06 апреля 2013
Ермолаева Вера Михайловна Vera Ermolaeva. Автор: Ивасив Александр Иванович
(в альбоме 24 файлов)
Изобразительное искусство / Живопись / Авангардизм
Разместил: Ивасив Александр
Ермолаева Вера Михайловна
Vera Ermolaeva
(1893 - 1938)
Художественное образование В. М. Ермолаева получила, занимаясь в частной школе-мастерской М. Д. Бернштейна в Петербурге (начало 1910-х гг.). Сблизившись с художниками-новаторами, объединившимися в "Союзе молодежи", особенно с К. С. Малевичем, оказавшим на нее сильное воздействие, она стала одним из активных деятелей русского авангарда.
В 1919 г. Ермолаева переехала в Витебск, где возглавила Народную художественную школу, вскоре преобразованную в Художественно-практический институт. Вместе с Малевичем и его учениками, также оказавшимися в Витебске, она участвовала в организации Уновиса ("Утвердители нового искусства"), ставившего целью развивать и пропагандировать принципы супрематизма.
В 1922 г. вернулась в Петроград и продолжила исследования, начатые Уновисом, в Гинхуке, где руководила лабораторией цвета (1924-26).
Живописное творчество Ермолаевой до сих пор почти не изучено. Она начинала как верная последовательница Малевича, но во второй половине 1920-х гг. стала вырабатывать свой способ передачи предметной формы. Значительную роль в этом сыграла поездка летом 1928 г. на берег Белого моря, от куда она привезла серию пейзажей, отличавшихся живописной экспрессией и повышенной силой цвета.
В начале 1930-х гг. Ермолаева работала над серией "Деревня", добиваясь в ней монументальной укрупненности изображаемого, а в 1934 г. написала ряд полуэкспериментальных натюрмортов, в которых, отказываясь от цвета, успешно оперировала живописно-пластической трактовкой предметов.
Гораздо лучше известна деятельность Ермолаевой как иллюстратора детских книг. Еще в 1918 г. она вместе с группой художников организовала в Петрограде книгоиздательскую артель "Сегодня", которая выпускала крохотными тиражами детские книжки, украшенные гравюрами на линолеуме, и сама исполнила иллюстрации к трем из них: "Мышата" и "Петух" Н. Венгрова, "Пионеры" У. Уитмена.
После возвращения в Петроград Ермолаева сотрудничала с журналами "Новый Робинзон" и "Воробей", потом с отделом детской и юношеской литературы Государственного издательства и быстро вошла в число ведущих художников детской книги. Опираясь на собственный живописный опыт, она создала индивидуальный стиль, в котором важную роль играли сильный цвет и острая, порой гротескная пластика. Она одной из первых иллюстрировала произведения Д. И. Хармса ("Иван Иваныч Самовар", 1929-30), Н. А. Заболоцкого ("Хорошие сапоги", 1928), А. И. Введенского ("Рыбаки", 1929-30; "Подвиг пионера Мочина", 1931) и сама была автором остроумных книжек-картинок - "Горе-кучер" (1928), "Собачки" (1929), "Маски зверей" (1930).
На рубеже 1920-х и 1930-х гг. вышла небольшая серия книжек с баснями И. А. Крылова, сопровождавшимися ее экспрессивными черно-белыми рисунками. В 1933-34 гг. Ермолаева по собственной инициативе иллюстрировала произведения мировой классической литературы - "Рейнеке-Лис" И.-В. Гёте (цветная литография), "Дон-Кихот" М. Сервантеса и "О природе вещей" Лукреция Кара (гуашь).
Работа эта осталась неоконченной. В конце 1934 г., в ходе кампании террора, развернутой в связи убийством С. М. Кирова, Ермолаева (после тяжелого заболевания передвигавшаяся только с помощью костылей) была арестована и сослана в Казахстан. Ни точная дата ее смерти, ни место захоронения не известны.
_____________________
Вера Михайловна Ермолаева родилась 2 ноября 1893 года в селе Ключи Петровского уезда Саратовской губернии (ныне Малосердобинский район Пензенской области). Отец, Михаил Сергеевич Ермолаев, был помещиком и занимал пост председателя земской уездной управы.
В детстве Вера Михайловна упала с лошади, что вызвало паралич ног. Впоследствии она могла ходить только с помощью костылей.
Ермолаева получила образование в Европе — в светской школе в Париже и в гимназии в Лозанне. Пребывание за границей обуславливалось ещё и необходимостью лечения.
В 1904 году семья Ермолаевых вернулась в Россию, а в 1905 они переехали в Петербург. Отец Веры Михайловны продал имение, основал кооперативное общество «Трудовой союз» и начал издавать журнал «Жизнь» либерального характера. В 1911 году Михаил Сергеевич умер.
В 1910 году Вера окончила гимназию Оболенской, в 1911 — поступила в студию М. Д. Бернштейна, где стала интересоваться кубизмом и футуризмом.
В 1915—1916 годах входила в футуристический кружок «Бескровное убийство» (вместе с Николаем Лапшиным, в будущем основоположником российской школы иллюстрации). Члены кружка выпускали одноимённый журнал.
Помимо рисования, Вера Ермолаева интересовалась историей — в 1917 году окончила Археологический институт. Одновременно она была участником художественных объединений «Свобода искусству» и «Искусств и революция».
В 1918 году Ермолаева организовала художественную артель «Сегодня», маленькими тиражами выпускавшую лубки и книги-картинки, создававшиеся практически вручную. Ермолаева оформила три книги артели: «Мышата» и «Петух» Натана Венгрова и «Пионеры» Уолта Уитмена. Иллюстрации в книгах делались при помощи гравюр на линолеуме и затем в большинстве случаев раскрашивались вручную, текст в некоторых книгах не был наборным, а также вырезался на линолеуме.
После революции Вера Михайловна участвовала в конкурсах ИЗО отдела Наркомпроса, пробовала работать как художник театра, создала (в той же технике раскрашенной гравюры) театральные эскизы к опере М. Матюшина и А. Кручёных «Победа над солнцем». В 1922 году эскизы выставлялись на выставке в Берлине.
В 1919 году ИЗО отдел Наркомпроса направил Ермолаеву в Витебск преподавателем в Народное художественное училище, преобразованное потом в Витебский художественно-практический институт. В 1921 году после ухода с должности М. Шагала она стала ректором этого института.
В Витебске под влиянием Малевича, которого она пригласила преподавать, Вера Михайловна увлеклась беспредметным искусством. Вместе с Малевичем и его учениками Ермолаева участвовала в организации Уновиса (Утвердители нового искусства) — общества, позиционировавшего себя как исследовательскую лабораторию, где изучаются проблемы развития искусства и художественной формы. Также в организации пропагандировались идеи супрематизма. Общество выдвигало лозунги революционного толка:
Да здравствует супрематизм как план пути нашей творческой жизни!
Да здравствует всемирный единый союз строителей новых форм жизни!
В 1922 году Ермолаева вернулась в Петроград, где получила должность руководителя лаборатории цвета в Государственном институте художественной культуры. В конце 1920-х годов сотрудничала с журналами «Воробей», «Новый Робинзон», «Чиж» и «Ёж».
Ермолаева стала иллюстратором таких книг, как «Топ-топ-топ» Асеева, «Много зверей» и «Рыбаки» Введенского, «Поезд» Шварца, «Иван Иваныч Самовар» Хармса и многих других, оформляла серию басен Крылова.
25 декабря 1934 года Ермолаева была арестована и на три года сослана в Карлаг (Казахстан). В вину Ермолаевой вменялась «антисоветская деятельность, выражающаяся в пропаганде антисоветских идей и попытке организовать вокруг себя антисоветски настроенную интеллигенцию». Вместе с ней была арестована группа ленинградских художников.
20 сентября 1937 года Ермолаева была осуждена вторично и приговорена к расстрелу. Приговор был приведён в исполнение 26 сентября 1937 года. Местонахождение могилы художницы неизвестно.
20 сентября 1989 года Вера Ермолаева была реабилитирована посмертно.
http://rmserd.pnzreg.ru/about/gallery/znm_people/ErmolaevaVM
__________________________
Вера Ермолаева (1893 - 1937) – одна из самых малоизученных фигур в русском изобразительном искусстве первой половины ХХ века.
Безграничное уважение к ней со стороны современников-коллег, признанных и прославленных, множество ссылок и упоминаний, связанных как с ее творчеством, так и с ее особой ролью во многих начинаниях русского авангарда, - все это до недавнего времени было несоразмерно ее известности и месту, которое она занимает в истории развития этого направления.
Положение изменилось в 1972 году, когда стараниями ленинградского исследователя русского авангарда Евгения Ковтуна была проведена ее первая персональная выставка. Миф о Ермолаевой, бытовавший в рамках ограниченного круга ее почитателей, стремительно перерастал в объективную реальность, в аксиому: ее творчество – незаурядное явление.
Художественная критика на протяжении десятилетий позволяла существовать Ермолаевой лишь в пространстве текста, но не в ареале художественной культуры. Эта оценка художнику, опосредованная через текст, лишала возможности открытия - непосредственного контакта с ее творчеством.
Судить в полной мере об искусстве Ермолаевой мы можем по едва сохранившейся части ее наследия. О том, какая это часть, никому не дано знать. Немногочисленные образцы ее живописного мастерства отражают лабораторный характер ее пластических исследований, сложный мир ее внутренних переживаний, метафизический характер ее воплощений и образов. Не вызывает сомнений, что Ермолаева прокладывала свой путь в живописи, до нее лишь пунктиром намеченный. Синтезировав новейшие художественные открытия, Ермолаевой оказалось по силам выступить с оригинальной концепцией. Довести до конца начатое помешал внезапный арест и последующий расстрел в казахстанском лагере.
Другая часть ее творчества перевешивает количественно, но не заслоняет главного. Дар живописца-мыслителя вполне пригодился Ермолаевой во время работы в Детгизе, гавани ленинградских «левых» в 1925 – 1932 гг. Верой Михайловной было оформлено более пятидесяти детских книг и журналов, именно в таком качестве ее и считали художником долгое время. Формальным поводом для ареста послужили ее иллюстративные композиции на тему гётевского «Райнеке-Лиса», в которых власти усмотрели бунтарски оппозиционное отношение автора к существующему порядку. Эти листы демонстрируются на выставке, и любой зритель может недоумевать по поводу абсурдности нашего недавнего прошлого. Это мнение разделял и соратник Ермолаевой Даниил Хармс. Макет их совместной книжки также можно увидеть на нашей выставке.
Выставку сопровождает альбом-монография, в котором впервые опубликованы материалы и иллюстрации, не вошедшие в издание Русского Музея, приуроченное к персональной выставке художника в ГРМ в 2008 году.
Напишите комментарии к этому альбому, владельцу будет приятно
Ивасив Александр, 01.05.2013 в 20:50