16 марта 2013
Головин Александр Яковлевич Alexander Golovin. Автор: Ивасив Александр Иванович
(в альбоме 100 файлов)

Изобразительное искусство / Живопись / Реализм
Разместил: Ивасив Александр

 

 

 

 

 

Головин Александр Яковлевич



Alexander Golovin



(1863 - 1930)

 

 

Родился 17 февраля 1863 года в семье священника. Произошло это важное для русской культуры событие в Москве, на Плющихе. Спустя три года мальчик вместе с семьей переехал в Петровское-оРазумовское. Переезд состоялся после того, как отца будущего художника, Якова Даниловича Головина, назначили профессором богословия в только что основанную Петровскую земледельческую и лесную академию (ныне всем известная "Тимирязевка").

Как вспоминал сам Головин, художественные наклонности в нем первым заметил организатор и первый директор академии Н.И. Железнов, выдающийся русский ботаник и агроном. Не без помощи академических профессоров мальчика удалось определить в самые престижные учебные заведения Москвы.

Сначала он учился в Катковском лицее. После смерти отца , случившейся в 1878 году, Александр перевелся в не менее знаменитую Поливановскую гимназию, из стен которой, к слову, вышли поэты В.Брюсов, Андрей Белый, М. Волошин, шахматист А. Алехин.


В 1881 году Головин поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества.


Вскоре он понял, что ошибся со "специализацией", и перевелся на живописное отделение. В свою бытность в училище Головин познакомился с Левитаном, Коровиным, Архиповым, Остроуховым, Нестеровым. Коровин свел его с Врубелем. Особенно важной для Головина стала возникшая дружба с Е.Д. Поленовой, сестрой учителя, которая сыграла громадную роль в судьбе нашего героя. По сути она открыла и развила в нем грани его дарования, обусловившие то место, что занял Головин в русской культуре начала ХХ века.

После смерти матери, последовавшей в 1884 году, молодой человек остался без средств к существованию. Первые годы после окончания Училища ему приходилось работать подмастерьем у декоратора А. Томашки; расписывал он, кроме этого, на заказ цветы на атласе для ширмовых панно и вообще не чурался никакой "грязной" работы.

В 1889 году он вместе со всей поленовской "когортой" съездил в Париж на Всемирную выставку. Новейшая французская живопись поразила его. Некоторое время Головин занимался в парижской мастерской Колларосси, где понял , что "в своих прежних работах делал не то, что следовало делать". Вернувшись в Россию, он попытался делать "то". Вскоре первую Гловинскую пастель приобрел П.М. Третьяков.


В сентябре 1897 года Головин женился на Марии Константиновне Котовой. Она родила художнику троих прекрасных детей, но сам брак не был долгим - он, в конце концов, распался. Головин по-настоящему страдал. Страдания усугублялись потерей ближайшего друга и советчика - в ноябре 1898 года умерла Е.Д. Поленова.


Спасла художника театральная работа в которую он с головой окунулся. В 1787 году Московскую контору Императорских театров возглавил В. Теляковский. Он принялся энергично реформировать всю систему подготовки спектаклей на казенной сцене. Первым делом Теляковский пригласил работать в Большой театр  в качестве оформителей "настоящих" художников Коровина и Головина. Головин сильно сомневался в своих силах, но первый опыт оказался удачен, и дело пошло.


В мае 1901 года Теляковский стал директором Императорских театров. В Петербург вместе с ним переехал и Головин. С тех пор и до 1917 года вывший полковник и поповский сын работали рука об руку.

Целую эпоху петербургского бытия Головина составила его совместная работа с Мейерхольдом. Мейерхольд, к тому времени уже успевший поиграть в Художественном театре, пытался реализовать свои новаторские идеи в театре Веры Комиссаржевской. Но во взглядах на режиссуру они не сошлись, и Мейерхольд в 1907 году оказался "на улице". Вот тут-то ему и помог Головин, энергично рекомендовавший режиссера Теляковскому. Тот взял его на работу.


На протяжении следующих десяти лет Головин и Мейерхольд творили вместе, став близкими друзьями и в частной жизни. "Орфей и Эвридика" Глюка и "Маскарад" Лермонтова - самые громкие плоды этого сотрудничества.

В 1912 году Головин стал действительным членом Академии художеств. В это же время у него обнаружились первые признаки серьезной сердечной болезни, и врачи посоветовали художнику покинуть столицу.

С 1913 года и до самой смерти Головин жил в Царском Селе (в 1918 году пушкинскую духовную родину переименовали в Детское Село - в 1937 году оно, в свою очередь, превратилось в город Пушкин). В последние три года жизни мастеру, отлученному от активной жизни, все время снились декорации. Он чувствовал себя забытым и мучился этим. 17 апреля 1930 года Александр Головин скончался в Детском Селе.

________________________

 

«...Мне казалось, что я берусь за непосильное дело, и лучше всего будет, если я от него откажусь, пока не поздно <...> Наконец, настал «час испытания». В мастерской, куда я явился, меня уже поджидали два маляра <...> Они поглядывали на меня скептически <...> Маляры эти были «воспитаны» в духе определенных традиций, которые требовали, например, чтобы кисть была насыщена краской не больше и не меньше. Чем следует. Полагалось вытащить кисть из ведра с краской, вертеть ее над ведром, пока краска не стечет, и затем уже нести кисть, не капая, к тому месту, с которого начинается окраска. Замечу, кстати. Что и трактовка горизонта была шаблонная <...> то есть небо состояло из трех сливающихся полос - голубой, розовой и зеленоватой. Эти полосы проводил декоратор, а маляры стушевывали границы между ними, чтобы получались мягкие переходы...

<...> Собравшись с духом, взял я четырехугольную кисть, так называемый «дилижанс», обмакнул ее в ведро с краской, вытащил и, к изумлению наблюдавших за мною маляров, потащил кисть над разостланным холстом, обильно капая на него краской. Это была минута перелома: с этой минуты я уже больше не боялся. С увлечением возил я «дилижанс» по холсту, а маляры стали мне усердно помогать».

Так описывает замечательный русский художник Александр Головин (1863-1930) свои «первые шаги» на театрально-декорационном поприще в Большом театре, куда его пригласил в 1900 году по рекомендации В.Поленова новый управляющий Московской конторой Императорских театров В.А.Теляковский. С этого времени творческая жизнь художника неразрывно связана с театром. В 1901 году он последовал за Теляковским, назначенным директором Императорских театров, в Петербург, чтобы продолжить там свою деятельность на ниве театра.

Важное значение для художественного кредо Головина имело знакомство в 1898 году с Сергеем Дягилевым. В 1902 году художник становится членом «Мира искусства». Яркая театральность, декоративизм, высветленная цветовая палитра - всё это качества, сближающие художника с мирискусниками. Однако Головин при этом сохранял в своем творчестве нити, связывающие его с Московской школой живописи со свойственной ей искренностью и лиризмом, интересом к психологической детали.

Первой работой Головина в музыкальном театре стала опера А.Корещенко «Ледяной дом» (1900, Большой театр). Дебют художника был замечен критиками, отмечавшими умение декоратора исторически мыслить, создавать напряженную драматическую атмосферу, выявлять ритм действия. В то же время декорации были исключительно красивы и стилистически выдержанны, в них не было ничего от общих «дежурных» интерьеров богатых залов, садовых пейзажей. Впрочем, не все были единодушны в оценках этого дебюта художника.

Безусловный успех пришел в 1901 году, когда Головиным были исполнены декорации к «Псковитянке». Пожалуй, эта постановка была лучшей среди всех его московских оперных работ. Блестящий критик Э.А.Старк под впечатлением петербургского возобновления этой оперы с декорациями Головина писал: «Честь и слава художнику, сумевшему силой своего таланта, силою проникновения в давно отжившую старину воскресить перед нами кусочек древней Руси».

С наибольшей силой талант Головина раскрылся в петербургский период его театрально-декорационной деятельности. 15 спектаклей оформил он в Мариинском театре, начиная с совместной работы с К.Коровиным над оперой «Руслан и Людмила». Среди лучших «мариинских» постановок Головина: Кармен» (1908), «Борис Годунов» (1911), «Орфей и Эвридика» (1911), «Электра» Р.Штрауса (1913), «Каменный гость» (1917).

Особо надо сказать о спектакле «Орфей и Эвридика» К.В.Глюка. В этом эпохальном спектакле достигло своего апогея творческое содружество двух замечательных мастеров - Александра Головина и выдающегося режиссера Всеволода Мейерхольда.

Их первая творческая встреча состоялась в 1908 году в александринском театре (пьеса К.Гамсуна «У царских врат»). Затем там же последовали «Мертвый город» Г.Д’Аннунцио и мольеровский «Дон Жуан».

В 1911 содружество мастеров продолжилось и на музыкальной сцене. Сначала «Борис Годунов» с участием Ф.Шаляпина (каждому школьнику хорошо известен хрестоматийный портрет Шаляпина-Годунова кисти Головина), а затем в том же году глюковский «Орфей». Вместе с Мейерхольдом были поставлены также «Электра» и «Каменный гость».

Возвращаясь к постановке «Орфея», можно отметить в этой работе Головина совершенно изумительное чувство стиля, созвучности музыкальной ткани произведения декорациям. Особое место в этой постановке занимала также пластика движения, ибо, по существу, спектакль был не оперой, а оперой-балетом (балетмейстер М.Фокин). Балетмейстер Ф.Лопухов свидетельствовал, что Фокин смог передать здесь «эллинский аромат… менуэтно-гавотной Греции». Существенную роль в создании такой атмосферы сыграла сценография Головина.

Говоря о творчестве Головина - оперного декоратора, нельзя не упомянуть о парижской постановке «Бориса» 1908 года, ознаменовавшей новую эру в искусстве - рождение Русских сезонов Дягилева. Несмотря на то, что Головин не любил (и отчасти справедливо) созданных им к этому спектаклю декораций, считая их чересчур узорчатыми, дробными и многословными, историческое значение этой работы художника неоспоримо.

Можно лишь сожалеть, что осталась неосуществленной постановка «Игрока» Прокофьева в 1917 году, в которой предполагалось участие Головина.

После Революции активность художника в театре заметно уменьшилась. Этому способствовали разные обстоятельства. Распался творческий союз с Мейерхольдом, переехавшим в Москву в 1918 году. Их последней крупной работой был «Маскарад» Лермонтова (1917). Правда, в первый послереволюционный год они осуществили еще две постановки (среди них опера «Соловей» Стравинского), но дальнейшее сотрудничество стало невозможным. К тому же Мейерхольд увлекся конструктивистскими идеями, которые никак не перекликались с творческим кредо Головина.

Другой причиной стала развивающаяся болезнь сердца, лишавшая художника сил. Впрочем, в 1924 году он оформил спектакль «Севильский цирюльник», а в 1925 начал сотрудничать со Станиславским во МХАТе, приняв участие в постановках «Женитьбы Фигаро» и «Отелло». Трагедия Шекспира, премьера которой состоялась в 1930 году, стала последним спектаклем тяжело больного художника, скончавшегося спустя месяц после премьеры.

Головин много работал и в области станковой живописи, особенно его привлекал портрет. Совершеннейшим шедевром является портрет Мейерхольда (1917), поражающий сочетанием стиля и глубины. Есть в числе его работ и портреты певцов. Причем, артисты предстают на этих полотнах как исполнители ролей в оперных спектаклях. Среди наиболее известных: портрет Ф.Шаляпина в роли Олоферна («Юдифь»), М.Кузнецовой-Бенуа в роли Кармен, Д.Смирнова в роли Де Грие («Манон»).

Е. Цодоков



 

 

« вернуться

Рейтинг 0 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 100 из этого альбома
"Страшная игральная"
"Маскарадный зал"
"Купавки"
"Портрет режиссера В.Э. Мейерхольда"
"Испанка с черной шалью"
"Портрет художника Н.К. Рериха"
"Пейзаж. Павловск"
"Натюрморт. Фарфор и цветы"
"Девочка и фарфор (Фрося)"
"Эскиз костюма «Контрабандиста» для оперы Бизе «Кармен»"
"Портрет певца Д.А. Смирнова в роли кавалера де-Грие в опере Ж. Массие «Манон»"
"Портрет балерины Е.А. Смирновой"
"Березки"
"Портрет М.В. Воейковой"
"Комната графа"
"Эскиз декорации балета "Арагонская хота" на музыку М.И. Глинки»"
"Развалины церкви"
"Портрет М.К. Головиной, жены художника"
"Хоромы княгини"
"Зал во дворце"
"Испанка"
"Эскиз декорации к спектаклю "Волшебное зеркало"
"Групповой портрет служащих петербургских Императорских театров"
"Портрет Ф.И. Шаляпина в роли Фарлафа"
"Маркиза"
"Портрет Федора Шаляпина в роли Олоферна в опере Серова «Юдифь»"
"Ветлы"
"Портрет В.И. Канкрина, служащего перербургской конторы Императорских театров"
"Пезаж с голубым павильоном. Вид в парке"
"Портрет М.А. Кузмина"
"Розы и фарфор"
"Эскиз декорации Г. Д-Аннунцио «Мертвый город»" 2
"Деревня на берегу моря"
"Испанка на балконе"
"Кремлевская площадь"
"Флоксы"
"Автопортрет" 1
"Портрет Марины Эрастовны Маковской"
"Портрет Ф.И. Шаляпина в роли Бориса Годунова"
"Портрет Федора Ивановича Шаляпина в роли Бориса Годунова в одноименной опере М.П. Мусорского"
"Фарфор и цветы"
"Берег Волги"
"Портрет Е.П. Носовой"
"Автопортрет" 2
"Траурный зал"
"Автопортрет на фоне красного платка"
"Портрет Э.А. Купера"
"Автопортет на фоне золотистого платка"
"Портрет Л.Я. Рыбаковой"
"Портрет Н.Е. Добычиной"
"Портрет Оли Рыбаковой"
"Свадьба"
"Портрет Л.Я. Рыбаковой с дочерью Олей"
"Портрет Э.Ф. Голлербаха"
"Портрет Ю.М. Юрьева"
"Улица перед домом доктора Бартоло"
"Галерея"
"Портрет М.К. Головиной"
"Портрет певицы Валентины (Ефросиньи) Ивановны Кузы"
"Испанка в зеленом"
"Испанка в красной шали"
"Испанка с букетом желтых цветов"
"Березы"
"Натюрморт с цветами"
"Нескучный сад"
"Умбрийская долина"
"Осень"
"Цветы"
"Дети на балконе. Испания"
"Декорации к опере К. Глюка "Орфей и Эвридика"
"Шуты"
"Эшафот"
"Золотой зал" 1
"Светлица (Пролог)"
"Золотой зал" 2
"Сад доктора Вангеля"
"Столовая в доме доктора Вангеля"
"Фиорды"
"Дворик дворца"
"Интерьер"
"Портрет художника Н.К. Рериха"
"Бандерильерос"
"В горах"
"Женский костюм для артистки Павловой к опере Ж. Бизе "Кармен"
"Кабачок Лилас-Пастья"
"Кармен"
"Кармен"
"Контрабандист" 2
"Контрабандист" 1
"Крестьянка из Валенсии"
"Ремендадо"
"У ворот цирка"
"Улица в Севилье"
"Коронация"
"Комната Карено"
"Эскиз декорации Г. Д,Аннунцио "Мертвый город" 1
"Храм Эроса"
"Эскиз декорации к спектаклю по пьесе Ю.Д. Беляева "Красный кабачок"
"Портрет артиста Федора Ивановича Шаляпина в роли Олоферна"
"Душное Кащеево царство. Эскиз декорации к балету И.Ф. Стравинского "Жар птица"
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования