23 марта 2013
Грабарь Игорь Эммануилович Igor Grabar. Автор: Ивасив Александр Иванович
(в альбоме 102 файлов)

Изобразительное искусство / Живопись / Реализм
Разместил: Ивасив Александр

 

 

 

 

Грабарь Игорь Эммануилович



Igor Grabar



(1871 - 1960)

 

 

 

Природа наделила И. Э. Грабаря многими дарованиями, которые, к немалому удивлению окружающих, он сумел реализовать. Стал значительным художником, искусствоведом, художественным критиком, реставратором, педагогом, музейным деятелем, замечательным организатором, даже архитектором. При этом в течение почти шестидесяти лет он, благодаря своему неистовому темпераменту, был одним из самых активных участников и руководителей художественной жизни страны.

 

 

 

 

 

В 1876 г. родители Грабаря, бывшие в числе сторонников славянского освободительного движения, поселились в России. После окончания гимназии Грабарь учился в московском лицее (1882-89). Он мечтал о живописи, старался быть ближе к художественным кругам, посещал все выставки, изучал коллекцию Третьяковской галереи и другие собрания Москвы.

Осенью 1889 г., восемнадцати лет от роду, почти без гроша в кармане Грабарь едет в Петербург. Поступает в университет, учится там в течение четырех лет на двух факультетах сразу - юридическом и историко-филологическом - и упорно готовится к поступлению в Академию Художеств. В это время он зарабатывает себе на жизнь сочинением юмористических рассказов и иллюстрациями для журналов. Этапы поступления в АХ (1894) и начало обучения в ней Грабарь прошел блестяще и стремительно. Уже в 1895 г. он оказывается в мастерской очень почитаемого им И. Е. Репина.

Но вот летом 1895 г. на каникулах Грабарь совершил поездку в Берлин, Париж, Венецию, Флоренцию, Рим, Неаполь. В Италии его настолько потрясли творения мастеров Возрождения, а в Париже - работы импрессионистов и постимпрессионистов, что Грабарь на протяжении 1896-1900 гг. колесит по Европе "с целью детального и углубленного изучения мирового искусства и получения архитектурного образования".

В 1900 г. Грабарь возвращается в Россию, и тут начинается, по признанию художника, самый его "творческий период". Он вновь после долгой разлуки влюбляется в русскую природу, ошеломлен красотой русской зимы, без конца пишет "сверхъестественное дерево, дерево-сказку" - березу. В Подмосковье созданы наиболее известные его произведения: "Сентябрьский снег" (1903), "Белая зима. Грачиные гнезда", "Февральская лазурь", "Мартовский снег" (все 1904), "Хризантемы" (1905), "Неприбранный стол" (1907) и др. Грабарь пишет на открытом воздухе, учитывая достижения французских импрессионистов, но, не желая слепо им подражать, пишет по-русски, любя "вещественность и реальность". "Февральская лазурь" - это величественный "портрет" березы. Мы смотрим на нее снизу вверх, из глубокой траншеи в снегу, которую вырыл автор и в которой он работал, невзирая на жестокие морозы, переполненный радостью от "перезвонов и перекликаний всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба". Пейзаж написан чистыми цветами, мазки положены плотным слоем. "Мартовский снег" - "ярко импрессионистическую вещь по замыслу и фактуре" - художник тоже писал на пленэре "с таким увлечением и азартом, что швырял краски на холст, как в исступлении, не слишком раздумывая и взвешивая, стараясь только передать ослепительное впечатление этой жизнерадостной мажорной фанфары". В этих произведениях Грабарю удалось создать еще один, новый (после русских пейзажистов XIX столетия), обобщенный образ русской природы.
1910-23 гг. художник назвал периодом отхода от живописи и увлечения архитектурой, историей искусства, музейной деятельностью, охраной памятников. Он задумывает и осуществляет издание первой "Истории русского искусства" в шести томах (1909- 16), пишет для нее важнейшие разделы, публикует монографии о В. А. Серове и И. И. Левитане.

В течение двенадцати лет (1913-25) Грабарь возглавляет Третьяковскую галерею, значительно меняя принципы музейной работы. После революции он многое делает для защиты памятников культуры от разрушения. В 1918 г. по инициативе Грабаря создаются Центральные реставрационные мастерские, с которыми он будет связан всю жизнь и которые носят сейчас его имя. Здесь были открыты и спасены многие произведения древнерусского искусства.

С 1924-го и до конца 1940-х гг. Грабарь вновь много занимается живописью и особенно увлекается портретом. Он изображает своих близких, пишет портреты ученых и музыкантов. Лучшими сам художник назвал "Портрет матери" (1924), "Светлану" (1933), "Портрет дочери на фоне зимнего пейзажа" (1934), "Портрет сына" (1935), "Портрет академика С. А. Чаплыгина" (1935). Широко известны и два автопортрета художника ("Автопортрет с палитрой", 1934; "Автопортрет в шубе", 1947). Обращается он и к тематической картине - "В. И. Ленин у прямого провода" (1933), "Крестьяне-ходоки на приеме у В. И. Ленина" (1938). Разумеется, он продолжает писать пейзажи, предпочитая по-прежнему снег, солнце и улыбку жизни: "Последний снег" (1931), "Березовая аллея" (1940), "Зимний пейзаж" (1954), серия картин на тему "День инея".

Грабарь работает в традициях русской реалистической живописи конца XIX в., оставаясь, так же как в других областях своей деятельности, хранителем русской культуры. "Лучший отдых есть перемена работы", - говорил художник. Если он не писал картины, то преподавал, выступал, готовил выставки или занимался искусствоведческими исследованиями. Смерть застала его за работой над новым многотомным изданием "Истории русского искусства". "Надо считать счастьем для русского искусства, что такой человек действительно существовал", - говорил о нем С. В. Герасимов.
_____________________

 


    Грабарь Игорь Эммануилович
 


    (25.3.1871, Будапешт,-16.5.1960, Москва) - живописец, писатель-искусствовед, культурный просветитель; организатор, в том числе музейного дела и охраны памятников искусства; основоположник научной реставрации. Академик АН СССР (1943) и Академии художеств (1913, 1947). Заслуженный деятель искусств (1930), народный художник РСФСР (1944), народный художник СССР (1956). Лауреат Государственной премии СССР (1941).

    В школьные годы учился в воскресных классах рисования Общества любителей художеств. Закончив в 1889 г. Катковский лицей (Москва), поступил на юридический факультет Петербургского университета. Ходил также на лекции историко-филологического факультета. Для заработка публиковал юмористические рассказы и рисунки, работал в журналах, даже стал фактическим редактором "Шута". Работал личным секретарем профессора Московского университета сенатора Д.М. Дмитриева, который познакомил И.Э. с культурными деятелями. Увлекался музыкой, был знаком с П.И. Чайковским.

    С 1894 г. пишет художественно-критические статьи, иллюстрирует книги. Закончив университет, поступает в Академию художеств (1894), с июня 1896 г. учится в Мюнхене у Ашбэ и преподает. Экспериментирует с красками, в том числе используя старинные рецепты.

    Еще с 1899 г. пишет статьи в журнал "Мир искусства", а вернувшись в июне 1901 г. в Россию, входит в одноименную группу, активно занимается художественной критикой и успешно участвует в выставках (с пейзажами). Работает в импрессионистской манере. Осенью 1902 г. путешествует по русскому северу, рисуя и фотографируя памятники архитектуры. В следующем году аналогичное путешествие предпринимают Рерихи, и их материалы потом пригодятся для организованного И.Э. и редактируемого им многотомного издания "История русского искусства" (туда вошли статьи Н.К. и фотографии Е.И.). В 1903 г. переезжает в Москву. С 1906 г. пишет монографии, посвященные художникам. Друзья сравнивали И.Э. с Вазари - автором жизнеописаний итальянских художников эпохи Леонардо. В 1909-14 гг. занимался, в качестве художественного консультанта, строительством санатория.

    В 1913 г. избран попечителем Третьяковской галереи: пополняет коллекции, упорядочивает систему каталогизации и развески и т.п. Возглавляет ее (в советское время - директор) до 1925 г. После февраля 1917 г. организует Союз деятелей московских художественных хранилищ и становится его председателем, борется с расхищением музеев и частных коллекций, работает в музейном отделе Наркомпроса. С 1918 г. руководит художественно-декоративной частью Малого театра. С 8.8.1919 член Российской академии истории материальной культуры, в экспедициях изучает историю северной русской культуры. Возглавляет в 1918-30 гг. Центральные реставрационные мастерские (создает научные основы реставрации и консервации памятников искусства), в 1940-3 гг. - Московский художественный институт (с 1937 г. был там профессором), в 1942-6 гг. - Всероссийскую Академию художеств, в 1944-69 гг. - Институт истории искусств АН СССР (сам же его и организовал). В 1948 г. при Президиуме АН создает Научно-методический совет по охране памятников культуры.

    С 1921 г. читает в МГУ курс реставрации, позднее руководит живописной мастерской в Институте живописи. Организует выставки русского искусства за рубежом. Редактирует книги и статьи по искусству в первом издании (1926-30) Большой советской энциклопедии. Вновь организует издание многотомной "Истории русского искусства", куда сам пишет разделы по архитектуре. Среди его консультационных работ - в фильме "Иван Грозный" (1941). Все больше занимается портретом и исторической живописью, не оставляя и пейзаж. Пишет книги о художниках и автомонографию "Моя жизнь" (1937), куда вошли и воспоминания о Н.К. и о которой Н.К. написал: "Удивительно, сколько вранья в этой книге. Мне приписываются слова, которые я никогда не говорил, рассказываются небылицы" (Письмо Рудзитису и Лукину от 11-12.7.1938). "...к моим многочисленным порокам относится и частая смена настроений, в зависимости от обстоятельств... излишняя горячность и склонность к преувеличесниям и преуменьшениям, переоценкам и недооценкам" (И.Э. Г., 29.2.1924). В 1958 г. И.Э. опубликовал и статью о Н.К.

    С Н.К. он часто встречался начиная с "Мира искусства", интенсивно переписывались они в финский период, встречались в Москве в 1926 г. 5.2.1912 И.Э. заказал А.П. Иванову (см.) монографию о Н.К. 30.1.1924, будучи с выставкой в Нью-Йорке, посетил Институт Объединенных Искусств и Корона Мунди.

    Негативные утверждения И.Э. про Н.К., похоже, в основном бывали обусловлены влиянием других людей. Так, А.Н. Бенуа в период "Мира искусства" все время восстанавливал И.Э. против Н.К., в том числе в 1907 г. отговорил И.Э. приглашать Н.К. писать главы "Истории искусства" (а И.Э. планировал поручить часть материала о Византии, о славянстве и доисторический период). Однако дружелюбное (в сравнении с некоторыми другими советскими художниками) отношение к Н.К. И.Э. сохранил и звал вернуться в Россию. Н.К. рассматривал это как вполне возможное, но переписка по этому вопросу началась уже перед смертью Н.К. Письма их 1944-7 гг. посвящены более всего судьбам русской культуры. И.Э для Н.К. был тогда почти единственной живой связью с Родиной.



Источник: http://www.roerich-encyclopedia.facets.ru/personal/grabar.html
 

 

 

 

 

 

« вернуться

Рейтинг 20 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 102 из этого альбома
"Март"
"Февральская лазурь"
"Груши"
"Дельфиниум"
"Мартовский снег"
"Абрамцево. Плетень"
"Белая зима. Грачиные гнезда"
"В гололедицу"
"В саду. Грядка дельфиниумов"
"Дубки"
"Зимнее утро"
"Иней"
"Иней. Восход солнца"
"Лучезарное утро"
"Московский дворик"
"На озере"
"Неприбранный стол"
"Павильон в Кузьминках"
"Последний снег"
"Разъяснивается"
"Рябинка" 1
"Рябины"
"Утренний чай (В аллее)"
"Хризантемы"
"Сентябрьский снег"
"Натюрморт"
"Портрет Э.И. Грабаря, отца художника"
"Разгар осени"
"Сийский монастырь"
"Туркестанские яблоки"
"Крыши под снегом"
"Вешний поток"
"Послеобеденный чай"
"Зимний солнечный день"
"Банка с вареньем и яблоки"
"Яблоки и астры"
"Под березами" 1
"Новая дача"
"Портрет М.И. Грабаря, сына художника"
"Портрет академика В.П. Волгина"
"Портрет академика Сергея Алексеевича Чаплыгина"
"Дама с собакой"
"Автопортрет в шляпе"
"Портрет Е.Г. Никулиной-Волконской"
"Портрет художника, музейного деятеля П.И. Нерадовского"
"Портрет композитора С.С. Прокофьева"
"Березовая аллея"
"Светлана"
"Зимой. Портрет О.И. Грабарь, дочери художника"
"Портрет К.И. Чуковского"
"Зимний пейзаж" 1
"Васильки. Групповой портрет"
"Осень. Рябина и березы"
"Дама у пианино"
"Ветка яблони"
"Яблоки"
"Уголок усадьбы (Луч солнца)"
"Дельфиниумы"
"Майский вечер"
"Солнце поднимается"
"Портрет Валентины Михайловны Грабарь, жены художника"
"Балюстрада"
"Зима"
"Луч солнца"
"Ясный осенний вечер"
"Сказка инея и восходящего солнца"
"За чтением. Портрет В.М. Грабарь, жены художника"
"Толстые женщины. Гротеск"
"Цветы и фрукты на рояле"
"Утренний чай. Подснежники"
"Флора"
"Портрет В.Г. Дуловой"
"Въезд в усадьбу"
"Портрет академика Алексея Николаевича Баха"
"Няня с ребенком"
"Портрет художника Антона Ашбе"
"Портрет Н.П. Горбунова"
"Под березами" 2
"Автопортрет в шубе"
"Девушка в русском платке"
"Золотые листья"
"Груши на зеленой драпировке"
"Угасающий день"
"Рябинка" 2
"Ямщик"
"Снежные сугробы"
"Зимний вечер"
"В.И. Ленин у прямого провода"
"Уголок уходящей Москвы"
"За самоваром"
"Сирень и незабудки"
"Красные яблоки на синей скатерти"
"Проходной двор в Замоскворечье. Серый день"
"Морозное утро. Розовые лучи"
"Портрет академика Н.Д. Зелинского"
"Портрет народного артиста А.Б. Гольденвейзера"
"Портет композитора С.С. Прокофьева за работой над оперой "Война и мир""
"Автопортрет с палитрой (в белом халате)"
"Угол дома. Зима"
"Пейзаж с березками"
"Зимний пейзаж" 2
"Цветущее дерево"
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования