13 апреля 2013
Захаров-Чеченец Петр Захарович Zakharov-Chechen Peter. Автор: Донченко А.И.
(в альбоме 18 файлов)
Изобразительное искусство / Живопись / Портрет
Разместил: Донченко Александр
Захаров-Чеченец Петр Захарович
Zakharov-Chechen Peter
(1816 - 1846)
Петр Захарович Захаров, живописец-портретист (1816 - 1852). За портрет генерала Ермолова (в музее Александра III ) получил звание академика. Из прочих работ его выдаются портреты доктора Иноземцева , Т.Н. Грановского , Постниковой, портреты, рисованные карандашом, семейства Постниковых, П.П. Булахова (в Третьяковской галерее). Несколько работ Захарова у А.С. Ермолова в Петербурге
________________________
Начало 19 века. Во время Кавказской войны после сражения у чеченского аула Дады-Юрт, в полностью разрушенном и опустошенном селе русские солдаты нашли трехлетнего малыша. Его отдали на выхаживание казаку Захару Недоносову, служившему при хозяйстве командующего Кавказским корпусом. Имя этого человека послужило основой для фамилии мальчика-чеченца.
Его стали называть Петром Захаровым. До 1823 Петр воспитывался у казака Недоносова, а затем его взял к себе известный русский генерал, герой войны 1812 года Петр Николаевич Ермолов. И хотя у Ермолова было семеро своих детей, он с большой любовью заботился о приемном сыне и сделал все, что мог для хорошего воспитания и образования юного чеченца. Уже в раннем возрасте мальчик проявил способности к рисованию.
Уйдя по состоянию здоровья в отставку и переехав с семьей в Москву, Ермолов отдал своего приемного сына-чеченца на обучение к художнику-портретисту Льву Волкову. А в 1833 году после блестяще выдержанного экзамена Петра Захарова зачислили вольнослушателем в Петербургскую Академию художеств. Согласно уставу Академии ее студентами не могли быть дети крепостных крестьян и представители национальных меньшинств. Одаренных детей из этих категорий зачисляли, как тогда это формулировалось, «внеклассными» учениками. Однако талант Петра Захарова был замечен и «за значительные успехи в учебе» уже на первом году обучения Петр Захаров стал стипендиатом Общества поощрения художников.
Молодой художник совмещал напряженную учебу с работой, активно участвовал в выставках. Ряд его работ был отмечен денежными премиями и медалями и высоко оценен критикой. Академия направила его и на учебу в Италию для дальнейшего совершенствования мастерства. Однако эта поездка не состоялась: царь Николай 1 вычеркнул Захарова из списка.
Между тем стажировка в Италии была бы полезна Захарову и для творческого роста и для поддержания здоровья: он с детства страдал чахоткой. Другой удар нанес молодому художнику его первый учитель живописи Л. Волков. Захаров просил руки его дочери, молодые люди любили друг друга. Но отец не только не разрешил свадьбы, он отправил девушку к родственникам на Кавказ, с указанием «выдать ее там замуж за первого встречного».
В 1836 году Петр Захаров успешно окончил Академию художеств, получил аттестат, право почетного потомственного гражданина и звание свободного художника. Еще в период учебы в Академии «художник из чеченцев», как Захаров подписывал свои работы, начал писать портреты своих великих современников.
В его наследии – галерея портретов выдающихся личностей: историка Грановского, хирурга Иноземцева, писателя Муравьева. Поэта Михаила Лермонтова Захаров изобразил в шинели, накинутой на плечи. Современники считали, что образ, созданный Захаровым, наиболее точно передает черты и характер Лермонтова. Мастерство портретиста Захарова совершенствовалось с каждой новой работой.
Он стал известным портретистом в Москве и Петербурге. Его заказчиками были знатные москвичи и петербуржцы. В 1842 году Захаров написал свой знаменитый автопортрет, который до января 1995 года находился в Грозном в Музее изобразительных искусств. Хотя художник не имел живой связи с родиной, свою внутреннюю связь с ней он подчеркнул в этой картине. Он изобразил себя в мохнатой пастушьей горской шапке, в бурке, с ружьем, перекинутым через плечо – одежда, которую он никогда не носил, но по которой, возможно, тосковал.
В 1846 году Петр Захаров умер в самом расцвете творческих сил и таланта. Ему было всего тридцать лет. Но он был уже академиком живописи. Знаменитый художник Карл Брюллов считал его вторым после себя портретистом в России. Полотна Петра Захарова-Чеченца вошли в сокровищницу русской живописи 19 века. Они находятся в крупнейших музеях России — Третьяковской галерее в Москве, Русском музее Санкт-Петербурга и других.
________________________
Захаров-Чеченец или Однажды русский генерал из гор к Тифлису проезжал
Однажды русский генерал
Из гор к Тифлису проезжал;
Ребенка пленного он вез.
Тот занемог, не перенес
Трудов далекого пути;
Он был, казалось, лет шести,
Как серна гор, пуглив и дик
И слаб и гибок, как тростник.
Так могла бы начинаться история о Петре Захаровиче Захарове, чеченском мальчике, ставшем известным русским художником.
14 сентября 1819 года проконсул Кавказа А.П. Ермолов осуществил «акцию устрашения». Вот что он сам пишет в своих записках.
«Желая наказать чеченцев, беспрерывно производящих разбой, в особенности деревни, называемые Качкалыковскими жителями, коими отогнаны у нас лошади, предположил выгнать их с земель Аксаевских, которые занимали они, сначала по условию, сделанному с владельцами, а потом, усилившись, удерживали против их воли. При атаке сих деревень, лежащих в твердых и лесистых местах, знал я, что потеря наша должна быть чувствительною, если жители оных не удалят прежде жен своих, детей и имущество, которых защищают они всегда отчаянно, и что понудить их к удалению жен может один только пример ужаса.
В сем намерении приказал я Войска Донского генерал-майору Сысоеву с небольшим отрядом войск, присоединив всех казаков, которых по скорости собрать было возможно, окружить селение Дадан-юрт, лежащее на Тереке, предложить жителям оставить оное, и буде станут противиться, наказать оружием, никому не давая пощады. Чеченцы не послушали предложения, защищались с ожесточением. Двор каждый почти окружен был высоким забором, и надлежало каждый штурмовать. Многие из жителей, когда врывались солдаты в дома, умерщвляли жен своих в глазах их, дабы во власть их не доставались. Многие из женщин бросались на солдат с кинжалами.
Большую часть дня продолжалось сражение самое упорное, и ни в одном доселе случае не имели мы столько значительной потери, ибо кроме офицеров простиралась оная убитыми и ранеными до двухсот человек. Со стороны неприятеля все, бывшие с оружием, истреблены, и число оных не менее могло быть четырехсот человек. Женщин и детей взято в плен до ста сорока, которых солдаты из сожаления пощадили как уже оставшихся без всякой защиты и просивших помилования (но гораздо большее число вырезано было или в домах погибло от действия артиллерии и пожара). Солдатам досталась добыча довольно богатая, ибо жители селения были главнейшие из разбойников, и без их участия, как ближайших к линии, почти ни одно воровство и грабеж не происходили; большая же часть имущества погибла в пламени. Селение состояло из 200 домов; 14 сентября разорено до основания».
Одним из пленных оказался 3-х летний чеченский мальчик. Ни его имя, ни точная дата рождения его неизвестны. Ермолов передал ребенка на воспитание своему вестовому, казаку Захару Недоносову. По его имени будущий художник получил фамилию и отчество. А через 4 года, в 1823 году мальчика пригрел кузен проконсула Кавказа, Петр Николаевич Ермолов, взяв его в свою семью.
У приемыша обнаружилась склонность к рисованию. «Странный мальчик Петруша, - писал П.Н. Ермолов матери в Москву- Кроме обучения грамоте он рисует все, что попадается под рукой. Видимо, будет художник и неплохой.» Мальчика определили в ученики к живописцу Льву Александровичу Волкову. Интересно, что тот никогда не брал денег за уроки, считая, что наградой ему будет успехи его учеников.
В 1830 году Захаров был принят «посторонним учеником» в Императорскую Академию художеств, а в 1833 году он стал постоянным учеником. В 1835 году за картину «Старуха, гадающие в карты» и в 1836 за «голову портрета» Петр был награжден малыми серебряными медалями. По окончании Академии получил звание внеклассного (свободного) художника. В основном, Захаров рисовал портреты современников, хотя в 1839 году он выставлял картину на религиозный сюжет «Искушение Спасителя дьяволом».
Наверное, самым известным произведением Захарова стал портрет А.П.Ермолова, генерала, уничтожившего его родное селение.
Что ж, пора закончить рассказ про художника. Его судьбу нельзя назвать особо счастливой. Академия художеств собиралась послать Захарова на стажировку в Италию, но Николай I упорно вычеркивал его фамилию из списка. А между тем, пребывание в теплых краях было бы очень кстати: Захаров «страдал грудью», у него был туберкулез. Он влюбился в Глафиру, дочь своего учителя, та ответила ему взаимностью. Но Волков был категорически против этого брака, и, едва узнав о любви дочери и ученика, тут же отослал Глашу из Петербурга в провинцию. На память об этой истории у Волковых остался портрет Глафиры, написанный Захаровым. «Глаза мои падают на знакомый тебе портрет девушки с опущенными взорами и с кольцом в руке – и я не могу отвести глаз от этого образа ангельской кротости и миловидности, и очень ясно понимаю, что Захаров был не только живописец, но и поэт, не только поэт, но и влюбленный в Глашу» - так писал А.Д.Галахов второй дочери Волкова, Ларисе Львовне.
Петр Захарович стал известным художником, почетным гражданином, но не было ни денег, ни здоровья, ни, вероятно, душевного спокойствия. Чтобы поправить материальное положение, он поступает на службу в департамент военных поселений Военного министерства в качестве рисовальщика. «Потеряв здоровье и при том надежды быть отправленным за границу, я покорился судьбе, решил избрать хоть немного, но верный кусок хлеба» - писал он в 1841 году. Но в 1842 году обострилась болезнь, и Захаров был вынужден оставить службу. Он переехал в Москву, где дела немного пошли на лад. Он написал портрет Ермолова. за который получил звание академика, и встретил женщину, которая стала его женой. Захаров обвенчался с Александрой Постниковой в январе 1846 года. Увы, через несколько месяцев она умерла, а вскоре, в том же 1846 году, скончался и художник. Было ему 30 лет.
Источник: http://www.liveinternet.ru/tags/%E7%E0%F5%E0%F0%EE%E2-%F7%E5%F7%E5%ED%E5%F6/
_________________________
Н. Шабаньянц. Академик
П.З. Захаров. Художник «из чеченцев»
«Захаров из чеченцев» — так подписывал свои произведения академик живописи Петр- Захарович Захаров, жизнь и творчество которого долгое время были мало кому известны.
Петр Захарович Захаров (1816—1846) создал прекрасные портреты своих современников — профессора Московского университета Т. Н. Грановского, хирурга И. П. Постникова, поэта М. Ю. Лермонтова, героя Бородинского сражения генерала А. П. Ермолова и многих, многих других.
Лет пятнадцать назад, разыскивая в Москве, в Центральном государственном архиве древних актов, документы по истории XIX века, я обратил внимание на письма Петра Николаевича Ермолова.
Петр Николаевич писал своей матери: «Странный мальчик Петруша! Я о моем чеченце. Кроме обучения грамоте, он рисует все. что попадает под руку. Видимо, будет художник, и не плохой...»
В другом письме — к своему другу Шимановскому — П. Н. Ермолов писал: «...Я, признаюсь, весьма хотел бы, чтобы Петруша был принят в Академию... хотя бы из редкости, чтобы из чеченца сделать Апеллеса, а жаль мальчика, который имеет большие способности...».
Читая эти строки, я вспомнил историю, слышанную мною когда-то в одном из горных аулов Чечено-Ингушетии.
Мне рассказывали, что в первой половине XIX века из среды чеченцев действительно вышел замечательный художник-портретист. Живописцем ему удалось стать потому, что ребенком он был увезен в Россию. Не случись этого, его талант был бы погублен: закон ислама запрещал рисовать и лепить человеческие фигуры.
Постепенно я начал втягиваться в изучение материалов, связанных с жизнью и творчеством Петра Захаровича Захарова. Трудностей было много. И все же отступать не хотелось, настолько необычной и значительной представлялась мне судьба этого талантливого художника.
В истории русского искусства имя его упоминалось. В Большой Советской Энциклопедии мы находим следующие строки: «...Захаров, Петр Захарович (1816— 1852), — живописец, чеченец (редкий в то время случай образования художника из нац. меньшинств)...». Но более подробных сведений о нем почти не было.
Я стал посылать запросы всевозможным картинным галереям, музеям, архивам, частным собирателям. Письма я направлял и в Москву, и в Усть-Ордынский, и в Ленинград, и в Ямало-Ненецкий национальный округ, и в Лейпциг, и в Лондон...
Мало-помалу из пожелтевших архивных документов, писем, мемуаров, фольклорных материалов начал вырисовываться необычайный облик Петра Захаровича Захарова.
...1819 год. В чеченский аул Дады-Юрт пришла война. Горели сакли. Вдруг один из солдат увидел смертельно раненную женщину. Она ползла по земле, прижимая к груди ребенка, тоже раненного. Солдат взял его из холодеющих рук матери и принес в ставку главнокомандующего. Дрогнуло сердце Алексея Петровича Ермолова. Вызвал он верного казака — Захара Не-доносова.
— Спаси во что бы то ни стало! Окрести именем русским. Придет время — спро-. шу о нем...
Так решилась судьба мальчика-чеченца. Назвали его Петром, фамилию дали — Захаров.
Четыре года спустя его отдали на воспитание в семью двоюродного брата Алексея Петровича Ермолова — генерал-майора Петра Николаевича. Здесь о Петруше заботились, как о родном.
Он хорошо учился, любил рисовать. Влечение к искусству, большая наблюдательность проявились в нем так ярко, что Петр Николаевич обратился к президенту Петербургской академии художеств Оленину с просьбой ознакомиться с работами 10-летнего мальчика и, если возможно, определить его на обучение в академию... Но... безродному чеченцу было отказано.
Мысль об одаренности Петруши не покидала П. Н. Ермолова. Через несколько лет он все же отправил своего воспитанника в Петербург. Там Петр Захаров исполнил ряд живописных работ, показывал их на выставках, а в 1833 году блестяще сдал экзамен и был принят в академию. Правда, в связи с тем, что устав не разрешал принимать в академию «инородцев» и крепостных, Петра Захарова зачислили «посторонним» учеником. В это же время его приняло на содержание Общество поощрения художников.
Документы Центрального государственного архива Ленинграда помогли установить, что за картину «Старуха, гадающая в карты» Петр Захаров был удостоен серебряной медали. Он выполнял и частные заказы, давал уроки рисования, а также написал «Юношеский автопортрет». Случайность помогла мне разыскать этот портрет.
...Это было в Москве зимой 1958 года. Разговаривая в Доме ученых с одним из московских собирателей, я узнал, что совсем недавно он видел небольшого размера портрет «какого-то молодого человека», работы чеченского Захарова. Я попросил подробнее рассказать мне обо всем.
Молодой человек на портрете был, кажется, в европейском костюме, лицо усталое, в руках он что-то держал.
— Что мне бросилось в глаза, — сказал мой собеседник, — это какая-то странная стрижка, необычная. Но дело в том, что портрет этот я не приобрел, так как я «лер-монтовед», а не «захаровед»...
И вот начались поиски, длившиеся почти три года.
Поездка в Ленинград (куда, по-видимому, направлялся неизвестный мне владелец портрета), долгие беседы с сотрудниками Эрмитажа и Русского музея. Потерпев на первых порах неудачу, я вернулся в Грозный и снова стал писать незнакомым людям десятки писем, надеясь наконец найти таинственного любителя искусства. И нашел его, но оказалось, что портрет он успел продать человеку, чьим адресом не поинтересовался.
Поиски возобновились.
Это было в один из теплых солнечных дней 1961 года. Я разбирал груду писем; мое внимание привлек конверт с надписью: «Тамбов, Краеведческий музей». «Странно, — подумал я, — ведь я этот музей не запрашивал...» Тем не менее Тамбовский музей сообщал, что у них в экспозиции находится портрет неизвестного молодого человека работы Захарова-чеченца.
Некоторое время спустя из Тамбова прислали фотографию.
Оказалось, что это автопортрет молодого Захарова, — тот самый автопортрет, о котором упоминала в своем письме в 1907 году одна из дочерей А. П. Ермолова!..
...Юношеское лицо. Его выражение естественно и просто. Во взгляде — чувство достоинства, спокойствие, мечтательность и едва заметная печаль. Характерная стрижка горца. Одет Петр Захаров во фрак. В левой руке — трость. Краски не утратили своей свежести, тона насыщены и глубоки...
С 1836 года, после окончания Академии художеств, П. 3. Захаров жил в Петербурге, на Васильевском острове. За четыре года он написал портреты М. Ю. Лермонтова, купца Жадимеровского, историка Семенова и многих других. Во всех этих работах чувствуется склонность к психологическому анализу, стремление раскрыть индивидуальные черты характера.
На протяжении всей жизни Петра Захаровича преследовала болезнь легких, которая усугублялась нездоровым климатом Петербурга. В связи с этим период с 1840 по 1842 год долгое время был для меня пробелом в творческой биографии художника. Но оказалось, что в эти годы — из-за болезни и материальной нужды — П. 3. Захаров был вынужден работать в Военном министерстве.
И вот однажды пришло письмо из Центрального государственного архива древних актов СССР: «...Среди документальных материалов о П. 3. Захарове значится свидетельство 1823 года, а также 17 его писем (в подлинниках)...»
Центральный государственный архив древних актов СССР. Уникальные материалы... Наконец-то! Читаю первый документ: «Свидетельство № 3610 от 25 августа 1823 года о передаче А. П. Ермоловым в Тифлисе взятого в. плен мальчика, из чеченцев, Петра Захарова, на воспитание господину генерал-майору П. Н. Ермолову...» 4. Читаю второй документ — письмо Захарова, датированное апрелем 1841 года. Он пишет своему воспитателю П. Н. Ермолову: '«...Я уже не свободный художник, а служащий в департаменте военных поселений Военного министерства. Потеряв здоровье и притом надежду быть отправленным за границу, я, покорный судьбе, решил избрать хоть немного, но верный кусок хлеба...» 5.
Новая поездка в Ленинград, связанная с поисками архива Военного министерства. В конце концов выяснилось, что интересовавшие меня документы были переданы Центральному государственному военно-историческому архиву СССР. Пришлось немедленно вернуться в Москву и начать работу в этом архиве.
...Рапорт старшего адъютанта департамента военных поселений Военного министерства гвардии капитана Висковатого:
«В конце июня текущего года, с увольнением от службы художников Пецольда и Гинценберга по части составления рисунков одежды и вооружения российских войск, открылись две вакансии, одна из векансий в нынешнем месяце заменена художником Клюквиным; для замещения же остальной имею честь всепокорнейше просить ваше сиятельство об определении художника Захарова с жалованьем по тысяче пятьсот рублей ассигнациями в год...»6.
На втором, изданном в типографии листке был приказ от «Декабря 20 дня
6 Центральный государственный военно-исторический архив СССР (ЦГВИА), ф. 405, оп. 32/нмэ. ед. хр. 242, л. 1.
1840 года, № 189» по департаменту военных поселений Военного министерства:
«С высочайшего разрешения, свободный неклассный художник Петр Захаров определяется в департамент военных поселений для усиления занятий по составлению рисунков обмундирования и вооружения российских войск, с жалованьем по 428 р.
Удалось установить, что за полтора года Захаров выполнил для Военного министерства около 60 работ, за что дважды получал денежное вознаграждение. Но где эти работы? Как их найти?
В фундаментальном труде Виековатого (он служил в Военном министерстве в бытность там П. 3. Захарова) — «Историческое описание одежды и вооружения российских войск 1841 —1842 гг.» было воспроизведено 37 цветных рисунков, исполненных Захаровым. Так был заполнен один из самых больших пробелов в биографии замечательного художника.
...В 1842 году, перед уходом из Военного министерства, П. 3. Захаров обратился в совет Академии художеств с просьбой дать ему программу на звание академика и представил при этом ряд своих работ. Рассмотрев их, совет определил его назначенным в академики и задал написать поясной портрет героя Бородина, генерала Алексея Петровича Ермолова.
С большим подъемом взялся Петр Захарович Захаров за эту работу. Портрет получился удачным, и художнику в 1843 году было присвоено звание академика.
Прославленный полководец изображен -на фоне грозного неба и снеговых горных вершин Кавказа. Глядя на этот портрет, вспоминаешь строки Лермонтова:
...И испытанный трудами Бури боевой, Их ведет, грозя очами, Генерал седой.
Ермолов представлен на портрете Захарова человеком величавой осанки, большой энергии. Он одет в зеленый мундир с орденами и опирается на эфес шпаги.
Во всем облике Ермолова, в его крепкой фигуре, волевом лице виден сильный характер, чувствуется мужество, ум, но и жестокость.
Петр Захарович Захаров достиг вершин мастерства в возрасте 27 лет, создав замечательный портрет старого полководца, заслуженно вошедший в сокровищницу русской культуры.
Характерно, что все свои полотна художник подписывал: «Захаров из чеченцев». Он всегда помнил свой родной Кавказ. Получив звание академика, Захаров написал автопортрет. Перед нами портрет чеченца, написанный самим чеченцем. Одежда на нем не парадная. На голове — обычная папаха, на плечах — бурка. Будничная одежда горца.
Взгляд художника устремлен прямо на нас. Лицо передает сдержанную боль и горе. Тем не менее в этом лице чувствуется много внутренней силы. Захаров раскрыл в автопортрете свою душевную драму и как бы подвел итог прожитой жизни.
Художник никогда не забывал, что он сирота, сочувственно относился к людям такой же судьбы, всегда был очень скромен. Однажды в его пользу присудили некоторую сумму денег. Несмотря на болезнь и острую материальную нужду, Захаров, распорядился: «...штраф я предоставляю "отправить в пользу петербургских и московских приютов...» 9. Благородство художника проявилось в этом его поступке.
Долгое время считалось, что академик Захаров умер 36 лет от роду в 1852 году. Эта дата первоначально и у меня не вызывала сомнения. Позже, располагая новыми сведениями о художнике, я обратил внимание на то, что ни одной работы Захарова, ни одного упоминания о нем не встречается после 1846 года.
В 1963 году я отправился в очередную поездку в Москву и Ленинград для работы в архивах. В купе вагона шла беседа на самые различные темы. Говорили и об искусстве. Конечно, я не мог не выдать своего увлечения живописью Захарова.
Мы уже подъезжали к Москве, когда я услышал, что кто-то из любителей искусства — москвичка по фамилии Холодная, Холодовская или еще как-то в этом роде интересовалась моими исследованиями и адресом. По-видимому, она могла что-то сообщить мне о Захарове.
Новый ребус! Попробуй.найди человека с неточно названной фамилией, да еще где — в Москве!
Выход был один. Пришлось обратиться в Центральное адресное бюро.
Моя просьба включала целую серию фамилий, связанных со словом «холод», и мне далеко не сразу удалось найти Марию Зосимовну Холодовскую, бывшую сотрудницу Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
Когда я наконец встретился с ней в ее доме, взгляд мой остановился на портрете молодой девушки. ,
— Не об этом ли портрете вы хотели мне рассказать? — спросил я хозяйку.
— Да! Его писал Захаров. Это Глаша, моя бабушка. Вот ее фото. А вот документ...
И Мария Зосимовна показала письмо А. Д. Галахова, известного педагога. 9 апреля 1851 года он писал Ларисе Львовне Волковой (Глаше):
«...Случается мне зайти к батюшке и матушке. Глаза мои падают на знакомый тебе портрет девушки с опущенными взорами и с кольцом в руке — я не могу отвести глаз от этого образа ангельской кротости и миловидности и очень ясно понимаю, что Захаров был не только живописец, но и поэт, не только поэт,- но и влюбленный в Глашу...».
Заметим, что в этом письме сказано о Захарове: был. Значит, в апреле 1851 года художника уже не было в живых. Видимо, Петр Захарович, полюбивший молодую, красивую Глашу, сделал ей предложение, подарил кольцо. Но родители почему-то (может быть, из-за болезни художника) были против этого брака и отправили Глашу к сестре, на Кавказ, где ее выдали замуж за военного — А. А. Бертье-де-ля-Гарда, сына французского эмигранта.
Мария Зосимовна посоветовала мне встретиться с искусствоведом Ниной Михайловной Молевой.
На следующий день я был любезно принят Ниной Михайловной. Выслушав мои доводы и сомнения в точности даты кончины художника, она посоветовала мне изучить ленинградский архив Н. П. Собко и особенно внимательно просмотреть папку с газетными вырезками.
Библиотека имени Салтыкова-Щедрина. Папка Н. П. Собко с газетными вырезками. Почти весь день я перебирал огромное количество различных по характеру и содержанию вырезок из «Северной пчелы», «Русской старины», «Утра России» и других дореволюционных газет.
Помню, это были два последних номера «Ведомостей С.-П. городской полиции» за 1846 год. Я еще подумал: «Полиция... При чем же тут искусство?» И вдруг, просматривая газету, я заметил: «Захаров».
«...Отчет Императорской Академии художеств. Конференц-секретарь академии В. И. Григорович на общем собрании академии 29 сентября 1846 года сообщил: «...в истекшем году скончались: ректор Академии Демут Малиновский и академики Михаил Шамшин, Захаров и Кухаревский».
Далее: «...Захаров, чеченец по происхождению, известен как отличившийся и необыкновенно обещавший в сем же роде живописи...»
Значит, Петр Захарович Захаров умер в 1846 году! Неизлечимая болезнь свела в могилу художника, когда ему было всего лишь 30 лет.
Вернувшись в Москву, я разыскал в одной из метрических книг, хранящихся в архиве, запись о бракосочетании и о кончине академика П. 3. Захарова. Здесь был указан тот же 1846 год.
Окидывая взглядом то, что сумел и успел сделать П. 3. Захаров за три последних года жизни, поражаешься интенсивности и напряженности его работы. Он написал портреты Т. Н. Грановского, А. И. Ладыженского, Ф. И. Иноземцева, Н. А. Смирнова, И. П. Постникова и Н. А. Постниковой, Н. А. Некрасова, А. В. Алябьевой, красоту которой воспевали Пушкин и Лермонтов, групповой портрет — семью П. Н. Ермолова, а также большое число других, не менее значительных полотен.
Исполнению того или иного портрета почти всегда предшествовал заказ. Так, например, портрет Т. Н. Грановского писался после его блестящей публичной лекции, когда присутствующие стоя долго аплодировали профессору. Инициатором заказа был ближайший друг ученого — А. И. Герцен. Он просил своих друзей найти лучшего художника, и выбор пал на Петра Захаровича Захарова.
Портрет Грановского покоряет своей глубиной. Живописец изобразил философа, борца, общественного деятеля, представителя славной плеяды людей 40-х годов.
Портрет А. В. Алябьевой раскрывает прежде всего красоту человеческих чувств.
Жизненная энергия, заключенная в портрете Алябьевой, еще раз подтверждает зрелость мастерства молодого художника.
Упорные и кропотливые поиски привели к тому, что сейчас мы можем назвать около 100 подписных произведений П. 3. Захарова, тогда как двадцать лет назад их. насчитывалось едва ли 30.
В 1966 году на родине П. 3. Захарова, в Чечено-Ингушской АССР, торжественно отметили 150-летие со дня рождения талантливого художника-портретиста. В 1975 году в Чечено-Ингушской АССР была организована первая научная конференция, посвященная изучению и популяризации творчества художника из чеченцев. И радостно думать, что жизнь внесла поправку в строки, посвященные Захарову полвека назад историком Ф. М. Уманцем.
«...Несомненно, — писал историк, — что в лице П. 3. Захарова русская школа имела большую художественную силу, и можно только удивляться, почему он остался малоизвестен большой публике, а его биография, так тесно связанная с выдающимися людьми и событиями того времени и касающаяся нашего, остается неизвестной даже в общих чертах: «Чеченец» — и ничего более» 10.
Сейчас мы в общих чертах уже знаем жизнь и творчество академика П. 3. Захарова, художника «из чеченцев». Можно надеяться, что со временем его замечательные труды, его необыкновенная судьба получат достойное отражение в истории отечественного искусства.
Источник: http://www.bibliotekar.ru/Prometey-11/7.htm
__________________________
Канта Ибрагимов завершил работу над книгой
«Академик Петр Захаров»
Знаменитый чеченский писатель и ученый Канта Ибрагимов закончил работу над книгой «Академик Петр Захаров». Это фундаментальное литературно-искусствоведческое исследование жизненного пути и творческой деятельности великого чеченского художника. Оно проводилось по непосредственному заданию и при всесторонней поддержке Главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова. В преддверии выхода в свет своей новой книги автор ответил на вопросы журналистов.
Канта Хамзатович, что Вас побудило написать книгу о жизни и деятельности Петра Захарова?
К. Ибрагимов: Петр Захарович Захаров – выдающийся чеченец. Он был гениальным художником. В преддверие 200-летнего юбилея мы решили выпустить книгу о его творческой деятельности и жизненном пути. Биография Захарова мало исследована. И мы попытались собрать дополнительные сведения о нашем выдающемся земляке. Мы – это группа ученых из Санкт-Петербурга, Москвы, Пятигорска и Грозного.
Проведена колоссальная работа. Нам удалось найти 17 новых, ранее неизвестных картин чеченского художника. Также мы обнаружили значительное количество документов. Я являюсь автором текста этого научного издания. На будущий год мы планируем выпустить каталог-альбом, в котором будут представлены все его известные картины.
Работы Захарова находятся в трех самых крупных музеях России. Этого факта достаточно, чтобы говорить о Захарове, как о выдающемся художнике. Сам великий русский живописец Карл Брюллов назвал его вторым после себя портретистом. Захаров писал портреты самых видных фигур своего времени, он был очень востребованным. Но, к сожалению, прожил мало лет. Всего 30. И последние шесть лет своей жизни Петр Захаров тяжело болел. Но при этом он сумел увековечить свое имя, в 27 лет став академиком живописи. Это звание в то время редко кто получал. И практически никто в таком юном возрасте. Действительно, выдающийся человек. Чем больше я его изучал, тем больше я им поражался.
Известно, что биографические сведения о Петре Захарове довольно скудные. Откуда Вы черпали информацию? Что Вы нашли принципиально нового, неизвестного широкой публике?
К. Ибрагимов: Как я ранее отметил, мы нашли 17 новых картин. Они находились в различных музеях в Пятигорске, Киеве, Москве. Мы и сейчас проводим исследование неизвестных портретов, автором которых по нашим предположениям может быть Петр Захаров.
Мы выяснили, что прообразом Мцыри из одноименной поэмы Лермонтова был именно Захаров. Нам удалось это доказать. Художник рассказывал Лермонтову о своей судьбе. И писатель на основе этого написал одно из самых знаменитых своих произведений – поэму «Мцыри». Это уже факт, который имеет научное обоснование.
Наша главная цель - доказать, что Петр Захаров был по национальности чеченцем. Он посредством искусства отстоял свою свободу, свою независимость, свое имя и имя своего народа. Вот в чем величие Захарова! Тот же Айвазовский - его настоящая фамилия звучит так – Гайвазовский. Он был этническим армянином. Но он отрекся от своей нации, ассимилировался с русским народом. А Захаров – нет. Он не принял православие. Он всегда позиционировал себя только как чеченец. Например, у него первые письма подписаны П.Д. Аббревиатура расшифровывается, как Петр Дадиюртовский. (Дади-Юрт – родовое село П.Захарова – примечание). И по этому поводу у него были конфликты с Ермоловым. И ему пришлось на время от этого отказаться. Позже он все же стал смело подписывать все свои картины «Захаров – чеченец из Дади-Юрта».
Чем эта книга отличается от Ваших прежних работ? И для Вас, как для писателя, какое значение она имеет?
К. Ибрагимов: Все мои прежние книги были литературно-художественными. А это уже научно-публицистическая работа. Хотя, конечно, литературные отступления имеют место и здесь. И я это в тексте подчеркиваю, чтобы читатель мог прорисовать четкую грань между лирическими измышлениями и научным исследованием.
Как долго Вы работали над книгой «Академик Петр Захаров», и с какими трудностями сталкивались?
К. Ибрагимов: Четыре года. Трудности были, есть и будут. Я скажу о другом. Захаров прожил всего тридцать лет. А мне сегодня 52 года. Я доктор экономических наук, профессор, академик. Но сколько полезного и нового я узнал в процессе этого исследования! До чего же мудрым, сильным, целеустремленным и колоритным он был человеком. Это была удивительная личность. К слову, я познал многое в живописи – терминологию, технологию, историю. Благодаря работе над этой книгой я побывал в очень многих музеях Европы и России. Я искал неизвестные картины. И мои поиски были очень продуктивными.
Какого эффекта и результата Вы ждете после написания книги о Петре Захарове?
К. Ибрагимов: Никого эффекта я не ожидаю! У меня цель одна - сделать хоть что-то для этого выдающегося человека. Это одна из самых заметных фигур в нашей истории. Я пытаюсь показать его таким, каким он был – талантливым и неординарным человеком, который гордился чеченскими корнями. Мы должны знать своих героев. Мне кажется, что я хотя бы частично освоил импульс Захарова и смог не то, чтобы донести, а понести дальше. У нас раньше был музей имени Захарова. Я надеюсь, что его восстановят, а пропавшие картины художника будут найдены и возвращены. Я верю, что одной из улиц Грозного будет присвоено имя Петра Захарова.
Мы знаем, что Вашу идею поддержал и вдохновил Глава Чеченской Республики Рамзана Кадыров. Какую конкретную помощь он Вам оказал?
К. Ибрагимов: Я написал письмо на имя Рамзана Ахматовича. Он рассмотрел мое обращение. Дал соответствующие поручения. Даже вышло специальное распоряжение по моему проекту. И внимание главы республики сыграло определяющую роль в реализации идеи. Ведь работа над книгой была сопряжена с большими финансовыми затратами и бумажной волокитой.
Когда книга выйдет в свет?
К. Ибрагимов: Торопиться не буду. Но я надеюсь, что читатели увидят ее до конца года. Свою работу я закончил. Правда, приходится вносить дополнения, когда открываются новые факты. Сейчас идет корректирование и художественное оформление книги.
Пресс-служба Главы и Правительства Чеченской Республики
www.grozny-inform.ru
Информационное агентство "Грозный-Информ"
Еще файлов 18 из этого альбома
Напишите комментарии к этому альбому, владельцу будет приятно:
Донченко Александр, 01.05.2013 в 17:14