28 февраля 2013
Виллевальде Богдан Павлович Villevalde Bogdan. Автор: Ивасив Александр Иванович
(в альбоме 29 файлов)
Изобразительное искусство / Живопись / Батальный жанр
Разместил: Ивасив Александр
Виллевальде Богдан Павлович
Villevalde Bogdan
(1818 - 1903)
Б.П.Виллевальде, получивший художественное образование в Петербургской Академии Художеств (1838-42), своим поприщем избрал батальный жанр - очень почетный в эпоху Николая I. Навыки живописи такого рода он усвоил у своего учителя, А. И. Зауервейда.
Всю жизнь Виллевальде писал эффектные большие картины, посвященные историческим победам русского оружия, а также официальным событиям - торжественному открытию памятника "Тысячелетие России" в Новгороде или въезду императора Александра II в Москву для коронации. Все же ему удалось и слегка подновить батальный жанр.
Он гораздо чаще, чем было принято до тех пор, обращался к современности или самой близкой истории; так, он не раз запечатлевал события трудно и долго тянувшейся кавказской войны (1817-64). Следуя общей тенденции своего времени и, очевидно, собственной склонности к бытовому реализму, художник старался по мере сил преодолевать помпезность и парадность.
Он часто выезжал на места боевых действий, набираясь впечатлений, необходимых для правдивого изображения реальности. От широких картин сражений Виллевальде довольно охотно переходил к воссозданию мелких, частных эпизодов, позволяющих пристальнее вглядываться в происходящее ("Эпизод из русско-венгерской войны", 1872; "Сражение при Быстрице", 1881; "Батальный этюд", "Голова военного", обе 1880-е, и др.).
В последние два десятилетия жизни Виллевальде фактически преступил границу батального жанра в серии небольших полотен, посвященных походу русской армии в Западную Европу в 1813-15 гг.; здесь он с сочувствием и порой с незатейливым юмором живописал взаимоотношения, складывавшиеся между русскими солдатами и местными жителями.
___________________
Лариса Бардовская
фото Ирины Туминене
Готфрид Виллевальде — живописец имперского официоза
Утрата царскосельскимими дворцами своего уникального убранства и многих произведений искусства, отражавших вкус, пристрастия и индивидуальность императорской семьи, связана не только с разрушительными последствиями оккупации Царского Села в период Великой Отечественной войны. Процесс утрат начался гораздо раньше. Сразу после революции царскосельские дворцы были национализированы и превращены в музеи. Благодаря этому были спасены от гибели и разрушения их уникальная архитектура, бесценные памятники культуры и произведения искусства. Но одновременно, в результате музеефикации резиденции российских императоров, проводившейся в атмосфере дискредитации института монархии со стороны советской власти и господства в идеологии «классового подхода», определявшего «от какого наследства мы отказываемся», из убранства дворцов было изъято в хранилища множество произведений искусства, носивших явный отпечаток придворной жизни и принадлежности монархической власти.
В 1928 году из парадной анфилады Царскосельского дворца был убран целый программный цикл крупноформатных живописных полотен. Размещавшиеся в главной парадно-церемониальной части дворца, эти произведения были посвящены знаковым событиям царствования Александра II, и их заказчиком был непосредственно император. Что это за произведения, по каким поводам они создавались и кто был их автор?
В августе 1856 года состоялся торжественный въезд в Москву для коронования на царствование их императорских величеств: Александра Николаевича и Марии Александровны. Для России это было важнейшее политическое событие, и тогда еще великий князь Александр Николаевич поручил художнику Готфриду Виллевальде запечатлеть его на полотне. Художник закончил это громадное (374 х 489) полотно, которое называлось «Торжественный въезд Их Императорских Величеств в Москву перед Священным
коронованием 17 августа 1856 года» (1859). В отчете Императорской Академии Художеств сообщалось, что профессор Виллевальде, за окончание этой картины, «Всемилостивейше награжден орденом Св.Станислава 2-ой степени».
Монументальное полотно Виллевальде следовало традиции репрезентативных работ Франца Крюгера «Парад в Берлине» (1824) и Григория Чернецова «Парад на Царицыном лугу» (1837). Художник избрал для картины наиболее величественный момент: великий князь Александр Николаевич въезжает в ворота древнего Кремля, за ним следует блестящая свита, уже прозвучали фанфары — сигнал к началу торжественного молебна и церемонии, после которой Александр выйдет из Кремля уже императором.
Виллевальде создал сложный, многофигурный, виртуозно написанный групповой портрет царственных особ, сановников, полководцев, представителей всех сословий российского государства от правящей элиты и до простых горожан. На монументальном полотне изображено около 200 человек, причем 82 из них имеют точное портретное сходство, что сделало произведение бесценным источником иконографии государственных деятелей Российской империи.
Композиция картины выстроена не только согласно академическим канонам, но и в соответствии с придворным протоколом. Множество изображенных государственных деятелей написаны с учетом их сословной иерархии, в соответствующих случаю мундирах, в наборе орденов. В соответствии с заказом и сложившейся традицией на картине выделены главные действующие лица — император и царственные особы, полководцы, коронационный поезд. В торжествах участвовала мать великого князя — вдовствующая императрица Александра Федоровна, прибывшая на Красную площадь в карете, с соответствующими ее сану почестями.
Важное документальное значение имеют портреты детей, сидящих на лошадях тесной группой, в непосредственной близости от императора: это наследник-цесаревич Николай Александрович, его братья Александр Александрович и Владимир Александрович, двоюродные братья. Каждое изображение — миниатюрный портрет. Отчетливо написаны ордена, кресты, знаки отличия каждого портретируемого. Виртуозно передан блеск металла на солнце, переливающиеся разными цветами перья плюмажей, сверкающие золотом эполеты, аксельбанты, кокарды. Совершенно особые впечатления оставляют холеные лошади под нарядными седоками. Виллевальде изображает лошадей почти в каждой своей картине, он изучил их не только как художник, но и как ученый. Головы лошадей выписаны им с той же тщательностью, что и лица сановников.
Картина вызвала восхищение современников. По личному распоряжению императора она заняла место в парадной анфиладе Екатерининского дворца, где ее видели все высокопоставленные гости, дипломаты, многочисленные родственники. Положение художника, уже имевшего придворное звание и класс в Академии художеств, еще более упрочилось: впредь он должен был исполнять все официальные заказы, например такие, как «Сражение с польскими войсками в 1863 году» (1869) или «Эпизод из франко-прусской войны 1870–1871 годов» (1873).
Художник, с детства знакомый с будущим царем, прекрасно знал придворно-аристократический мир, его потребности и запросы. Постоянно работая над сюжетами военной и политической истории России, вращаясь в среде придворной аристократии, художник сам принадлежал придворному кругу. Сын богатого иностранца из Баварии, Готфрид Виллевальде родился в городе Павловске в 1818 году. В детстве он уже был знаком и играл с молодыми великими князьями. С 1838 по 1842 год учился в Петербурге в Академии художеств у знаменитого Карла Брюллова (1799–1852), а затем у А. И. Зауервейда, который обучал рисованию императорских детей. Получив большую золотую медаль и звание художника за программу «Сражение при Фершампенуазе» (1842, ГЭ), Виллевальде продолжил свое обучение за границей и находился там до 1845 года. Он был вызван в Санкт-Петербург по распоряжению Николая I для того, чтобы закончить работы своего учителя для императорского двора: «Бой при Кульме», «Битва под Лейпцигом», «Взятие Парижа». В 1848 году Виллевальде получил звание профессора II степени по батальной живописи и с этого времени изображал деятельность русской армии в различных походах и кампаниях. Им были написаны: «Сражение при Гиегюбеле 16 августа 1813 года» (1848), «Эпизод из венгерской войны» (1848), «Эпизод из франко-прусской войны» (1870), «Атака лейб-гусар под Варшавой в 1831 году» (1872), «Русские войска на Монмартре» (1880), «Сегодня ты, а завтра я! Кульм, 1813» (1886), «Казаки и башкиры в Кельне в 1815году» (1887).
Находясь в действующей армии, Виллевальде делал зарисовки и этюды, по которым впоследствии выполнял свои многочисленные картины. Получив заказ на «Пленение Шамиля», он отправился на Кавказ для «снятия видов». Его пребывание в Дагестане воплотилось в две сотни рисунков и акварелей, имеющих огромное историко-художественное значение. Одновременно художник преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художников (1840–1842) и в Академии Художеств (1848–1894). За свою работу был удостоен в 1859 году звания профессора I степени, в 1888 году — заслуженного профессора.
В 1867 году Виллевальде экспонировал свои картины на Всемирной выставке в Париже, затем в Вене (1873), в Антверпене (1885), в Берлине (1886). Его работы неизменно привлекали к себе внимание, им посвящались монографические обзоры, неизменно благожелательные. Художнику принадлежит заслуга упрочения, развития школы русских баталистов и утверждение батальной живописи как самостоятельного жанра в русском искусстве. Среди его учеников были известные в то время художники: П.Н.Грузинский, Н.А.Зауервейд, А.И.Шарлемань, К.Н.Филиппов, Н.Г.Шильдер, В.И.Штернберг.
После успеха первого официального полотна последовали последующие заказы Двора. Вскоре после коронации Александра II состоялось очередное важное событие придворной жизни: 8 сентября 1859 года, в день своего совершеннолетия, старший сын императора великий князь Николай Александрович принял присягу и стал наследником российского престола.
Акт принесения присяги наследником являлся важным государственным событием в империи. Александр II поручил живописцу запечатлеть этот момент на картине подобно тому, как в свое время его отец заказал художнику А.Лядюрнеру изобразить момент его собственной присяги1.
По церемониалу гражданская присяга приносилась в церкви Зимнего дворца. Из церкви шествие направилось в Георгиевский зал, где цесаревич у трона под знаменем Атаманского своего имени полка принес воинскую присягу на верность службы Государю и Отечеству. Он повторил слова присяги за протопресвитером Бажановым. После этого последовали поздравления от высших сановников.
На картине, называвшейся «Присяга Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича Николая Александровича в Георгиевском Тронном зале Зимнего дворца. 8 сентября 1859 года» (1861; 256х322), изображены первые чины Двора, свита, дипломатический корпус, император Александр II, императрица Мария Александровна, великие княжны и князья. Акт присяги с подписью наследника был вручен министру иностранных дел князю А.М.Горчакову. Этот торжественный момент запечатлен на картине. Здесь так же как, и в предыдущем произведении, художник создает тщательно выписанный групповой портрет придворных чинов. Это ближайшее окружение императора Александра II, пользовавшееся его неограниченным доверием.
Образы самого императора Александра II и Марии Александровны, государственных и общественных деятелей, членов императорской семьи и придворных отличаются живой трактовкой. Роскошные драгоценности, пышные нарядные платья вносят яркий аккорд в настрой картины.Тогда ничто не предвещало драмы, которая постигнет семью через шесть лет.
С 1861 по 1864 год Никса, как звали при дворе наследника, совершил путешествие по России, которое стало для него знакомством со страной и заключительным этапом его образования. Его сопровождала немногочисленная свита из учителей и наставников. В июне 1864 года наследник покинул пределы России, которую ему уже не суждено было увидеть вновь. Первой целью путешествия был г. Киссинжен в Германии, где отдыхала императрица-мать в окружении многочисленного светского общества и где Никса подружился с Людовиком Баварским, который, как уже тогда считали, был одержим неизлечимым душевным недугом, приведшим его к безумию и самоубийству. Николай Александрович объехал всех своих немецких родственников. Затем он приехал в замок Фреденборг (рядом с Копенгагеном) — резиденцию датской королевской фамилии. Этот визит был целью всей поездки, так как Никса здесь встретил свою невесту принцессу Дагмар. Через несколько дней он отправился к родителям, которые поджидали его в Дармштадте и попросил у них благословения на брак, получил его и снова отправился в Копенгаген просить руки юной принцессы. Предложение было принято, последовали многочисленные приемы и праздники, на которых среди прочих присутствовали принц Уэльский — будущий король Эдуард VII и его жена — старшая сестра невесты. Продолжая путешествие через юг Германии, Тироль и Италию (Венецию, Турин, Милан, Геную), он решил прервать поездку и заехать к матери, которая находилась в Ницце. 13 ноября он приехал на виллу Бермонд и, пробыв здесь несколько дней, в соответствии с графиком путешествия под именем графа Северного (псевдоним, которым пользовался во время своего путешествия по Италии великий князь Павел Петрович) отправился в Ливорно, Пизу, Флоренцию. Здесь Никса слег в постель из-за сильнейших болей в позвоночнике. В январе 1865 года он переезжает в Ниццу, где ему назначают лечение лучшие врачи Франции — Нелатон и Рейтер, посланные для консультации императором Наполеоном III. Пресса печатала в бюллетенях сообщения, которые должны были успокоить общественное мнение. «…Состояние Великого князя не внушает опасения…» — сообщала также газета «Русский инвалид» и «Национальная газета» ежедневно в Россию.
16 апреля 1865 года состояние юноши резко ухудшилось. Были вызваны родственники из Петербурга, вместе с матерью из Дании приехала невеста Дагмар.
24 апреля 1865 года цесаревич скончался. Его тело было перевезено на фрегате «Александр Невский» в Петербург. Историк И. М. Стасюлевич выразил общее мнение, написав в некрологе: «Сегодня мы оплакиваем смерть не просто человека. Умерла юность, красота, едва начавшаяся первая любовь. Этот молодой человек олицетворял надежду на будущее миллионов людей. Это — честь, доброта, обходительность, дух справедливости. Это символ всего того, что нам дорого и свято на этой земле…» Императорская семья не сразу вернулась в Россию. Потрясение и переживания не демонстрировали никому: месяц они провели в тихом замке Югенхайм около Дармштадта. Туда же приехала и принцесса Дагмар. На семейном совете было принято важное решение: о ее браке с братом Никсы — Александром и о его назначении цесаревичем — наследником русского престола. 24 мая 1865 года император Александр II и императрица Мария Александровна возвратились в Царское Село. Было приказано, чтобы никакие церемонии не сопровождали их приезд. В семье царил траур.
В апреле 1865 года император подписал Манифест, извещавший о кончине наследника и одновременно о провозглашении новым наследником престола и цесаревичем Великого Князя Александра Александровича — своего второго сына.
20 июля 1866 года состоялось торжественное принесение присяги великим князем Александром в соответствии с вышеописанным церемониалом. Этому событию посвящена картина Виллевальде «Присяга Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича Александра Александровича в Георгиевском Тронном зале Зимнего дворца» (1867; 256 х 322).
На картине изображены почти те же лица свиты, те же придворные чины, но уже в других, более высоких званиях, изменившиеся и заметно постаревшие. Особенно заметны изменения в лице императрицы Марии Александровны, сильно болевшей после смерти сына и не оправившейся от этого удара судьбы.
Портретный ряд очень интересен, например изображение слева князя А.М.Горчакова, портреты Михаила, Константина, Николая Николаевичей, Владимира, Алексея, Сергея, Павла Александровичей. В этом полотне композиция почти точно повторяет предшествующую. Вероятно, художник писал это полотно под влиянием общего настроения; как бы неохотно, не сочувственно, но вынужденно: «Объявлен был новый Цесаревич, но об нем даже неохотно и говорили... Его вообще мало знали и не скрывали опасения за будущее...»2
Когда закончилась длившаяся долгие десятилетия Кавказская война, следующим крупным живописным произведением, написанным по императорскому заказу, стала картина «Пленение Шамиля». (1863; 392х250). В 1864 году картина была представлена государю императору. Произведение сразу же было размещено в интерьере гостиной Екатерининского дворца — Малой Белой столовой.
Картина Виллевальде воспроизводит заключительное событие Кавказской войны, когда Шамиль — вождь и объединитель горцев Дагестана и Чечни в их борьбе с Россией за независимость, с 1830-х годов возглавивший войну кавказских народов за независимость, 25 августа 1859 года при штурме горы Гуниб был пленен главнокомандующим русской армией на Кавказе А.И.Барятинским.
На заднем плане в дымке предстает, как мираж, селение Ведено. Картина статична, и в то же время она вызывает ощущение напряженности и тревоги. Правдивы и реалистичны типы людей, различных по социальному положению, возрасту, одеждам, с мужественным спокойствием совершающих церемонию сдачи. Голые склоны гор, сумрачное небо, тучи — гамма сероватых, голубоватых и коричневых тонов, на фоне которых чернеют мундиры — весь образный и красочный строй картины создает впечатление важного и драматичного события.
Над этим огромным холстом мастер работал, как всегда ,обстоятельно: побывал на Кавказе, много там рисовал. Художник сделал огромное количество набросков, рисунков, этюдов, таких как «Пленный Шамиль перед главнокомандующим князем Барятинским на Гунибе»; «Марш русского отряда на Ведено, при Чесне, под командованием генерала Евдокимова»; «Взятие штурмом аула Кимури генералом М.Вревским»; «Горный переход на Лезгинской линии», «Лезгины»; «Тушинская ховсурская милиция, разрушающая лезгинский аул»; «Кубанские казаки, возвращающиеся с набега на горцев». Это далеко не полный перечень композиций, которые разрабатывались живописцем.
В 1862 году Александр II лично распорядился разместить в Белой Парадной столовой (первой комнате, в которую попадали гости с Парадной мраморной лестницы) три из четырех вышеназванных картин Виллевальде. В залах дворца также находилась его картина «Открытие памятника Тысячелетию России в 1862 году» (1862) с портретами выдающихся церковных, государственных и военных деятелей. В 1947 году картина была передана в Новгородский музей, где и находится до настоящего времени.
Картины в богатых резных золоченых рамах заполняли всю плоскость стен гостиной и вносили в ее атмосферу актуальное историческое содержание.
Произведения Виллевальде сразу после написания экспонировались в залах Академии художеств. Мастер был буквально завален официальными и частными заказами: император Александр II, великокняжеские семьи и высшая знать высоко ценили его удивительное умение передать сходство с моделью, воплощать на холсте вещественную красоту мира, ткани, драгоценностей. Как истинный баталист, художник достиг особенных высот в анималистическом жанре, в написании лошадей. У него выработался свой «почерк» при изображении излюбленного типа лошади, который постоянно присутствует в картинах: они безупречно выписаны и идеально хороши по экстерьеру.
Последние годы жизни художник провел на своей исторической родине, в Германии. Документы сохранили многочисленные знаки официального признания мастера и высокого покровительства ему со стороны русского Двора. Переживший многих современников, почти не известный новому поколению, Готфрид Виллевальде умер в 1903 году в Дрездене.
1 Адольф Ладюрнер (1798–1856) — французский баталист и портретист. В 1849 г. написал картину «Присяга Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича и Великого Князя Александра Николаевича 22 апреля 1834 г.». Картина находилась в парадной анфиладе Екатерининского дворца до 1928 г., похищена в годы Великой Отечественной Войны из фондов музея.
2 Мемуары графа С.Д.Шереметева. М., 2001. С.418.