28 марта 2013
Гуркин Григорий Иванович Gurkin Grigory. Автор: Ивасив Александр Иванович
(в альбоме 38 файлов)

Изобразительное искусство / Живопись / Пейзаж
Разместил: Ивасив Александр

 

 

 

 

 

Гуркин Григорий Иванович 

 

Gurkin Grigory

 

(1872 - 1937)

 

 

 

Как и многие русские художники, Григорий Иванович Гуркин был певцом своей малой родины. Правда, необходимо существенное уточнение, ибо горный Алтай, Алтай, Южная Сибирь — края, красотам которых художник посвятил свои талант и призвание, — под определение "малые" никак не подходят.

 

 

 

12 января 1870 года - 11 октября 1937 года

 

 

 

Родился будущий пейзажист в небольшом селении Улала (ныне город Горно-Алтайск) в семье шорника. Подросток научился рисовать в мастерских "богомазов" Тельгерова и Никифорова. Наряду с иконами молодой Г. Гуркин увлекся изображением чудесной природы горного Алтая и копированием репродукций из доходившего до столь отдаленных окраин журнала Нива.

 

В 1897 году он, благодаря стараниям добрых людей, разглядевших в его первых пробах несомненный талант, оказывается в Петербурге. Участие вице-президента Академии художеств графа И.И. Толстого поспособствовало знакомству одаренного алтайца с корифеем отечественной пейзажной живописи И.И. Шишкиным, в мастерской которого начал шлифовать свое мастерство Г.И. Гуркин. После смерти Шишкина художник много работал под руководством профессора Академии А.А. Киселева.

 

Большинство из более пяти тысяч произведений живописца, исполненных маслом, акварелью, карандашом, углем, пером, написано в жанре пейзажа (среди них — лучшие полотна художника "Хан-Алтай", "Озеро горных духов "Дены-Дер", "Корона Катуни", "Сосна Аската").

 

В годы советской власти Г.И. Гуркин принимал участие в политических событиях, охвативших окраинные районы России. Пять лет провел в эмиграции в Монголии и Туве (1821—1925). Все же основным видом деятельности для него оставалось творчество. С 1925 года он много делал для развития изобразительного творчества в областях Южной Сибири.

 

Жизнь и творчество живописца оборвались трагически: ему не простили "заблуждения" первых послереволюционных лет. В 1937 году он был арестован и скончался в заключении. Многочисленные работы Г.И. Гуркина в большинстве музеев Сибири — лучшая память о замечательном алтайском художнике. 

_________________________

 

 

Григорий Иванович Гуркин (Чорос-Гуркин) родился 12 января 1870 года в селе Улала (ныне город Горно-Алтайск) Бийского уезда в семье кустаря-седельника из древнего алтайского рода "чорос". Позднее имя рода, прибавленное к фамилии, составило его артистический псевдоним. 

 

В Улале располагался главный стан Алтайской духовной миссии, при которой имелась начальная школа с иконописным классом. Гуркин учился в этой школе с 1878 по 1883 год. Впоследствии Григорий Гуркин почти 15 лет проработал иконописцем сначала в Улале, а затем в Бийске.

 

Гуркин - ученик русской художественной школы, и вся его творческая жизнь была посвящена Алтаю. Биографы художника отмечали решающую роль в его судьбе Андрея Викторовича Анохина, убедившего друга в возможности и необходимости получить специальное образование в Петербурге. Именно приехавший в Бийск на каникулы слушатель Петербургской певческой капеллы Анохин, ознакомившись с творчеством художника, уговорил его вместе поехать в столицу.

 

В октябре 1897 года Гуркин предпринял попытку поступить в Академию художеств, но ему не хватало как общих, так и профессиональных знаний. Однако его рисунки и наброски попали на глаза знаменитому пейзажисту Ивану Шишкину, и тот сразу пригласил Гуркина в личную мастерскую, а в марте 1899 года художник был зачислен в пейзажный класс Академии художеств вольнослушателем.

 

 

Справа - Чорос-Гуркин. Санкт-Петербург, 1897 г.

 

 

 

Произведения молодого художника уже в годы учебы становятся популярными в среде знатоков и любителей искусства. Его этюды и рисунки экспонировались на Осенних академических выставках, устраивались персональные показы в Академии художеств и в Обществе поощрения художников. Григорий Гуркин стал участником выставок передвижников. На 31-й выставке Товарищества было представлено пять его рисунков, а в 1903 году он стал экспонентом первой периодической выставки этюдов, рисунков и эскизов передвижников в Петербурге. Известно, что уже в этот период произведения Гуркина охотно приобретали коллекционеры и любители искусства, и благодаря мастерству автора этих работ слава о своеобразной красоте Алтая стала всеобщим достоянием.

 

В 1903 году Григорий Иванович поселился на левом берегу Катуни в селе Анос. Эти места в среднем течении Катуни - красивейшие, живописные, будто специально созданы природой для глаза и кисти художника. Усадьба художника с домом, мастерской, садом и небольшим водопадом вскоре стала центром, где каждое лето бывали путешественники и ученые, художники и писатели. Здесь были созданы основные произведения. Окрестности Аноса и отдельные уголки усадьбы запечатлены в его многочисленных этюдах.

 

В 1905 году Григорий Иванович вернулся на родину. Первая персональная выставка Гуркина в январе 1907 года в Томске имела исключительный успех и сразу же возвела его в ранг первого пейзажиста Сибири.

 

"Явятся новые художники, подымут его до европейского уровня, но первым на этом пути останется Г.И.Гуркин, и в этом его огромная заслуга перед родным краем, который он приобщил к искусству и его радостям", - писал петербургский критик М.Далькевич, подводя итоги выставки.

 

Сибирский ученый и публицист А.В.Адрианов писал позднее: "Уже первая выставка Григория Гуркина в Томске показала, что у Сибири, наконец, появился свой художник".

 

На выставках Гуркина приковывали внимание картины "Корона Катуни", "Озеро горных духов", "Озеро Каракол". И, по сути, эпическое произведение в красках "Хан Алтай". В этом собирательном образе родной земли мастер через суровое величие горных вершин начинал воплощать свое кредо.

 

И не только в красках нашло оно отражение, но и в его яркой прозе: "Я как бы вижу первый день мироздания! Когда после векового мрака ты, Хан-Алтай, впервые был освещен восходящим солнцем, как загорелись тогда твои причудливые скалы и как заблистали тогда твои изумрудные ледники! Как зацвело и затрепетало все вокруг, сливаясь в одну сплошную музыку, в один нескончаемый чудный аккорд природа ликовала… Божья песнь, как волосяная струна, прозвучала тогда и наполнила тебя музыкой природы грохотом водопадов и шумом бурных рек. И полилась та музыка через горы и стремнины, через цветущие и благовонные долины. Взбивая пену о громадные камни, неслась бурливая красавица Катунь. Шумели водопады, окрашиваясь радугой и серебряными нитями обвивая уступы скал твоих, Хан-Алтай!".

 

В последующее десятилетие художник написал сотни этюдов, тысячи самых разнообразных рисунков - натурных, станковых, этнографических, создал десятки больших картин. Особую известность приобрела картина "Озеро горных духов", впервые появившаяся на выставке в Томске в 1915 году, и заказов на ее авторское повторение появилось столько, что, по признанию самого художника, он устал от их выполнения.

 

Гуркин стал знаменит и популярен. Его произведения приобретаются, поступают заказы и предложения на повторения. Это давало определенную материальную поддержку и способствовало осознанию гражданской, общественной значимости творчества.

 

Для художника первые послереволюционные годы были мучительными. Сложная социальная и политическая ситуация в стране и на Алтае, начавшаяся гражданская война мешали художнику определить свое место в современной жизни.

