17 апреля 2013
Кандинский Василий Васильевич Wassily Kandinsky. Автор: Донченко А.И.
(в альбоме 274 файлов)
Изобразительное искусство / Живопись / Абстракционизм
Разместил: Донченко Александр
Кандинский Василий Васильевич
Wassily Kandinsky
(1866 - 1944)
Кандинский происходил из семьи нерчинских купцов, потомков каторжан. В детские годы путешествовал с родителями по странам Европы и по России. В 1871 семья осела в Одессе, здесь будущий художник закончил гимназию (1876-85). В 1885-93 (с перерывом в 1889-91) учился на юридическом факультете Московского университета. В 1889 ездил с этнографической экспедицией по Вологодской губернии, где углубленно знакомился с древнерусской иконописью и народным творчеством.
Около 1895 отказался от карьеры университетского профессора и полностью посвятил себя искусству. В 1897 поступил в школу А. Ашбе в Мюнхене, в 1900 учился у Ф. Штука в Королевской Академии художеств. В начале 1900-х гг. Кандинский много путешествовал по Европе и Северной Африке, приезжал в Россию, но постоянным местожительством избрал Мюнхен (1902-1908), затем деревню Мурнау в Баварских Альпах.
Период раннего творчества
В раннем творчестве Кандинского натурные впечатления служили основой для создании ярких красочных пейзажей, иногда с романтически-символической загруженностью сюжетов («Синий всадник», 1903). Середина и вторая половина 1900-х гг. прошли под знаком увлечения русской стариной; в картинах «Песня Волги» (1906), «Пестрая жизнь» (1907), «Рок» (1909) художник совмещал ритмико-декоративные черты русского и немецкого модерна (югендстиля ) с приемами пуантилизма и стилизацией под народный лубок. В части работ Кандинский развивал ретроспективные фантазии, свойственные мастерам круга «Мир искусства» («Дамы в кринолинах», масло, 1909, Третьяковская галерея). Художник синтетического склада, Кандинский работал также в сферах декоративно-прикладного искусства (эскизы женских украшений, мебельной фурнитуры), пластики (лепка в глине), экспериментировал с живописью по стеклу.
Возникновение абстрактных произведений
В 1910 создал первое абстрактное произведение и написал трактат, озаглавленный «О духовном в искусстве» (опубликован в 1912 на немецком языке, фрагменты русского варианта были прочитаны Н. И. Кульбиным в декабре 1911 на Всероссийском съезде художников в Петербурге). Выдвинув в качестве основополагающего фундамента искусства его духовное содержание, Кандинский считал, что сокровенный внутренний смысл полнее всего может выразиться в композициях, организованных на основе ритма, психофизического воздействия цвета, контрастов динамики и статики.
Абстрактные полотна группировались художником по трем циклам: «Импрессии», «Импровизации» и «Композиции». Ритм, эмоциональное звучание цвета, энергичность линий и пятен его живописных композиций были призваны выразить мощные лирические ощущения, сходные с чувствами, пробуждаемыми музыкой, поэзией, видами прекрасных ландшафтов. Носителем внутренних переживаний в беспредметных композициях Кандинского становилась колористическая и композиционная оркестровка, осуществленная живописными средствами — цветом, точкой, линией, пятном, плоскостью, контрастным столкновением красочных пятен.
Большое внимание художник уделял графике, в особенности гравюре на дереве. Экспрессивно-беспредметные графические композиции украсили немецкую книгу стихов Кандинского «Звуки» (1913).
Участник множества русских и европейских выставок, художник умел консолидировать вокруг себя единомышленников. В 1901 он создал в Мюнхене группировку «Фаланга», в 1909 возглавил «Новое художественное общество — Мюнхен», в 1911 был инициатором возникновения объединения «Синий всадник». В первом альманахе «Синего всадника» (1912) была помещена сценическая композиция Кандинского «Желтый звук» на музыку Ф. А. Гартмана — готовившаяся постановка, призванная синтезировать в органическом единстве цвет, свет, движение и музыку (не состоялась из-за начавшейся 1-й мировой войны).
В 1913 в Берлине вышла книга Кандинского «Живопись как чистое искусство» на немецком языке и альбом его работ (1901-1913).
Русские годы
С началом войны Кандинский, российский подданный, вынужден был покинуть Германию. Возвратившись на родину через Швейцарию и Балканы, он поселился в Москве; в 1916 посетил Швецию, в 1917 Финляндию. Его живописные работы предреволюционных и революционных лет обладали широким стилистическим диапазоном: продолжая создавать экспрессивно-абстрактные полотна («Смутное», Третьяковская галерея, «Сумеречное», Русский музей, обе 1917; «Белый овал», 1920, Третьяковская галерея, и др.), художник писал и обобщенно-реалистические натурные пейзажи («Москва. Зубовская площадь», «Зимний день. Смоленский бульвар», обе ок. 1916, Третьяковская галерея), не оставлял занятий живописью на стекле («Амазонка», 1917; «Дамы в кринолинах», ок. 1918, обе в Третьяковской галерее), а также создавал картины, сочетавшие фигуративные элементы и декоративно-беспредметное начало [«Москва I (Красная площадь)», Третьяковская галерея; «Москва II», частное собрание, Мурнау, Германия, обе 1916].
После Октябрьской революции Кандинской активно включился в общественную деятельность. Был членом художественной коллегии Отдела изобразительных искусств Наркомпроса, председателем Всероссийской закупочной комиссии при Музейном бюро Отдела изобразительных искусств Наркомпроса, в 1919-21 заведовал московским Музеем живописной культуры. Преподавал в Государственных художественных свободных мастерских и Вхутемасе (1918-21), состоял профессором Московского университета. В 1921 живописец-теоретик разработал программу деятельности Института художественной культуры (Инхук), где руководил секцией монументального искусства. В печати регулярно появлялись статьи и теоретические работы Кандинского; так появилась и автобиографическая книга «Ступени» (М., 1918).
В январе 1921 Кандинский покинул Институт из-за внутренних разногласий. Вскоре был избран вице-президентом вновь созданной Российской Академии художественных наук, в которой руководил также физико-психологическим отделением. В декабре 1921 был откомандирован в Берлин для организации там филиала Академии и установления культурных связей с другими странами.
Переезд в Германию
В 1922 Кандинского пригласили преподавать в школу «Баухауз», где ему были поручены занятия по стенной живописи, по теории формы. В изданиях «Баухауза» были опубликованы трактаты Кандинского, посвященные вопросам формообразования, цветоведения, сценическому синтезу искусств.
В живописи и графике Кандинский обратился к воплощению своеобразных космологический идей, интерес к которым возник у него еще в России (графическая серия «Малые миры», 1923). В 1924-25 вместе с художниками Л. Фейнингером, А. Г. Явленским, П. Клее вошел в объединение «Синяя четверка».
В 1926 Кандинский опубликовал свой теоретический труд «Точка и линия на плоскости», переизданный во многих странах мира. Спроектировал и выполнил ряд монументальных работ (эскизы живописных панно для фойе «Свободной выставки», 1922; керамическое оформление музыкальной комнаты для Международной выставки в Берлине, 1931). Выступил как сценограф и режиссер в постановке сюиты М. П. Мусоргского «Картинки с выставки» в театре Дессау (1928). В 1928 принял немецкое подданство.
В 1920-е гг. художник достигает всемирного признания, его персональные выставки и выставки «Синей четверки» прошли во многих музеях и галереях в странах Европы и США.
Во Франции
После закрытия нацистами школы «Баухауз» (1932) переехал в Берлин, а оттуда в конце 1933 — во Францию; поселился в Нейи-сюр-Сен, пригороде Парижа, где жил до самой смерти (французское гражданство получил в 1939).
Экспрессивно-органический стиль Кандинского трансформировался в 1920-30-е гг.; композиции с широким использованием правильных геометрических элементов приобрели более упорядоченный характер («В черном квадрате», 1923, Музей Соломона Р. Гуггенхейма, Нью-Йорк; «Тринадцать квадратов», 1930, Национальный музей современного искусства, Париж, и др.). Творчество парижского периода, получившее наименование «синтетического», отмечено отпечатком воздействия сюрреалистической живописи («Разные части», «Вокруг круга», обе 1940, «Разнообразные действия», 1941, Городская галерея Ленбаххауз, Мюнхен, Германия, и др.). Работы Кандинского были включены нацистами в экспозицию «Дегенеративное искусство» (Мюнхен, 1937), часть его произведений была уничтожена. Первые месяцы фашистской оккупации художник провел в Пиренеях. Отказавшись эмигрировать в США, в августе 1940 возвратился в Париж. В 1944 задумал создать комедийный фильм-балет на музыку Ф. А. Гартмана. В ноябре-декабре 1944 состоялась его последняя прижизненная персональная выставка в Париже.
___________________________
В 1910 году Василий Кандинский создал акварель - хаотичное размещение красочных пятен и линий, ничего не изображающих и не обозначающих. Так художник покончил с предметностью, которая, как он считал, мешала его картинам. С этого момента, с "часа" Кандинского, в искусстве XX столетия стало развиваться новое направление, получившее название "абстрактное"; потом оно приобретало разные другие наименования ("чистое", "конкретное" и др.), существенно менялось по своим формам, нередко вызывая острые дискуссии. Тем не менее в некоторых своих разновидностях, пусть уже мало напоминающих об опыте 1910 года, абстрактное искусство существует и по сегодняшний день. Ничего не представляя, оно апеллировало к чувствам зрителя, стремясь дать ему новый опыт восприятия действительности, некую особую философию духа.
Стиль Кандинского приобрел известность благодаря многокрасочным полотнам, объединенным художником в циклы: "импровизации", "композиции" и "впечатления", нередко имеющие порядковые номера и подзаголовки. Период с 1909 по 1914 год был самым интенсивным, художник написал около двухсот картин, некоторые из них большого формата. Пятна цвета, то крупные, то мелкие, парящие в неведомом пространстве, словно сливаются или разбегаются; часто они оконтурены и имеют "мягкие", наподобие биологических, формы. Сверкающие, как молнии, зигзагообразные линии прорезают эти таинственные миры. Зритель словно погружается в атмосферу тайны, пятна как бы оживают, стремясь заманить зрителя в бездонные пространства, где они обитают. То, что отдельные пятна крупнее, другие меньше - не является знаком их реальной величины; такая живопись, как космос, топографически и хронологически неоднородна, погружение в нее должно зрителя "растворить", дать новый духовный опыт. Так, по крайней мере, виделось самому Кандинскому, о чем он рассказывал в своих книгах "Взгляд назад" (1913, в русском переводе "Текст художника") и "О духовном в искусстве".
Кандинский часто брался за перо (ему принадлежит свыше шестидесяти выступлений в прессе), чтобы пояснить свои замыслы. Философия его, конечно, наивна, наивна так, как только может быть у поэта. А Кандинский и был поэтом, и не только потому, что писал стихи, а потому, что поэтически воспринимал всю действительность, видел отражения одних свойств материи в других, ступени многих миров, раскрывающиеся один в другом. Он увлекался оккультными науками, теософией. Его рассуждения о "вибрациях", "космических законах", "всепроникающих лучах" опираются на эзотерические учения мистиков рубежа XIX-XX веков, романтическую традицию и тексты французских и русских символистов. Есть прямые параллели в его текстах с мистическими учениями западных и индийских философов, рассматривающими вопросы о духовном сверхсозерцании, о космической эволюции "как манифестации духовного абсолюта" и борьбе астрального и материального миров. Но, естественно, живопись Кандинского не есть бессмысленная иллюстрация вневероисповедальных мистических утопий. Она выражает преклонение перед богатством мира и его ослепляющей красочностью, перед возможностью вызывать различные эмоции посредством оркестровки красок, звучащих как музыка. Он верил в единство всех искусств. Поэтому двенадцать гравюр, изданных в 1904 году, могут иметь название "Стихи без слов". Размышления о музыке были не случайны, так как Кандинский играл на виолончели, любил музыку Вагнера.
Известно, что Кандинский позно обратился к профессиональным занятиям искусством, в тридцать лет отправившись в Мюнхен, чтобы учится живописи. Однако отметим, что до этого, еще в 1880 году он приобрел первые в своей жизни краски и кисти. А увлечение цветностью мира начинается вообще чуть ли не с первых детских лет, когда трехлетним он с родителями побывал в Италии, запомнив на всю жизнь краски этой страны. Блистательные гимны цвета посвятил Кандинский Москве в своих автобиографических записках. Его сборник "Созвучия" (1913) включал тринадцать поэм, многие из которых посвящены краскам желтой, белой, голубой.
До 1896 года Кандинский изучал римское и русское право, уделял внимание "рабочему вопросу". Он слышал "подземный грохот политических движений", но не это захватило его, властно проявилось желание стать художником. Большое значение имело увлечение этнографией, через которую он хотел "открыть тайники народной души". Поездка в Вологодскую губернию по поручению Московского общества естествознания, антропологии и этнографии дала большое впечатление о красочности быта русских крестьян, об особом чувстве пространства в избах и храмах, о декоративной силе орнамента. Не тут ли появился его "византивизм", отмечаемый в последствии многими критиками? Через всю жизнь художник, как он сам говорил, "пронес любовь к глубокой сущности русского народа". В 1900-е годы он в декоративной манере писал фольклорные сюжеты, почерпнутые из истории и быта русского народа. Россия была его "первым" домом, Германия - "вторым". Затем волей судеб "третьим" стала Франция, где он скончался в местечке Нёйи-сюр-Сен близ Парижа.
В Мюнхене Кандинский недолго посещал мастерские Антона Ажбе, у которого встретил массу соотечественников, и Франца Штука. Уже в 1901 году он со своими сподвижниками создает группу "Фаланга". В этот момент ощутимо влияние символической традиции Беклина, Россетти, Сегантини, желавших во внешней форме раскрывать "внутреннее", и особенно югендстиля - немецкого стиля модерн, проповедовавшего в журналах интерес к "бессюжетной" орнаментации форм, к "жесту" линий, символике цвета. Кандинский много путешествует, посетив Северную Африку, Италию, Францию; наездами бывает в Одессе и Москве. Свое искусство художник считал продолжением традиции мирового искусства. Он знал и ценил таких художников, как Грюневальд, Эль Греко, Делакруа, Уистлер; в русской традиции любил Поленова (его копировал), Репина и Левитана, вовсе не считая их "враждебными" своему творческому методу. Особым вниманием, как "духовидец", пользовался Рембрандт.
Вместе с Габриэль Мюнтер Кандинский снимает дом в местечке Мурнау, расписывает его интерьеры русским орнаментом, много читает. Среди современных художников особо оценил Клода Моне, с его картиной "Стог сена" он познакомился еще в Москве. Затем привлекали Сезанн, Матисс, Пикассо. В Мурнау он пишет пейзажи, яркие по световой силе, которая, правда, его не удовлетворяла. В 1909 году он начинает работать над импровизациями, где все более зашифровывает реальные формы, вплоть до того, что вскоре они полностью исчезают. Кандинский вместе со своими сподвижниками создает "Новую ассоциацию художников" и, что более важно - объединение "Синий всадник" (в 1911 году, совместно с Францем Марком). Художники организуют ряд выставок, налаживают издание одноименного с объединением альманаха. В начале Первой мировой войны Кандинский покидает Германию, и в декабре 1914 года появляется в Москве. С началом революции Кандинский активно включается в художественную жизнь обновленной России. Он участвует в создании Музея живописной скульптуры, преподает в Университете и во Вхутемасе. Когда при А. В. Луначарском в Наркомпросе был создан отдел ИЗО, Кандинский вошел в московскую коллегию, председателем которой был В. Е. Татлин. В мае 1920 года Кандинский выступает инициатором создания Инхука (Института художественной культуры), составляет программу науки, которая бы исследовала "аналитические и синтетические элементы искусств", то есть цвет, плоскость, объем, пространство, время, движение, слово и их воздействие на психику. Однако "психологизм" теорий Кандинского заставил выступить против него "вещевиков" В. Ф. Степанову, А. В. Бабичева, А. М. Родченко, тяготевших к конструктивизму. Кандинский со своими сторонниками продолжил работу в Российской Академии художественных наук. Он делает доклады, печатает в журнале "Искусство" (1923, 1) статью "К реформе художественной школы", присланную уже из Германии. Многие идеи, которые излагал в программе Инхука, художник использует уже в Баухаузе, где начинает профессорствовать в конце 1921 года после отъезда с родины до момента его закрытия нацистами. В 1933 году Кандинский переезжает во Францию.
Художник отказывается от своего раннего стиля абстракций; теперь его интересуют геометрические формы, четко обозначенные. Отражением новых идей стала книга "Точка и линия на плоскости", изданная в 1926 году. Это систематический анализ живописных элементов - линий и их исходного пункта - точки, сочетание "рисуночной формы" и "формы красочной", ритмов и пропорций, отношение углов, разработка плоскости. В основе этого имелась своя философия - "победа над злом в мире". Продолжая преимущественно заниматься станковой живописью, художник в духе времени обращает внимание и на производственные объекты, делает росписи чашек. В 1931 году Кандинский создает проект оформления музыкального салона, предложенного зодчим Мисом ван дер Роэ. В геометрическом стиле абстракций Кандинский больше внимания обращает на "игру" различных сочетаний фигур, иногда напоминая Пауля Клее, с ним дружившего.
За традицией Кандинского последовали многие художники; в 1930-е годы он - признанный лидер современного искусства, хотя в это время само абстрактное искусство как-то академизируется, склоняется к однообразным штампам. Казалось, что время его вообще должно вскоре закончиться. Однако, прогноз этот не оправдался, и опыт Кандинского все еще продолжает привлекать молодежь разных стран мира.
Автор В. Турчин
Литература.
Кандинский В. "Текст художника. Ступени", М., 1918.
Источник: http://www.c-cafe.ru/days/bio/000145.php
Напишите комментарии к этому альбому, владельцу будет приятно:
Донченко Александр, 01.05.2013 в 16:58