14 апреля 2013
Иванов Михаил Матвеевич Mikhail Ivanov. Автор: Донченко А.И.
(в альбоме 27 файлов)
Изобразительное искусство / Живопись / Классицизм
Разместил: Донченко Александр
Иванов Михаил Матвеевич
Mikhail Ivanov
(1748 - 1823)
Автор пейзажей, батальных и бытовых сцен Михаил Матвеевич Иванов родился в Петербурге и учился с 1762 по 1770 год в Академии художеств. Учился успешно, ибо закончил учебное заведение с золотой медалью за выпускную программу, званием классного художника первой степени и правом на пенсионерскую поездку за границу. Во Франции и Италии молодой художник побывал с 1770 по 1779 год. Наработанного в командировке хватило для получения звания "назначенного" в академики. Основные же успехи пришли к художнику на родине.
В 1780 году М. Иванов сопровождает самого всемогущего фельдмаршала Г.А. Потемкина в походах по южным окраинам империи, делает много эскизов и акварелей. В 1785 году за серию видов Крыма и Царского Села художнику присуждают звание академика. И в дальнейшем судьба благоволила М.М. Иванову. С 1792 он является смотрителем коллекции рисунков императрицы Екатерины II в Эрмитаже. В 1799 становится советником Академии художеств, а в следующем — членом Совета Академии. С 1800 года М.М. Иванов начинает преподавательскую деятельность: в должности профессора он возглавляет класс батальной живописи.
Свою большую склонность к пейзажу уважаемый в Академии художеств М.М. Иванов реализует как преподаватель в 1804 году — начинает руководить классом ландшафтной живописи. Педагогическая деятельность, естественно, поглощала основное время, но в то же время приносила устойчивое материальное и моральное положение. Возможно, названные причины сказались на личном творчестве М.М. Иванова. Его имя среди широкого зрителя да и знатоков живописи с годами забывается.
______________________
Иванов, Михаил Матвеевич — академик живописи, род. в 1748 г., умер 16 августа 1823 г. В Академию Художеств поступил 3 августа 1762 г., вместе с младшим братом своим Архипом, и занимался под руководством И. Ф. фон-Грота. По получении двух серебряных медалей за рисунки с натуры (1769 г.), он был выпущен 30 июля 1770 г. с аттестатом на звание художника и со второю золотою медалью, за исполнение программы: "Оливковое дерево с развешанными на нем воинскими доспехами, украшенными вензелем императрицы Екатерины II", давшей ему и право на заграничное пенсионерство. Вместе с братом А. М. Ивановым, Г. И. Серебряковым и И. П. Якимовым он прибыл 23 октября в Париж и определился там в ученики к живописцу Лепренсу, по указанию которого занялся копированием пейзажей с известных мастеров и писаньем эскизов для большой картины (ноябрь 1771 г.), по вечерам же рисовал с моделей у Пажу. В марте 1772 г. Михаил Иванов окончил "Возвращение пастуха и пастушки с паствы" и принялся за картину — "Доенье коровы на дворе"; отослав ее в академию в июле того же года, занялся третьей картиной: "Время, приближающееся к полудню" — впоследствии тоже отправлена в Петербург. 19 июля 1775 г. оба Ивановы, с художником И. Бельченковым, поехали в Рим, и хотя в сентябре совет Академии вызывал их обратно в Россию, Ивановы остались в Италии на собственный счет; в июне 1776 г. комиссионер Академии Рейфенштейн доносил ей, что Михаил Иванов, пославший сделанную им копию с картины Бенедетто Кастильоне "Отправление Иакова в путь" и 8 рисунков "руин" с натуры, рисует карандашом несколько робко и нерешительно, почему он и дал ему копировать рисунки пером и сепией работы Гакерта. Сделав путешествие по Италии и Швейцарии, причем постоянно срисовывал разные пейзажи, Михаил Иванов вернулся в Петербург и 13 августа 1779 г. был удостоен звания "назначенного" за представленную им композицию и тогда же взят в штат кн. Γ. А. Потемкина письмоводителем. Сопровождая князя Потемкина, он написал несколько видов с натуры в таврической области, разные моменты из второй турецкой войны, портрет Потемкина в рост (1788), смерть его (1791), штурм Измаила Суворовым (1790). Признанный еще 20 июля 1785 г. академиком, Михаил Матвеевич Иванов, по смерти кн. Потемкина, поступил хранителем рисунков в Императорский Эрмитаж, пользовался расположением императора Павла; был членом совета Академии (с 6 марта 1800 г.) и преподавателем живописи в классах "баталическом" (с 16 августа 1800) и пейзажном (с 10 сентября 1804). В 1806 г. он представил, рисунок на конкурс, предложенный при Академии гр. Потоцким: "Петр I, посылающий Шафирова в турецкий лагерь при Пруте в 1711 г.", а в 1807 г. наблюдал за исполнением рисунков к официальному изданию сочинения об овцеводстве. Михаил Матвеевич Иванов вообще отличался мастерством в изображении животных; современники, несколько увлекаясь, сравнивали его с Клод-Лорреном. М. М. Иванов был женат на вдове гравера Г. И. Скородумова (умершего в 1792 г.), тоже занимавшейся гравированием (см. Скородумова, Марья). — Дом его посещался лучшими людьми того времени; его портрет, писанный Я. И. Васильевым в 1818 г., находится в Академии Художеств, где сохраняется и его картина "Доенье коровы".
Архив И. А. X. дела 1773, № 64; 1775, № 29; 1776, № 28, стар. описи: 1780, № 28; 1800, №№ 23 и 41; 1804, № 44; 1805, № 36; "Сб. матер. для ист. И. А. X.", П. Н. Петрова, т. І и II и "Указатель" к нему, Юндолова; "Отеч. Зап." 1823, XVI, 141; Ровинский "Подробный словарь русск. гравиров. портретов"; "Понятие о соврем. живописце", изд. А. М. Иванова, 1789 г.; Фишер, "Указ. наход. в А. X. произведений"; "Каталог оригин. произведений русск. живописи картинной галереи И. А. Х.", А. Сомова, 149—150.
Н. Собко.
Источник: http://mirslovarei.com/content_bigbioenc/ivanov-mixail-matveevich-179230.html
_________________________
Иванов Михаил Матвеевич -
Художник-академик при светлейшем князе
Среди богатейшего собрания альбомной графики Государственного Русского музея особое место занимают три альбома известного пейзажиста Михаила Матвеевича Иванова (1748–1823). В составе альбомов Иванова более двухсот рисунков и акварелей с видами Кавказа, Крыма, Молдавии, Турции и Швейцарии. Они выполнены в период творческой зрелости художника между 1780 и 1800 годами.
XVIII столетие отмечено страстью европейцев к путешествиям. Чаще всего стремились посетить Италию, Сицилию, Грецию, Швейцарию. Нередко в компании состоятельных людей путешествуют художники, зарисовывая достопримечательности. В результате таких вояжей составляются целые серии различных видов, издаются гравированные увражи, они знакомят широкую публику с достопримечательностями далеких стран.
В России этот процесс имел свои особенности и получил развитие после присоединения части Кавказа, Крыма и Молдавии в результате русско-турецких войн. В последней четверти XVIII века активно велась военно-топографическая съемка, составлялись подробные карты и планы. Возникала потребность в видовой фиксации, как тогда говорили, «снятии» новых территорий. Занимались этим, главным образом, инженеры-топографы, выпускники военных заведений, в которых, наряду с предметами по специальности, преподавалось рисование. Наиболее талантливые оставили память о себе в истории становления пейзажного жанра.
М.Иванова можно назвать «путешествующим художником» — он был одним из первых русских художников, побывавшим на Кавказе, в Крыму и Молдавии, он оставил нам красочные виды южной природы бывших владений Турции и Персии. Благодаря его таланту и мастерству самые непритязательные виды представали как поэтичные пейзажи. «Стремление к естественности… нисколько не помешало Иванову остаться в рамках романтического миросозерцания. Четкий рисунок в его картинах сочетается с мягкими, несколько бледными, нежными тонами. Не элементами сухого “сочинительства” или натуралистическими представлениями определяется стиль кавказских пейзажей Иванова, а отменным пониманием природы, развитым эстетическим вкусом, умением выбирать живописные уголки незнакомой местности и, самое главное, одушевлять их поэтическим чувством», — характеризует творчество художника искусствовед К.Н.Григорьян1.
Выпускник Академии художеств, М.М.Иванов девять лет провел в Италии и Франции. Вернувшись на родину, в августе 1779 года за представленные композиции получил звание «назначенного» в академики. Однако устроиться на преподавательскую должность в Академию художеств не удалось. Тогда, вероятно, использовав старые связи — его отец служил в лейб-гвардии Семеновском полку, Иванов поступает на военную службу квартирмейстером с чином поручика2. Квартирмейстерские чины в то время числились при Генеральном штабе, вице-президентом которого являлся светлейший князь, генерал-аншеф Г.А.Потемкин. С этого времени более десяти лет Иванов состоял при Светлейшем.
Основная работа Иванова была непосредственно связана с его профессиональным образованием: он зарисовывает «неприятельские местоположения» и территории, присоединяемые к России, таким образом увековечивая славные деяния своего патрона. Художник исполнял и более прозаические поручения, входившие в обязанности квартирмейстера. Так, в формулярном списке Иванова записано, что в 1786 году он «был послан в Крым для приготовления дворцов к прибытию ее императорского величества в Бахчисарай, Карас-Базар и в Симферополь»3.
Два путевых альбома Иванова из собрания Русского музея относятся к этому периоду его жизни. Один из них начат в 1782 году4, когда художник по высочайшему повелению был послан в Армению и Грузию для «снятия» территорий. Почти на всех альбомных изображениях имеются авторские пометки с названиями мест и датировками. Поэтому легко представить маршруты этих разъездов. Альбом открывается видом Астрахани. За крепостной стеной высятся величественные купола соборов. На берегу кипит работа: разгружают барки, рыбаки тянут невод. Рисунок выполнен сепией пером и слегка подцвечен голубой акварелью. Подобная техника исполнения характерна для этого небольшого альбома в простом картонном переплете.
На следующих его листах представлены виды деревушки Кизляр, Терека у Наура. Дорога Иванова шла мимо Георгиевской крепости («Егорьевской»), расположенной на реке Подкумок. Здесь в 1783 году заключили договор о принятии Восточной Грузии под протекторат России. Художник зарисовывает также ингушское село Цорхово и цепь Кавказских гор.
В 1783 году Иванов уже в Эривани. Один из лучших акварельных рисунков в альбоме — «Вид трех церквей араратских в Великой Армении». На других акварелях запечатлен главный город Грузии — Тифлис, конечный пункт назначения. Его Иванов повторит несколько раз, в том числе и маслом, что является редкостью в творчестве художника.
Из Грузии Иванова направляют в Крым, по случаю присоединения полуострова к России. На нескольких листах художник запечатлел виды местечка Карасу-Базара, где расположился русский лагерь. В акварелях представлен сам лагерь, плотина и водяная мельница близ Карасу-Базара. Крымские зарисовки Иванова становятся все более насыщенными цветом. Разъезжая по полуострову, Иванов пишет виды Акмечети — будущего Симферополя, Инкермана и его пещерного города. В альбоме встречаются виды Балаклавы, Генуэзской крепости, Георгиевского монастыря. Художник опять возвращается к Инкерману. Затем делает несколько видов города Кафы, переименованного тогда же в Феодосию. Пишет Бахчисарай, Старый Крым, Судак. Завершается альбом видами Белой горы (Ак-Кая) что рядом с Карасу-Базаром.
Несмотря на небольшой формат альбома (художник иногда пишет на развороте двух листов), видовые зарисовки тщательно фиксируют увиденное и хорошо скомпонованы. Немногочисленные стаффажные фигурки людей оживляют пейзаж.
В другом путевом альбоме Иванова воплотилось почти целое десятилетие: первые акварели были начаты в 1784 году, а завершили его — рисунки 1792 года5. Открывается альбом видами обширных белорусских имений Г.А.Потемкина, расположенных в верховьях Днепра и Западной Двины. В сочных по колористическому решению акварелях запечатлены живописные виды части города Дубровны с церковью и мостом через Днепр, панорама города Крычева со стороны реки. По реке Сож художник возвращался в Санкт-Петербург.
В 1785 году Иванов получает новое ответственное задание — запечатлеть путешествие Екатерины II по реке Мсте и Вышневолоцкой водной системе. Императрица пожелала осмотреть этот недавно реконструированный канал, позволивший сократить и тем самым облегчить путь по доставке хлеба в Северную столицу из центральных губерний России.
Это путешествие, организованное светлейшим князем, теперь уже генерал-фельдмаршалом Г.А.Потемкиным-Таврическим, началось в конце мая и продолжалось три недели. Екатерину II сопровождали избранные придворные и иностранные послы. Выехали из Царского Села в каретах, предполагая в Боровичах пересесть на суда. Однако это случилось только на обратном пути из Москвы. Императорская флотилия состояла из тридцати открытых галер. На закрытом судне, над которым развивался российский штандарт, находилась сама императрица.
Вот как описывает плавание по реке Мсте французский посланник граф Л.Ф.Сегюр: «В Боровичах мы пересели на красивые галеры; особенно великолепна была галера, назначенная для императрицы. В той, где поместили Кобенцеля, Фитц-Герберта и меня, были три изящно убранные комнаты и хор музыкантов, будивших и усыплявших нас сладкой музыкой»6. Путешествие прошло весело и беззаботно. Императрица в письме к своему внуку великому князю Константину Павловичу сообщала: «Много у вас беготни и кричания было, есть ли бы вы со мною на барке находились; всякую минуту мы видим, что ни на есть новое по берегам»7. Высокие холмистые берега Мсты, с расположенными на них редкими селениями, открывали живописные виды, которые Иванов зарисовывал не только с одной из галер, но и с берега реки. В целой серии красочных акварелей он запечатлел не только продвижение самой флотилии, но и отдельные места, мимо которых она проплывала, например Нилову Пустынь на озере Селигер или Великий Новгород.
По завершении путешествия, в воскресный день 20 июля 1785 года, на торжественном собрании в Императорской Академии художеств М.М.Иванову было присуждено звание академика8. Его он получил «по рисункам разных видов Крыма и четырех видов Царского Села». Правда, упомянутые пейзажи Царского Села все-таки связаны с путешествием 1785 года, поскольку оно началось из этой резиденции Екатерины II.
Надо отметить, что Иванов сопровождал императрицу и во время ее путешествия 1787 года в Крым. Документально известно, что существовал еще один альбом9 (он, по-видимому, не сохранился), запечатлевший это важное событие.
Вероятно, данным обстоятельством объясняется то, что к рассматриваемому альбому после вояжа 1785 года Иванов вернулся только в 1790 году. Он пишет виды молдавского города Яссы, крепости Бендеры, а с 1791 года — Измаила и Килии, городов Галац и Гуж.
Художник неотлучно находился при светлейшем князе, который намеревался издать его видовые рисунки, «передать их тиснению»10.
1791 год закончился для художника неудачно. По дороге из Ясс в Николаев 5 октября скончался светлейший князь Г.А.Потемкин-Таврический. И хотя к этому времени Иванов имел уже чин премьер-майора, лишившись своего всесильного покровителя, он вынужден искать счастье на статской службе. Но все приближенные к князю не были обойдены вниманием императрицы. В.С.Попов, правитель канцелярии Г.А.Потемкина (затем секретарь Екатерины II), подал на высочайшее имя записку, касающуюся Иванова. В этом ходатайстве подытоживается деятельность художника: «Обер-квартирмейстер Михайло Иванов, в течение долговременной службы, находившись 12 лет при покойном светлейшем князе, многие понес труды в снятии различных видов… сии виды не только в настоящее, но и в потомственное время любопытным взорам могут представить прекрасную картину славы минувших дел, то и намерен был покойный светлейший князь, обратя оное в пользу его Иванова, предать их тиснению, а в воздаяние трудов его испросить у Ея Императорского величества ему пенсию»11.
7 сентября 1792 года последовал указ: определенному в Императорский Эрмитаж хранителем коллекции рисунков «обер-квартирмистру Михайлу Иванову повелеваем производить жалованье по тысяче рублей в год»12. Вскоре он женится на вдове известного гравера Г.И.Скородумова — Марии Ивановне, англичанке, которая тоже была талантливым гравером.
Новые занятия Иванова дополнялись работой по «продолжению снятых им по разным местам видов»13, то есть он должен был писать станковые акварели по собственным альбомным зарисовкам 1780-х годов.
В 1792 году Иванов завершает свой путевой альбом. Последние листы альбома уже посвящены Царскому Селу — загородной летней резиденции Екатерины II: тихие, полные отдохновения уголки Царскосельского парка и украшающие его достопримечательности отражают вкусы императрицы и свидетельствуют о быстром освоении художником новых пейзажных мотивов.
Ко времени статской службы Иванова относится третий альбом14 из собрания Русского музея. Он отличается от предыдущих как по составу, характеру изображений, так и по своему назначению. Он большой — 33,4х52,5 сантиметра, обтянут светло-коричневой кожей с тисненым золотым орнаментом по краю крышки и корешку. В нем пятьдесят шесть акварелей и рисунков различных видов, главным образом Турции, России и Швейцарии.
Интересна их очередность в альбоме. Он открывается тринадцатью видами Константинополя и его окрестностей. Среди них — один лист с видом Сицилии. Затем начинаются виды территорий Российской империи: Армении, Грузии, Кавказа, Крыма, Новороссии. С двадцать восьмого листа идут виды Очакова, Аккермана, Ясс. Эти акварели опять чередуются с изображениями Тифлиса и Армении. Последние четыре вида крепостей Измаила и Килии остались незавершенными. Они выполнены пером тушью и графитным карандашом, что позволяет увидеть красивый четкий контурный рисунок, дающий представление о мастерстве Иванова-графика.
Все виды снабжены пространными авторскими надписями. Сразу же можно заметить, что акварели располагаются хаотично в отличие от видов из путевых альбомов.
На тридцать восьмом рисунке завершается основная часть изображений. Лишь пропустив большое количество чистых листов бумаги, уже к концу альбома неожиданно возникают шестнадцать видов горной Швейцарии. На развороте двух предпоследних листов сделан набросок панорамы Константинополя.
Альбом отражает задачи, которые стояли перед художником в связи с «продолжением снятых им по разным местам видов». В этом альбоме много эскизов, сделанных по собственным путевым альбомным зарисовкам для станковых акварелей 1790-х годов.
Здесь не только пейзажи, встречающиеся в путевых альбомах, но и не известные нам виды Кавказа, Армении и Грузии. Из этого можно сделать предположение, что, вероятно, существовали и другие, не дошедшие до нас, путевые альбомы Иванова.
Интересно отметить, что на своих станковых пейзажных акварелях художник часто ставил две даты: одна обозначала время, когда был сделан первоначальный рисунок в путевом альбоме, а вторая — когда завершена станковая акварель. Таким образом, даты обычно разделяло целое десятилетие.
Большой альбом содержит также композиции, которые Иванов скопировал с произведений других художников. Подобная практика имела место в XVIII столетии. Так, виды с изображением столицы Турции и ее окрестностей сделаны с работ военного художника-топографа Г.С.Сергеева (1765/66–1816).
Младший современник Иванова, Сергеев в 1794 году был прикомандирован к Чрезвычайному русскому посольству в Константинополе15. Из этой поездки он привез множество больших ярких акварелей с видами Константинополя и владений Турции в Малой Азии. Экзотические изображения Турции тогда еще являлись редкостью. Работы Сергеева получили одобрение двора, а некоторые затем гравированы.
Особо следует выделить серию швейцарских видов Иванова. Они выполнены, в основном, итальянским карандашом, иногда пером, подцвечены серой, коричневой или желтоватой акварелью. Под ними идут названия видов на французском языке.
Иванов запечатлел город Фрибург, местечко Альтдорфер, гору Сен-Готард, Чертов мост, горные туннели и перевалы. Их художник выбрал из альбома «Tableaux topographiques, pittoresques, historiques, moraux, politiques et literaires de la Suisse»16, богато иллюстрированного гравюрами.
Это многотомное издание, предпринятое бароном Цурлаубеном, вышло в Париже в 1780–1788 годах. Подобные увражи получили широкое распространение в Западной Европе во второй половине XVIII века.
Для таких изданий много работали К.Шатле (Chatelet), Барбье (Barbier Laine) и Периньон (Periqnon P. Du Roi). По рисункам этих авторов и были выполнены гравюры, которые русский художник «скопировал». Его работы почти полностью повторяют оригиналы, но в ряде случаев художник внес незначительные изменения, например, поменял стаффаж. Гравюры могли привлечь внимание Иванова в связи с задуманной им работой, посвященной Швейцарскому походу генерал-фельдмаршала А.В.Суворова. Восхищение беспримерным подвигом русских было очень велико, что в свою очередь породило интерес к местам, где они прошли. Необходимый материал для пейзажа художник нашел в вышеназванном альбоме.
Правление императора Павла I было ознаменовано войной против Франции в союзе с Турцией. В творчестве художника самый конец 1790-х годов отмечен произведениями новой тематики. В 1799 году им выполнена великолепная акварель «Российская эскадра под командованием вице-адмирала Ф.Ф.Ушакова в Константинопольском проливе для соединения с турецкою 8 сентября 1798-го года»17. За это одно из лучших своих поздних произведений М.М.Иванов был награжден ценным подарком — золотой табакеркой. В 1800 году он стал преподавать в батальном классе Академии художеств. В тот же год художник исполнил эскиз «Переход генерал-фельдмаршала графа А.В.Суворова через Альпы»18.
В 1824 году после смерти М.М.Иванова его вдова Мария Ивановна оказалась в тяжелом материальном положении и решила продать Императорскому Эрмитажу работы мужа. Осмотреть и оценить их поручили Федору Ивановичу Лабенскому, хранителю живописной коллекции Эрмитажа, много лет проработавшему с Ивановым.
В своем рапорте Лабенский отметил, что все рисунки «… состоят почти из эскизов, более или менее оконченных, но при всем этом, заслуживающих особенного внимания; ибо нарисованы будучи отличнейшим по своей части художником с натуры и с мест по отечественной истории весьма значительных, могут быть занимательными не только для любителей изящности, но и для самих художников, а особливо для искусного пейзажиста, которому коллекция сия может служить неисчерпаемым источником красот к составлению прекраснейших увражей по ландшафтной части впоследствии (под названием “Путешествие по живописным местоположениям”), и немалым приращением к собранию рисунков в Эрмитаже находящихся». Кроме того, «…рисунки сии представляют самые прелестные виды Новой России, Крыма, Грузии, Молдавии, Швейцарии и протчее»19. Лабенский предложил оценить двести восемьдесят листов (в их число входили четыре альбома и две станковые акварели) в пять тысяч шестьсот рублей. Все купленные произведения Иванова в 1824 году внесли в каталог эрмитажного собрания с указанием названия и техники исполнения.
В начале 1930-х годов альбом, посвященный путешествию Екатерины II в Крым, был передан на Украину20, а остальные — в Государственный Русский музей.
Важность сохранения подобных реликвий для потомства понимали уже современники М.М.Иванова. Скромные альбомы этого мастера являются ценным художественным памятником отечественного искусства и зримым историческим свидетельством прошлого России. Необходимо отметить, что Иванов является одним из первых отечественных акварелистов. Значительна роль Михаила Иванова в развитии пейзажного жанра в России. В то время, когда достойным внимания признавался архитектурый или парковый пейзаж, Иванов в своем творчестве первым из русских художников обратился к естественному сельскому ландшафту. В отличие от военных топографов он вдохнул жизнь в запечатленные им виды, приблизив видовую акварель к созданию отечественного пейзажного жанра.
Альбомы Михаила Матвеевича Иванова представляют редкий пример разнообразного графического наследия, вместившего в себя многолетний труд русского художника ХVШ столетия. Они помогают понять его творческие идеи и проследить этапы работы над созданием живописных станковых акварелей.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Григорьян К.Н. Армения в русской литературе и живописи. XVIII–XIX века. Ереван, 1962. С.20.
2 РГИА. Ф.789. Оп.1. Д.846, 1780 г. Л.2.
3 РГИА. Ф.789. Оп. 1. Ч.1. Д.886. 1807–1820 гг. Л. 85-86.
4 ГРМ. Инв. №№ р30001–р30093.
5 ГРМ. Инв. №№ р30094–р30174.
6 Записки графа Сегюра о пребывании его в России в царствование Екатерины II (1785–1789). СПб., 1865. С.84.
7 Письма и бумаги Екатерины II, хранящиеся в Императорской публичной библиотеке. Изданы
А.Ф.Бычковым. СПб., 1873. С.30.
8 РГИА. Ф.789. Оп. 19. Д.955. Л.15.
9 Архив ГЭ. Ф.1. Оп. 6. Д.7 «В». 1824–1859 гг. Л. 1-9об.
10 Выписки и извлечения из рукописей решетиловского архива // РА. 1865. Стлб. 830. №7.
11 Там же // РА. 1864. Стлб. 830. №7.
12 РГИА. Ф.468. Оп. 1. Д.3907. 1792 г. Л.268.
13 РГИА. Ф.733. Оп. 16. Д.199. 1824 г. Л.12.
14 ГРМ. Инв. №№ р30871–р30927.
15 РГИА. Ф.1349. Оп. 4. Д.9. 1807 г. Л.5.
16 РНБ. Отдел эстампов. Альбом
№ Э АЛ 72/4-2/1-Л; а также полное трехтомное издание в: БРАН. Инв. №2869, f.m./32904-32906R.
17 ГРМ. Инв. № р5875. Бумага, акварель. Поступила в 1928 г. из ГЭ.
18 ГРМ. Инв. № р960. Бумага, тушь, бистр., кисть, перо. Пост. в 1925 г. из Академии художеств.
19 РГИА. Ф.699. Оп. 8. Д.7. 1824 г. Л. 4-4об.
20 Архив ГЭ. Ф.1. Оп. 5. Д. 1391/86. 1932 г. С.13.
За этот интересный материал мы благодарны авторам сайта http://forum.artinvestment.ru/showpost.php?p=1405461&postcount=858
Напишите комментарии к этому альбому, владельцу будет приятно:
Донченко Александр, 01.05.2013 в 17:04