 

 

 

 

 

Гуркин не уклонялся от общественной деятельности, стремился к осуществлению лозунга "Право нации на самоопределение" для своего народа. Это было связано с деятельностью Алтайской Горной Думы, председателем которой он был. Вот выдержка из письма Алтын-Кельской Волостной Земской Управы: "Разъясните населению, что теперь создается краевое объединение с непосредственным подчинением центральной власти, для чего на 20 февраля сего года на селе Улала созывается Учредительный Краевой Инородческий Съезд с расчетом по одному уполномоченному от каждой 1000 душ населения. Разъясните населению, что, как и прежде мы не чуждаемся сожительства с русскими, почему русское население должно тоже прислать своих представителей для освещения своих нужд и взглядов, что мы как и прежде не гоним от себя, а предлагаем мирное братское сотрудничество в нашем начинании, не на пользу какой-либо одной национальности, а на пользу населения целого края..."

 

Речь в письме идет о выделении Горноалтайского уездного земства с подчинением его центральной власти. Это было стремление дать права народу, обойденному ранее земской реформой. Если в политической и общественной борьбе Гуркин не сразу нашел свое место, то в его произведениях безошибочно можно увидеть демократизм его творчества.

 

В сентябре-ноябре 1921 года им были сделаны рисунки тувинских партизан, портреты С.Кочетова, А.Квитного, героев и руководителей партизанского движения в Туве.

 

Художник не просто много рисовал и писал, но и собирал героические сказания, народные сказки, легенды, песни, образцы музыки и прикладного искусства. "По понятиям алтайцев, Алтай не просто горы, леса, реки, водопады, а дух, щедрый, богатый исполин великан. Для живущего здесь народа Алтай живой. Сказочно красив он своей многоцветной одеждой лесов, трав, туманы, его прозрачные мысли, бегут во все страны мира. Озеро его глаз, смотрящие во Вселенную. Водопады и реки - его речь и песни о жизни, о красоте земли, гор" - так не раз объяснял народное понимание природы и так хотел выразить Алтай в своих работах Григорий Иванович.

 

С 1917 года по 1919 год Гуркин возглавлял Горную думу, пытавшую наладить местное самоуправление и обеспечить национальное равноправие алтайцев. Спасаясь от ареста, он выехал за пределы России и с 1919 года по 1925 год жил в Монголии и Туве.

 

 

Г.И.Чорос-Гуркин с дочерью и братом

 

 

 

Пребывание в Монголии обогатило живописную палитру художника. Цвет в работах стал звучным, более открытым, воздушные дали чисты и прозрачны. Художник, вновь оказавшись лицом к лицу с природой, ощущал и талантливо передавал своеобразие цвета и света северо-западной Монголии.

 

Плодотворным для Гуркина стало пребывание в Тувинской Народной Республике. Разнообразие тем, аспектов жизни республики и ее природа волновали воображение и нашли воплощение в рисунках и целом ряде живописных работ.

 

В живописи художника по-прежнему преобладал пейзаж, но рисунки запечатлели и многие стороны жизни тувинцев.

 

В Монголии и Туве в графических работах, как в записной книжке писателя, накапливались образы, типы людей, опыт работы над портретом и жанровой композицией. Пейзажист в дореволюционное время, Гуркин большую часть рисунков 1920-х и 1930-х годов посвятил многофигурной композиции.

 

В зарисовках 1923 года он неоднократно обращался к темам "Революционный съезд тувинцев", "Первое мая 1923 г.", "Жизнь в Урянхае". В рисунках присутствовало ощущение праздника на многолюдном народном собрании, тишина раздумья, когда собравшиеся на съезд слушают оратора. Для решения многофигурных сцен художник часто использовал круговую композицию, исследуя ее возможности для создания жанровых произведений. К ней он прибегал и в одном из эскизов к задуманной большой картине, посвященной древнему празднику тувинцев - "Улу-Наир". Автор назвал эскиз "На празднике предков".

