04 марта 2013
Воробьев Максим Никифорович Maxim Vorobiev. Автор: Ивасив Александр Иванович
(в альбоме 50 файлов)

Изобразительное искусство / Живопись / Пейзаж
Разместил: Ивасив Александр

 

 

 

 

Воробьев Максим Никифорович



Maxim Vorobiev



(1787 - 1855)

 

 

 
М.Н.Воробьев был сыном солдата, дослужившегося до чина унтер-офицера, а после отставки нанявшегося смотрителем в Академию Художеств. Здесь и получил образование будущий художник: в 1798 г. он был зачислен в архитектурный класс, которым руководил Ж. Б. Тома де Томон, а закончил АХ в 1809 г. по классу пейзажной живописи.

 

 

 

 

 

Жизнь Воробьева сложилась благополучно: в 1814 г. он стал академиком, в следующем году начал преподавать, в 1823 г. получил звание профессора, а в 1843-м - заслуженного профессора.

 Он воспитал несколько десятков учеников, среди которых было немало отличных пейзажистов (И. К. Айвазовский, А П. Боголюбов, Л. Ф. Лагорио, Г. Г. и Н. Г. Чернецовы и др.); при этом и сам всю жизнь не оставлял кисти. Воробьев писал городские и морские пейзажи, архитектурные памятники и виды природы, а порой и эпизоды войны.

 Он много ездил по России, неоднократно бывал за рубежом и по впечатлениям от поездок создавал новые произведения. В 1813-14 гг. художник побывал с русскими войсками в Западной Европе; результатом поездки стало его полотно, изображающее торжественное молебствие, совершенное русским духовенством в Париже по случаю победы. Немного позднее исполнил серию превосходных видов Москвы, главным образом писал Кремль.

Широкую известность принесли Воробьеву картины, созданные после поездки на Ближний Восток (1820-21): "Вход в храм Воскресения Христова в Иерусалиме" (1822), "Внутренний вид церкви на Голгофе в Иерусалиме" (1824), "Внутренний вид Армянской церкви в Иерусалиме" (1820-е) и др. В конце 1820-х гг. художник посетил и театр военных действий на Дунае. По сделанным во время поездки наброскам и зарисовкам были написаны великолепные по колориту пейзажи: "Босфор", "Берег моря близ Варны" (оба 1829). Картины Воробьева неизменно пользовались успехом у публики и критиков, многие из них ему приходилось повторять для заказчиков.

 Все же самая ценная часть наследия художника - петербургские пейзажи, созданные в основном в пору его творческого расцвета, в 1820-30-е гг. Романтический образ Петербурга с его прохладной красотой предстает в пейзажах "Закат солнца в окрестностях Петербурга" (1832), "Набережная Невы у Академии художеств" (1835), "Лунная ночь в Петербурге" (1839), "Постройка Исаакиёвского собора", "Петропавловская крепость" (оба 1830-х) и др.

 Широко образованный человек, тонкий знаток искусства, незаурядный скрипач, Воробьев рано почувствовал необходимость отказаться от устаревших форм и правил. Он понял, что пришло время обратиться непосредственно к изучению природы. Первыми работами, в которых проявилась самобытность Воробьева, были рисунки и акварели, выполненные в Никольском-Тверском имении Л. Н. Львова. В мае 1812 года на пути в Москву молодой художник остановился у Львова. Здесь Воробьевым было создано много рисунков, свидетельствовавших не только о его недюжинном таланте, но и о новом отношении к жанру пейзажа.


В Никольском Воробьев наблюдал повседневную сельскую жизнь и крестьянский труд. Живописцу нетрудно было увидеть во всем этом явления, достойные художественного воплощения. Изображая крестьян, обремененных повседневными заботами, Воробьев придает им больше значения, чем традиционно отводилось стаффажу. В рисунках молодого художника происходит естественное взаимодействие человека с природой. На творчество Воробьева повлиял его учитель Ф. Я. Алексеев, в картинах которого трудно было найти случайные фигуры людей.

 Сопоставление работ, выполненных в Никольском, позволяет предположить, что Воробьев преследовал более широкие задачи, нежели штудии сельских видов. Очевидно, художник собирал материал для задуманного им цикла. Об этом свидетельствует завершенность ряда листов. Воробьев сосредотачивает внимание на необычном облике тверской деревни — изображает добротные дома с широкими окнами, построенные по проекту и землебитной технологии архитектора Н. А. Львова, каменную мельницу и тому подобное. В Никольском же Воробьев написал небольшой этюд маслом «Уборка сена». Внимание художника привлек заурядный мотив — два мужика в длинных рубахах увязывают воз сена, на заднем плане видна знакомая по другим рисункам мельница. В телегу впряжена белая лошадь, причем Воробьев с особым тщанием изображает это натруженное животное. И сам мотив, и отношение к нему художника содержат новые качества, не известные ранее. В «Уборке сена» молодой Воробьев ставит и решает задачу поэтизации обыденной жизни. В небольшом этюде впервые в русской живописи мы встречаемся не с созерцанием крестьянской жизни, а с художественным ее осмыслением. Такое отношение к народу мы называем теперь «венециановским». Не случайно многие ученики Венецианова были и учениками Воробьева.

 Цикл работ, выполненных в Никольском, представляет несомненный интерес, он включает внушительное количество рисунков и акварелей, созданных в очень короткий месячный срок. Эти работы относятся к периоду возникновения романтизма в русской пейзажной живописи и принадлежат художнику, влияние творчества которого сохраняется в искусстве почти до конца XIX столетия.


 Мы можем лишь предполагать, что работа Воробьева над циклом пейзажей могла иметь продолжение. Возможно, вслед за «Уборкой сена» появились бы и другие картины с изображением жизни народа. Однако события 1812 года изменили все намерения и планы. Армия Наполеона вторглась в пределы России. Началась Отечественная война. Во время войны Воробьев был приписан к Главной квартире. Известны лишь две картины маслом, датируемые 1814 годом,— «Площадь с обелиском в городе Арле» и «Торжественное молебствие русских войск в Париже» (не сохранилась).За последнюю Воробьеву было присвоено звание академика. С апреля 1815 года он был назначен в помощь Ф. Я. Алексееву преподавателем в живописном классе «архитектуры и перспективы, а также декорационной живописи акварелью».

 В 1817 году Воробьев совершил поездку в Москву. По эскизам, выполненным там, он написал две картины маслом: «Вид Московского Кремля со стороны Устьинского моста» и «Вид Московского Кремля со стороны Каменного моста». Художник изобразил город, ставший особенно дорогим после наполеоновского нашествия. В Москве еще оставались следы пожаров. Хотя эти произведения во многом сходны с работами Ф. Я. Алексеева, они открывают новый этап в развитии пейзажа, и не только городского. В московских видах появилось новое «пейзажное чувство», замеченное и оцененное современниками. Особенно явно это новое эстетическое чувство пейзажа проявилось в творчестве Воробьева после путешествия по Среднеземно-морью и на Ближний Восток. На академической выставке 1820 года художник экспонировал две картины — «Вход в храм Воскресения Христова в Иерусалиме» и «Вид петербургский с Невы-реки во время лунной ночи». Воробьев был первым русским художником, побывавшем в Иерусалиме. Очевидно, соединение иерусалимского и петербургского видов на одной выставке было с его стороны сознательным шагом. Воробьев тем самым утверждал новый взгляд на пейзажную живопись.

 Лунные ночи были излюбленным состоянием природы в романтическом искусстве. Шеллинг писал: «Свет — положительный полюс красоты и эманация вечной красоты в природе. Однако он обнаруживается и проявляется только в борьбе с ночью, которая, как вечная основа всякого существования, сама не есть, хотя и обнаруживается как сила через свое неизменное противодействие».


 Воробьев увидел в ночном пейзаже не трансцедентальное состояние природы, а ее естественное бытие. Природа на картине художника имеет земную, чувственную основу. Архитектуре отводится очень незначительная роль — она лишь обозначает место. Ночной пейзаж с изображением воды, залитой лунным светом, является для художника не средством выражения своих философских представлений, что было свойственно романтикам, а очевидным фактом бытия. Природа на картине Воробьева прекрасна, но не глубокомысленна.

 Живописец-романтик, он сумел воспринять город по-новому - в единении с динамичной жизнью природы, с изменчивым состоянием атмосферы и освещения. Влияние его живописи испытали многие русские художники.
 

 

 

 

« вернуться

Рейтинг 0 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 50 из этого альбома
"Дуб, раздробленный молнией. Аллегория на смерть жены художника"
"Аллея в Альбано"
"Вид Дворцовой набережной в Санкт-Петербурге"
"Вид Иерусалима"
"Вид Московского Кремля со стороны Устьинского моста"
"Вид Рима"
"Вид военного телеграфа около Варны"
"Вид города Гродно"
"Вид из окна"
"Вид московского Кремля (со стороны Каменного моста)"
"Вид на Константинополь"
"Вид с террасы Елагина"
"Вид усадьбы Грузино со стороны Волхова"
"Восход солнца над Невой"
"Елагин остров ночью"
"Закат в Риме"
"Закат солнца в окрестностях Петербурга"
"Исаакиевский собор и памятник Петру"
"Итальянский пейзаж"
"Лунная ночь в Петербурге"
"Набережная Невы у Академии художеств"
"Одесса"
"Осенняя ночь в Петербурге. Пристань с египетскими сфинксами на Неве ночью"
"Пейзаж"
"Посещение двух арабских шейхов"
"Приморский вид в Италии"
"Смирна"
"Уборка сена"
"Босфор"
"Вид на Зимний дворец со стороны Невы"
"Вид Иерусалима"
"Иерусалим"
"Вход в храм Воскресения Христова в Иерусалиме"
"Внутренний вид церкви на Голгофе в Иерусалиме"
"Внутренний вид храма в Иерусалиме"
"Внутренний вид Армянской церкви в Иерусалиме"
"Внутренний вид Армянской церкви в Иерусалиме" 1
"Вифлеем"
"Пещера Рождества Христова в Вифлееме"
"Гробница Авессалома и мост через Кедрон"
"Вид древней Аримафеи"
"Женщина из Сен-Жан д,Акры"
"Караван-сарай в Тантуре"
"Арапки в Тантуре"
"Вид Константинополя"
"Восточный пейзаж"
"Вид Сан-Витто в окрестностях Рима"
"Вид Яффы"
"Восход солнца. В предместьях Санкт-Петербурга"
"Петропавловская крепость"
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования