28 февраля 2013
Виноградов Сергей Арсеньевич Sergei Vinogradov. Автор: Ивасив Александр Иванович
(в альбоме 147 файлов)

Изобразительное искусство / Живопись / Пейзаж
Разместил: Ивасив Александр

 

 

 

 

Виноградов Сергей Арсеньевич



Sergei Vinogradov



(1870-1938)
 

 

 

Сергей Арсеньевич Виноградов родился 13 июля 1869 г. в селе Большие Соли Костромской губернии в семье сельского священника. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1880 – 1889 г.г.) у И.М. Пряшникова, В.Е. Маковского, В.Д. Поленова, в Петербургской Академии художеств (1889 г.) у Б.П. Виллевальде, К.Б. Венига.

 Особенно повлиял на его манеру письма В.Д. Поленов, занятия с которым позволили Виноградову найти в пейзаже собственную тему – пленэр с эффектами, как правило, закатного освещения. После ранних, по преимуществу жанровых картин, в 1900 – 1910-е годы художник сосредоточился на пейзаже в духе импрессионизма. В 1889 году он получил звание классного художника, с 1912 - академика, с 1916 - действительного члена Академии художеств. Преподавал в Строгановском художественно-промышленном училище в Москве; в Харькове и Риге.

Творческая и, как следствие этого, выставочная жизнь его были очень активной. Он был участником выставок: «Товарищества передвижных выставок» (в 1892 – 1901 г.г.), «Московского товарищества художников» (в 1894 – 1895 г.г.), «36 художников» (в 1901 – 1902 г.г.), «Мира искусства» (в. 1901 – 1903 г.г.), «Союза русских художников» (1903 и 1906 – 1923 г.г.), а также зарубежных (1906 г. - Париж; 1907 г. - Берлин).

 Работы этого одного из талантливейших и благополучнейших по судьбе русских художников, находящиеся в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н.Радищева относятся к периоду его работы в объединении «Союз русских художников», в создании которого он принял значительное участие в 1903 г. Художников «Союза» объединяла ориентация на достижения живописи В.Д. Поленова и И.И. Левитана. Их сплачивала не только близость тематики, - виды старинных русских городов, деревень, усадеб, домов - но также известное единство живописной системы. Их импрессионизм носил преимущественно национально-самобытный характер.

 Культивируя достижения пленэра, запечатлевая изменчивость жизни природы с возможной точностью, активизируя выразительность манеры, цвета, фактурных особенностей, они остались верными лирико-поэтической струе, преобладающей в русском пейзаже второй половины XIX века.

 «Деревня» С.А. Виноградова 1915 года носит этюдный характер: фактически это большой этюд размера средней картины, полный ослепительного света и сверкающей красочности, столь соответствующий изображенному яркому весеннему дню. Отблески весеннего солнца лежат на крышах домов, бревнах, еще прозрачных кронах деревьев. Краски яркие и насыщенные. Работа буквально завораживает бравурным жизнеутверждающим переживанием природного мотива. Виноградов следует здесь не столько Левитану, сколько Архипову.

 В сравнении с несколько этюдной по живописи «Деревней» второй виноградовский пейзаж «Весна идет» (1911 г.) отличается глубокой продуманностью образного решения и достаточно высокой степенью законченности. Это программное полотно, полное внутренней значительности, явно ориентированное на утверждение высокой поэзии русского усадебного ампира. Этому впечатлению способствует не только элементы архитектуры, введенные в пейзаж, но и четкая графичность живописи пейзажа, построенная на контрасте темно-зеленых, бурых, черных крон и стволов деревьев и белого, уже подтаявшего снега.

 Третьей картиной С.А. Виноградова в собрании Радищевского музея является интерьер. Он носит несколько ретроспективный характер. Его работа «В доме» отличается тем же светлым жизнерадостным настроением, что и его «Деревня». Картина представляет собой своеобразный синтез интерьера и пейзажа: и стены, и мебель в комнатах, изображенных на картине Виноградова включают внешний мир, подчеркнуто разомкнут, обращен к внешнему миру, к саду, в котором стоит дом. Природа свободно «протекает» сквозь него, давая общую эмоциональную настройку. Побеждает чисто пленэрная, чувственно-осязаемая стихия. Интерьер мажорен и исполнен радостного утверждения сегодняшней жизни.

 С 1924 С.А. Виноградов жил и работал в Риге, где основал собственную художественную школу. Он умер 5 февраля 1938 года.

 

 

 

 

« вернуться

Рейтинг 121 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 147 из этого альбома
"Весна"
"Портрет Константина Константиновича Первухина"
"В доме"
"Алупка. Крым"
"Северная деревня"
"Обед работников"
"Деревня"
"Весна" 2
"Нищие"
"Портрет неизвестной, сидящей в кресле"
"Зимний пейзаж"
"Крестьянская девочка"
"Крестьянский мальчик"
"На гумне"
"Подёнщик"
"Звонница Псково-Печерского монастыря"
"Играет"
"В усадебном парке"
"Цветник"
"Усадьба"
"Усадьба"
"В усадьбе"
"Сад осенью"
"В усадьбе"
"В усадьбе осенью"
"Под летним солнцем"
"В доме"
"В доме"
"Дом"
"Весна идет"
"На даче"
"Женщина в прибалтийском костюме"
"Баба"
"На помощь жертвам войны"
"Военные байки"
"Помогите увечным воинам!"
"Помогите несчастным детям"
"Москва русским воинам в плену"
"Галинка"
"Дама, сидящая в кресле"
"Играет" 1
"Интерьер вечером"
"Мальчик"
"Натурщица в костюме египтянки"
"Портрет художника В.В. Переплетчикова"
"Рассказ раненного"
"Рабочий-каменщик"
"В парке у фонтана"
"Дом в саду"
"Портрет мальчика"
"Спящий мальчик"
"Усадьба осенью"
"Женщина в платке"
"Голова крестьянки"
"В лесу"
"Свидание"
"Дети"
"Старая церковь в Плесе"
"Озеро в лесу"
"Вечер ранней весны"
"Алупка"
"Мальчик на лошади"
"Испанская танцовщица (Отэро)"
"Красная дача"
"Ледоход на Двине"
"Весенний пейзаж"
"Мальчик у окна"
"Южная ночь"
"Дама на балконе"
"Летний пейзаж. Зофино"
"Пруд"
"Утро (И.К.Войцеховская)"
"Девчонки на улице"
"Ляля не хочет завтракать"
"Дорожка в саду"
"Портрет Ярового"
"На заре"
"Выпал первый снег"
"Автопортрет"
"Летний пейзаж" 1
"По жнивью"
"Латгальский пейзаж. Шоссе"
"Бабы. Подруги"
"Купчиха за самоваром"
"Летние грезы"
"Монте Карло"
"Весна" 1
"У часовни"
"Без работы. В ожидании парома"
"Крымский пейзаж"
"К преподобному"
"Московская улочка"
"Бабы тульские"
"Жаркий день"
"Древние стены. Псково Печерский монастырь"
"Солнечный день. Дама у балюстрады"
"Овины"
"Сад. Весна"
"На работу"
"Деревня"
"Осень"
"Летний день"
"Деревенские девочки"
"Псково Печерский монастыр. Звонница. Купола Успенского кафедрального собора"
"Озеро в лесу" 1
"Лесная речка"
"Вид на Кадаши"
"Нищие. Псково Печерский монастырь"
"Наташин ангел"
"Осень. Задворки"
"Крым. Цветущий май"
"В церкви"
"Вечер в деревне"
"Утро. Портрет М.А.Морозова"
"У К.А. Коровина"
"Пристань. Архангельск"
"Этюд с лодкой"
"Старик крестьянин"
"Автопортрет"
"У корчмы"
"Осень" 1
"В мастерской"
"В доме"
"Сараи"
"Починка барки"
"Портрет художника К.К. Первухина"
"Симбирск"
"Ожидание"
"Охота с борзыми"
"Бабы"
"На Волге"
"Крестьянка"
"Село Спасское"
"Московский Кремль"
"Поденщица"
"Вечер. Сараи"
"На реке"
"Пастух"
"Пейзаж"
"Крестьянка с граблями. Поденщица"
"Портрет К.А. Коровина"
"Обнаженная"
"К преподобному"
"Пристань на Волге"
"Золотая осень"
"Летний пейзаж" 2
"Деревенский мальчик"
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования