30 марта 2013
Добужинский Мстислав Валерианович Dobuzhinsky Mstislav. Автор: Ивасив Александр Иванович
(в альбоме 191 файлов)

Изобразительное искусство / Графика / Литография
Разместил: Ивасив Александр

 

 

 

 

 

Добужинский Мстислав Валерианович

 

Dobuzhinsky Mstislav

 

(1875 - 1957)

 

 

 

М. В. Добужинский был сыном артиллерийского офицера, потомка обрусевшего старинного литовского рода. После первого курса юридического факультета Петербургского университета Добужинский попытался было поступить в Петербургскую Академию Художеств, но не был принят и занимался в частных студиях до 1899 г., когда, закончив университет, поехал за границу и продолжил художественные занятия в студиях Мюнхена.

 

 

 

Портрет М.Добужинского. Автор: Браз Осип (Иосиф) Эммануилович

 

 

 

Вернувшись в 1901 г. в Петербург, он сблизился с объединением "Мир искусства" и вошел в число самых заметных его представителей. Дебютировал Добужинский в графике - рисунками в журналах и книгах, городскими пейзажами, в которых сумел впечатляюще передать свое восприятие Петербурга как города, где величественная классическая архитектура фантасмагорически соединяется с уродливыми реалиями урбанизма XX в.

 

Тема города сразу сделалась одной из главных в его творчестве, он обращался к ней в пейзажных циклах, создаваемых по следам частых поездок по России и за границу; городской пейзаж оказывается важным компонентом многих его произведений.

 

Добужинский занимался и станковой графикой, и живописью, успешно преподавал - сначала вместе с Л. С. Бакстом в частной художественной школе Е. Н. Званцевой, а позднее в разных учебных заведениях; после революции ему доводилось проектировать праздничное убранство улиц, состоять одним из хранителей Эрмитажа и даже читать популярные лекции по искусству. Но наиболее весомыми были его работы в театре и в книжной графике. Вскоре после того, как он удачно оформил несколько спектаклей в Старинном театре и Театре В. Ф. Комиссаржевской (1907-08), МХТ пригласил его на постановку пьесы И. С. Тургенева "Месяц в деревне" (1909).

 

Большой успех исполненных им декораций положил начало тесному сотрудничеству художника с прославленным театром. Вершиной этого сотрудничества стали декорации к спектаклю "Николай Ставрогин" (1913) по роману Ф. М. Достоевского "Бесы". Острая экспрессивность и редкий лаконизм сделали эту новаторскую работу явлением, предвосхитившим будущие открытия отечественной сценографии.

 

 

 

 

 

Театр Добужинский не оставлял и в дальнейшем, но в 1920-х гг. наибольших успехов ему было суждено достигнуть уже в книжной графике. Чуткость к радикальным переменам в искусстве предшествующего десятилетия помогла ему отойти от канонов "мирискуснической" книжной графики. Это было заметно уже в рисунках к "Свинопасу" Х.-К. Андерсена (1917), за которыми последовали рисунки к "Бедной Лизе" Н. М. Карамзина и "Тупейному художнику" Н. С. Лескова (1922) и, наконец, к "Белым ночам" Ф. М. Достоевского (1925), ставшие шедеврами русской книжной графики.

 

В своем движении к новому Добужинский оказался союзником молодых художников, разительно преобразивших тогда оформление детской книги, о чем свидетельствуют его блестящие иллюстрации 1925 г. к "Веселой азбуке" Н. Павловой, "Примусу" О. Э. Мандельштама, "Бармалею" К. И. Чуковского.

 

Здравое восприятие событий, разворачивавшихся в послереволюционной России, заставило Добужинского в 1925 г. принять литовское гражданство и переехать в Каунас. Жизнь в эмиграции была не столь благополучной, как он надеялся. Сопротивление местных шовинистов лишило его возможности заниматься преподаванием, к чему он очень стремился. К счастью, у него сложились отличные отношения с Каунасским театром, в котором он оформлял спектакли. Заниматься же книжной графикой не было возможности из-за отсутствия заказов от издательств. Двумя счастливыми исключениями стали иллюстрации к "Трем толстякам" Ю. К. Олеши (1928), исполненные еще по заказу из Москвы, а также к "Евгению Онегину" (1936), в которых он реализовал свой давний замысел глубоко оригинального прочтения романа А. С. Пушкина.

 

 

 

Войтинская Надежда Савельевна Портрет М.В.Добужинского

 

 

 

В 1939 г. Добужинский выехал в США для работы с актером и режиссером М. А. Чеховым над спектаклем "Бесы", но из-за начавшейся Второй мировой войны в Литву уже не вернулся. Последние годы жизни оказались для него самыми трудными - он не сумел и не захотел приспособиться к чуждому для него американскому образу жизни и к нравам американского художественного рынка. Он часто испытывал материальные затруднения, жил в одиночестве, общаясь лишь с узким кругом русских эмигрантов, и старался использовать всякую возможность, чтобы хоть ненадолго выбраться в Европу.

________________________

 

 

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

 

ДОБУЖИНСКИЙ МСТИСЛАВ ВАЛЕРИАНОВИЧ

(1875 – 1957)

 

Мстислав Валерианович Добужинский - график, театральный художник, живописец и мемуарист – родился 15 августа 1875 г. в Новгороде. Его отец служил в петербургском Михайловском артиллерийском училище и вышел в отставку в звании генерал-майора. После рождения сына родители разошлись, и мать, артистка и «радикалка», как ее называли знакомые, взяла мальчика к себе в Казань, затем переехала в Нижний Новгород. В четырехлетнем возрасте его увезли в Петербург к отцу. Несмотря на эту семейную драму, Добужинский в мемуарах назвал свои ранние годы «воистину золотым детством». В последних классах вильнюсской гимназии и затем в студенческие годы он каждое лето навещает мать, поселившуюся на своем хуторе в тургеневских местах в Кирсановском уезде. «Эпоха Тургенева, — писал Добужинский, — была мне душевно близка». Эта близость и знание помещичьего быта помогли ему впоследствии в работе над спектаклями в МХТ в качестве театрального художника.

 

 

 

Константин Сомов. Портрет М.В.Добужинского. 1910 г.

 

 

 

В 1885 - 1887 гг. он учился в школе рисования Общества поощрения художеств. Поступил в Петербургский университет, занимался в публичной библиотеке, где однажды Стасов, известнейший в ту пору художественный критик, показал ему собрание лубочных картинок и благословил на изучение народного искусства. Окончив университет в 1899 г., Добужинский едет в Мюнхен учиться рисунку в школе А. Ашбе. Затем переходит к другому учителю — венгру Ш. Холлоши, чья школа на лето переезжала из Баварии в Венгрию, и там ученики писали этюды на пленэре. Таким образом, Добужинский сумел наработать опыт в двух противоположных по своему подходу к искусству мюнхенских мастерских. По возвращении в 1901 г. в Петербург он вынужден был поступить на службу в Министерство путей сообщения помощником делопроизводителя в чине коллежского секретаря. «Тут действительно не было ничего общего с тем, чем был полон мой внутренний мир», — вспоминал Добужинский («Новый Журнал». 1963.№ 71. С. 160 - 161). В 1902 г. он сблизился с художниками «Мира искусства», разделял их ретроспективный эстетизм и культ Старого Петербурга, «полного горькой поэзии и тайны», в создании которого он сам принимал непосредственное участие. «Меня интересовала больше всего «изнанка» города… Я рисовал Питер, его «уголки», а красотами Петербурга любовался, но рисовать их не подмывало… За парадный С.-Петербург я взялся попутно лишь по настоянию друзей и «заказчиков», хотя довольно рано, с 1903 - 4 г.: большие графические рисунки — Зимний дворец, Фонтанка с Чернышевым мостом и ансамблем казенных зданий, Исаакий от Сената и Невский проспект с Казанским собором» (Письмо художнику Е. Климову // Новый Журнал. 1975. № 120. С. 174 - 175).

 

 

 

 

Кустодиев Б.М. Групповой портрет художников общества "Мир искусства". 

1920 г. Эскиз Холст, масло. 52 х 89

Государственный Русский музей

 

Изображены (слева направо): И.Э.Грабарь, Н.К.Рерих, Е.Е.Лансере, И.Я.Билибин, А.Н.Бенуа, Г.И.Нарбут, Н.Д.Милиоти, К.А.Сомов, М.В.Добужинский, К.С.Петров-Водкин, А.П.Остроумова-Лебедева, Б.М.Кустодиев.

 

 

 

 

С осени 1906 г. он преподавал в мастерской ученицы Репина Е.Н. Званцевой, продолжая одновременно свою необременительную службу в министерстве, откуда вышел в отставку в 1909 г., став уже к тому времени известным художником. Мастерскую Званцевой обычно называли «Школой Бакста и Добужинского». Располагалась она в доме на Таврической улице, где этажом выше был знаменитый литературно-художественный салон Вячеслава Иванова («Башня»). Добужинский стал часто бывать на ивановских «средах», встречался там с Блоком, Белым, Сологубом, Волошиным, Ремизовым, Чулковым и многими другими поэтами и писателями. «У Вячеслава Иванова, — вспоминал Добужинский, — я еще бывал и по поводу затеянного им его собственного издательства «Оры». Он торжественно нарек меня почетным именем «художника Ор» и я сделал несколько обложек для крошечных книжек этого издательства, удовлетворяя Вячеслава Иванова моими символическими рисунками. Эти книжки были: антология «Цветник Ор», «Трагический зверинец» и «33 урода» Лидии Зиновьевой-Аннибал и “По звездам Вячеслава Иванова”».

 

 

 

Борис Григорьев. Портрет М.В.Добужинского. 1917 г.

 

 

 

История русской книжной графики не представима без Добужинского. Его иллюстрации, обложки, книжные марки, заставки и прочее украшают множество изданий той поры. Они встречаются в журналах «Мир искусства», «Золотое руно», «Аполлон», в альманахах «Шиповник» и «Подорожник», сборниках стихов Блока, Верховского, Крандиевской, Чулкова, Георгия Иванова, Мандельштама, Цветаевой, в книге Волошина «Лики творчества», М. Кузмина «Вторник Мэри» и «Нездешние вечера», в романе Сологуба «Мелкий бес» и его же «Политических сказочках», в книге для детей Ремизова «Морщинка», в книге В.А. Верещагина «Русская карикатура». Одним из значительных его достижений как художника-графика остались иллюстрации к «Бедной Лизе» Карамзина. Сам Добужинский называл в числе самых удачных своих работ той поры нарисованную им обложку к роману Ремизова «Пруд». Уже с богатым опытом театрального художника в театре Коммиссаржевской и в МХТ он начинает в 1914 г. работать для балета. Дягилев вызвал его в Париж для исполнения декораций. Делал он также эскизы к костюмам в дягилевских балетах и был одним из тех, кто внес вклад в блистательный «русский сезон» в Париже перед началом мировой войны. 

 

Годы революции и Гражданской войны Добужинский прожил в Петрограде. «На моих глазах город умирал, смертью необычайной красоты, и я постарался перед тем, как его покинуть навсегда, посильно запечатлеть его страшный, безлюдный и израненный облик» (Новый Журнал. 1949. № 21. С. 103). Добужинский принимал участие в художественной жизни «Дома искусств», основанного в 1919 г. К. Чуковским. Лично встречался практически со всеми петроградскими деятелями художественной культуры. С 1922 г. он был профессором факультета живописи Академии Художеств. Одна из последних работ Добужинского, завершенная в советской России, — иллюстрации к «Белым ночам» Достоевского, оставляющие незабываемое впечатление.

 

 

 

 

Б.М.Кустодиев.

Проводы Добужинского в Европу  1924 г.

Государственный Русский музей

 

 

 

 

Эмигрировал Добужинский в 1924 г. в Каунас. Вскоре переехал в Латвию, интенсивно включился в культурную жизнь Зарубежья. Точности ради следует упомянуть, что книги, оформленные Добужинским, выходили еще в начале 1920-х гг. в Берлине, когда немецкая столица на несколько лет фактически стала столицей Русского зарубежья и крупнейшим центром русского книгопечатания. В известном издательстве Зиновия Гржебина еще до эмиграции художника вышла книга Ганса Христиана Андерсена с рисунками Добужинского. В этих иллюстрациях сказалась давняя любовь мастера книжной графики к детской книге. В 1922 г. в Берлине выходит монография С. Маковского «М.В. Добужинский», а в следующем году в «Балтийском альманахе» (Каунас) была напечатана статья другого крупного искусствоведа - Эриха Голлербаха, - посвященная 25-летию творческой деятельности Добужинского, вскоре вышла его же книга «Рисунки М. Добужинского». 

 

Переезд в Латвию по времени совпал с основанием в Риге иллюстрированного журнала «Перезвоны» (1925 — 1929 гг.). Редакция придавала особое значение оформлению своего издания и стремилась представить журнал как орган русского творческого слова, искусства и художественной старины. Политические разногласия авторов в «Перезвонах» были стерты, объединение творческих сил осуществлялось вокруг идеи русскости. Добужинский стал ближайшим постоянным сотрудником журнала. Он устраивает также персональные выставки, читает лекции, дает интервью для эмигрантской печати, пишет для рижской газеты «Сегодня» воспоминания о художниках Баксте и А. Яковлеве, об издателе Гржебине, статью о постановке «Ревизора» в эмигрантском театре.

 

 

 

 

Борис Кустодиев. Портрет художника М.В.Добужинского. 

Этюд к неосуществленному групповому портрету художников объединения «Мир искусства». 1913 г.

 

 

 

 

В 1929 г. Добужинский переехал в Вильнюс. С этим городом у него были связаны детские воспоминания. Сюда он попал одиннадцатилетним, там же окончил гимназию. Вильнюс, как и некоторые другие старые города Европы, отразился в творческом наследии Добужинского. Но его справедливо называют по преимуществу художником Петербурга, связь с которым была для него «совершенно романтическим чувством». Он — поэт города, в графике и в станковой живописи, впитавший широкий диапазон традиций и преобразивший их в своем индивидуальном стиле, лирическом и психологическом. Он синтезировал в своем творчестве увлечение прерафаэлитами, мюнхенскую школу, изящество и ретроспективность «Мира Искусства», любовь к русскому лубку, народной игрушке, сатирический журнальный рисунок, японскую гравюру на дереве, мечтательную «музыку» символистов, «величие и гармонию» (по его собственным словам) архитектуры старого Петербурга. В творчество Добужинского вошел и древний Новгород. В этом городе он родился, здесь же родился и как художник, в девятилетнем возрасте нарисовавший свой первый пейзаж. Имя Мстислав дано ему было в честь новгородского князя, жившего в XII в., - св. Мстислава Храброго.

 

 

 

 

Н.А.Бенуа

Портрет Добужинского Ростислава Мстиславовича (1903-2000) - сына художника М.В. Добужинского, художник театра.

1921 г. Дерево, масло 61,2х50,8

Государственный Русский музей

 

 

 

 

Живя в эмиграции в Прибалтике, Добужинский становится членом парижского Общества русской книги. Участвует в основанном в Париже и сразу ставшем популярным журнале «Сатирикон». На его страницах появляется серия «Старая Москва в рисунках М.В. Добужинского». Наездами он бывает в Париже, а в 1935 г. переезжает в Лондон. Иллюстрировал выходившие за рубежом русские книги. В 1937 г. Зарубежье широко отмечало столетие со дня смерти Пушкина. В эмигрантском «Петрополисе» вышло юбилейное издание «Евгения Онегина» с иллюстрациями Добужинского. В пору Серебряного века он был одним из тех талантливых людей, чье творчество способствовало культурному возрождению в России. Так же и в эмиграции он был в числе тех, кто «помог наладить культурную жизнь Русского Зарубежья, участвуя в его культурных мероприятиях… и продолжил на чужбине традиции своего культурного наследия» (Раев М. Россия за рубежом. М., 1994. С. 134). 

 

В 1939 г. Добужинский переехал в США. В эмиграции он много работал как театральный художник. Среди его театральных работ — декорации к постановкам «Евгения Онегина» (Дрезден, 1923 г., и в неаполитанском Сан Карло, 1954 г.), «Бориса Годунова» (Нью-Йорк, Филадельфия, Кливленд), «Половецких плясок» (Буэнос-Айрес, 1957 г.), «Пиковой дамы», «Бала-маскарада», «Хованщины». Две оперы и пять балетов с декорациями Добужинского были показаны в нью-йоркской Метрополитен-опере. Декорации и эскизы костюмов сделаны им для балетов, поставленных в Монреале. Живя в Нью-Йорке, а летом в Нью-Джерси у моря или в пригороде Нью-Йорка — на Лонг Айленде (г. Си Клиф), писал пейзажи. Несколько раз устраивал в Нью-Йорке свои выставки. В тот же период начал работать над историей театральной живописи и собрал сведения более чем о 200 русских театральных художниках. Сам Добужинский отдал работе в театре пятьдесят лет своей жизни. Им написаны воспоминания, главы из которых публиковались в эмигрантских изданиях — «Новоселье», «Возрождении», но главным образом в «Новом Журнале», где напечатаны его замечательные очерки «Круг Мира искусства», «О Художественном Театре», «Встречи с писателями и поэтами», «Новгород», «Петербург моего детства», «Деревня», «Историческая выставка портретов» и другие. Им же была нарисована обложка «Нового Журнала», под которой этот ежеквартальник выходит и в настоящее время. Мария Цетлина, жена основателя «Нового Журнала» Михаила Цетлина, устраивала вечера, на которых бывал и Добужинский, встречаясь там с Г. Федотовым, Керенским, пианистом В. Пастуховым и многими другими и, кроме того, с писателями и поэтами второй эмиграции (Елагиным, Анстей, Б. Филипповым, С. Максимовым). Виделся Добужинский и со своим петербургским другом, жившим в Нью-Йорке, - художником, бывшим мирискуссником, Константином Сомовым.

 

 

 

 

Кустодиев Б.М.

Портрет Добужинского (скульптура)

1909 г. гипс 37,5х27,5х26

 

 

 

 

В эмиграции Добужинский воспринимался как художник, вышедший из самой сердцевины Серебряного века, из эпохи, которую он сам ценил исключительно высоко и о которой писал года за полтора до своей смерти: «Время между двумя революциями (1905 — 1917) представляет небывалый по продуктивности подъем нашей художественной жизни во всех ее областях — в живописи, поэзии, в театре, издательском деле и т.д. Это петербургское Возрождение, начавшееся с «Мира искусства» еще недостаточно… оценено исторически, а в общую картину тех лет входит еще огромный мир Москвы, который был охвачен тем же подъемом. В перспективном отдалении кажется, что творчество точно инстинктивно торопилось проявить себя как можно полнее в предчувствии общей катастрофы» (Новый Журнал. 1956. № 44. С. 299 - 300).

 

В 1950-е гг. продолжительное время он жил в Европе: во Франции, два года в Италии (Милан, Рим, с наездами на Ривьеру, в Неаполь и во Флоренцию), затем год в Англии. Побывал в Германии (Кельн, Дюссельдорф) и в Копенгагене - «моем издавна любимом городе». В Лондоне в 1955 г. была устроена его персональная выставка, на которой представлены были его эскизы, сделанные им для 24 балетных постановок. Это была его единственная выставка за несколько лет пребывания в Европе в 1950-е гг., и Добужинский с горечью в письме к Сомову говорит о себе как о «забытом художнике». К современному европейскому и американскому искусству 1950-х гг. он относился с недоверием, видя в нем «страшное падение вкуса». В октябре 1957 г. он вернулся в Нью-Йорк с большим количеством рисунков, эскизов и этюдов, выполненных за годы жизни в разных странах Европы, и через месяц после своего возвращения, 20 ноября, скончался.

 

 

 

Владимир Набоков 

 

UT PICTURA POESIS 

М. В. Добужинскому

 

Воспоминанье, острый луч,

преобрази мое изгнанье,

пронзи меня, воспоминанье

о баржах петербургских туч

в небесных ветреных просторах,

о закоулочных заборах,

о добрых лицах фонарей...

Я помню, над Невой моей

бывали сумерки, как шорох

тушующих карандашей.

 

Все это живописец плавный

передо мною развернул,

и, кажется, совсем недавно

в лицо мне этот ветер дул,

изображенный им в летучих

осенних листьях, зыбких тучах,

и плыл по набережной гул,

во мгле колокола гудели —

собора медные качели...

 

Какой там двор знакомый есть,

какие тумбы! Хорошо бы

туда перешагнуть, пролезть,

там постоять, где спят сугробы

и плотно сложены дрова,

или под аркой, на канале,

где нежно в каменном овале

синеют крепость и Нева.

 

1926 г.

 

 

 

Сочинения, живопись, графика:

 

Добужинский М.В. Воспоминания об Италии. Рисунки автора. Б.м., 1923.

Добужинский М.В. Памяти Рахманинова. Нью-Йорк, 1946.

Добужинский М.В. Воспоминания. Нью-Йорк, 1976.

Мстислав Добужинский: Живопись, графика, театр. М., 1982.

Добужинский М.В. Воспоминания. М., 1987.

Добужинский М.В. Письма. СПб., 2001.

 

Вадим Крейд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

« вернуться

Рейтинг 93 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 191 из этого альбома
"Patientia populi (Спокойствие народу!). Николай II с нагайкой"
"Автопортрет"
"Автошарж"
"Бармалей и крокодил"
"В икнописной мастерской"
"В ротах. Зима в городе"
"Верочка"
"Весна 1908 г."
"Вид перербургского дома"
"Витебск"
"Город" 1
"Из жизни Петрограда 1920 года"
"Изба"
"К.А. Сомов"
"К.С. Петров-Водкин"
"Канал Хаарлем"
"Мальчик"
"Медальон" 1
"Медальон" 2
"Медальон" 3
"Медальон" 4
"Мойка"
"Неаполь"
"Обложка к книге"
"Окна"
"Омнибус в Вильно"
"Оранжерея"
"Хижина Гаэтана"
"Пародия на катрину К.С. Петрова-Водкина (Жаждущий воин)"
"Олимп"
"Петр Великий в Голландии"
"Плачущая Верочка"
"Портрет А.К. Бенуа, жены художника А.Н. Бенуа"
"Портрет художника Г.Г. Верейского"
"Прием у императора"
"Принцесса и свинопас"
"Пристав и подснежник"
"Умиротворение"
"Прогулка"
"Улица в Мюнхене"
"Эрмитаж. Летний сад"
"Провинция 1830-х годов"
"Старый домик"
"Синяя гостиная"
"Иллюстрации к повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи»"
"Петербург. Александринский театр"
"Петербург. Фонтанка. Летний дворец Петра Первого"
"Мойка у Нового Адмиралтейства"
"Город" 2
"Уголок Петербурга"
"Домик в Санкт-Петербурге"
"Кукла"
"Садик в городе"
"Человек в очках"
"Окно парикмахерской"
"Стеклянная улица в Вильно"
"Улица стекольщиков в Вильно"
"Улица Тилто в старом Вильно"
"Лондон. Монумент"
"Вильно. Базар у стены"
"Городские типы (Гримасы города)"
"Вильно. Старая стена"
"Набережная в Петербурге"
"Сад"
"Петр Великий в Голландии. Амстердам, верфи Ост-Индской Компании"
"Вильно. Ночная сцена"
"Учение новобранцев при Николае Первом"
"Неаполь"
"Дания. Театрик"
"Провинция. Воронеж"
"Чернигов. Склады"
"Чернигов. Фотография"
"В Скворечниках"
"Скворечники"
"Париж"
"Фабрика газов"
"Поцелуй"
"Ночь в Санкт-Петербурге"
"Эскиз декорации к пасторали "Игра о Робере и Марион"
"Эскиз пролога к мистерии А.М. Ремизова "Бесовское действо над некиим мужем, а также прение живота со смертью"
"Улица в городе"
"Голубая гостиная"
"Хромоножка"
"Эскиз костюма Лизы к спектаклю "Николай Ставрогин"
"Эскиз костюма Петра Верховенского к спектаклю "Николай Ставрогин"
"Эскиз костюма Генриетты к комедии Брюйе и Палапра "Адвокат Патлен"
"Эскиз костюма Комуса к комедии Брюйе и Палапра "Адвокат Патлен"
"У окна Изоры"
"Эскиз титульного листа книги Х.К. Андерсена "Свинопас"
"Эскиз костюма императора к спектаклю "Свинопас"
"Эскиз костюма принца к спектаклю "Свинопас"
"Открытие конгресса"
"Граф Манчестер"
"Доктор Бирд"
"Эскиз занавеса к драме А.В. Луначарского "Оливер Кромвель"
"Иллюстрация к повести Н. М. Карамзина "Бедная Лиза"
"Иллюстрация к повести Н. С. Лескова "Тупейный художник"
"Грот. Эскиз декорации к опере Вагнера «Тангейзер»"
"Сад. Эскиз декорации к балету Глазунова «Раймонда»"
"Крыши домов"
"Петербург. Обводный канал"
"Автошарж (С собакой)"
"Александринский театр"
"Троицкий мост"
"Русский музей"
"Зима в Царском Селе"
"Царское Село. Ворота Камероновой галереи"
"В ротах. Зима в городе"
"С.П. Дягилев. Карикатура"
"Вячеслав Иванов"
"Мост в Лондоне"
"М.А. Кузмин"
"С.А. Ауслендер. Ночной принц"
"Заглавный лист журнала «Аполлон»"
"Обложка книги Германа Гримма «Микельанджело Буонарроти»"
"Петербург"
"На мосту. Эскиз декорации к пьесе «Николай Ставрогин»"
"М.Ю. Лермонтов. Казначейша. Обложка"
"С.П. Яремич, А.Н. Бенуа, Н.Е. Лансере"
"Кустодиев Б.М."
"Бахус"
"Мадам Пателен"
"Адвокат Пателен"
"Улица в Лондоне"
"Лондонский виадук"
"Из жизни Петрограда в 1920 году"
"Петроград. Двор Дома искусств"
"Ф.М. Достоевский. Белые ночи" 1
"Ф.М. Достоевский. Белые ночи" 2
"Ф.М. Достоевский. Белые ночи" 3
"Ф.М. Достоевский. Белые ночи" 4
"Ф.М. Достоевский. Белые ночи" 5
"Ф.М. Достоевский. Белые ночи" 6
"Ф.М. Достоевский. Белые ночи" 7
"Огород на Обводном канале"
"Пустырь на Васильевском острове"
"Летний сад зимой"
"Памятник Петру I"
"Исаакий в метель"
"Ф.М. Достоевский. Белые ночи"
"Витебск. Цирк"
"Витебск. Лестница"
"Весна в Каунасе"
"К. Чуковский. Бармалей"
"Чайная в старом городе в Каунасе"
"Государственный театр в Каунасе"
"Церковь в Седа"
"Мост в Кедайняй"
"Крест в Тельшяй"
"Кедайняй. Вид города"
"Рынок в Шауляе"
"Двор в Шаукенай"
"Юргайчай. Гора крестов"
"Каунас. Жалякальнис зимой"
"Львиный мостик"
"Крыши в снегу"
"Ленинград в блокаде"
"Новгород"
"Автопортрет"
"Неизвестная женщина в красном"
"Портрет жены"
"Эскиз костюма к постановке оперы П.И. Чайковского "Евгений Онегин" 1
"Эскиз костюма к постановке оперы П.И. Чайковского "Евгений Онегин" 2
"Эскиз костюма к постановке оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин» в Каунасском Национальном оперном театре" 1
"Эскиз костюма к постановке оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин» в Каунасском Национальном оперном театре" 2
"Эскиз костюма к постановке оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин» в Каунасском Национальном оперном театре" 3
"Тайны пирамиды"
"Эскиз костюма к постановке оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин» в Каунасском Национальном оперном театре" 4
"Эскиз костюма к постановке оперы П.И. Чайковского "Евгений Онегин" 3
"Эскиз костюма к постановке оперы П.И. Чайковского "Евгений Онегин" 4
"Эскиз костюма к постановке "Борис Годунов". Боярыня" 1
"Эскиз костюма к постановке "Борис Годунов" 2
"Эскиз костюма к постановке "Борис Годунов". Царевна"
"Дама с веером. Эскиз костюма к постановке оперы П.И. Чайковского "Пиковая дама"
"Эскиз костюмов к постановке балета "Насекомые"
"Джентельмен. Эскиз костюмов к балету "Коппелия"
"Эскиз костюма Труфальдино к опере "Любовь к трем Апельсинам" С.С. Прокофьева"
"Подруга Сванильды. Эскиз костюмов к балету "Коппелия"
"Эскиз костюма шеф повара к опере "Любовь к трем Апельсинам" С.С. Прокофьева"
"Автопортрет в пенсне"
"Гости"
"Декорация к постановке "Вертер" для оперного театра в Каунасе, Литва" 1
"Декорация к постановке "Вертер" для оперного театра в Каунасе, Литва" 2
"Парусники на якоре в бухте"
"Эскиз костюма. Женщина в восточном платье"
"Эскиз костюма. Женщина в синем платье"
"Офицер". Костюм к опере "Воццек"
"Травиата"
"Екатерина. Строительство"
"Дизайн сцены к спектаклю «The Possessed» театра им. Чехова в Нью-Йорке"
"Петр I. Утверждаю"
Комментарии

Напишите комментарии к этому альбому, владельцу будет приятно

Ивасив Александр, 01.05.2013 в 20:55

Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования