многочисленные портреты, рассеянные теперь по императорским дворцам и аристократическим домам. Между прочим, ею написаны портреты императрицы Марии Федоровны (находится в эрмитажном павильоне), цесаревны Елизаветы Алексеевны (в Романовской галерее Зимнего дворца), великих княжен Александры и Елены Павловен, Станислава Понятовского, графа Толстого и многих других. По случаю принятия своего, в 1800 году, в почетные вольные общники нашей академии, она принесла ей в дар свой портрет собственной работы, находящийся доныне в зале заседаний академического совета.

В 1801 году Лебрен возвратилась в Париж, но ненадолго, и, пустившись снова в путешествие, посетила Англию, Голландию и дважды Швейцарию. Окончательно вернувшись во Францию в 1809 году, она поселилась в Марли, где, окруженная довольством и почетом, продолжала заниматься живописью до глубочайшей старости. По списку, составленному ею самой, из-под ее кисти вышло 662 портрета, 15 картин исторического и аллегорического содержания и 15 пейзажей. Достоинства ее произведений, в особенности портретных, составляют изящный и вообще исправный, хотя нестрогий рисунок, несильный, но приятный и гармоничный колорит и ловкий, свободный прием письма. Чрезвычайно любопытны ее мемуары, вышедшие впервые в свет в 1835 году под заглавием: "Souvenirs de ma vie", и перепечатанные потом несколько раз.

_________________________

 

Мари Луиза Элизабет Виже (Marie-Louise-Élisabeth Vigée) родилась в 1755 году в французской столице Париже (Paris, France). Была она дочерью не слишком известного художника Луи Виже (Louis Vigée) и его жены, которая работала парикмахером. Рисованию девочка начала учиться с раннего детства, ее наставником выступал отец, а после его смерти (Луизе было тогда 12 лет) она занималась в галерее Лувра. К подростковому возрасту девушка рисовала портреты уже почти профессионально, при этом формального образования она так и не имела. Впрочем, это не мешало Луизе зарабатывать своим искусством.


7 августа 1775 года Луиза вышла замуж за Жан-Батиста Пьера Лебрена (Jean-Baptiste-Pierre Le Brun), живописца, гравера и торговца картинами. Известно, что инициатором этого замужества стала ее мать, а Луиза лишь покорилась ее воле, но о счастье в супружеской жизни речи все же не шло. Впрочем, влияние мужа помогло ей войти во многие аристократические дома. Она много работала, помогая мужу, дела которого, как оказалось, шли вовсе не блестяще, однако талантливая Луиза была рада иметь побольше работы, которая отвлекала ее от жизненных неудач.


Вскоре последовал и судьбоносный для молодой художницы заказ - ее пригласили в Версаль (Palace of Versailles) рисовать портрет самой королевы. Мария Антуанетта (Marie Antoinette) портретом осталась чрезвычайно довольна, и наградой художнице стало принятие ее в 1783 году в члены Королевской академии живописи и скульптуры (France's Académie Royale de Peinture et de Sculpture). Кроме того, Мария-Антуанетта вообще оказала художнице множество любезностей – она приблизила ее к себе, и, кроме титула первой портретистки, Луиза проводила много времени с королевой – пела с ней дуэты, выходила на прогулки.


Начиная с 1780-х Виже-Лебрен много путешествовала по Европе, и во время этих поездок она написала множество весьма важных портретов, в том числе королевских особ и высшей европейской аристократии. Следует сказать, что к тому времени художница уже была весьма знаменитой, и ее повсюду принимали с настоящим триумфом. Она стала членом художественных академий нескольких стран.


 12 февраля 1780 года Виже-Лебрен родила дочь, которую назвали Жанна Джули Луис (Jeanne Julie Louise), сама Луиза называла дочку Джулией.
Вспыхнувшую во Франции революцию Виже-Лебрен переждала за границей, в том числе провела более пяти лет и в России.


Во Францию она вернулась лишь в начале 1800-х.


Позже она жила, окруженная уважением и славой, работала над портретами до глубокой старости, а, кроме того, писала мемуары. Впервые ее мемуары вышли в 1835-м, называлась книга 'Souvenirs de ma vie', а впоследствии ее несколько раз переиздали.


По собственному списку Виже-Лебрен, она стала автором 662 портретов, 15 картин исторического и аллегорического содержания и 15 пейзажей.
Стиль художницы принято характеризовать как изящный и очень добротный рисунок, с приятным и очень гармоничным колоритом и свободным приемом письма.


Очень известным полотном Виже-Лебрен стал ее автопортрет, названный 'Автопортрет с палитрой' 1790 года. Сегодня эта картина находится в Галерее Уффици во Флоренции. На этой картине художница изображена с кистью в руке перед холстом, а работает она как раз над одним из тех портретов, которые сделали ее знаменитой. Известно, кстати, что была Луиза женщиной незаурядной красоты со спокойным взглядом и просто обворожительной улыбкой.


Другие известные работы кисти художницы – 'Мария-Антуанетта, королева Франции', 1786; 'Юбер Робер', 1788; 'Принц Генрих Любомирский в образе Гения', 1789; 'Мадам де Сталь', 1809.


Скончалась Луиза Элизабет Виже-Лебрен 30 марта 1842 года в Лувесьене (Louveciennes). На момент смерти великой портретистке было 86 лет.
В конце жизни она написала мемуары «Воспоминания о моей жизни» (изданы на русском языке).

______________________

 

Краски Луизы Виже-Лебрен



  Мари Элизабет Луизу Виже-Лебрен (1755-1842), придворную художницу французской императрицы Марии-Антуанетты, называли «художником красоты и ее воплощением». Во времена, когда женщин-художниц не признавала Академия художеств и открыто презирали коллеги-мужчины, хрупкая дама не только добилась успеха, но заработала своими картинами состояние.

 



У подножия трона

 

С раннего детства дочь не слишком известного художника Луи Виже мечтала с помощью красок создать собственный мир гармонии и красоты. Отец умер, когда Луиза была подростком. Мать вскоре вышла замуж вторично, предоставив ей учиться живописи с тем, чтобы дочь могла сама зарабатывать.

 

К 15 годам юная художница уже имела круг заказчиков из высшего общества, но ей хотелось большего. Ключом к Версалю стал ее брак с торговцем произведениями искусства Жаном Батистом Лебреном. Честолюбивая девушка трезво просчитала все выгоды этого союза и не ошиблась: муж употребил свои связи, чтобы Луизу пригласили ко двору - писать портрет королевы. «Мария-Антуанетта была высока ростом и великолепно сложена, будучи несколько полноватой, но не чрезмерно», — напишет Луиза о венценосной модели.
 Во время сеансов молодые женщины беседовали и нашли в своих судьбах много сходного: одногодки, обе не слишком счастливы в браке и стремятся к красоте во всех ее проявлениях. Зарождавшуюся дружбу укрепили разговоры о нарядах, шляпках и украшениях во время совместных прогулок по окрестностям Парижа.

 

За первым заказом немедленно последовал второй, потом - третий. Этому способствовало и основное правило Виже-Лебрен - молчать обо всем, что она видела или слышала во дворце.
 В негласной борьбе с конкурентами Луиза сделала своим оружием «комплекс услуг»: художница причесывала заказчиц и придумывала фасоны нарядов, которые лично кроила. Постепенно она сделалась законодательницей моды. Свободные платья, в которых они



разгуливали с королевой по Трианону, отказавшись от кринолинов и фижм, и соломенные шляпки, вытеснившие перья и драгоценности в волосах, немедленно копировались модницами. «Моя прическа мне ничего не стоила, - писала она в одном из писем, - я сама устраивала свои волосы, украшая их обыкновенно муслиновым платком...». Именно мадам Виже-Лебрен мы обязаны непреходящей модой на матросский костюм в детском и женском гардеробах.
Способствовали растущей популярности и экстрасенсорные способности художницы: «Я редко ошибалась в своих предсказаниях» глядя на выражение лиц своих визави». Стало легендой, как по тусклому левому глазу короля Польши она предсказала его близкую смерть.

 

 


 Своя среди чужих

 

Вопреки сопротивлению главы Королевской академии живописи и архитектуры, по личному распоряжению короля мадам Виже-Лебрен стала членом этого почтенного учреждения. Потерпев поражение в попытках доказать бездарностьхудожницы, недоброжелате­ли взялись чернить ее репутацию. Они распускали слухи о многочисленных лю­бовниках красавицы, одним из которых якобы был министр финансов Калонн, дававший ей десятки тысяч франков из королевской казны только на знаменитые «греческие вечера», которые она устраивала. Кроме того, ученые мужи нанимали всякий сброд, чтобы забрасывать нечистотами новый дом художницы. А в 1787 году в Салоне Лувра отказались выставить написанный ею портрет Марии-Антуанетты.


 Луиза понимала: она - подруга ненавидимой народом австриячки, агрессия толпы растет, и взрыв неизбежен.



Портрет фаворитки французского короля Людовика XV мадам дю Барри она писала летом 1789 года под грохот пушек. В ночь с 5 на 6 октября 1789 года, когда королевскую семью принудительно вернули в Париж, художница сочла во благо дочери-подростка Жанны-Жюли покинуть столицу. Вместе с гувернанткой они переоделись работницами и отправились в изгнание.

 

 

 Шесть «русских» лет

 

Все ужасы Французской революции, как это ни парадоксально звучит, принесли Виже-Лебрен еще большую славу. Ее как близкую подругу мученицы-королевы Марии-Антуанетты с почетом принимали европейские монархи.
 Екатерина II, люто ненавидевшая якобинцев, оказывала любезный прием изгнанникам и, в числе других, пригласила Виже-Лебрен к своему двору, куда Луиза и прибыла 25 июля 1795 года.

 

Во время аудиенции художница отметила чрезмерную полноту императрицы, «но еще красивое лицо, обрамленное седыми волосами, придававшими ее облику совершенство». Государыня предложила изгнаннице поселиться в Царском Селе, однако апартаменты во дворце не выделила. В чем Луиза справедливо усматривала придворные интриги.

 

В воспоминаниях о последнем фаворите императрицы она напишет: «Зубов меня не любил». Луиза не переносила, когда во время работы к ней приходили гости, желавшие взглянуть на ее картины, поэтому она установила приемные часы. Ловкий царедворец туг же нажаловался императрице - мол, у госпожи Лебрен тоже свой двор, она, подобно своей покровительнице, дает аудиенции.

 

Екатерина II, не терпевшая соперничества, отомстила, разругав в письме к одному из парижских друзей работу Виже-Лебрен: «Последовательница Анжелики Кауфман пробует свои кисти и начинает писать великих княжон Александру и Елену... Госпожа художница заставляет обеих скорчиться на диване, сворачивает шею младшей, придает обеим вид мопсов, греющихся на солнце...».

 

 Престарелая императрица не принимала свежие веяния в моде и не на шутку рассердилась, когда на один из балов супруга ее внука Александра, великая княгиня Елизавета, явилась в платье, больше похожем на ночную сорочку, фасон которого сочинила француженка. Это не помешало великой княгине заказать еще несколько своих портретов и... попросить о новых моделях нарядов.

 



«Не смею...»

 

Луиза получила звание почетного вольного общника Императорской Академии художеств и множество заказов от царской семьи и знати. За каждый портрет (из более чем 50 написанных ею в России) художница запросила около четырех тысяч рублей, что было по тем временам невероятно огромной суммой.

 

Приехав в Москву в октябре 1800 года, прагматичная дама пожаловалась графине Екатерине Строгановой на проблемы с жильем, и графиня сразу же ответила, что у нее есть прелестный и никем не занятый дом, в котором она и попросила свою гостью остановиться. В качестве благодарности (и сэкономив приличные деньги!) художница написала портрет дочери Строгановой.
 Пребывание Луизы в России совпало с огромными историческими переменами: эпоха Екатерины II сменилась павловской, а затем и александровской. Ее глаз профессионала отмечал в новом императоре: «Павел был чрезвычайно уродлив. Плоский нос и очень большой рот с очень длинными зубами делали его похожим на голову смерти».



 Есть легенда, что художница не справилась с поручением государя нарисовать панораму Москвы с высоты Воробьевых гор. Якобы час она простояла в молчании, затем бросила палитру и мелодраматически произнесла: «Не смею...».

 

 В Москве же она узнала страшные подробности гибели Павла I и заметила: «Я твердо убеждена, что Александр ничего не знал о попытке покушения на жизнь отца».



В светских салонах ее принимали как желанную гостью. Графиня Варвара Головина писала:  «Эта прелестная женщина блещет остроумием и различными талантами». Однако теплый прием не помешал иностранке рассказывать позже, что придворные русские дамы оставляют драгоценности на подоконниках распахнутых окон дворцов в полной уверенности, что от воров их оберегают Николай-угодник и Дева Мария. О жизни же простых людей мадам Виже-Лебрен не знала практически ничего. По ее наблюдениям, здесь «никогда не увидишь пьяного». И с чистой совестью утверждала: русский народ трудолюбив, не ворует и мягок нравом, а также русские «проворны, умны, познают ремесла чрезвычайно легко, многие даже добиваются успехов в искусствах».

 



Прижизненный классик

 

Луизу все сильнее беспокоили семейные проблемы. Подросшая дочь против воли матери вышла замуж за Гаэтана Бернара Нигриса - всего лишь секретаря директора Российских императорских театров. В знак протеста художница уехала из страны.

 

За годы, проведенные в России, Виже-Лебрен стала настолько популярна, что сам Александр Пушкин упомянул о ней в «Пиковой даме» - в спальне старой графини Гёрманн видит «два портрета, писанные в Париже m-me Lebrun. Один из них изображал мужчину лет сорока, румяного и полного, в светло-зеленом мундире и со звездою, другой - молодую красавицу с орлиным носом, с зачесанными висками и с розою в пудреных волосах».

 

 К началу 1830-х годов Луиза отходит от живописи и погружается в мир прошлого, создавая мемуары. Не доверяя будущим биографам, она составила список собственных работ и включила туда 662 портрета, 15 картин исторического и аллегорического содержания и около 200 пейзажей. «Все, что я пережила, убеждает меня в том, что мое единственное счастье заключено в живописи», - подытожит Луиза Виже-Лебрен свою долгую жизнь.

 

Элла ФУРМАНСКАЯ

 

 

 

« вернуться

Рейтинг 575 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 59 из этого альбома
"Портрет Великой княжны Елизаветы Алексеевны"
"Портрет князя А.Б. Куракина"
"Портрет графини Екатерины Скавронской"
"Портрет графини Варвары Головиной"
"Автопортрет"
"Портрет графини Анны Сергеевны Строгановой с сыном"
"Портрет Марии Антуанетты"
"Автопортрет"
"Портрет Этьена Виже (брата художницы)"
"Портрет мадам де Сталь в виде Коринны"
"Портрет графа Григория Ивановича Чернышева с маской в руке"
"Портрет графини Буке"
"Портрет маркизы Габриэллы Ролан"
"Автопортрет с дочерью"
"Маркиза де Пезе и маркиза де Руже с двумя сыновьями"
"Принц Генрих Любомирский во славе"
"Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны"
"Портрет дочерей императора Павла I"
"Королева Мария-Антуанетта"
"Императрица Мария Федоровна"
"Portrait of Izabela Lubomirska (Elizabeth Czartoryska) The Blue Marquise"
"Portraits of Louise Augusta, Queen of Prussia"
"Portrait of a Young Woman"
"Andre-Hercule de Fleury"
"Countess Anna Ivanovna Tolstoy"
"Bacchante"
"Madame Grassini in the Role of Zaire"
"Elizabeth Alexeievna (Louise of Baden)"
"Автопортрет"
"Lady Hamilton"
"Lady Hamilton"
"Портрет герцогини Орлеанской"
"Мария-Антуанетта и её дети"
"Antoinette-Elisabeth-Marie d,Aguesseau, comtesse de Segur"
"Claude Joseph Vernet"
"Hubert Robert, Artist"
"Madame du Barry, maitresse de Louis XV"
"Мадам Дюбарри"
"Woman,s Head"
"Princess Louise Radziwill Hohenzollern"
"Stanislaw August Poniatowski aka Stanislas Auguste II, roi de Pologne"
"Flora aka Hebe"
"Elisabeth Philippine Marie Helene de France dite "Madame Elisabeth", soeur du roi Louis XVI"
"Мадам Пережо"
"Portrait of Madame Grand"
"The Daughter,s Portrait"
"Madame d,Aguesseau de Fresnes"
"The Genius of Alexander"
"Portrait of Caroline Murat with her daughter, Letizia"
"Portrait of Anna Pitt as Hebe"
"Автопортрет с дочерью"
"Self-Portrait"
"Moritz von Fries,c"
"Виконтесса Водрей"
"Наталья Ивановна Куракина (урожденная Головина)"
"Портрет князя Ивана Ивановича Барятинского"
"Евдокия Ивановна Голицына - Флора"
"Портрет дочери Жюли"
?
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования