14 апреля 2013
Иогансон Борис Владимирович Johanson Boris. Автор: Донченко А.И.
(в альбоме 13 файлов)
Изобразительное искусство / Живопись / Реализм
Разместил: Донченко Александр
Иогансон Борис Владимирович
Johanson Boris
(1893 - 1973)
Картины Б. В. Иогансона в советской живописи считались образцовыми, идеально соответствующими принципам социалистического реализма.
Учился он в Москве, сначала в художественной студии П. И. Келина (1912), затем в МУЖВЗ (1913-18).
В начале 1920-х гг. он уже нашел свое место в группе художников, поставивших традиции повествовательной передвижнической живописи на службу пропаганде новой, советской жизни. Они себя называли АХРР - Ассоциация художников революционной России.
В эти годы в живописи Иогансона господствует рассказ, много внимания уделяется подробностям сюжета. Он пишет панорамы строек: "На борьбу с разрухой" (1922), "Постройка Земо-Авчальской гидроэлектростанции" (1925).
Рассказывает, четко обозначая свои симпатии и антипатии, о новых отношениях и порядках: "Советский суд" (1928). Ищет новый социальный типаж: "Рабфак идет (Вузовцы)" (1928).
Множеством почти самостоятельных эпизодов переполнена картина "Узловая железнодорожная станция в 1919 году" (1928).
В 1930-х гг., не отказываясь от жизненной конкретности ситуаций и натурности живописи, художник стремится к созданию своеобразного советского эпоса. Он ищет образы "героев" и "злодеев" нового политического мифа и сталкивает их в драматических ситуациях. Значительности темы, выходящей, по замыслу, за рамки отдельного события, отвечают и большие размеры его главных картин: "Допрос коммунистов" (1933), "На старом уральском заводе" (1937). Ключ последней - в психологическом поединке хозяина (для этой фигуры позировал художник А. М. Герасимов) с "передовым" пролетарием. Художник писал также портреты (среди них - актрисы Д. В. Зеркаловой, 1947; режиссера В. И. Немировича-Данченко, 1948, и др.).
А в 1950 г. под его руководством целая группа художников создала громадное, полотно "Выступление В. И. Ленина на III съезде комсомола" - характерный образец поощрявшегося тогда обезличенного коллективного творчества.
В 1940-60-х гг. много времени Иогансон уделял преподавательской работе (в ИЖСА, МГХИ), руководил творческой мастерской живописи АХ СССР в Ленинграде, затем в Москве. С 1962 г. - президент АХ.
___________________________
В советском и мировом изобразительном искусстве Б.В.Иогансон (1893-1973) занимает особое место. Он один из немногих, кто ярко и убедительно раскрыл характер героя ХХ века. До него никто с такой силой, подкупающей страстью и жизненной правдой не мог поэтически воспеть человека, рожденного революцией.
Уже в картине "Расстрел революционера" (1932) художник показал, какой необыкновенной силой обладает человек, посвятивший свою жизнь людям: ничего его не страшит, он глубоко убежден, что знамя, под которым он шел, подхватят и понесут миллионы таких же, как он. Сколько гордости и внутренней красоты у героев картины Иогансона "Допрос коммунисов" (1933)! Это люди первых лет Советской власти. Они недосыпали и голодали, страстно любили и беспощадно ненавидели, вступали с оружием в руках в единоборство с врагом, валялись в мучительном бреду сыпняка и мечтали о мировой революции. Это мужественные люди поразительного терпения, стойкости, выносливости, люди-исполины.
В белогвардейской ставке идет допрос двух коммунистов-подпольщиков, попавших к белым. Простые русские люди, они хорошо понимают, что минуты их жизни сочтены, но выглядят внутренне собранными, волевыми, твердыми и решительными. Зритель видит, что хотя в этом поединке сила на стороне тех, кто допрашивает, - генерала и двух офицеров, но моральную, нравственную победу одерживают подпольщики. Не коммунисты, а белые загнаны в угол. Этот драматический поединок выражает борьбу двух миров, двух противоположных идеологий, и торжествуют коммунисты - они олицетворяют самые высокие гуманистические идеалы века.
"Допрос коммунистов" - картина, воплотившая геоизм народа в годы гражданской войны, - является этапным произведением советского искусства.
Рядом с этой картиной - другой холст "На старом уральском заводе" (1937). Он также решен в психологическом, остроконфликтном плане: на одной стороне - сытый, властный, всемогущий хозяин-заводчик и его верный пес - приказчик, а на другой - рабочие, изнуренные тяжелым, нечеловеческим трудом. Здесь тоже два мира, две идеологии. Но если в "Допросе коммунистов" события равзертываются уже после победы Октябрьской революции и коммунисты представляют собой величайшую организованную силу, то образ дореволюционного рабочего (а он - в центре картины) выражает собой еще не осознаный стихийный протест против эксплуататоров.
К образу рабочего обращались такие выдающиеся мастера старшего поколения, как Ярошенко, Касаткик, Репин, но Иогансон по-новому подошел к решению этой темы. С такой психологической глубиной, с такой социальной заостренностью никто до него не изображал русского рабочего - борца за правду и классовое самосознание.
Нелегко давались Иогансону его картины. Им предшествовала длительная предварительная, подлинно исследовательская работа над уточнением темы.
Вот что рассказал художник о том, как создавался холст "На старом уральском заводе": "Во время поездки на Урал в 1935 году я собрал материалы для композиции "На старом уральском заводе", хотя еще не знал точно, что это будет за картина. Побывал в разных индустриальных центрах Урала: в Свердловске, Златоусте, Челябинске… Я искал старое, непереоборудованное заводское здание. Такой цех сохранился. Это был мрачный кирпичный сарай с маленькими окошечками, с толстыми темными стенами. Он походил на тюрьму.
Познакомился я и со старым рабочим, который рассказал мне, как шла работа в том цехе. Здесь у меня и стал возникать сюжет картины. Воображение подсказало облик хозяина, его приспешника и разные типы рабочих. Основная идея, которую мне хотелось выразить в картине, состояла в том, чтобы в конкретных образах показать взаимоотношения капиталистов и рабочих, показать весь ужас эксплуатации и назревающую силу пролетариата.
Мне представился и сюжет картины. В литейно-формовочную мастерскую заходят заводчик со своим приказчиком, который, указывая на рабочего, шепчет на ухо хозяину: "Вот этот народ смущает".
Композиция картины не была найдена сразу: редко бывает так, чтобы задуманная тема сразу выливалась в абсолютно точное построение. Пожалуй, именно работа над композицией, которая дожна предельно четко и ясно выражать замысел живописца, требует наибольшего напряжения от художника…
Я искал прототип рабочего такой, каким он мне представлялся для образа, символизирующего лучшие качества пролетариата, осознавшего свое место на нашей планете. Мне необходимо было образ, созданный моим воображением, подкрепить жизненным характером. Но никак мне не попадался человек, который совпал бы с моим воображаемым героем. И все же бывают в жизни удачи! Как-то в мастерскую постучались. Я открыл - передо мной стоял живой мой герой".
Иогансон - художник оптимистического мироощущения, он верил в победу добра над злом, справедливости над бесправием, свободы над угнетением.
Эти самые крупные и самые значительные картины художника отличаются и высокими живописно-композиционными качествами. Богата колористическая палитра Иогансона. Его краски убедительно передают мельчайшие нюансы света, движение воздуха, материальность предметов.
Иогансон прошел долгий и знаменательный творческий путь. Получив вначале техническое образование, он занимается в студии московского художника П.И.Келина.
В 1913 году он поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, которое заканчивает в 1918 году. Учится у Н.А.Касаткина, А.Е.Архипова, С.В.Малютина, Л.О.Пастернака и К.А.Коровина.
Наибольшее влияние на формирование творческого лица Иогансона имел К.А.Коровин - художник яркого дарования. Все доброе, хорошее, что дал ему учитель, ученик использовал в своем творчестве. Но вместе с тем он создал свою индивидуально-неповторимую манеру письма. У Иогансона нет той безудержной живописной бравурности, которая была совйственна Коровину, он - мастер плотных и сочных, но сдержанных и напряженных красочных отношений. Творчество Иогансона овеяно романтической приподнятостью, его искусство наполнено подлинной земной красотой.
Если бы за все долгие годы художнического труда Иогансон создал только два шедевра, о которых шла речь выше, то и тогда его имя вошло бы в золотой фонд истории искусства. Но за плечами этого билстательного мастера есть ряд и других значительных работ.
1928 год был весьма плодотворным для художника. Появились три крупные его работы - "Рабфак идет", "Советский суд" и "Узловая железнодорожная станция в 1919 году".
Во всех этих картинах вы ощущаете дыхание времени. "Узловая станция" - эпическое полотно о разрухе, людских страданиях. Но и здесь доминирует мажорное начало: хаотичной толпе людей, расположившихся на станции и находящихся в томительном ожидании, противопоставлены красноармецы, отправляющиеся с военным эшелоном на фронт.
Жанровая картина "Советский суд" повествует о советском укладе жизни, где господствуют новые общественные и моральные устои.
И, конечно, незабываемые образы студентов 20-х годов. "Рабфак идет" - поэтически-светлая и яркая картина. В ней художник проникновенно раскрыл обобщенный образ молодого человека, рожденного советской эпохой, - ясного в своих стремлениях, жаждущего знаний и отчетливо представляющего себе, как надо напряженно и страстно работать, чтобы посторить новый, светлый мир.
Много и плодотворно работал Иогансон над образом Владимира Ильича Ленина. Общеизвестно его историческое полотно "Выступление В.И.Ленина на съезде комсомола", созданное в 1950 году в содружестве с художниками В.Соколовым, Д.Тегиным, Н.Файдыш-Крандиевской, Н.Чебаковым. И в этой картине Иогансон показал себя выдающимся мастером живописной композиции, художником большого колористического дарования.
В числе работ Иогансона о Ленине большой интерес представляет и портретный этюд Влидимира Ильича, в котором удачно переданы характерные черты вождя пролетарской революции: могучий ум и сила воли, прозорливый и острый взгляд. Портрет привлекает романтической взволнованностью образа, человечностью и теплотой.
Большую историческую и ходожественную ценность преставляет также живописная картина "Владимир Ильич Ленин на Красной площади". В ней много движения, экспрессии, и покоряет она звучными красочными отношениями.
В обширном собрании произведений, созданных Иогансоном за более чем пятидесятилетний срок, есть и множество красочных и ярких пейзажей, натюрмортов, портретов. Впечатляющи по психологической характеристике и живописи портреты В.И.Немировича-Данченко, Д.В.Зеркаловой… однако главное в творчестве Иогансона - тематическая картина. Даже такие его ранние работы 1920-х годов, как "На борьбу с разрухой" или "Постойка ЗАГЭС", посвящены воспеванию советского образа жизни, и поэтому картины Иогансона оптимистичны в своей основе, наполнены чувством радостного восприятия мира. Это - гимн труду.
Б.В.Иогансон был первоклассным рисовальщиком. Многочисленные натурные портретные зарисовки, наброски говорят о его высокой графической культуре. И еще одна чисто профессиональная особенность творческого метода этого замечательного советского художника - он исключительно свободно владет самыми различными средствами изобразительного искусства. Умел легко и сводобно, с изумительной артистичностью писать с натуры прямо на холст.
Борис Владимирович Иогансон был художником-гражданином, художником-коммунистом, поборником искусства социалистического реализма. Герой Социалистического Труда, депутат Верховного Совета СССР, дважды лауреат Государственной премии СССР, народный художник СССР, академик, в 1958-1962 годах президент Академии художеств СССР, в 1965-1968 - первый секретарь Союза художников СССР, он находил время, чтобы растить и учить нашу художественную молодежь.
"Народ - герой и творец истории, - говорил Иогансон. - Показать деяния нашего народа - почетный долг художников, от которых советский зритель ждет полотен, поднимающих темы общенародные, темы большого общественного звучания".
(из книги А.БЕРЕЗИНА "Вороново. Художественная галерея". 1978 г.)
Напишите комментарии к этому альбому, владельцу будет приятно:
Донченко Александр, 01.05.2013 в 17:03