16 марта 2013
Головин Александр Яковлевич Alexander Golovin. Автор: Ивасив Александр Иванович
(в альбоме 100 файлов)
Изобразительное искусство / Живопись / Реализм
Разместил: Ивасив Александр
Головин Александр Яковлевич
Alexander Golovin
(1863 - 1930)
Родился 17 февраля 1863 года в семье священника. Произошло это важное для русской культуры событие в Москве, на Плющихе. Спустя три года мальчик вместе с семьей переехал в Петровское-оРазумовское. Переезд состоялся после того, как отца будущего художника, Якова Даниловича Головина, назначили профессором богословия в только что основанную Петровскую земледельческую и лесную академию (ныне всем известная "Тимирязевка").
Как вспоминал сам Головин, художественные наклонности в нем первым заметил организатор и первый директор академии Н.И. Железнов, выдающийся русский ботаник и агроном. Не без помощи академических профессоров мальчика удалось определить в самые престижные учебные заведения Москвы.
Сначала он учился в Катковском лицее. После смерти отца , случившейся в 1878 году, Александр перевелся в не менее знаменитую Поливановскую гимназию, из стен которой, к слову, вышли поэты В.Брюсов, Андрей Белый, М. Волошин, шахматист А. Алехин.
В 1881 году Головин поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
Вскоре он понял, что ошибся со "специализацией", и перевелся на живописное отделение. В свою бытность в училище Головин познакомился с Левитаном, Коровиным, Архиповым, Остроуховым, Нестеровым. Коровин свел его с Врубелем. Особенно важной для Головина стала возникшая дружба с Е.Д. Поленовой, сестрой учителя, которая сыграла громадную роль в судьбе нашего героя. По сути она открыла и развила в нем грани его дарования, обусловившие то место, что занял Головин в русской культуре начала ХХ века.
После смерти матери, последовавшей в 1884 году, молодой человек остался без средств к существованию. Первые годы после окончания Училища ему приходилось работать подмастерьем у декоратора А. Томашки; расписывал он, кроме этого, на заказ цветы на атласе для ширмовых панно и вообще не чурался никакой "грязной" работы.
В 1889 году он вместе со всей поленовской "когортой" съездил в Париж на Всемирную выставку. Новейшая французская живопись поразила его. Некоторое время Головин занимался в парижской мастерской Колларосси, где понял , что "в своих прежних работах делал не то, что следовало делать". Вернувшись в Россию, он попытался делать "то". Вскоре первую Гловинскую пастель приобрел П.М. Третьяков.
В сентябре 1897 года Головин женился на Марии Константиновне Котовой. Она родила художнику троих прекрасных детей, но сам брак не был долгим - он, в конце концов, распался. Головин по-настоящему страдал. Страдания усугублялись потерей ближайшего друга и советчика - в ноябре 1898 года умерла Е.Д. Поленова.
Спасла художника театральная работа в которую он с головой окунулся. В 1787 году Московскую контору Императорских театров возглавил В. Теляковский. Он принялся энергично реформировать всю систему подготовки спектаклей на казенной сцене. Первым делом Теляковский пригласил работать в Большой театр в качестве оформителей "настоящих" художников Коровина и Головина. Головин сильно сомневался в своих силах, но первый опыт оказался удачен, и дело пошло.
В мае 1901 года Теляковский стал директором Императорских театров. В Петербург вместе с ним переехал и Головин. С тех пор и до 1917 года вывший полковник и поповский сын работали рука об руку.
Целую эпоху петербургского бытия Головина составила его совместная работа с Мейерхольдом. Мейерхольд, к тому времени уже успевший поиграть в Художественном театре, пытался реализовать свои новаторские идеи в театре Веры Комиссаржевской. Но во взглядах на режиссуру они не сошлись, и Мейерхольд в 1907 году оказался "на улице". Вот тут-то ему и помог Головин, энергично рекомендовавший режиссера Теляковскому. Тот взял его на работу.
На протяжении следующих десяти лет Головин и Мейерхольд творили вместе, став близкими друзьями и в частной жизни. "Орфей и Эвридика" Глюка и "Маскарад" Лермонтова - самые громкие плоды этого сотрудничества.
В 1912 году Головин стал действительным членом Академии художеств. В это же время у него обнаружились первые признаки серьезной сердечной болезни, и врачи посоветовали художнику покинуть столицу.
С 1913 года и до самой смерти Головин жил в Царском Селе (в 1918 году пушкинскую духовную родину переименовали в Детское Село - в 1937 году оно, в свою очередь, превратилось в город Пушкин). В последние три года жизни мастеру, отлученному от активной жизни, все время снились декорации. Он чувствовал себя забытым и мучился этим. 17 апреля 1930 года Александр Головин скончался в Детском Селе.
________________________
«...Мне казалось, что я берусь за непосильное дело, и лучше всего будет, если я от него откажусь, пока не поздно <...> Наконец, настал «час испытания». В мастерской, куда я явился, меня уже поджидали два маляра <...> Они поглядывали на меня скептически <...> Маляры эти были «воспитаны» в духе определенных традиций, которые требовали, например, чтобы кисть была насыщена краской не больше и не меньше. Чем следует. Полагалось вытащить кисть из ведра с краской, вертеть ее над ведром, пока краска не стечет, и затем уже нести кисть, не капая, к тому месту, с которого начинается окраска. Замечу, кстати. Что и трактовка горизонта была шаблонная <...> то есть небо состояло из трех сливающихся полос - голубой, розовой и зеленоватой. Эти полосы проводил декоратор, а маляры стушевывали границы между ними, чтобы получались мягкие переходы...
<...> Собравшись с духом, взял я четырехугольную кисть, так называемый «дилижанс», обмакнул ее в ведро с краской, вытащил и, к изумлению наблюдавших за мною маляров, потащил кисть над разостланным холстом, обильно капая на него краской. Это была минута перелома: с этой минуты я уже больше не боялся. С увлечением возил я «дилижанс» по холсту, а маляры стали мне усердно помогать».
Так описывает замечательный русский художник Александр Головин (1863-1930) свои «первые шаги» на театрально-декорационном поприще в Большом театре, куда его пригласил в 1900 году по рекомендации В.Поленова новый управляющий Московской конторой Императорских театров В.А.Теляковский. С этого времени творческая жизнь художника неразрывно связана с театром. В 1901 году он последовал за Теляковским, назначенным директором Императорских театров, в Петербург, чтобы продолжить там свою деятельность на ниве театра.
Важное значение для художественного кредо Головина имело знакомство в 1898 году с Сергеем Дягилевым. В 1902 году художник становится членом «Мира искусства». Яркая театральность, декоративизм, высветленная цветовая палитра - всё это качества, сближающие художника с мирискусниками. Однако Головин при этом сохранял в своем творчестве нити, связывающие его с Московской школой живописи со свойственной ей искренностью и лиризмом, интересом к психологической детали.
Первой работой Головина в музыкальном театре стала опера А.Корещенко «Ледяной дом» (1900, Большой театр). Дебют художника был замечен критиками, отмечавшими умение декоратора исторически мыслить, создавать напряженную драматическую атмосферу, выявлять ритм действия. В то же время декорации были исключительно красивы и стилистически выдержанны, в них не было ничего от общих «дежурных» интерьеров богатых залов, садовых пейзажей. Впрочем, не все были единодушны в оценках этого дебюта художника.
Безусловный успех пришел в 1901 году, когда Головиным были исполнены декорации к «Псковитянке». Пожалуй, эта постановка была лучшей среди всех его московских оперных работ. Блестящий критик Э.А.Старк под впечатлением петербургского возобновления этой оперы с декорациями Головина писал: «Честь и слава художнику, сумевшему силой своего таланта, силою проникновения в давно отжившую старину воскресить перед нами кусочек древней Руси».
С наибольшей силой талант Головина раскрылся в петербургский период его театрально-декорационной деятельности. 15 спектаклей оформил он в Мариинском театре, начиная с совместной работы с К.Коровиным над оперой «Руслан и Людмила». Среди лучших «мариинских» постановок Головина: Кармен» (1908), «Борис Годунов» (1911), «Орфей и Эвридика» (1911), «Электра» Р.Штрауса (1913), «Каменный гость» (1917).
Особо надо сказать о спектакле «Орфей и Эвридика» К.В.Глюка. В этом эпохальном спектакле достигло своего апогея творческое содружество двух замечательных мастеров - Александра Головина и выдающегося режиссера Всеволода Мейерхольда.
Их первая творческая встреча состоялась в 1908 году в александринском театре (пьеса К.Гамсуна «У царских врат»). Затем там же последовали «Мертвый город» Г.Д’Аннунцио и мольеровский «Дон Жуан».
В 1911 содружество мастеров продолжилось и на музыкальной сцене. Сначала «Борис Годунов» с участием Ф.Шаляпина (каждому школьнику хорошо известен хрестоматийный портрет Шаляпина-Годунова кисти Головина), а затем в том же году глюковский «Орфей». Вместе с Мейерхольдом были поставлены также «Электра» и «Каменный гость».
Возвращаясь к постановке «Орфея», можно отметить в этой работе Головина совершенно изумительное чувство стиля, созвучности музыкальной ткани произведения декорациям. Особое место в этой постановке занимала также пластика движения, ибо, по существу, спектакль был не оперой, а оперой-балетом (балетмейстер М.Фокин). Балетмейстер Ф.Лопухов свидетельствовал, что Фокин смог передать здесь «эллинский аромат… менуэтно-гавотной Греции». Существенную роль в создании такой атмосферы сыграла сценография Головина.
Говоря о творчестве Головина - оперного декоратора, нельзя не упомянуть о парижской постановке «Бориса» 1908 года, ознаменовавшей новую эру в искусстве - рождение Русских сезонов Дягилева. Несмотря на то, что Головин не любил (и отчасти справедливо) созданных им к этому спектаклю декораций, считая их чересчур узорчатыми, дробными и многословными, историческое значение этой работы художника неоспоримо.
Можно лишь сожалеть, что осталась неосуществленной постановка «Игрока» Прокофьева в 1917 году, в которой предполагалось участие Головина.
После Революции активность художника в театре заметно уменьшилась. Этому способствовали разные обстоятельства. Распался творческий союз с Мейерхольдом, переехавшим в Москву в 1918 году. Их последней крупной работой был «Маскарад» Лермонтова (1917). Правда, в первый послереволюционный год они осуществили еще две постановки (среди них опера «Соловей» Стравинского), но дальнейшее сотрудничество стало невозможным. К тому же Мейерхольд увлекся конструктивистскими идеями, которые никак не перекликались с творческим кредо Головина.
Другой причиной стала развивающаяся болезнь сердца, лишавшая художника сил. Впрочем, в 1924 году он оформил спектакль «Севильский цирюльник», а в 1925 начал сотрудничать со Станиславским во МХАТе, приняв участие в постановках «Женитьбы Фигаро» и «Отелло». Трагедия Шекспира, премьера которой состоялась в 1930 году, стала последним спектаклем тяжело больного художника, скончавшегося спустя месяц после премьеры.
Головин много работал и в области станковой живописи, особенно его привлекал портрет. Совершеннейшим шедевром является портрет Мейерхольда (1917), поражающий сочетанием стиля и глубины. Есть в числе его работ и портреты певцов. Причем, артисты предстают на этих полотнах как исполнители ролей в оперных спектаклях. Среди наиболее известных: портрет Ф.Шаляпина в роли Олоферна («Юдифь»), М.Кузнецовой-Бенуа в роли Кармен, Д.Смирнова в роли Де Грие («Манон»).
Е. Цодоков