14 апреля 2013
Зощенко Михаил Иванович Michael Zoshchenko. Автор: Донченко А.И.
(в альбоме 4 файлов)

Изобразительное искусство / Живопись / Реализм
Разместил: Донченко Александр

 

 

 

 

Зощенко Михаил Иванович 

 

Michael Zoshchenko

 

(1857 - 1907)

 

 

 

Коренной петербуржец Михаил Иванович Зощенко известен прежде всего как отец несравненного писателя М.М. Зощенко. Известен и как художник, работавший в различных жанрах изобразительного искусства. С 1877 по 1884 год он учился в Академии художеств, получив за свои успехи звание неклассного художника. По своим творческим устремлениям был близок к Товариществу передвижных художественных выставок, на экспозициях которого и демонстрировал свои картины: "Волостной суд" (1888), "Свой вор" (1889), "В ожидании найма" (1890), "Гадание", "У плетня", "В крестьянской избе" (все - 1890-е), "В тишине" (1908).

 

Писал М.И.Зощенко акварели, сотрудничал с рядом петербургских журналов. В 1895 году художник перешел в мозаичную мастерскую Академии художеств, где при его участии и под его руководством по картинам художников Н.А. Шабунина и А.Н. Попова выполнены мозаики: "Отъезд Суворова из села Кончанского (Отъезд Суворова в итальянский поход 1799 года)" (1904), "Переход Суворова через Альпы в 1799 году" (1904). В 1905 году М.И. Зощенко возвращается к живописи. Пишет портреты и бытовые композиции. К сожалению, совсем недолго: он умирает в возрасте 51 года, оставляя в бедности семью: вдову и восемь детей, в их числе и двенадцатилетнего Мишу. В 1908 году в залах Академии художеств в Петербурге состоялась посмертная выставка работ М.И. Зощенко.

________________________

 

 

МИХАИЛ ИВАНОВИЧ ЗОЩЕНКО. НЕИЗВЕСТНЫЙ ОТЕЦ ЗНАМЕНИТОГО СЫНА

 

 

Начну с того, что изучая творчество замечательного писателя-сатирика Михаила Зощенко в институте (в школе в моей юности такого автора не изучали), я никогда не вникал в тот факт, что его отец был художником. И только недавно, встретив на одном из сайтов информацию о художнике Михаиле Зощенко и воскликнув: «Ба!», я полез в интернет за информацией. Увы, основная информация, упоминаемая везде, звучит: Писатель Михаил Зощенко родился в семье художника и т.д. Да и репродукций по всему интернету найдено всего несколько. 

И все же, считаю, что даже эти «крохи» очень интересны и познавательны.

 

 

Михаил Иванович Зощенко 

 

21 января 1857, Санкт-Петербург - 27 декабря 1907 (9 января 1908), Санкт-Петербург 

Русский живописец-передвижник, мозаичист и график.

Михаил Иванович Зощенко был известен, как коренной петербуржец, хотя на самом деле он был дворянином из Малороссии, родом из Полтавы. 

С 1877 по 1884 год он учился в Академии художеств, получив за свои успехи звание неклассного художника. 

По своим творческим устремлениям он был близок к Товариществу передвижных художественных выставок, поэтому состоял в Товариществе и демонстрировал свои картины на выставках передвижников.

В живописи выпускник Художественной академии тяготел к бытописательству, отражению повседневной жизни окружающих его людей. Из-под его кисти выходят картины, подсмотренные в самой гуще народа: “На паперти”, “В ожидании найма” (1890), “Свой вор” (1889), "Гадание", "У плетня", "В крестьянской избе" (все - 1890-е), "В тишине" (1908).

Искусствоведы пишут о том, что по этим картинам Зощенко можно судить о высокой технике его письма, большой наблюдательности и умении раскрыть внутренний мир человека в самых разных обстоятельствах.

В 1888 году художник заканчивает свою наиболее известную работу – “Волостной суд”. 

По мнению критика журнала “Нива”, Зощенко представил здесь “в одном фокусе домашний и общественный быт крестьянства”. 

Волостные суды состояли из выборных сельчан и разбирали мелкие уголовные и гражданские дела. Действие картины происходит в обычной избе, и люди в ней толпятся, как на любой сельской сходке.

Тот же критик из “Нивы” так описывает четырех судей – главных персонажей картины:

“Лица всех четырех чрезвычайно типичны. Крайний слева, не полагаясь на себя, старается почерпнуть мудрости из расспросов свидетеля. За ним следует грозный судья, готовый не разбирая дела, перепороть всех баб, чтобы никому потачки не было; третий, довольно равнодушный к каждому из тяжущихся порознь, по-видимому скорбит вообще об суете мирской; а последний, наиболее разумный изо всех, явно тщится вникнуть в дело, исследуя психологическую сторону каждого из тяжущихся по выражению их лиц. За столом строчит волостной писарь – эта неизбежная язва наших весей”.

Писал Михаил Иванович Зощенко и акварели, активно сотрудничал с рядом петербургских журналов. Его журнальные иллюстрации к произведениям Ф. М. Достоевского и Н. В. Гоголя считаются классикой жанра.

Женат Михаил Иванович был на Елене Осиповне (Иосифовне) Суриной (1875-1920).

Она имела артистические наклонности, до замужества была актрисой и играла в любительском театре, писала небольшие рассказы, постоянно печаталась в газете “Копейка”. 

Всего в семье было 8 детей (один из них умер в младенчестве). 

Сам Михаил Михайлович Зощенко, будущий писатель-сатирик, родился 29 июля (9 августа) 1894 года на Петербургской стороне, в доме № 4, кв. 1, по Большой Разночинной улице. Он был третьим из восьми детей, и первым сыном.

Многие биографы писателя Зощенко упоминают в его биографиях, что отношения между родителями были довольно сложными.

Ирина Лыкова в статье «Михаил Зощенко: история одной болезни» пишет:

«В памяти Миши сами собой стали всплывать картинки из детства…

Вот отец, чем-то похожий на Петра Великого, возвращается из своей мастерской — мать устраивает ему сцену ревности. Старшая сестра — Елена — шепчет на ухо: “Все женщины сходят с ума от папы, это чересчур расстраивает маму”. 

Вот приехал из Полтавы дедушка, и мама сказала про него: “Он никого не любит. Он вроде твоего отца. У него закрытое сердце”». 

В 1895 году Михаил Иванович перешел служить в мозаическое отделение при Императорской Академии художеств в должности младшего художника.

Он участвовал в изготовлении мозаичных панно на фасаде Суворовского музея.

Генералиссимус Суворов, кстати, стал первым человеком в России, в честь которого был специально возведен мемориальный музей.

Основан музей был в Санкт-Петербурге в 1900 году, к столетней годовщине со дня смерти полководца. А четырьмя годами позже, 13 (26) ноября 1904 года, торжественно открыт при участии императора Николая II.

Здание было построено специально для музея по проекту А. И. фон Гогена при участии Г. Д. Гримма в стиле старинных русских крепостных сооружений. 

По сторонам от герба Суворова, на фасаде размещены две мозаики на тему «Отъезд Суворова в поход 1799 года» и «Суворов, пересекающий Альпы».

Эти мозаики были выполнены к 1904 году по картинам художников Н.А. Шабунина «Отъезд Суворова из села Кончанского» и А.Н. Попова «Переход Суворова через Альпы в 1799 году» под руководством Михаила Зощенко и при его непосредственном участии. 

Интересная деталь - веточку маленькой елочки в левом углу мозаики «Отъезд Суворова из села Кончанского» сделал десятилетний Миша Зощенко-младший. Об этом он вспоминает в своей автобиографической повести "Перед восходом солнца".

 

 

 

Эти мозаичные панно и сейчас украшают фасад музея А. В. Суворова в Петербурге, несмотря на то, что после революции в 1918 году музей был закрыт, во время блокады Ленинграда здание было повреждено бомбой, и вновь музей открылся только в 1951 году.

 

 

 

 

 

 

В 1905 году Михаил Иванович Зощенко вернулся к живописи. Он писал портреты и бытовые композиции. К сожалению, творить ему оставалось совсем недолго.

Художник умер в начале 1908 года в возрасте 51 года. Многодетная семья оказалась на грани нищеты. Известен факт, что в мае 1908 года вдова художника обратилась к художнику П. П. Чистякову с прошением о назначении в связи со смертью кормильца пенсии для его восьмерых детей. Опять же, биографы Зощенко-младшего пишут, что смерть отца для двенадцатилетнего Миши стала тяжелым ударом, сказавшимся на всей его последующей внутренней жизни.

 

В 1908 году в залах Академии художеств в Петербурге состоялась посмертная выставка работ М.И. Зощенко.

 

В материале использованы статьи из Википедии, статья искусствоведа Елены Усенко в журнале «Российский адвокат», статья Ирины Лыковой с сайта "Кумиры ХХ века" , статьи с сайтов www.art-catalog.ru , litmuseum.spb.ru и www.sovlit.ru .

 

 

За этот интересный материал мы благодарны авторам сайта http://www.liveinternet.ru/users/3370050/post123764212/

 

 

 

« вернуться

Рейтинг 10 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 4 из этого альбома
"Волостной суд"
"Письмо от кормильца"
?
"В ожидании найма"
Комментарии

Напишите комментарии к этому альбому, владельцу будет приятно:

Донченко Александр, 01.05.2013 в 16:08

Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования