14 марта 2013
Гзелль Георг Gzell Georg. Автор: Ивасив Александр Иванович
(в альбоме 2 файлов)

Изобразительное искусство / Живопись / Портрет
Разместил: Ивасив Александр

 

 

 

 

 

Гзелль Георг



Gzell Georg



(1673 - 1740)

 

 

 

Швейцарский живописец, антиквар, знаток старинной живописи.

В 1717 году в Амстердаме на аукционе познакомился с Петром 1 и был приглашен им в Россию.

В Петербурге занимался собиранием и хранением императорской живописной коллекции;
 работал как художник-декоратор (росписи грота в Летнем саду, 1719;
 Летнего дворца;
 13 полотен с изображениями апостолов и евангелистов и «Распятие» для лютеранской церкви Петра и Павла. 1729;
 «картина в купол» и 9 образов страстного цикла для Петропавловского собора, 1728— 31;
 росписи коронационных триумфальных ворот, 1731 и 69 «картин прозрачных на полотне» для триумфальных ворот на Троицкой пристани) и портретист (портрет А. П. Волынского. ГТГ;
портрет графа П. А. Толстого, 1722-27, ГРМ).

 Преподавал рисунок в Академии наук. Работал в стилистике барокко; однако прославился своими натуралистическими произведениями — изображениями раритетов Кунсткамеры, среди которых были портрет «бородатой русской женщины» и «изображение ея же нагою», портрет «Великана Николая Буржуа» (1717-24, ГРМ) — царского гайдука. В последнем художнику не удалось передать огромный рост мужчины — 2 м 27 см, но зато он очень убедительно изобразил его непомерно большие руки и по-детски наивное, простодушное выражение лица. 

_________________________

 

Гзель, Георг



(Gsell, Gesell или Xsell) — живописец, швейцарец из С.-Галлена, ученик Schonjans в Вене, примыкал к немецкой школе. На русской службе состоял с 1716 г. По рассказу Штелина он торговал старинными вещами в Амстердаме и в то же время был недурным историческим и бытовым живописцем и замечательным знатоком мастеров нидерландской школы. На одной публичной продаже с ним познакомился Петр І и взял к себе на службу. В 1719 г. Гзелю поручено было расписать для царя искусственный грот.

Когда учреждена была Академия Наук, Гзель и его жена, тоже художница, стали там преподавать и образовали целую школу. Согласно заключенному 1 января 1727 г. контракту, Г. обязывался преподавать рисование в академической гимназии и исполнять все, что ему поручит Академия, а также усовершенствовать в своей профессии трех или четырех учеников. За это ему с женой давалось 600 рублей жалованья и 45 рублей на дрова и свечи; а за каждого обученного мальчика полагалась награда 100 рублей. Впоследствии жалованье было увеличено до 720 рублей (1734 г.).

По поручению Академии Наук Гзелю приходилось рисовать такие предметы, как внутренние части умершего льва с Зверового двора (1728), кита (1734), писал он также портреты: бородатой женщины (1739), А. П. Волынского, умершего японца Демьяна Поморцева, бывшего при Академии (1739), великана Буржуа, которого Петр І женил на огромной чухонке, чтобы от них иметь рослых людей (портрет этот находится в Гатчине). Из картин, исполненных Гзелем, Штелин отмечает мертвую голову с потухшей, но еще дымящейся свечой и музыкальные инструменты. В январе 1729 г. Г. составил проект иллюминации в Москве в день коронования.

17 декабря 1730 г. Канцелярия от строений заказала ему написать для Петропавловского собора пять картин: 1) Славный вход Спасов в Иерусалим на вольное страдание, 2) Отвержение Петрово от Христа во дворе архиереове, 3) Ударение в ланиту Иисуса при архиерее от бесчинного раба, 4) Изведение к народу Христа от судища и речь Пилатова: "Ce человек", 5) Осуждение на смерть Христа и изречение Пилатово: "Чист есмь от крове праведнаго сего"; 22 декабря ему было поручено написать еще четыре картины: 1) Возлежание Христово в Вифании в дому Симона Прокаженного, в котором жена грешница возливала на главу Спасителеву многоценное миро, 2) На тайной Христовой вечери умовение ног, 3) Коронование Христово терновым венцом, 4) Пришедшие женщины с миром помазати тело Христово и изречение ангелов к ним: "Несть зде, но воста". 16 июля 1731 г. Г. за эти 9 картин получил по 40 рублей за каждую. В сентябре того же года он с другими живописцами принимал участие в писании картин и эмблем для триумфальных ворот, поставленных "к пришествию" императрицы Анны Иоанновны "на Адмиралтейском острову на прешпехтивной дороге", а 18 сентября получил заказ написать за 700 рублей 71 картину для вторых триумфальных ворот, поставленных по тому же случаю на Троицкой пристани.

До 18 апреля 1732 г. Г. некоторое время находился при Караваке, а после этого числа определен был в Петропавловский собор "к живописной работе и к золочению капителей и других орнаментов". В 1733 г. он составил инструкцию для рисовальщиков при Камчатской экспедиции. К 16 июля 1735 г. Г. представил, для конкуренции с Григорьем Мусикийским, в Канцелярию от строений "точные копии" картин, которые предназначались для нового сенатского зала: на подволочной вверху Премудрость, при ней — Правда, Милосердие и Верность, ниже их — Пениусы, держащие щиты с гербами первейших четырех государств Всероссийской империи, а на прочих картинах — Совет, Благородие, Резолюция, Любовь к отечеству, Добродетель, Милость, Великодушие. Для лютеранской церкви св. Петра в Петербурге он написал евангелистов и апостолов. Г., по мнению барона Н. Н. Врангеля, был недурным рисовальщиком, но писал сухо и жестко.

Умер он 22 ноября 1740 г. ("Матер. для ист. Акад. Наук", IV, 496, 557, у Миллера в его истории Академии неверная дата — 27 ноября, также у Штелина — 1743 г.).

Женат был Г. дважды. Первая жена была урожденная фон Лоен. Дочь его от первого брака Екатерина (умерла в 1773 г.) была замужем за знаменитым математиком Леонардом Эйлером. От второго брака с вышеупомянутой художницей у Гзеля были два сына: Израиль Вениамин и Елеазар Георг. У него была еще дочь, замужем за Фермейленом (в 1757 г. вдова).


Вторая жена Гзеля, Мария Доротея Графф, "малярица госпожа Гзельша", "живописного искусства мастерица", внучка знаменитой немецкой художницы Марии Сибиллы Мериан (1647—1717), родилась около 1691 г. От бабки научилась писать акварелью цветы, насекомых, рыб, птиц, зверей. По приезде в Россию преподавала рисование сначала в школе, основанной Петром I при Петербургской типографии, а позже в фигурной палате Академии Наук, при которой она числилась на службе с 1724 г. В 1723 г. она "кунсткамору по класирам водяными красками смалевывает", в 1729 г. писала редких птиц и т. п.

В августе 1734 г. Г. ездила в отпуск в Амстердам. В 1736 г. куплены у нее за 300 рублей в Академию 34 фигуры разных цветов. В 1741 г. она значилась состоящей при библиотеке и кунсткамере Академии и писала травы и цветы. В 1742 г. получила 360 рублей жалованья.

Умерла 5 мая 1743 г. ("Матер. для ист. Акад. Наук", V, 660; у Миллера в его истории Академии неверная дата — 1744).

"Старые годы" 1911 г., № 7—9, стр. 36, 37, 80 (Бар. Н. Врангель, "Иностранцы в России"); Nagler, "Allgemeines Künstlerlexicon", t. V, 391; Пекарский, "Наука и литература при Петре І", І, 61; Пекарский, "История Академии Наук"; А. И. Успенский, "Словарь художников, в ХVІІІ веке писавших в Императорских Дворцах" (М. 1913), стр. 53, 54; "Материалы для истории Академии Наук", т. I, II, IV, VI; "Вестник изящных искусств" 1883 г., стр. 649 (А. И. Сомов, "Женщины-художницы").

Н. Чулков.

(Половцов)

 

 


 

« вернуться

Рейтинг 0 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 2 из этого альбома
"Портрет графа Петра Андреевича Толстого"
"Портрет великана Николая Буржуа"
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования