17 марта 2013
Головкин Константин Павлович Golovkin Constantine. Автор: Ивасив Александр Иванович
(в альбоме 4 файлов)

Изобразительное искусство / Живопись / Пейзаж
Разместил: Ивасив Александр

 

 

 

 

 

Головкин Константин Павлович



Golovkin Constantine



(1871 - 1925)

 

 

Родился в Самаре в 1871 г. Умер там же в 1925 г. Происходивший из купеческой семьи Головкин закончил коммерческое училище. Затем возможно посещал классы живописи и рисования прибывшего в Самару художника Бурова, однако систематического художественного образования не получил, оставаясь художником - самоучкой. Работал в русле традиций русского реалистического искусства второй половины Х1Х - начала ХХ века.

 

 

 

 

 

В возрасте 25 лет молодой купец и владелец писчебумажного магазина выступил инициатором создания художественного отделения Самарского городского музея, с которым была связана вся его дальнейшая судьба. Кроме того, Головкин вел летопись самарских выставок и издал книгу «Вся Самара».

После революции 1917 года художник на некоторое время уезжал из Самары в Иркутск, где принимал участие в археологических раскопках. В начале 1920-х годов Головкин вернулся в Самару и привез целый вагон экспонатов для музея, в том числе предметы археологических раскопок. Последние годы работал в архиве города Самары.

______________________

 

 

Константин Павлович Головкин



Эксцентрик, художник, блестящий предприниматель, архитектор, астроном-любитель, один из первых самарских автомобилистов – все это относятся к нашему земляку, почти забытому Константину Павловичу Головкину. По иронии судьбы, широко известный в дореволюционной Са­маре, К.П. Головкин был забыт сразу же после смерти. Имя его, как и имена многих видных деятелей из купцов, промышленни­ков, дворян, духовенства, было под "негласным запретом" влас­тей, нежелательно для упоминания. Более 20 лет о Головкине не вспоминал никто.

Вспомнили о его персоне лишь недавно – запутанная история связана с дачей Константина Павловича (дом со слонами), которую по слухам то продают, то передают на реконструкцию от одного МП к другому. Головкин прожил в Самаре всю свою бурную жизнь: лицезрел зарю автомобильной Самары, был директором первого самарского яхт-клуба. Последние годы своего существования бывший миллионер и баловень судьбы (в начале XX века состояние Константина Павловича оценивалось в 2 000 000 рублей) прожил в нищете. До самого конца жизни Головкин работал рядовым архивариусом. Многогранная и плодотворная деятельность Константина Павловича даёт полное право ставить его в ряд самых почётных граждан Самары. Убедиться в этом (и помочь в написании статьи) нам помогла книга самарского коллекционера и краеведа Л. В. Едидовича «Гражданин Самары. Константин Павлович Головкин».

 


Константин Павлович Головкин родился 17 декабря 1871 года в семье самарского купца второй гильдии Павла Ивановича Голо­вкина в доме Головачева на Вознесенской улице, где семья снимала квартиру на втором этаже (сейчас ул. Степана Разина, 55, дом сохранился).

 

 

 

 

 

Как старшего сына, отец изначально готовил его к купечес­кой деятельности. Этому должна была способствовать и учеба в ре­альном училище, в котором Константин проучился с 1882 по 1888 год. Сразу же по окончании училища 16-летний юноша поступил в другую "школу" — школу коммерческой деятельности в магази­не своего отца: "мальчик", то есть простой рассыльный, затем по­мощник приказчика, приказчик. В 22 года он стал управляющим в одном из новых магазинов отца. Находиться на службе у своих родителей, получая жалованье считалось в то время делом обыч­ным.

 

 

 

 

 

Лишь в 1903 году в 31 год Константин Павлович Головкин получил в наследство от отца магазин и объявил себя самарским второй гильдии купцом. С тех пор до самой революции 1917 года он успешно занимался торговой деятельностью, увеличив во мно­го раз полученный от отца капитал. К 1917 году его состояние оце­нивалось в 2 миллиона рублей.

Удачная коммерческая деятельность, требовавшая немалых усилий, знаний, изворотливости, была лишь небольшой частью жизни Головкина. С детства у маленького Кости проявилась тяга к рисованию. Родные рассказывали, что он умудрялся рисовать на полу, на сте­нах, на заборах, на земле — мелом, углем, карандашом, красками. Учеба в реальном училище под руководством опытных и увлечен­ных своим делом педагогов способствовала развитию многих та­лантов Константина Павловича.

 

 

 

 

 

Любовь к живописи он пронес через всю свою жизнь. Не получив специального художественного образования, Константин Павлович уже к 20 годам слыл неплохим живописцем, а в зрелом возрасте стал признан­ным мастером, одним из крупных художников Самары. Им на­писано более 200 крупных полотен, сделано около 2000 рисун­ков и эскизов. Он перепробовал почти все известные способы живописи. Рисовал карандашом, пастелью, акварелью, тушью, маслом, делал гравюры, увлекался художественной чеканкой по металлу, занимался художественной аппликацией и моделиро­ванием, создал уникальный альбом виньеток. С карандашом и альбомом он не расставался никогда. Последний свой рисунок сделал из окна больничной палаты за день до смерти.

Любовью к технике Константина заразил учитель математики и механики Иосиф Александрович Щепанский — руководитель многих экскурсий реалистов на предприятия города, организатор метеорологического кружка и создатель первой в Самаре мете­орологической станции с телескопом, автор описания полного солнечного затмения 1887 года. Увлечение техникой на всю жизнь стало подлинной страстью Головкина. Он мастерил макеты ло­док, пароходов, у него были велосипед, моторная лодка, а с 1904 года — автомобиль. На своей даче сам оборудовал громоотвод, провел электричество, установив генератор, собрал и установил телескоп. Он увлекался фотографией и был неплохим фотографом.

Учитель физкультуры и гимнастики — бравый отставной пору­чик Лев Петрович Борисов сумел привить ребятам любовь к спор­ту. И реалист Костя Головкин хорошо плавал, бегал на коньках, ездил на велосипеде. В возрасте 20—30 лет он был неплохим конь­кобежцем, велогонщиком, участвовал в многочисленных состяза­ниях. В 30—40 лет увлекался соревнованиями на моторных лодках и яхтах, хотя своей яхты у него не было. Спорт повлиял на становление характера Константина Павловича. Он редко болел, не курил, почти не пил, неукоснительно соблюдал строгий режим дня, им же самим выработанный.

Василий Николаевич Николаев, преподававший русскую лите­ратуру и словесность, учил реалистов уважению и любви к книге. В доме Константина Павловича книги составляли неотъемлемую часть быта. К1915 году, по свидетельству его дочери Евгении Кон­стантиновны Овчинниковой, библиотека в доме Головкиных на­считывала около 2000 томов. Книги стояли в огромном от пола до потолка шкафу и были доступны всем членам семьи. Отдельно, в кабинете самого Константина Павловича, хранились пользовав­шиеся особым почетом хозяина книги по живописи и художест­венные альбомы.
__________________

 



ГОЛОВКИН КОНСТАНТИН ПАВЛОВИЧ

ОСНОВАТЕЛЬ САМАРСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ



В начале ХХ века многие самарцы знали этого подтянутого, стройного молодого человека с большими усами – купца и художника-любителя Константина Павловича Головкина. Он имел собственный магазин в центре города, на Панской; был фотографом, заядлым велосипедистом, организатором и непременным участником всех художественных выставок. На его полотнах изображались, в основном, Волга и Жигули. Состоял в музейном кружке, который в 1916 году превратился в Археологическое общество. Был одним из инициаторов основания художественного отдела при Публичном музее.

 

 

 

 

 

Родился Константин Павлович 17 декабря (по старому стилю) 1871 года в семье купца второй гильдии Павла Ивановича Головкина. Отцу было в то время уже 36 лет, и женат он был вторым браком на Елизавете Степановне Колодиной (внучке Михея Шихобалова). В этом браке родилось 12 детей. Шестеро из них умерли в раннем возрасте. В живых остались три мальчика и три девочки. Мать Константина Павловича была почти на 20 лет моложе своего мужа, боялась его и во всем ему подчинялась. Павел Иванович прошел тяжелый путь от коробейника до владельца нескольких магазинов, и, самостоятельно выбившись в люди, стал скупым и очень властным человеком.
 
 
Елизавета Степановна, получившая образование в первой Самарской гимназии, занималась только детьми и домашними делами. Костя любил мать - она, в отличие от сурового отца, была ласковой и доброй женщиной.Впрочем, о детских годах Константина Павловича нам известно очень мало. Сам он, будучи человеком скрытным и молчаливым, неохотно вспоминал свое детство.Учился Костя, как и многие его сверстники, в Самарском реальном училище. В 1887 году, когда он уже заканчивал обучение, в училище появился новый преподаватель рисования, черчения и чистописания - Николай Андреевич Храмцов. В Самару он переехал из Вятки. Перед этим окончил Петербургскую Академию Художеств и получил звание "классного художника 3-й степени". Именно Храмцов стал первым профессиональным учителем будущего художника Головкина. Много позже, уже после его смерти, Константин Павлович Головкин с художниками Синягиным и Холявиным купят у вдовы его картины для художественного отдела Публичного музея: "Амур", "Портрет отца" и "Портрет Кокорева". Никогда больше ничего не купит Головкин на свои деньги для музея. Этот поступок говорит о его особом отношении к Храмцову.

Константин, после получения 6-тиклассного образования, что по тем временам считалось достаточным, стал работать “мальчиком” в магазине отца. Его художественные наклонности не волновали отца: Павел Иванович видел в своем старшем сыне лишь продолжателя семейной торговой традиции. В то же время младшему сыну – Петру – он уже позволил получить архитектурное образование.

Торговля не очень увлекала юношу – каждую свободную минуту Костя, с разрешения старшего приказчика Ивана Андриановича – добрейшего человека, – убегал на Волгу рисовать. Волга стала главным и неизменным героем его этюдов.

В 1889 году в Самаре случилось событие большой важности: открылась первая художественная выставка Товарищества передвижников. Ее огромное значение было не только в самом факте приезда в провинцию Большого искусства, но и в том, что самарские художники стали, по примеру своих столичных собратьев, организовывать свои художественные выставки. В 1890 году свою персональную выставку в доме Петра Семеновича Субботина устроил Храмцов. Затем, с 1891 года, ежегодно стал устраивать выставки кружок самарских художников во главе с большим энтузиастом –Константином Головкиным. Отныне вся его жизнь была направлена на творчество.

В начале 1890-х годов открывает в Самаре свои “Курсы рисования и живописи” еще один выпускник Академии Художеств – Федор Емельянович Буров. Знакомство с ним и возможность учиться у него дали Головкину очень многое. Хотя впоследствии он и продолжал именовать себя художником-любителем, что говорит о его скромности, но его пейзажи достаточно профессионально написаны. В них всегда было настроение, он легко улавливал нужные цветовые оттенки воды, неба, зелени. Жаловался только, что солнце ему не дается, серые дни получаются у него намного лучше. В феврале 1894 года в доме № 32, на улице Панской, открылся писчебумажный магазин Павла Ивановича Головкина. Его управляющим стал старший сын – Константин Головкин. Через год, в 1895 году, магазин из дома № 32 был переведен в соседний дом - № 34, принадлежавший матери Константина Павловича. Она купила его у купца Новокрещенова в 1893 году. Здание было одноэтажным, с большими окнами-витринами. Магазин торговал писчебумажными принадлежностями, картинами и открытками.

В марте 1899 года Константин Павлович официально был объявлен заведующим магазином отца на Панской. В двух окнах магазина и над большим старинным секретером Головкина неизменно висели его картины в золотых рамах. Позже над магазином надстраивается второй этаж, и в следующем, 1900 году, Головкин переезжает в собственную квартиру на постоянное жительство. До этого он жил в семье отца, на улице Дворянской, 109 (дом не сохранился).

В июне-июле 1900 года он совершил путешествие за границу, о котором давно мечтал. Посетил Италию, Германию и Францию. Это было его первое большое путешествие, в котором художник познакомился с великим искусством итальянских мастеров, крупными музеями в Берлине и Париже. Побывал он и на Всемирной парижской ярмарке 1900 года.

Увидев за границей много нового, Головкин, со сметливостью купца, решил издавать открытки с видами города Самары. Сам он был хорошим фотографом, даже соревновался в качестве фотографий со своим другом – фотографом Васильевым. Они снимали одни и те же виды Волги, но Головкин всегда немного иначе кадрировал свои фотографии. Первый выпуск открыток с видами Самары, Волги, Жигулей состоялся летом 1901 года. Всего было 9 изданий таких открыток сериями по 30-40 штук, которые изготавливались до 1909 года по его заказу московской фототипией Шерер, Набгольц и Кє.

Видимо, там же, за границей, ему впервые пришла в голову идея перевода в открытки собственных картин. У художника накопилось уже много больших собственных произведений. Его программные картины были подарены во вновь созданный художественный отдел музея. В 1901 году была написана большая картина “Жигули. У переправы” – сейчас она тоже в коллекции художественного музея. В 1902 году он заканчивает еще одну большую картину “Каменотес”. Вплоть до 1918 года она еще висела на стене лестницы в квартире Головкина. Сохранился этюд к ней. След самой картины обнаружился в Саратове – она была продана в Радищевский музей.

...Многое из того, что делал, собирал и о чем мечтал этот удивительный человек, не сохранилось и не осуществилось. Остались только те произведения, которые он подарил музею перед отъездом в Сибирь: альбом своих прекрасных этюдов, папки с рисунками, несколько картин и три предмета прикладного искусства. И еще память благодарных самарцев, сегодня по крупицам восстанавливающих биографию одного из самых почитаемых своих граждан - купца и художника, археолога и путешественника, музейщика без музея и архивиста, и просто человека с богатой и щедрой душой – Константина Павловича Головкина.
 


АЛЕКСУШИНА Т.Ф.
ГЛАВНЫЙ ХРАНИТЕЛЬ САМАРСКОГО
ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ


Весь материал читать по ссылке www.uic.ssu.samara.ru/~musart/russ/home.htm

 

 

 

 

« вернуться

Рейтинг 20 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 4 из этого альбома
"Переправа в Жигулях"
"Последний снег. Осокори"
"В лугах"
"Баржи на реке"
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования