06 апреля 2013
Ерменёв Иван Алексеевич Ermenev Ivan. Автор: Ивасив Александр Иванович
(в альбоме 4 файлов)
Изобразительное искусство / Графика / Акварель
Разместил: Ивасив Александр
Ерменёв Иван Алексеевич
Ermenev Ivan
(1746 - после 1792)
"Странностями полна история Ивана Ерменева. Лишь немногие загадки разрешены за десятилетия, прошедшие с первой, досадно поздней публикации в 1834 году его работ и биографических сведений, да еще таких скудных", - писал А. Н. Савинов, автор единственной монографии о художнике (1982).
С того времени ничего не изменилось. Не обнаружены новые документы. Не увеличился список его работ, состоящий из полутора десятков названий. Достоверно о художнике известно немногое.
В 1767 г. сын придворного конюха Иван Ерменев окончил Петербургскую Академию Художеств. Здесь он занимался в архитектурных классах у А. Ф. Кокоринова и Ж.-Б. Валлен-Деламота, а завершил обучение в живописном классе С. Торелли, прославившегося своими аллегорическими картинами, выполненными со всей помпезностью барочного стиля.
Дань барокко отдал и Ерменев в наиболее ранних из известных нам композициях-аллегориях "На бракосочетание цесаревича Павла Петровича и Наталии Алексеевны" (1773) и "Благоденствие России" (1774).
Однако самой значительной работой художника, обеспечившей ему почетное место в истории русского искусства, стала серия из 8 акварелей "Нищие". Относительно ее датировки у специалистов нет однозначного мнения. По-видимому, все же серия выполнена в период от середины 1760-х до 1775 г., то есть до отъезда художника в Париж. Шесть листов изображают одетых в лохмотья слепых стариков и старух, иногда в сопровождении ребенка-поводыря. Сильное впечатление производят эти лишенные индивидуальных черт, застывшие, как трагические изваяния, фигуры, монументально возвышающиеся на фоне низкого горизонта. Две другие акварели - "Поющие слепцы" и особенно "Крестьяне за обедом" - отличает жанровое решение темы, сближающее их с работами современника Ерменева - живописца М. Шибанова.
Однако никому из русских художников ни до ни после Ерменева не удалось показать человеческие страдания в эпическом измерении, наполнить их воистину библейским смыслом, как это сделал он.
Весной 1775 г. имя Ерменева значится в списках допущенных к занятиям в классах парижской Королевской академии живописи и скульптуры. Во Франции художник пробыл до 1788 г. Из всего, что он здесь создал, ныне известны лишь несколько рисунков. "Жанровая сцена. Мужчина у стола" и "Аллегория" датированы самим художником: "1788 г.". Более ранние датировки трех других рисунков предложены А. Н. Савиновым: "Христос среди учителей", "Милосердный самаритянин" (оба второй половины 1770-х - начала 1780-х гг.), "Поклонение пастухов" (не позднее января 1781 г.).
Как видим, тематика ранних рисунков соответствует академическому направлению того времени. Они выполнены в традициях французской академической школы. Тем большее значение приобретают рисунки, относящиеся к последним месяцам пребывания Ерменева в Париже и свидетельствующие о его незаурядном мастерстве. На одном представлена бытовая ситуация, возможно горестные раздумья самого художника. Другой рисунок в аллегорической форме передает тяжелую и смутную атмосферу ожидания надвигающихся грозных событий. Ерменев вынужден был покинуть Францию накануне революционных потрясений.
О последнем, петербургском периоде жизни художника почти ничего не известно. Не сохранилось ни одного произведения, кроме миниатюрного портрета армейского пехотного офицера (1792), которое можно было бы с уверенностью приписать Ерменеву. Не знаем мы и даты его смерти.
_______________________
В середине 18 века, в году 1757, граф Шувалов, тогдашний куратор Московского университета, не без помощи Ломоносова отправил прошение в Сенат об организации Российской Академии Художеств. Мотивация была проста, в письме говорилось о том, что молодым талантам земли русской необходима почва, дабы в дальнейшем приносить славу и прибыль государству. Реакция была мгновенной, уже в ноябре появилась Академия, в которую, первоначально были отправлены подающие надежды студенты Московского университета, а затем и талантливые санкт-петербуржцы. Принимали в неё практически всех, за исключением, пожалуй, только крепостных. Так попал в эту русскую мекку изобразительного искусства и Иван Алексеевич Ерменев.
Молодые годы
О жизни Ивана Алексеевича известно крайне мало, да и картин его до нас дошло чуть больше десятка. Родился будущий выдающийся художник по одним данным в 1946, по другим – в 1949 году, в семье придворного конюха. Страсть и, главное, талант к изобразительному искусству в нём проявились рано, а потому, скорее всего, по чьей то рекомендации юноша попал в Академию художеств. Иван посещал не только классы живописи под руководством С. Торелли, но и архитектурные, где учительствовали Ф. Кокоринова и Ж.-Б. Валлен-Деламота. Учёба талантливому студенту давалась легко, не раз его работы удостаивались похвал и медалей, но выпустился юноша лишь в звании художника 4-й степени, даже несмотря на золотую медаль за дипломную работу «Заключение мира российского князя Олега с греческими императорами Львом и Александром перед стенами Константинопольскими». Всё из-за того, что местное академическое начальство поведение юноши считало недостойным, однако и талант его не отметить не посчитало возможным.
Зрелые годы
Сразу после окончания Академии искусств, Иван Алексеевич отправляется во Францию, где в 1775 году начинает свое обучение в Парижской королевской академии живописи и скульптуры. Здесь он не просто продолжает оттачивать свое мастерство, но и уделяет большое внимание изучению истории искусств. Через три года Ерменев ненадолго возвращается в Россию, но вскоре, уже летом 1779 года вновь уезжает в Париж, где по данным некоторых истоников принимает активное участие в Великой французской буржуазной революции. Художник даже присутствовал при таком историческом событии, как взятие Бастилии, во время которого сделал зарисовки, с которых в последствии были выполнены гравюры. От парижского периода творчества Ивана Алексеевича до нас дошло совсем немного его работ. Однако каждая из них выполнена в традициях французской живописной школы.
О последнем петербуржском этапе жизни художника ничего не известно, лишь то, что скончался он в 1790м году
Из тех картин, что он оставил потомкам, можно сделать главный основопологающий вывод, Ерменев был художником выдающимся, умеющим тонко чувствовать и переживать, и что еще важнее, передавать свои настроения в написанном. В отличие от художников-современников Ивана Алексеевича, он выбрал темой для всех своих работ не восхваление героизма сильных мира сего, а напротив, изображение нищих и угнетенных русских людей. Его акварели пропитаны горечью и болью, пожалуй и сегодня не найти ни одного художника, столь точно и живо передавшего человеческое страдание. По сей день не прекращаются споры о том, в какой же именно период были написаны его главные картины, по возвращении из Парижа, или же их все-таки следует отнести к раннему периоду творчества художника.
Самые известные картины Ивана Алексеевича Ерменева
После восстания под руководством Емельяна Пугачева, Россия наполняется нищими и обездоленными. Повсюду бедность и разруха, бездомные женщины, старики, дети, идущие на все, чтобы найти пропитание и выжить. Эта тема и становится лейтмотивом творчества Ивана Алексеевича Ерменева. Его картины отражают страшные реалии того времени. Для еще более убедительного отображения действительности художник использует прием статичности фигур и их безликости, наряду с тусклым освящением и низкой линией горизонта. Благодаря этому, безысходность и обреченность чувствуются еще сильнее. Среди картин этой тематики самыми известными являются «Нищие» Серия из 8 акварелей), «Старуха-нищенка с девочкой», «Поющие слепцы», «Крестьянский обед», «Нищая девочка с поводырём».
В парижский период творчества были созданы Иваном Алексеевичем такие полотна, как «Поклонение пастухов, «Христос среди учеников», «Милосердный самаритянин».
Принадлежность картин Ивана Алексеевича Ерменева к художественным стилям
Учителем Ивана Алексеевича по классам живописи в Академии художеств был С. Торелли, известный своими помпезными барочными полотнами. Само собой не могли не передаться талантливому ученику некоторые черты, присущие наставнику, однако проявились они только в ранних работах. Далее, жизнь во Франции и общение со многими представителями школы классицизма, также отложили определенный отпечаток на творчество талантливого мастера. Однако главные его работы сегодня рассматриваются как ничто иное, как начало критического реализма.
Музеи и галереи – места выставок картин Ивана Алексеевича Ерменева
Пожалуй самые известные полотна Ерменева «Поющие слепцы-нищие» и 8 акварелей «Нищие» выставлены в Государственном Русском Музее.
Напишите комментарии к этому альбому, владельцу будет приятно
Ивасив Александр, 01.05.2013 в 20:50