 

К теме народного праздника с разнообразными спортивными состязаниями было сделано особенно много рисунков. Судя по ним, художника из всех событий праздника увлекала борьба на поясах. Он рисовал типы тувинцев, национальную одежду и ее детали, фигуры полуобнаженных борцов. В 1923 году им был выполнен рисунок "Игры, состязания". На листе наряду с зарисовками перечислены имена борцов, с которых художник делал наброски. Отличительной особенностью набросков, зарисовок и эскизов этой темы являлось стремление к передаче движения. Динамизм, напряжение борьбы достигались размещением фигур в пространстве листа, разнообразием их ракурсов. Для Гуркина эти рисунки были новым завоеванием не только в плане тематического расширения творчества, но и в плане пластических находок, в развитии возможностей хоровой народной картины. Стремление накопить опыт для ее создания прослеживается во всем послереволюционном творчестве художника.

 

В период пребывания в Тувинской республике Гуркин выполнил ряд важных заказов правительства. В 1924 году он сделал эскиз первого учебника "География Танны-Тувинской земли". На подготовительном рисунке к эскизу - надпись автора: "Для первой книги учебника "География земли тувинцев (писать книгу исполкомом поручено Якимову. Мои рисунки. Изучение экономической жизни). Чорос-Гуркин 1924".

 

 

 

 

 

Большой интерес представляют эскизы (25 листов) и обложка первого тувинского букваря. По работе Григория Ивановича над афишами и обложками в предшествующие годы можно судить о том, что он стремился максимально насытить лист содержанием для передачи смысла и духа издания или выставки. В обложке тувинского букваря он использовал опыт, употребляя с чувством меры и такта новую символику. В орнаментальные мотивы включен герб и лозунг "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" Любимым символом новой жизни стало у художника изображение восходящего солнца.

 

В графических paботах для печати художник шел по пути стилизации орнамента и всех мотивов листа, в том числе солнца и его лучей, понимаемых как свет новой жизни. Аллегорический смысл изображений, почти символов, прочитывается сразу. В штриховом рисунке и живописи язык художника сложнее, изображения предполагают долгое рассматривание, вживание. Гуркин прекрасно чувствовал специфику жанpa и умело владел ей. Подтверждение тому - произведения 1920-х и 1930-х годов. Среди них есть настоящие жемчужины пейзажной живописи. Художник наблюдал, размышлял, рисовал все проявления жизни, но художественное осмысливание действительности, сокровенные чувства свободно выражал присущим ему языком - пейзажными образами. В рисунках пейзаж встречается в этот период меньше, чем разнообразные жанровые мотивы, но в живописи он преобладает. Причем самые многочисленные картины с водоемами, озерами или реками. В них узнаешь руку мастера горных озер сразу, но сразу же чувствуешь и нечто неуловимое, отличающее эти пейзажные образы от предыдущих.

 

Картина "Пейзаж. Озеро", созданная в 1924 году - настоящее очарование природы, чудо умиротворения ее красотой, разумной гармоничной жизнью неба, озера, гор, растений. Пронзительная красота природы, особенно остро прочувствованная в эти трудные для художника годы переоценки, осознания своего места в жизни.

 

"Горное озеро. Весна" - другой очень характерный пейзаж 1920-х годов. Озеро, как в чаше, лежит среди гор, а оправой для него служит разнообразие проявления жизни - деревья, травы, цветы. Удивительна красота и богатство зеленого цвета: от темного, густого до изумрудного и совсем светлого в дальних склонах гор. Красочный слой в этой работе, как обычно у Гуркина, очень тонок, бережными любовными касаниями кисти написаны все детали. Удивительно чудо их жизни на холсте, вспоминается сказанное об А.Рублеве "аки дымом". В названных пейзажах художника, как и во многих других работах послереволюционного периода, чувствуются поиски автора: в темпераментности, большей пастозности мазка, в звучности и контрастах цвета воплотить жизнеутверждающий мажорный образ природы. Порой не покидает от пейзажа чувство веселого перезвона красок, весеннего их разговора. Среди подобных работ - пейзаж с всадником "Кудюр-Тепкен".

 

Как отмечалось ранее, в рисунках, выполненных в Монголии и Туве, художник настойчиво обращался к национальным типам. Он сам называл листы "Монгольские типы", "Тувинские типы". Автор в них обстоятельно зарисовывал лица, одежду, зачастую записывал имя, возраст и местность.

 

Вернувшись, он активно включился в местную культурную жизнь, став членом общества "Новая Сибирь" с 1926 года, и в том же году приняв участие в двух крупных экспозициях в Москве.

 

Нарком просвещения Луначарский сказал при открытии: "Отмечу еще замечательные по тонкости живописи, прямо-таки драгоценные по краскам, пейзажи Чорос-Гуркина, ойротского художника с Алтая. Как забралась на Алтай такая утонченная техника - я уже не знаю".

В 1927 году в ноябре в Улале художник работал над эскизом плаката "Что нужно Автономной Ойротии!". На эскизе, в центре которого дети и алтайка, мать-учительница, со светильником в руках, автор писал: "Источником возрождения новой, светлой культуры Автономной Ойротии должны быть: Школы, Наука, Знание!!! Все силы, все средства только на это!"

 

 

Усадьба Г.И.Чорос-Гуркина. с. Анос

 

 

 

Художнику возвратили национализированный ранее дом в Аносе, где Гуркин восстановил мастерскую. Также по его инициативе в Горном Алтае открылись музей, национальное издательство, художественная школа. Он иллюстрировал первые учебники на алтайском (ойротском) языке, книги, продолжал писать картины.

 

В период "большого террора" Чорос-Гуркин был арестован как "враг народа". По версии сотрудников спецслужб: "Он стал японским шпионом еще в 1901 году, когда приехал в Петербург поступать в Академию художеств. Завербовал его Г.Н.Потанин, посмертно зачисленный чекистами в агенты японской разведки. Вся работа Гуркина на посту председателя Горной думы, затем Каракорум-Алтайской окружной управы протекала под руководством японской разведки и в интересах Японии. Главная причина его возвращения из Тувы - стремление продолжить контрреволюционную деятельность, направленную на свержение советской власти. С этой целью он организовал Блок алтайских националистов, который вместе с контрреволюционными националистическими организациями Хакасии, Тувы, Горной Шории ставил задачей создание буржуазного государства в границах старого Джунгарского ханства под протекторатом Японии".

 

4 октября на заседания тройки управления НКВД Чорос-Гуркин обвинен в японо-военной контр-терроритстической повстанческой деятельности. Постановление: Чорос-Гуркина Григория Ивановича расстрелять. Лично принадлежавшее ему имущество конфисковать.

 

11 октября 1937 года постановление приведено в исполнение.

 

29 марта 1956 года Президиум Алтайского Краевого суда рассмотрел протест прокурора края. Протест был удовлетворен. Постановление НКВД от 4 октября 1937 года в отношении Чорос-Гуркина Григория Ивановича отменено.

 

 

 

 

 

В 1956 году Григорий Гуркин был реабилитирован.

 

Текст подготовил Андрей Гончаров

 

Использованные материалы:

 

Материалы сайта www.altaiinter.info

Материалы сайта www.g-altai.ru

Материалы сайта www.altay.sibro.ru

Материалы сайта www.altaiinter.info

Материалы сайта www.noogen.su

 

 

 

 

 

« вернуться

Рейтинг 160 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 38 из этого альбома
"Алтай. Горная долина"
"Алтайцы - охотники в горах"
"Алтайцы"
"Аносинский бор"
"Белуха"
"Вид на Белуху"
"Катунь весной"
"Катунь"
"Корона Катуни"
"Морозное утро на Катуни"
"Озеро Каракол"
"Озеро в Лаже"
"Хан-Алтай" 2
"Окрестности Улалы"
"Пейзаж с валунами"
"Пейзаж"
"Прибой на Телецком озере"
"Село Анос. Вид усадьбы"
"Хан-Алтай" 1
"Ночь жертвы" («Камлание»)
"Пруд"
"Пучка"
"Юрта"
"Горный луг"
"Маральник цветет"
"Весна. Горный ручей"
"В верховьях Аноса"
"Горное ущелье"
"Сосна Аската"
"Алтай"
"Вид на Белуху" 2
"Белуха в тумане. Ак-Кем"
"Белки (Белуха)"
"Тайменье озеро"
?
?
"Озеро горных духов"
"Автопортрет"
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования