16 апреля 2013
Камеженков Ермолай Дементьевич Kamezhenkov Yermolai. Автор: Донченко А.И.
(в альбоме 14 файлов)

Изобразительное искусство / Живопись / Портрет
Разместил: Донченко Александр

 

 

 

 

Камеженков Ермолай Дементьевич 

 

Kamezhenkov Yermolai

 

(1760 - 1818)

 

 

 

Судьба, несомненно, талантливого к художествам Ермолая Дементьевича Камеженкова (Камяженкова, Комяженкова) полна интересных поворотов и фактов (в соответствии с немногочисленными сведениями о его жизни). Известно, что был он крепостным Тверского архиерейского дома, обучался иконописному мастерству у Д. Крыжова (1772—1777). Далее проявившего способности юношу отослали в Петербург, где он продолжил обучение в школе Г.И. Козлова, в которой молодой Камеженков пробыл около трех лет. С его работами каким-то образом познакомилась Екатерина II, по поручению которой художник сделал ряд копий картин из коллекции Эрмитажа. Видимо, выполненное понравилось императрице, потому что в 1785 году вышел ее указ об освобождении Е.Д. Камеженкова от крепостной зависимости.

 

 

 

 

 

К этому времени имя живописца было широко известно в Петербурге — он исполнял качественные портреты, в которых чувствовалось некоторое влияние Д.Г.Левицкого.

 

Е.Д. Камеженков побывал на военной службе (1791—1793), жил в Петербурге, в Москве, в городе Кашине и последние годы в селе Забелино Тверской губернии. Написал много портретов, работал по заказам. Академия художеств оценила талант и мастерство живописца: в 1787 году за "Портрет молодого человека" Е.Д. Камеженков получил звание "назначенного" в академики, в 1794 году ему присвоили звание академика за "Портрет почетного вольного общника Академии художеств И.-Ф. Грота". Работы живописца хранятся в Русском музее, Третьяковке, картинной галерее Твери. Как и положено академику, Е.Д. Камеженков имел учеников, некоторые из них стали известными живописцами. 

______________________

 

 

Биография Камеженкова Ермолая Дементьевича: Молодые годы

 

 Ермолай Дементьевич Камеженков (Комяженков) не совсем изученный мастер отечественной живописи в наше время. Имя этого художника можно очень редко встретить даже в специализированной литературе. Но практически все работы, которые известны сейчас находятся в музеях на действующих выставках, своим мастерством ничем не уступая картинам Левицкого Д.Г., Шубина Ф.И. и других более изученных художников. 

 

 Камеженков Ермолай Дементьевич родился в семье крепостных крестьян принадлежавших Тверскому архиерейскому дому.  Его точная дата рождения не известна. По одним данным он родился в 1760 году, по другим сведениям его годом рождения считают 1757 годам, это произошло по причине его крестьянского крепостного происхождения, но скорее всего датой его рождения следует считать 1757 год, а в 1760 году была сделана запись в церковной книге, которая является датой его крещения.

 

 Его судьба наполнена множеством неожиданностей и интересных судьбоносных фактов.Знакомство с живописью Камеженкова Ермолая начиналось с обучения иконописному мастерству с 1772 года по 1777 года при монастыре, в то время крестьян обязывали отдавать детей в обучение при монастырях, неповиновение каралось штрафами. После пяти лет монастырской учебы он попадает в школу художника Крыжова, который и заметил у Камеженкова неординарные способности к живописи и одаренного юношу отправили учиться в Петербург в школу Козлова Г.И., где Ермолай работает дворником и параллельно учиться на протяжении трех лет. По воле случая, абсолютно случайно он знакомиться с Императрицей Екатериной II, которая поручает художнику выполнить копии с ряда картин находящихся в Эрмитаже. Результат, по-видимому, очень ее порадовал  и уже в 1785 году выходит указ об освобождении юного художника из крепостной зависимости. В это время его имя уже было известно в Петербургских кругах, по портретам знатных людей того времени в которых прослеживалось незначительное влияние стиля Левицкого Д.Г.

 

 

Зрелые годы 

 

В 1789 году Ермрмолай Дементьевич пишет «Парный портрет Федора и Екатерины Вадковских» накануне их бракосочетания. Федор Вадковский являлся камергером в Императорском дворе и сенатором, а так же действительным тайным советником. Екатерина Ивановна Вадковская на то время будущая жена Федора Федоровича Вадковского была фрейлиной у императрицы. Спустя годы у них родиться шестеро детей, из которых двое будут декабристами.  В те времена парные портреты пользуются большой популярностью. Эти портреты хорошо сохранились и в наше время.     

 

В период с 1791 по 1793 годы Камеженков был на военной службе, ему пришлось жить в Москве, Петербурге, в Кашине и в Тверской губернии селе Забелено. В этот период времени он пишет много портретов и выполняет различные заказы. Работы молодого художника были очень высоко оценены Академией художеств, его талант нашел признание. Уже в 1787 году он пишет «Портрет молодого человека» и получает за него звание так называемого «назначенного» академика. А в1794 года он пишет «Портрет почетного вольного общника Академии художеств И.-Ф. Грота» за эту картину ему  присваивают звание академика художества.

 

Портреты Камеженкова отличаются всегда изысканным  колоритом присущим только его стилю, который строился на очень хрупком сочетании зеленого, желтовато-золотистого  и нежных розовых оттенков в мужских портретах и фиолетово-серебристых, серо-пепельных в женских портретах. Он всегда предпочитал холодную гамму, считая, что она сможет подчеркнуть чистоту и открытость образа. Тем самым показывая лица, а не предметы гардероба.  

 

После получения звания академика в 1794 года Камеженков, имея к тому времени чин капитана, уходит в отставку, это позволяет ему войти в состав дворянского сословия. 

 

И как любой академик Камеженков Ермолай Дементьевич  брал учеников, из которых некоторые получили призвание и стали известными.  

 

В конце семидесятых годов восемнадцатого столетия художник покупает небольшой дом в Тверской области Кашинском уезде село Забелено, где и проводит с семьей свои последние годы жизни, продолжая писать портреты. Умер Камеженков Ермолай Дементьевич в 1818 году в селе Забелино Тверской области.  

 

 

Самые известные картины Камеженкова Ермолая Дементьевича

 

 К самым известным и дошедшим до нашего времени произведениям Камеженкова Ермолая Дементьевича относят:

 

"Портрет молодого человека" (1787г.)

 

«Портрет почетного вольного общника Академии художеств И.-Ф. Грота» (1794г); «Парный портрет Ф.и Е. Вадковских»(1789г.);

 

 «Протрет дочери с няней»;

 

«Портрет неизвестного в лиловом халате»;

 

 «Портрет неизвестного гвардейского  штаб-офицера с орденом Георгия 4-й степени»,;

 

«Портрет молодой дамы Е.Н. Лихачевой»;

 

 «Портрет графини Чернышевой Е.И.» (1789г)

 

 

 Принадлежность картин Камеженкова Ермолая Дементьевича к художественным стилям

 

        Камеженков Ермолай Дементьевич считается признанным художником портретистом, это основное и единственное направление в творчестве художника. 

 

 

Музеи и галереи – места выставок картин Камеженкова Ермолая Дементьевича

 

 Работы художника портретиста находятся на хранении в Русском музее, часть картин выставлена в Третьяковской областной картинной галерее и в картинной галерее города Тверь, а так же в Краснодарском краевом художественный музее им. Коваленко Ф.А., и  в Рыбинском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике.

 

Источник: http://art-kartina.ru/jiv-kamegenkov.html

_______________________

 

 

 

Художник из крепостных Ермолай Дементьевич Камеженков относится к числу малоизученных мастеров отечественной живописи. Его имя редко упоминается даже в специальной литературе. Однако почти все известные его работы входят в состав постоянных музейных экспозиций наряду с шедеврами Д.Г. Левицкого, И. И. Фирсова, Ф.И. Шубина и других. Известно, что Е.Д. Камеженков учился живописи в Твери, затем «у разных мастеров» в Петербурге, пройдя полный курс по академической программе. В начале 1780-х годов по поручению Екатерины II выполнял копии картин в Эрмитаже. Выдающиеся способности Камеженкова позволили ему в короткий срок пройти путь от провинциального живописца до известного столичного мастера. В 1794 году за исполнение портрета придворного художника И.Ф. Гроота ему было присвоено звание «академика по разделу живопись портретов». К этому времени в чине капитана Камеженков вышел в отставку, что дало ему право войти в дворянское сословие. В конце 1790-х годов он переехал в Москву, а затем купил домик в селе Забелине Кашинского уезда Тверской области, где и провел последние годы жизни. В настоящее время известно не более пятнадцати работ Е.Д. Камеженкова, преимущественно портретного жанра, которые находятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Рыбинском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике, Тверской областной картинной галерее.

 

В 1996 году краснодарский музей приобрел мужской и женский портреты неизвестного художника хорошей сохранности. С первого взгляда было ясно, что портреты представляют собой произведения высокого художественного уровня. Старший научный сотрудник Государственного Исторического музея Л. Ю. Руднева провела визуальную экспертизу полотен и сделала ряд предположений по авторству работ и личностям портретируемых. Технико-технологическая экспертиза, проведенная специалистами ВХНРЦ имени академика Н.Э. Грабаря, подтвердила авторство Е.Д. Камеженкова.

 

Существует гипотеза, что происхождение портретов связано с усадьбой Л.Н. Толстого «Ясная Поляна», а изображенные лица находились в родственных связях с женой писателя С.А. Толстой. Архивные поиски и исследования позволили выяснить, что на портретах изображены Федор Федорович Вадковский (1756 - 1806) и Екатерина Ивановна Чернышева (1766 - 1830). Ф.Ф. Вадковский был камергером Императорского двора, действительным тайным советником и сенатором, а его будущая жена, старшая дочь графа Ивана Григорьевича Чернышева, «фельдмаршала по флоту», была «пожалована во фрейлины к Государыне Императрице Екатерине II». Портреты были заказаны художнику Е.Д. Камеженкову в связи с их бракосочетанием, которое состоялось второго сентября 1789 года. В исторических и искусствоведческих источниках имеется немало сведений о семейных и дружеских связях Чернышевых-Вадковских с выдающимися деятелями русской литературы, искусства и науки - А.С. Пушкиным, Н.В. Гоголем, Н.М. Карамзиным, К.А. Тимирязевым и другими.

 

Источник: http://kultura.kubangov.ru/www/kultura.nsf/91ec8d66fd21aa2fc32570bf004b76c4/a62e367bbaee39a9c3257107003a83ec!OpenDocument

 

 

 

 

« вернуться

Рейтинг 0 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 14 из этого альбома
"Портрет неизвестного в лиловом халате"
"Портрет дочери художника с няней"
"Портрет незвестного гвардейского штаб-офицера с орденом св. Георгия 4-й степени"
"Портрет почетного вольного общника Академии художеств живописца Иоаганна Фридриха Грота"
"Парный портрет Ф. и Е. Вадковских"
"Портрет Лихачева Якова Ивановича"
"Портрет Грота Иоганн-Фридриха (Ивана Федоровича, Groоth)"
"Камеженков Ермолай Дементьевич"
"Портрет Старова Ивана Егоровича"
"Портрет Лихачева Василия Ивановича"
"Портрет молодой дамы (Е.Н. Лихачевой?)"
"Портрет графини Е.И. Чернышевой"
"Портрет Ф.Ф. Вадковского"
"Портрет неизвестной в белом платье"
Комментарии

Напишите комментарии к этому альбому, владельцу будет приятно:

Донченко Александр, 01.05.2013 в 16:59

Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования