15 апреля 2013
Казанцев Владимир Гаврилович Vladimir Kazantsev. Автор: Донченко А.И.
(в альбоме 5 файлов)
Изобразительное искусство / Живопись / Пейзаж
Разместил: Донченко Александр
Казанцев Владимир Гаврилович
Vladimir Kazantsev
(1849 - 1902)
Лишь в возрасте тридцати одного года Владимир Гаврилович Казанцев поступил вольноприходящим учеником в Академию художеств. До этого он закончил юридический факультет Московского университета и работал судебным следователем. С 1883 года В. Казанцев становится постоянным участником академических выставок. В 1884 году художника допускают к конкурсу, победитель которого получает право поездки в зарубежную командировку. Его картина не стала победительницей, но за нее живописец получает академическое звание художника второй степени.
В.Г. Казанцев родился пейзажистом. Многочисленные уголки России запечатлевает он в своих видовых полотнах: различные времена года и разные времена суток. Перечислим некоторые из созданных художником пейзажей: "Утро в поле", "Поздней осенью" (оба — 1883), "За Урал", "Морозная ночь" (оба — 1884), "Вечерней порой", "Иван-чай (На Урале)" (оба — 1885), "Полдень на севере", "Полночь на севере" (оба — 1886), "В ночном" (1887), "Туман на Чусовой" (1888), "Конец сентября" (1889). В.Г. Казанцеву повезло работать в то время, когда пейзаж выходил на ведущие позиции отечественного изобразительного искусства.
______________________
Молодые годы
Казанцев Владимир Гавриилович по своему происхождению относиться к древнему роду Муромских иконописцев, которые работали в Благовещенском монастыре с семнадцатого по восемнадцатые века.
Род Казанцевых является типичным родом представителей верхних слоев уральского и екатеринбургского купечества, они свое происхождение берут от беглых крестьян староверов, и в Екатеринбурге появляются только в начале 1700-х годов.
На протяжении почти десяти лет он исправно занимается юриспруденцией и ведет многочисленные следственные дела. Но уже в 1880 году, когда Владимиру Казанцеву исполняется тридцать один год, он понимает, что не желает быть следователем и поступает в Петербургскую академию художеств вольным слушателем.
Зрелые годы
Самых первых дней учебы в Петербургской академии у Казанцева обнаруживаются способности и пристрастие к пейзажам. Начиная с 1883 года, Владимир Казанцев становиться теперь постоянным слушателем академии, и сразу же начинает учувствовать в выставках. До этого в 1882 году он выполняет рисунок карандашом под названием Березовый парк осенью, за который получает поощрительную медаль за живопись. В том же 1883 году Казанцев получает право представлять свою картину на премию в виде поездки за границу и начинает постоянно выставлять свои картины на выставках. Эту премию он не получает, но за эту же картину ему присваивают звание академического художника. А уже в 1884 году Владимир Казанцев получает звание свободного или внеклассного художника второй степени за пейзажную живопись. В 1891 году ему присваивают звание классного художника первой степени и через три года его избирают академиком.
После успешного окончания академии Владимир Гавриилович Казанцев начинает много путешествовать по всем просторам России, в это время строиться железная дорога и в 1891г. Казанцев пишет одну из своих знаменитейших картин На полустанке. Зимнее утро на Уральской железной дороге, это очень красивая картина, имеются сведения, что он расписывает некоторые здания строящихся вокзалов. Такими картинами известных и не очень художников практически документальными и очень реалистичными пополняются коллекции железнодорожных музеев. Много проводит времени на Урале и других многочисленных уголках необъятных просторов России. В своих видовых полотнах автор запечатлевает смену времен года и смену суток красоту и простоту родной природы. Умеет тонко и быстро уловить наиболее привлекательное время для своих картин. Он очень плодотворно трудиться, и создает свои самые известные произведения: За Урал» (1884), «Морозная ночь» (1884), «Вечерней порой» (1885), «Иван-чай (На Урале)» (1885), «Полдень на севере»(1886), «Полночь на севере» (1886), «В ночном» (1887) и еще множество других пейзажей.
Начиная с 1883 года он принимает участие передвижных выставках, и в юбилейной выставке в Берлине уже в 1886году.
Вернувшись из путешествия по Уралу, Казанцев Владимир Гавриилович продолжает работать над пейзажами и постоянно учувствует в академических выставках в Берлине, Петербурге, Харькове, Одессе, Казани, Екатеринбурге, Киеве.
Свои последние года Казанцев Владимир Гавриилович проводит на Украине а Полтаве, где продолжает постоянно работать, его картины расходятся по частным коллекциям.
Свое признание автор получил еще при жизни, ему повезло работать в том жанре, который был очень популярным в те времена и который ему очень нравился, его современники говорили, что он родился пейзажистом.
Самые известные картины
К самым известным картинам Казанцева Владимира Гаврииловича относят картины:
«Утро в поле» (1882), «Поздней осенью» (1883), «За Урал» (1884), «Морозная ночь» (1884), «Вечерней порой» (1885), «Иван-чай (На Урале)» (1885), «Полдень на севере»(1886), «Полночь на севере» (1886), «В ночном» (1887), «Туман на Чусовой» (1888), «Конец сентября» (1889), Огонек.
Принадлежность картин к художественным стилям
Владимир Гавриилович Казанцев считается признанным художником пейзажистом, менее известен как художник - график. Его современники говорили, что он родился пейзажистом, и писал, свои произведения в те времена, когда пейзажи вышел на передовые позиции в национальном изобразительном искусстве.
Музеи и галереи – места выставок картин
Произведения Казанцева Владимира Гаврииловича находятся в ряде музейных и частных собраний, наиболее многочисленная находиться в Иркутском областном художественном музее им. В. П. Сукачева, а так же в Полтавском художественном музеее.
Источник: http://www.art-kartina.ru/jiv-kazanzev.html
________________________
Поэзия обыденного
Алёна ВОРОТНИКОВА, научный сотрудник Иркутского художественного музея
Иркутский художественный музей имени Сукачёва обладает значительной частью произведений Владимира Гавриловича Казанцева (1849–1903), талантливого русского пейзажиста 80-90-х годов XIX века: 15 живописными полотнами и двумя акварелями. До настоящего времени известны немногие его произведения, хранящиеся в Петербурге, Екатеринбурге, Перми, Полтаве.
Среди иркутских произведений В. Казанцева первая его картина «На полустанке. Утро на Уральской железной дороге» (1891) появилась в Иркутске в 1890-е годы в картинной галерее коллекционера и мецената В.П. Сукачёва, который, по всей вероятности, приобрел её на академической выставке в Петербурге. Ещё 16 его работ, поступивших в музей в 1920 году, составляют основу знаменитой «уральской коллекции семьи Казанцевых, конфискованной у Вишневецкого» (запись в музейной книге поступлений).
Владимир Казанцев относится к числу несправедливо забытых художников, без которых история русского искусства представляется далеко не полной. Сведения о нём носят отрывочный характер.
Родился художник на Урале, в Екатеринбурге, в семье золотопромышленника Г.Ф. Казанцева. Усадьба Казанцевых сохранилась до настоящего времени. В иркутской коллекции есть небольшая картина «Сад в дожде», на которой изображён угол каменного трёхэтажного особняка с балконом, обвитый зеленью и окружённый цветущей клумбой.
Казанцевы появились на Урале до основания Екатеринбурга (1723), а к концу 18 века они уже стали обладателями солидных капиталов. Дед будущего художника Фома Федотович был крупнейшим салоторговцем, в течение шести лет являлся городским головой Екатеринбурга. Он один из первых застолбил выгодные участки обнаруженного в Сибири золота и вскоре стал первым в ряду российских золотопромышленников. Отец художника, Гаврила Фомич, владел уже десятком золотых приисков. Как и во всех больших городах Сибири, молодое поколение купцов Казанцевых, к которому относился будущий художник, устремлялось в столичные университеты за высшим образованием. Родные братья Гаврила Гаврилович и Владимир Гаврилович числись уже не купцами, а «потомственными почётными гражданами».
Владимир по окончании курса в местной гимназии учился в Московском университете на юридическом факультете, который окончил в 1870 году. С 1871 по 1874 год он состоит кандидатом на должность судебного следователя в Перми, затем живёт в родном Екатеринбурге. В 1880-м Казанцев решительно меняет свою судьбу, поступив в Петербургскую академию вольноприходящим учеником. Руководителем пейзажного класса, в котором занимался Казанцев, был М. Клодт, влияние которого отчётливо прослеживается в творчестве художника, особенно в эпических произведениях. Его непосредственный педагог – профессор пейзажной живописи В. Орловский, автор академических пейзажей с жанровыми мотивами.
Творческий путь художника длится два десятилетия – 1880–1890-е годы. Но за это время В. Казанцев написал живописные полотна и этюды, акварели, которые проникнуты его мыслями, чувствами и на которых запечатлены разные уголки России – от Карелии до Чёрного моря и Урала.
В 1880–1890-е годы Казанцев создаёт целый ряд небольших пейзажей, подкупающих простотой сюжетов (уголок парка, заросшая аллея, пейзаж с тихой рекой) и тонким поэтическим звучанием.
1880-е годы, если судить по немногим сохранившимся произведениям, – наиболее плодотворный период творчества В. Казанцева. В коллекции иркутского музея более 10 работ этого времени. Среди них пейзажи его ученического периода («Пейзаж с рекой», 1881; «Лесная дорога», 1882), в которых чувствуется творческое «я» художника как лирика. С этого времени все написанные произведения В. Казанцева экспонировались на академических выставках.
Путешествуя по городам России, художник изучает природу севера, юга, средней полосы и вновь возвращается на родину – на Урал. Ему посвящён целый ряд работ В. Казанцева: «На Урале», «Скалистый берег», «На реке», а также картина «На полустанке» («Зимнее утро на Урале
ж. дор.» – так она значится в каталоге В. Сукачёва). Пейзаж был написан в 1890-е годы, в этот период Казанцев получает звание художника 1-й степени, а через некоторое время – звание академика.
Картина «На полустанке» продолжает серию видовых пейзажей 1880-х годов, хотя сам сюжет и колористическое решение выделяют её среди всех произведений художника. На сравнительно небольшом полотне Казанцев сумел создать ощущение бескрайних зимних просторов своей малой родины. Светлый фон высокого неба и узкой полоски снега словно прорезан железнодорожными рельсами, убегающими влево от зрителя. На втором плане изображены готовый к отправке пассажирский состав, станционная будка, строения, маленькие фигурки людей.
Возможно, это один из первых индустриальных пейзажей XIX в. К концу 50-х годов XIX в. относятся первые проекты о проведении железных дорог через всю Сибирь до Великого океана. Проекты по строительству Уральской железной дороги были предприняты в интересах, главным образом, уральской горнозаводской промышленности. В связи с этим в начале 70-х годов была командирована на Урал особая правительственная комиссия для выяснения на месте направления дороги, наиболее соответствующего нуждам уральской горнозаводской промышленности и cибирского транзита. В 1878 году была открыта Уральская дорога (от Перми до Екатеринбурга).
Не случайно именно это полотно приобрёл в Петербурге иркутянин В. Сукачёв, мечтавший, как и все его земляки, о железной дороге для родного города. В Иркутск первый поезд пришёл лишь в 1898 году. А предложение о строительстве железной дороги от Урала до Забайкалья было высказано в 1886-м генерал-губернатором Восточной Сибири А.П. Игнатьевым.
Последние годы жизни (с 1896 года) В. Казанцев постоянно живёт в Полтаве, где и были написаны его последние произведения.
В. Казанцев был членом нескольких художественных объединений. Как живописца и акварелиста его можно отнести к той плеяде цельных русских пейзажистов, которым на протяжении всего творческого пути удалось сохранить в этом жанре гармонический образ русской природы и народного чувства в ней, поэзию обыденного. Вместе с тем его произведениям не чужды романтические мотивы, окрашивающие даже его эпические композиции, а также тонкая лирика, звучащая в его камерных пейзажах.
Источник: http://www.vsp.ru/culture/2009/06/30/463406
Напишите комментарии к этому альбому, владельцу будет приятно:
Донченко Александр, 01.05.2013 в 17:01