03 марта 2013
Владимиров Иван Алексеевич Vladimir Ivanov. Автор: Ивасив Александр Иванович
(в альбоме 85 файлов)
Изобразительное искусство / Живопись / Реализм
Разместил: Ивасив Александр
Владимиров Иван Алексеевич
Vladimir Ivanov
(1869 - 1947)
Владимиров Иван Алексеевич [29.12.1869 (10.1.1870), Вильнюс, - 14.12.1947, Ленинград], советский живописец и рисовальщик, заслуженный деятель искусств РСФСР (1946). Учился в петербургской АХ (1891-97) у А. Д. Кившенко и Ф. А. Рубо. Был художественным корреспондентом в период русско-японской (1904-1905), балканских (1912-13) и 1-й мировой войн, участвовал в революционном движении. Член АХРР.
Автор жанровых картин, многих военных зарисовок, батальных и историко-революционных картин ("Баррикада на Пресне. 1905 год", Музей Революции СССР, Москва; "Долой орла!", 1917-18, Музей Великой Октябрьской социалистической революции, Ленинград; "Ликвидация врангелевского десанта...", 1932, Третьяковская галерея). Награждён орденом Трудового Красного Знамени и медалями.
_______________________
Мать художника была известной английской акварелисткой. Получил художественное образование в Виленской рисовальной школе И. П. Трутнева. В 1891—1893 годах. учился в Петербургской Академии художеств (1891-93), где специализировался у Б. П. Виллевальде, А. Д. Кившенко и Ф. А. Рубо. Был художественным корреспондентом в период русско-японской (1904—1905), балканских (1912-13) и 1-й мировой войн.
Талантливый ученик Виллевальде и Кившенко, он проводил ежегодно лето на Кавказе в горных аулах, привозя оттуда материал для картин, удостаивавшихся больших и малых серебряных медалей: «Взятие турецкого редута», «Перевязочный пункт во время Кавказской войны». За картину «Перевязочный пункт во время Кавказской войны» в 1893 году получил звание классного художника второй степени, что давало ему возможность начать самостоятельное творчество. В 1897 году за полотно «Бой адыгейцев на реке Малке» был удостоен звания классного художника. Автор циклов картин посвящённых русско-японской войне («Орудие в опасности», «Артиллерийский бой», «Вернулся с войны», «В Манчжурии», «Разведка в ливень», «Допрос пленного», «Усиленная рекогносцировка»), революционным событиям 1905 года («У Зимнего дворца», «Бой на Пресне», «На баррикадах в 1905 году»), жизненным композициям («На дровяном складе», «Благотворитель», «Горе», «Изобретатель и капиталист», «Именины деда»), Первой мировой войне, зарисовками военных операций для журнала «Нива», акварелями. Владимирову принадлежат копии и зарисовки остатков росписи X-XI вв. Сентинского храма в Тебердинском ущелье Карачаево-Черкесии.
На выставке "XV лет РККА". 1933. Сл.напр.: С. М. Спирин, И.Г. Дроздов, М.Б. Греков, И.Ф. Колесников,
Г.Н. Горелов, В.А. Зверев, В.Н. Яковлев, Е.М.Чепцов, М.И. Авилов, В.А. Кузнецов, И.А. Владимиров,
Н.И. Дормидонтов, С.А. Павлов.
Будучи противником модернизма в искусстве предложил свои картины для выставки художников «Мира искусства», но был отвергнут, как устаревший реалист. Тогда он написал несколько картин на финские сюжеты в манере мирискусников, и под финским псевдонимом отдал эти картины на выставку. Был принят, удостоился лестных слов от самого Бенуа, картины продали. И только в конце выставки Владимиров письмом в газету разоблачил всю интригу. Художник получил массу сочувствующих писем, даже открытку от Ильи Репина, поздравившего Владимирова с удачным розыгрышем модернистов.
В 1917—1918 годы, работая в Петроградской милиции, сделал цикл документальных зарисовок событий 1917—1918 годов. После октябрьской революции 1917 года был членом Ассоциации художников революционной России. С 1932 года член Ленинградского Союза советских художников. Писал картины на историко-революционные и батальные темы («Арест царских генералов» (1918), «В. И. Ленин на митинге» (1923), «Взятие будёновцами Мелитополя» (1925), «Бегство буржуазии из Новороссийска» (1926), «Ликвидация Врангельского фронта» (1932), «Баррикады в Испании» (1936), «Въезд советских войск в Выборг» (1939)). В годы Великой Отечественной войны находился в Ленинграде, готовил плакаты, выполнял эскизы и зарисовки, писал картины («Бой за Тихвин», 1943; «Бой на улицах Берлина», 1946). Делал с натуры зарисовки Ленина. В 1946 был удостоен почетного звания Заслуженный деятель искусств Российской Федерации. Награждён орденом Трудового Красного Знамени и медалями.
В 1910-х годах жил с женой и двумя дочерьми на своей даче на Морской улице. Ныне территория бывшей дачи Владимирова входит в состав губернаторской дачи поселка Комарово. Являлся членом Келломякского пожарного общества, у родственников до сих пор хранится его пожарная каска. По заказу этого общества он сделал в 1913 году карту поселка.
Иван Алексеевич Владимиров умер 14 декабря 1947 года в Ленинграде на семьдесят девятом году жизни. Его произведения хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, в музеях и частных собраниях в России и за рубежом.
________________________
Иван Алексеевич Владимиров
В этой статье мы постараемся познакомить Вас с Иваном Алексеевичем Владимирове – талантливом русском художнике, картины которого являются частью нашей коллекции антиквариата. В конце 19 века, в северной столице России было создано объединение художников «Мир искусства», объединившее русских символистов и модернистов. Выросшее из дружеского кружка, оно громко заявило о себе собственным журналом и выставками. Естественным было стремление художников, не состоящих в этом обществе, предложить свои картины для общего обозрения под эгидой «Мира искусства». Не отличался в этом плане и Иван Алексеевич Владимиров. Но общество отказалось выставлять его картины, отозвавшись о нем, как об устаревшем реалисте. Другой художник непременно был бы огорчен, однако Владимиров, в силу своего легкого нрава, решил разыграть зазнавшийся «Мир искусства». Что же предпринял Владимиров? Он написал серию полотен с финскими сюжетами в той же манере, в которой работали мирискусники, и предложил им эти картины под финским псевдонимом. Его работы были приняты, заслужили множество положительных отзывов, в том числе и от самого Бенуа, и были проданы. По окончании выставки, Иван Алексеевич направил в газету письмо, разоблачающее собрание «Мир искусства», и его слова были услышаны. Шутку оценил сам Иван Репин. Он передал Владимирову сочувствующее послание и поздравил со столь сатиричным решением.
Родился Иван Алексеевич 29 декабря 1869 года в городе Вильно (теперешний Вильнюс). Прежде чем стать корреспондентом русских иллюстрированных журналов, будущий художник учился в Виленской рисовальной школе имени И.П. Трутнева, а затем, в 1893г., окончил Петербургскую Академию художеств под отеческим надзором Ф. Рубо, Б. Виллевальде и А. Квашенко. Через четыре года после окончания Академии он уже работал в мастерской Э. Детайля во Франции. Пойдя по стопам своей матери, известной английской акварелистки, Иван Алексеевич также много внимания уделял акварели.
Сложно представить, как могла бы сложиться судьба молодого курсанта Владимирова, слушателя Санкт-Петербургского юнкерского училища в 1895 году, если бы не внезапно настигшая его болезнь.
Нам не дано предугадать, но и ничто в мире не случайно: недуг заставил юношу отказаться от военной службы и поступить в Академию Художеств.
Много лет спустя, в 1917г., Иван Алексеевич успел даже поработать в Петроградской милиции, однако свое призвание он никогда не забывал. Так, ему довелось делать с натуры зарисовки к портрету Ленина.
Свои первые батальные картины Владимиров создал на Кавказе, куда несколько лет подряд уезжал на летний период. За полотна, созданные в «кавказский» период своего творчества, Владимиров получил две малые серебряные медали в 1891 г., а также две большие серебряные и малую в 1892г.
Картина «Перевязочный пункт во время Кавказской войны», 1893 года, принесла Владимирову звание классности второй степени. Это был тот самый переломный момент, с которого художник мог начинать самостоятельное творчество. 1897г. ознаменовался для Владимирова созданием картины «Бой адыгейцев на реке Малке», за которое художник повторно удостоился звания классности.
Судьба художника была тесно переплетена с военными действиями: война не отпускала его от себя ни на шаг. Русско-японская, балканская войны, декабрьское вооруженное восстание в Москве в 1905, Первая мировая и, наконец, Великая Отечественная – нелегко было выжить в это время, не то что творить вечное и светлое.
Тем не менее, Владимиров оставил после себя богатое художественное наследие, передав нам свои личные наблюдения и переживания в многочисленных полотнах реалистической школы живописи и батальных зарисовках.
Если проанализировать характерные периоды его творчества, то их временные рамки совпадают с периодом войн. Так, например, русско-японская война была запечатлена художником в цикле картин «Артиллерийский бой», «В Манчжурии», «Орудие в опасности», «Усиленная рекогносцировка», «Вернулся с войны», «Допрос пленного», «Разведка в ливень».
Революционные события 1905 года послужили источником вдохновения для полотен «На баррикадах в 1905 году», «У Зимнего дворца», «Бой на Пресне». Именно в это время художника настигла общероссийская слава, хотя уже после русско-японской войны его картины высоко ценились.
Творчество Владимирова в период Первой мировой войны дошло до нас в виде акварельных зарисовок военных операций, публиковавшиеся в журнале «Нива».
В Великую Отечественную войну Владимиров работал в Ленинграде, рисуя плакаты, подготавливая зарисовки и эскизы, создавая полотна «Бой за Тихвин», 1943 г.; «Бой на улицах Берлина», 1946 г.
Все его полотна не просто реалистично передают сюжеты тех сложных времен, они необычайно характерны.
Показательно, что картины революционного периода, рассказывающие о жизни и быте красноармейцев, фактически грабивших духовенство, зажиточных крестьян и приверженцев монархии, в советское время находили нужный властям отклик в душах смотрящих. Например, чувство отмщенности за притеснение пролетариата.
В наше время, когда многое переоценивается, современные критики и простые люди видят в картинах Владимирова определенную иронию реализма по отношению к существовавшему порядку вещей, ведь художник ничего не утаивал, не приукрашал и не оправдывал. Он рассказывал о том, что действительно происходило.
Не забывал Иван Алексеевич и о простых жизненных сюжетах: он много писал, не затрагивая болезненную тему военного лихолетья. Из этого цикла такие полотна, как «На дровяном складе», «Именины деда», «Благотворитель», «Горе» «Изобретатель и капиталист», «На пожаре», «Гало-свечение над куполом Исаакиевского собора в Петрограде 18 февраля (2 марта) 1920 года». При работе над этими сюжетами Владимиров придерживался тех же принципов, которыми руководствовался при создании батальных полотен, а именно продолжал творить в реалистично манере, отдавая дань демократическим традициям в антикварной живописи.
Советская власть много раз отмечала Владимирова всевозможными наградами, признавая его талант и пользу. Полотна художника находились в Третьяковской галерее и в Музее Революции как живописные свидетельства прошедших событий и перемен.
Иван Алексеевич Владимиров был членом многих творческих союзов и обществ, создав цикл картин о событиях 1917 года, она вступил в Ассоциацию художников революционной России (с 1928 – Ассоциация художников революции (АХР)), входил в Общество имени А.И. Куинджи, Общество русских акварелистов в Санкт-Петербурге (в период 1907-1917 именовавшееся Императорским), принадлежал к членам Общества учителей рисования, Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ) и Товарищества художников. Мюссаровские понедельники и выставки Императорской Академии художеств также не обходились без его участия.
Полотно «Бой на улицах Берлина», (1946 г.), подвело итог не только военным действиям, но и творческой жизни Ивана Владимирова.
Получив звание Заслуженного деятеля искусства Российской Федерации, орден Трудового Красного Знамени, художник пополнил свою коллекцию наград, однако уже не смог пополнить коллекцию своего творческого наследия, скончавшись в Ленинграде 14 декабря 1947 года, не дожив года до своего восьмидесятилетия.
Сегодня произведения Владимирова находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Музее Революции СССР, Музее Великой Октябрьской социалистической революции, а также в частных собраниях российских и зарубежных коллекционеров. Последние пополняют свои собрания благодаря таким российским аукционам, как «Гелос», «Корнерс», «Русская эмаль» и другим.
В собрании антикварного салона «Старый Петербург» представлены две работы И. А. Владимирова – «Бой купца Калашникова» и «Две дамы на набережной Невы».
Судьба Владимирова поучительна тем, что он смог пережить тяготы военного положения и создать при этом множество ярких, уникальных полотен.
Еще файлов 85 из этого альбома