08 марта 2013
Гампельн Карл Карлович Carl Gampeln. Автор: Ивасив Александр Иванович
(в альбоме 21 файлов)

Изобразительное искусство / Графика / Литография
Разместил: Ивасив Александр

 

 

 

 

Гампельн Карл Карлович



Carl Gampeln



(1794 - 1880)

 

 

 

Конечно, Карл Карлович Гампельн был прежде всего известным в XIX веке гравером и литографом, а следовательно, замечательным рисовальщиком. Но за свою долгую творческую жизнь он работал и в других техниках изобразительного искусства — в частности, много писал акварелью, да и выполненных маслом картин у него немало.

Родился К. Гампельн в Москве, однако в детстве вынужден был переехать в Вену для того, чтобы стать воспитанником учебного заведения для глухонемых (по возвращении в Россию он с 1817 по 1821 год работал преподавателем в училище для глухонемых).

В Вене молодой Гампельн познавал изобразительное мастерство в местной Академии художеств. В России художник жил и работал вначале в Петербурге, затем до конца своих долгих лет — в Москве.

Стал известен К.К. Гампельн благодаря своим многочисленным портретам. Среди них выполненные в различных техниках изображения графа Н.П. Шереметева, Н.А. Корсакова, С.Л. Пушкина, графа П.П. Коновницына-старшего и его сына П.П. Коновницына, П.Л. Шиллинга, К.Я. Булгакова, О.Н. Талызиной, графа А.Ф. Ланжерона, С.Д. Львова и других.

Оставил он своими работами также память о тех или иных событиях в жизни российского общества и его граждан: "Закладка Москворецкого моста в Москве" (1830), "Купеческий обед" (1834), "Открытие в селе Тарутино памятника в честь победы в Отечественной войне 1812 года" (1834), "Сценки из быта крепостных актрис" (1840—1850-е). Из картин художника, написанных маслом, следует назвать "Сцену из Отечественной войны 1812 года" и "Продавца гипсовых статуэток в Петербурге".

С работами К.К. Гампельна можно познакомиться во многих музеях страны.

_____________________

 

Русский глухонемой живописец-портретист, гравёр и литограф, член Венской Академии художеств.


Карл Гампельн - Старший в 1779 году приехал в Санкт-Петербург из Польши. Он поставлял для Екатерины II мебель для Мраморного дворца и в личные апартаменты в Зубовском флигеле Большого Царскосельского дворца. В начале 1790-х годов семейство Гампельна перебралось в Москву, где отец будущего художника открыл магазин "Под знаком Белого орла", а при нём мебельную мастерскую. В 1794 году в Москве и родился Карл - младший.


В детстве он был вынужден переехать в Вену, чтобы стать воспитанником училища для глухонемых. Благодаря доброму отношению директора училища Мая, Гампельн поступил в число воспитанников Венской Академии художеств.


Во время Венского конгресса 1815 года он был представлен императору Александру I, который оплатил дальнейшее обучение Гампельна.


Весной 1817 года Гампельн вернулся в Россию, 14 июня он приехал в Москву, а 21 июня вся его семья была уже в Петербурге. Гампельн передал императрице Марии Фёдоровне рекомендательное письмо из Вены. Государыня попросила А. Н. Оленина найти художнику какую-нибудь работу и устроить его судьбу.


Алексей Николаевич Оленин (28 ноября (9 декабря) 1763-17 (29) апреля 1843) – государственный деятель, историк, археолог и художник, в 1814—1827 годах был Государственным секретарем, впоследствии членом Государственного совета и действительным тайным советником. С 1804 года Оленин был членом Академии художеств, а с 1817 года – ее президентом.


Алексей Николаевич сыграл важную роль в судьбе Гампельна. Из письма Оленина столичному полицмейстеру Горголи можно узнать, что братья Карл и Егор Гампельны, приехав в Петербург, не только жили в доме Оленина, но и находились на его попечении. 13 октября 1817 года Оленин писал в Москву дяде художника Е. Ф. Риттеру о том, что Гампельны живут в его доме и «ведут себя по сие время добропорядочно».

Через месяц после разговора с императрицей Карл был принят в санкт-петербургское Училище глухонемых, находившееся под особым покровительством императрицы Марии Федоровны. В Училище Гампельн работал учителем рисования и гравирования до 1821 года.


Будучи глухонемым, художник подписывал свои картины полной фамилией или сложной монограммой, но всегда с добавлением по-французски «sourd-muet», что переводится как глухонемой. Иногда картины подписывались просто этим словом – без имени и фамилии.


В 1825 году в письме Н. М. Лонгинову Оленин напишет, что Гампельн нашёл в его доме «тихое пристанище». Действительно, художник встречался с крупнейшими представителями литературы, изобразительного искусства, театра, ему были открыты собрания произведений живописи и графики, археологические коллекции и книжные издания, которыми был наполнен дом Оленина.


В период следствия над декабристами знакомства, связанные с домом Оленина и семьей Коновницыных, сыграли тоже свою роль в дальнейшей судьбе художника, ведь Карл писал их портреты.


В архивных материалах имеется опять-таки свидетельство заботы А. Н. Оленина. В январе 1826 года он хлопочет о получении Гампельном документа, «достаточного для прожития его в Санкт-Петербурге».


Но, видимо, личность художника все же привлекла внимание властей. В итоге ему пришлось сменить место жительства, он переехал в Москву, где его тепло встретила общественность.

В «Дамском журнале» за 1829 год были напечатаны строки, посвященные художнику:


Не слышит он, не говорит:
Так суждено его звездою!
Но он волшебною рукою
Бездушное живым творит.

Увы, автор строк не указан…


Художник изображал события из жизни московского общества - "Закладка Москворецкого моста в Москве" (1830), "Купеческий обед" (1834), "Открытие в селе Тарутино памятника в честь победы в Отечественной войне 1812 года" (1834), "Сценки из быта крепостных актрис" (1840—1850-е).


Серия акварельных рисунков Гампельна из помещичьей жизни находится в Историческом музее и в собрании Н. М. Миронова в Москве.


Сохранилось несколько картин художника, написанных маслом - "Сцена из Отечественной войны 1812 года" и "Продавец гипсовых статуэток в Петербурге".


Вторая картина датирована не ранее 1832 года. Основанием для датировки служат наградные медали на груди старого солдата. Искусствоведы провели исследование и выяснили все об этих наградах.


Медаль «В память отечественной войны 1812 года» была учреждена 5 февраля 1813 года, «За взятие Парижа 19 марта 1814» учреждена 30 августа 1814 года, освящена в 1826 году, а раздача затянулась до 1 мая 1832 года. Следующие награды - медаль «За турецкую войну 1828—1829» и крест «Польское восстание 1831» были учреждены в 1829 году. И еще одна медаль «За взятие приступом Варшавы 1831» была учреждена 31 декабря 1831 года, следовательно, раздаваться могла не ранее 1832 года. Отсюда и определили датировку картины, относя её к московскому периоду творчества художника. Картина приобретена Третьяковской галереей в 1920 г. у К. С. Морозова.

Гампельн – в первую очередь, портретист, автор огромной портретной галереи современников, в том числе семьи Пушкиных.


Художник написал карандашные и акварельные портреты семейства Дюр (1839), актрисы Асенковой в профиль (1841), детей Талызиных, кн. Н. Ф. Горчаковой (жены писателя), С. Д. Львова, И. В. Черткова, А. А. Андро, урожденной Олениной, детей князя Н. Г. Вяземского.


Среди моделей художника можно назвать еще графа Н.П. Шереметева, Н.А. Корсакова, П.Л. Шиллинга, К.Я. Булгакова, графа А.Ф. Ланжерона, С.Д. Львова и других. Все картины выполнены в различных техниках, портреты поражали современников точностью изображения и прекрасной передачей характера изображённого.


Большая коллекция этих портретов была выставлена в 1905 году на выставке исторических портретов в Таврическом дворце. Многие рисунки Гампельна находились в собраниях С. С. Боткина, графа Д. И. Толстого и других лиц.
Гампельн был известен и как гравер, из его гравёрных работ историки называют «Святое Семейство» и «Иоанн Креститель подводит к Спасителю барашка».


Наиболее популярна его длинная бумажная лента с гравированным изображением под названием «Гулянье в Екатерингофе» (1824).
Позже из России Гампельн переселился в Лондон и о дальнейшей его судьбе ничего неизвестно. Последние годы своей жизни художник прожил в Вене, где умер в 1880-х годах.

 

 

 

« вернуться

Рейтинг 0 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 21 из этого альбома
"Портрет Талызиной Ольги Николаевны"
"Гулянье в Екатерингофе"
"Сцена из Отечественной войны 1812 года"
"Портрет Анны Михайловны Виельгорской"
"Портрет Мудровой Софьи Харитоновны"
"Портрет Коновницына Петра Петровича"
"Портрет Кокошина С.А."
"Портрет Верстовского Алексея Николаевича"
"Портрет Римской-Корсаковой М.И."
"Портрет Кочубея Виктора Павловича"
"Портрет Корсакова Н.А."
"Портрет Пушкина Сергея Львовича"
"Продавец гипсовых статуэток"
"Автопортрет с палитрой"
"Воронцов М.С."
"Жихарев Степан Петрович"
"Лорер Александр Иванович"
"Тройка на улице Санкт-Петербурга"
"Девушка с мальчиком"
"Променад в Царском селе"
"Портрет сыновей генерала Петра Петровича Коновницына"
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования