06 апреля 2013
Ендогуров Иван Иванович Endogurov Ivan. Автор: Ивасив Александр Иванович
(в альбоме 32 файлов)

Изобразительное искусство / Живопись / Пейзаж
Разместил: Ивасив Александр

 

 

 

 

Ендогуров Иван Иванович 

 

Endogurov Ivan

 

(1861 - 1898)

 

 

 

 

Иван Иванович Ендогуров, как и положено сыну контр-адмирала, родился в Кронштадте. После окончания классической гимназии поступил на юридический факультет Петербургского университета, где успешно проучился два года. Однако страсть к живописи заставила студента И. Ендогурова сделать выбор в пользу изобразительного творчества.

 

 

 

 

 

Начинающий художник много и упорно занимается самостоятельно. На академической выставке 1885 года он впервые выносит на суд зрителей свои первые картины — "Ранняя весна", "Задворки", "Березовая роща". Последующие работы живописца экспонировались Товариществом передвижных художественных выставок. На всемирной выставке в Париже в 1889 году И.И. Ендогуров получил серебряную медаль. Картины художника-пейзажиста "Пруд", "Ранняя весна", "Пейзаж", "Дождь", "Мхи", "Зима. Возле костра", "У пруда", "Начало весны" несут столь значительный личностный заряд грусти, что это чувство невольно овладевает зрителем, заставляя его словно терять что-то до конца непроясненное, но близкое и дорогое.

 

На следующий год после смерти молодого живописца вдова вице-адмирала И.А. Ендогурова М.Ф. Андреева учредила при Академии художеств премию по пейзажной живописи имени братьев И.И. и С.И. Ендогуровых, своих сыновей.

________________________

 

 

 

 

 

 

Молодые годы

 

 Родился Иван в семье контр-адмирала, в Кронштадте 23 октября 1863 года. Как и полагалось сыну своего отца, будущий пейзажист закончил в родном городе классическую гимназию и поступил на юридический факультет Петербуржского университета. Тяга к живописи проявилась у юноши задолго до этого, однако семейные традиции требовали от Ивана пойти по военной линии. Тем не менее, как не старался молодой человек быть прилежным студентом, непреодолимая тяга к живописи постепенно пересиливала. Через два года после поступления на юридический факультет будущий художник начал посещать курсы при Императорской Академии Искусств. Постепенно страсть к живописи окончательно пересилила и без того слабое желание становиться юристом, под действием чего Иван полностью решил посвятить себя изобразительному искусству, предпочтя юриспруденции класс профессора-пейзажиста Волкова. Однако, толи педагогический стиль наставника не устроил юношу, толи он решил, что мать-природа сможет дать ему куда больше знаний, но в скором времени Иван Иванович и учёбу в ИАХ оставил, отправившись на вольные хлеба.

 

 

Зрелые годы.

 

Выставляться было решено Ендогуровым на передвижнических выставках. Привлекло его товарищество в первую очередь тем, что там и материальная поддержка имелась и возможность путешествовать с экспозициями по российским городам, да и пресса освещала их деятельность как-то особенно ярко и много. Конечно, он понимал, что всё не приходит сразу и придётся первое время быть экспонентом, то есть художником без права голоса. Однако этот момент молодого пейзажиста нисколько не смутил. Должно быть потому, что он и не подозревал, что пребывание на столь незавидном месте затянется почти на 8 лет. Столь длительное пребывание в экспонентах ТПХ было связано в первую очередь с тем, что писал он исключительно пейзажи - «видики», талантливые, но не злободневные. А общество того времени требовало сенсаций и обличений, на что Иван Иванович не то, чтобы был не способен, ему попросту не было это интересно. Но хоть признание и заставило себя долго ждать, оно всё-таки пришло вместе с картиной «Ранняя весна». Представленная в 1885 году на академической выставке, она хоть и поздно, только спустя два года, но все-таки получила признание академиков, малую медаль и была выкуплена для Русского музея. Следующий момент славы настал в 1889 году во время парижской выставки, на которой его «Зимние сумерки» были удостоены серебряной медали. Сегодня эта картина находится в Праге, так как почему-то, несмотря на успех, никто из соотечественников её приобрести не поспешил. Именно в этот момент врачи ставят Ендогурову страшный диагноз – чахотка и настоятельно рекомендуют талантливому художнику выбрать для жизни и творчества исключительно теплые края. Совету Иван Иванович последовал неукоснительно и отправился творить в Ялту, где писал много очень искренних, наполненных любовью картин. Возможно чувствуя скорую кончину и понимая, что еще не все сказал в своих полотнах, он отправляется в Норвегию, Германию, Кипр и Корсику. Ни на мгновение не прекращая писать, он оставил нам довольно большое количество нежных, пропитанных обожанием природы пейзажей. Умер художник, не дожив до 37 лет на острове Капри, 29 мая 1898 года. Через год после того, как его не стало, мать художника учредила при Императорской Академии Художеств премию по пейзажной живописи имени братьев Ендогуровых. 

 

 

Самые известные картины Ивана Ивановича Енгдогурова.

 

Творческое наследие Ивана Ивановича, даже несмотря на его короткую жизнь, очень велико. Художник оставил в память о себе огромное количество удивительно искренних лирических пейзажей. Удивительно то, что при жизни не снискавший положенной ему славы, сразу после его смерти был создан в Париже его альбом с 50 работами, с пометкой «лучшие из лучших». Самыми известными его творениями можно назвать «Зимние сумерки», «Начало весны», «Барки на Неве», Ранняя весна», «Дождь», «Задворки», «Березовая Роща», «Белый мох. На севере», «Крымская Ялта», Начало Бури», «Перед бурей», «Мол в Ялте», «Море», «Пруд», «Пейзаж», «Зима», «Зима возле костра». 

 

 

Принадлежность картин Ивана Ивановича Ендогурова к художественным стилям

 

 Как и многие ученики и последователи передвижнической школы, Иван Иванович, в определенный момент от традиций абсолютно русской школы живописи обратился к канонам импрессионизма, в которых на его взгляд было куда больше той самой затаённой лирики и порой, печали, которая так свойственна его работам. Причём это был совершенно не тот французский импрессионизм, то был качественно новый стиль, со своими штрихами и особенностями, который в последствии получил название импрессионизма русского.  

 

 

Музеи и галереи – места выставок картин Ивана Ивановича Ендогурова

 

Картины этого талантливого художника конца 19 века судьба разбросала по всему миру, что-то осталось в российских музеях и галереях, что-то осело в частных коллекциях за рубежом. В России его работы представлены в Государственной Третьяковской Галереи, Русском музее и десятках провинциальных музеев (в Пензе, Иркутске, Новосибирске, Саратове, Нижнем Новгороде, Таганроге).

 

 

 

 

 

 

« вернуться

Рейтинг 46 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 32 из этого альбома
"Начало весны" 1
"Ранняя весна"
"Мхи"
"Георгиевский монастырь (Мыс Фиолент)"
"Горное озеро в окрестностях Мюнхена"
"Зима. Возле костра"
"Море"
"Начало весны" 2
"Пейзаж"
"Пруд"
"У пруда"
"Кронштадт"
"Landscape Sun"
"Пароходы в закат"
"Гурзуф. Берег"
"Шторм"
"Перед бурей"
"Начало бури"
"Побережье близ Гаапсаля"
"Пейзаж с церковью"
"Шильонский замок"
"Лунная зимняя ночь в Аяччо"
"Весною"
"Зима"
"Зимний пейзаж"
"Морской вид"
"Берег с лодкой"
"Дождь"
"Весна пришла"
"Весенний пейзаж"
"Осень в Крыму"
"Ялтинский рейд ночью"
Комментарии

Напишите комментарии к этому альбому, владельцу будет приятно

Ивасив Александр, 01.05.2013 в 20:51

Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования