05 мая 2013
Куликов Иван Семенович Ivan Kulikov. Автор: Донченко А.И.
(в альбоме 105 файлов)

Изобразительное искусство / Живопись / Реализм
Разместил: Донченко Александр

 

 

 

 

Куликов Иван Семенович 

 

Ivan Kulikov

 

(1875 - 1945)

 

 

 

Живописец и педагог, автор портретов, пейзажей и картин на темы русского быта Иван Семенович Куликов родился в городе Муроме Владимирской губернии. Начальное художественное образование получил (1893—1896) в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, где его учителем был известный живописец и рисовальщик Э.К. Липгарт. Еще более повезло юноше на учителей в Академии художеств (1896—1902): среди них были В.Е. Маковский и И.Е. Репин. Кстати, академистом И. Куликов под руководством И.Е. Репина принимал участие в качестве "подмастерья" в его работе "Заседание Государственного совета..."

 

 

 

 

 

В 1902 году молодой живописец заканчивает Академию, получив за картины "В крестьянской избе" и "Портрет архитектора В.А. Щуко" золотую медаль, звание художника и право на поездку за границу за счет Академии. Трехлетняя командировка в Италию и Францию пошла на пользу молодому И.С. Куликову. В 1904 и 1912 годах он удостаивается премий на конкурсах Общества поощрения художеств, в 1905 получает серебряную медаль на Всемирной выставке в Льеже, в 1915 году ему присуждают звание академика живописи.

 

Видимо, первая половина 1910-х годов была в творческом отношении лучшей порой для художника. В 1915 году уже говорили пушки. И если Первая мировая война касалась далеко не всех, то грянувшая за ней Гражданская, конечно, была трагедией для каждого россиянина. Иное дело — кто как вышел из нее. И.С. Куликов в последние свои годы работал на своей малой родине: с 1930 года преподавал в художественной студии Мурома, там же и в селе Павлове способствовал основанию краеведческих музеев. Словом, сеял доброе, которое не может не быть красивым.

__________________________

 

 

 

С.М. Куликова 

 

Муромский художник И.С. Куликов 

 

 

Иван Семенович Куликов родился в Муроме 13 апреля 1875 года в простой трудовой семье. С детских лет помогал отцу в малярных работах. В своей автобиографии, написанной позднее, уже для Академии художеств, и находящейся в Российском государственном историческом архиве, он пишет о том, что вначале занимался живописью и рисованием дома, без всякого руководства. Его увлечение было замечено в уездном училище, куда он поступил после окончания начальной школы, где получил первоначальное художественное образование. Естественно, что молодой человек не был оторван от местной художественной школы. Но в отличие от той плодородной почвы, на которой вырос его учитель И.Е. Репин и которая представляла Чугуевскую школу с ее замечательными живописцами - Персановым, Шамановым, муромская среда ограничивалась лишь иконописными мастерскими. 

 

Одним из интереснейших муромских мастеров конца XVII-начала XVIII века, чьи работы, вероятно, мог видеть И.С. Куликов, был Александр Иванович Казанцев, который, несмотря на преемственность традиций изографов Оружейной палаты, отличался самобытностью и своеобразием. 

 

Среди иконописцев были очень неплохие мастера, одним из которых являлся отец известного академика живописи А.И. Морозова.

Познакомившись с одним из членов этой артели, И.С. Куликов стал вхож в последнюю. 

 

Судьба помогла Куликову в начале творческого пути, подарив встречу и знакомство с известным художником Александром Ивановичем Морозовым, который заложил основы его мастерства и помог в дальнейшем обучении. 

 

В своей автобиографии, хранящейся в доме-музее в Муроме, Куликов подробно описал встречи с А.И. Морозовым и те практические сведения, которые он вынес из этого знакомства. До нас дошла работа И.С. Куликова того времени, выполненная, видимо, под руководством А.И. Морозова. Это не воспроизводившийся в публикациях рисунок с гипсовой головы, хранящийся в фондах рисунка Третьяковской галереи. 

 

Уже в это время сложились определенные художественные пристрастия И.С. Куликова. Из его воспоминаний, находящихся в доме-музее художника в Муроме, мы узнаем, что в 1893 году он отправился в Москву для ознакомления с ее достопримечательностями. Он побывал в Румянцевском музее, в галерее Третьяковых, интересовался фресками русских мастеров. Иван Семенович вспоминает: ''Меня поразили репинские картины и портреты: "Иван Грозный убивает своего сына", "Не ждали", полотна Сурикова, большая картина Иванова "Явление Христа народу", которая в то время находилась в Румянцевском музее, и там же федотовские вещи, которыми я тоже восхищался''. 

 

Первый исследователь творчества Куликова, искусствовед из г. Владимира, В.А. Фильберт в своей небольшой книжке о творчестве художника подчеркивает интерес Ивана Семеновича к произведениям своего учителя А.И. Морозова. Он пишет, что Куликов изучал этюды, написанные академиком Морозовым к картинам ''Выход из церкви в Пскове'', ''Обед на сенокосе''. 

 

Первый учитель И.С. Куликова Александр Иванович Морозов был из числа жанристов 60-х годов. И все, что было характерно для них, свойственно и его лучшим работам. Как и у многих других художников этого времени, массовые, или, по выражению В.В. Стасова, ''хоровые'', сцены изображали народную толпу хотя и живо, но внешне, в отличие от передвижников, вставших на новую ступень реализма, где каждый народный тип был глубоко индивидуальным. А.И. Морозов подготовил Куликова и впоследствии помог устроиться в школу поощрения художеств. В январе 1894 года Иван Семенович Куликов принят по рекомендации Морозова в рисовальную школу Императорского Общества поощрения художеств, где пробыл 3 года, и в то же время учился у Э.К. фон Липгарта, преподававшего живопись в школе Общества поощрения художеств. Летом 1894 года Куликов работал помощником художника Э.К. фон Липгарта. 

 

Осенью 1896 года И.С. Куликов поступает вольнослушателем Высшего художественного училища при Академии художеств, в мастерскую В.Е. Маковского, в которой пребывает около месяца. Вероятно, уже тогда он воспринимает приемы и методы реалистической школы у большого мастера живописи, каким являлся Владимир Егорович Маковский. О картинах Маковского Стасов говорил так: ''Тут целый мир на сцене...'' 

 

Но уже в ноябре 1896 года художник подает прошение для поступления в мастерскую И.Е. Репина, куда и переводится в ноябре 1896 года по рекомендации Э.К. фон Липгарта, а весной 1898 года становится учеником Высшего художественного училища. Дату поступления в мастерскую Репина подтверждает и неопубликованное письмо Э.К. фон Липгардта к своему бывшему ученику, датированное октябрем 1896 года и хранящееся в отделе рукописей Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге: ''Спешу уведомить Вас, что Репин остались довольны Вашими работами, которые я ему показывал, согласен принять Вас в свою мастерскую''. 

 

В педагогическую систему И.Е. Репина входили разноплановые виды работ, как то: наброски с натуры в аудиториях, месячные эскизы и т.д. Распорядок дня в мастерской был очень строг. М. Эткинд, один из ведущих биографов Б. Кустодиева, в своем исследовании его творчества (Б.М. Кустодиев. М.; Л., 1961), пишет: ''С 9 часов утра до 12 - писались этюды с натуры, с двух до четырех занимались зарисовками и этюдами, до семи вечера шла работа над эскизами, а с семи до восьми делали наброски с натурщиков''. По воспоминаниям учеников репинской мастерской, пишет в своей монографии по творчеству Б.М. Кустодиева А. Турков (Б.М. Кустодиев. М.,1986), ''каждый месяц по воскресеньям разбирались эскизы-композиции, причем при обсуждении участвовали все, вплоть до служителя Павла. Репин рассматривал каждый эскиз с живым интересом''. Для Ивана Семеновича Куликова это было всего лишь становлением. 

 

Уже в студенческие годы для Куликова характерно стремление к жанровой многоплановости; в выборе тем сказалось влияние и жанровой мастерской В. Маковского, и мастерской Репина. Это и психологический портрет, и жанровая сценка. Впоследствии спектр тем расширяется - добавляются пейзаж и натюрморт. 

 

В творчестве художника почти нет жанровой лакуны. Темы чисто академического толка в творчестве художника пока не известны. Ни один из авторов, писавших о Куликове, никогда не упоминал о существовании таковых в творческом наследии Ивана Семеновича, хотя они должны были присутствовать в учебном процессе Высшего художественного училища. Лишь в одном из писем Б.М. Кустодиева к И.С. Куликову, датированном 1899 годом (рукописный фонд Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге), упоминается о несвойственной, на наш взгляд, тематике. Речь идет о церковном заказе, который так и не состоялся, но разработка его у Б.М. Кустодиева в письме к И.С. Куликову дает возможность живо представить цель и задачи, поставленные двумя художниками перед собой. 

 

Тесные связи соединяли молодых воспитанников репинской мастерской. Одним из самых близких друзей И.С. Куликова по Высшему художественному училищу можно, без сомнения, назвать Б.М. Кустодиева. 

 

И.С. Куликов был сыном мастерового, и поэтому, естественно, круг его друзей ограничивается такими же простыми людьми ''из народа'', как и он сам. На его уровень культуры и образования повлияла жизнь в маленьком провинциальном городке, отчего связи с рафинированными детьми петербургских семей были немыслимыми и не могли сложиться. Семья же Кустодиевых была намного образованней семьи его муромского сокурсника. С детства у Б.М. Кустодиева в домашней библиотеке был журнал ''Нива'' и другие иллюстрированные издания. 

 

Друзья, несомненно, взаимно обогащались, контактируя друг с другом, делясь творческими планами, тематикой произведений. 

 

Иван Семенович Куликов и Борис Михайлович Кустодиев любили вместе посещать различные выставки, которые обогащали воображение и мастерство юных художников. И впечатление от некоторых, наиболее интересных, не проходило бесследно, а оставалось запечатленным в памяти на долгие годы. 

 

Художник П.Д. Бучкин в своей книге (О том, что в памяти. Л.,1963) пишет об увлечении молодежи шведским художником Андерсом Цорном, произведения которого можно было увидеть на выставках: ''После выставки шведского художника Цорна молодежь стала ему подражать. Вошел в моду широкий мазок, свободно лепящий форму. На многочисленных выставках того времени выделялась смелая, яркая живопись Серова, Малявина, Архипова, Жуковского, Рылова:'' 

 

На творчество И.С. Куликова серьезное влияние оказали новаторские искания шведского художника, его манера, поиски новых путей в искусстве. 

 

Но и Цорн не остался равнодушен к русским талантам. Именно он заметил работы молодого И.С. Куликова, будучи на отчетной ученической выставке в залах Академии художеств осенью 1898 года, предрекая ему большое будущее. Именно о произведении И.С. Куликова ''Деревенские портные'', выполненном художником в 1897 году, он высказал свое положительное мнение. 

 

А в Петербурге одна выставка сменяет другую, можно с чем сравнить, поразмыслить. И друзья пишут друг другу, делятся мыслями, взглядами. 

 

Международная художественная выставка 1900 года. Кто только не представил на нее свои работы. Но самыми популярными из всех были Лесси из Италии, Сегантини и, как всегда, Цорн из Швеции. 

 

1 ноября 1902 года И.С.Куликов окончил Академию художеств и за произведения ''Портрет архитектора В.А. Щуко'' и ''Чаепитие в крестьянской избе'' получил золотую медаль и звание художника. В августе 1903 года Куликов выезжает за границу в качестве пенсионера. Не всякому художнику, окончившему Академию художеств, судьба дает такой шанс, как предоставление Советом Академии художеств заграничной поездки. Список посещения пенсионерами зарубежных стран был почти всегда однообразен - это Италия, родина всего прекрасного, и, прежде всего, итальянского ренессанса с его ''титанами'' и необыкновенным колоритом знаменитых городов; Франция - родина всего современного; Германия - с модными студиями и знаменитыми педагогами. 

 

Вопрос, куда ехать на предоставленные Академией деньги, для И.С. Куликова не стоял. Чему же отдал предпочтение в своих путешествиях Иван Семенович? Уже в Академии художеств он получил первоначальные знания по искусству этих стран на лекциях искусствознания; затем закреплял и расширял их при посещении Эрмитажа, этой сокровищницы мировых познаний, бродил по залам, любуясь и восхищаясь его коллекциями. Он посещал всевозможные выставки и просматривал современные журналы по истории живописи. 

 

Иван Семенович, восхищаясь перед всем прекрасным, уже наметил план своей поездки по странам с богатыми культурными и историческими традициями. В своих письмах, адресованных матери, Александре Семеновне Куликовой, он давал ежедневные отчеты о своем местонахождении, благодаря которым сейчас мы можем восстановить его маршрут с большой точностью. Вначале, читаем мы в его письмах, он посетил Германию, где побывал и осмотрел достопримечательности Берлина (середина - конец августа 1903 года). Затем посетил Дрезден и Мюнхен (конец августа - середина сентября). В это же самое время он сумел неоднократно побывать в Париже (конец августа 1903 года). После поездок по Германии и Франции Иван Семенович посетил Италию, в конце сентября, побывав в Милане, Генуе, Риме, Неаполе. Свои наблюдения он описывает кратко и лаконично, в чем выражается и характер человека, а возможно, и отсутствие литературных способностей, хотя его лаконичность стиля можно отнести и к жанру письма на открытых письмах, в которых не опишешь всех прелестей увиденного в путешествиях. 

 

Отчетом за первый год пенсионерской поездки И.С. Куликова стали произведения, выставленные на ''Весенней выставке''. Согласно каталогу ''Весенней выставки'' в залах Императорской Академии художеств за 1904 год И.С. Куликов выставил очень известные впоследствии работы, такие, как ''Портрет Евгения Николаевича Чирикова'', ''Портрет моей матери'', ''Портрет Г-жи О. Я.Я.''. Здесь же - жанровые произведения: ''Пряхи'' (премия Императорского Общества поощрения художеств); ''Старушка с курами'', ''Прачка''; несколько этюдов: ''Пряха''; ''Этюд женской головки на солнце'', ''Этюд рабочего''; несколько рисунков. И.С. Куликов обратился в Совет Академии художеств с просьбой продлить ему пенсионерскую поездку для окончания образования за границей. 

 

Согласно постановлению академического собрания 23 февраля 1904 года пенсионерское содержание было продолжено на второй год, по 1 января 1905 года. 

 

Именно в это время он посещает Италию, Германию, Францию. И.Е. Репин настоятельно рекомендовал своему ученику познакомиться с парижскими салонами, в которых И.С. Куликов не смог побывать осенью 1903 года, во время своей первой пенсионерской поездки. В Париже уже давно существовала такая форма смотров искусства, как особая выставочная организация - салон. 

 

В России именно такую форму выставок воспримут художники, группирующиеся под эгидой журнала ''Золотое Руно'', и 5 апреля 1908 года в доме Хлудова на Рождественке состоится вернисаж ''Салон "Золотого Руна"'', спонсируемый миллионером Н.П. Рябушинским. Такая форма выставочной работы привлекала многих, так как художники уже не верили в силу и жизненность существовавших в то время группировок. 

 

В конце мая - середине июня 1904 года И.С. Куликов посещает вторично Германию (Берлин) и Францию (Париж). Совет Академии от 7 февраля 1905 года, полагая желательным продолжить И.С. Куликову пенсионерское содержание еще на один год, постановил внести это на благоусмотрение академического собрания. Собрание постановило продолжить выдачу пенсионерского содержания И.С. Куликову еще на один год, по 1 января 1906 года. 

 

Художник, вышедший из народа, тяготел в своем творчестве к народной тематике. Ивана Семеновича Куликова, как человека и художника, занимали его проблемы, радости и тревоги. Так возникают произведения И.С. Куликова, навеянные самой жизнью, жизнью провинциального городка. Таких художников, вышедших из народной среды, много, а следовательно, несть числа разработкам однотипных тем, сюжетов. 

 

Темы, поднятые И.С. Куликовым, варьируются различными художниками, модифицируясь и порой приобретая иное звучание, порой звуча в унисон с полотнами Куликова. Разработкой народной темы занималось множество художников; большинство из них - это дети крестьян и мастеровых, попавших в Академию художеств и другие художественные учебные заведения благодаря таланту и тяге к искусству. Вот и посвящают они сюжеты своих картин родным, с детства знакомым темам. И.С. Куликов - художник вдумчивый, чуткий, лиричный. Его привлекают образы интересных людей из народа. Так родилось множество его произведений. 

 

Картины Куликова получают заслуженное признание. В 1904, 1912 годах И.С. Куликов удостоен премий на конкурсах Общества поощрения художеств. После ухода И.Е. Репина из Академии художеств И.С. Куликов был включен в список претендентов на замещение вакантной должности руководителя мастерской, но в 1908 году он отказался от этого предложения. 

 

В 1908 году ученики И.Е. Репина объединяются в Общину художников, которая, по отзыву художника И.И. Бродского, заменяет Союз художников. Иван Семенович присоединяется к друзьям по мастерской. С 1909 года художник становится одним из активных членов Общества имени А.И. Куинджи. 

 

Общество было образовано художниками, группировавшимися вокруг А.И. Куинджи. В феврале 1910 года состоялось его торжественное открытие. В марте 1910 года А.И. Куинджи составил завещание, по которому передавал обществу капитал в 500 тыс. рублей, землю в Крыму и все оставшиеся у него картины. Общество было задумано Архипом Ивановичем Куинджи как профессиональный союз художников. Оно и просуществовало до того момента, когда был образован Союз художников (апрель 1932 года). 

 

Прочитав небольшую книгу О.П. Вороновой (Куинджи в Петербурге. Л.,1986), можно детально ознакомиться с деятельностью Общества имени А.И. Куинджи и перенестись в мир богемы начала ХХ века. 

 

В уютной, со вкусом меблированной квартире из восьми комнат на Малой Морской улице в Петербурге, увешанной картинами Куинджи, с прекрасной художественной библиотекой, общество имени А.И. Куинджи начало свою деятельность. Кроме ежедневных товарищеских собраний, художники за чашкой чая и за рисованием по пятницам устраивали большие концертные вечера. Цель ''куинджевских пятниц'' былакультурно-просветительская: общение артистов, художников, приглашенных. Кроме Л.В. Собинова на ''пятницы'' приезжали Ф.И. Шаляпин, М.И. Фигнер, балерины О.И. Преображенская, Е.М. Люком и другие. Артисты выступали у рояля в зале. Это придавало концертам домашний, интимный характер. Через открытую дверь в смежной комнате художники слушали выступления артистов и рисовали их. Устроителем концертов был художник Венедикт Павлович Кузнецов, делал он это блестяще. Никакой официальности, концерты были больше похожи на большой семейный вечер. Все знакомы; было уютно, нарядно. Художники дарили артистам свои произведения. После вечера организовывался ужин, который затягивался до утра. Куинджевские пятницы пользовались известностью. 

 

В 1912 году художнику было предложено возглавить Харьковское художественное училище, директором которого он не стал из-за своего отказа от предложенного места. В октябре 1915 года И.С. Куликов баллотировался и получил звание академика живописи. Его первая попытка стать академиком живописи в 1913 году потерпела фиаско. 

 

Все творческое наследие Ивана Семеновича Куликова можно условно разбить на два основных жанра, которые оставались превалирующими над всеми остальными на протяжении всего творчества мастера. Это бытовой жанр и портрет. Портрет в понимании мастера - это, прежде всего, углубленный интерес художника к портретируемому, к его внутреннему миру. 

 

Основной чертой портретных изображений И.С. Куликова является ровное и внимательное отношение художника к натуре. Доброжелательность - не только свойство самого художника, но и его подход к модели; это то свойство, которое он унаследовал от своего учителя И.Е. Репина и пронес через все свое творчество. 

 

И если сопоставить таких двух репинских учеников, как И.С. Куликов и В.А. Серов, можно сказать, что это два антипода. Серов с его критической оценкой действительности и критическим взглядом на изображаемых персонажей, и Куликов с его неизменной доброжелательностью и любовью к окружающим его людям. Это давало ему возможность полнее и глубже понять внутренний мир модели, так как не всегда критика позволяет полнее высветить образ портретируемого, порой в таких случаях видение становится предвзятым и односторонним. В период становления художника радиус портретных изображений не выходит обычно за рамки семейного круга или круга ближайших друзей. Поэтому первыми портретируемыми зачастую становятся отец, мать, родственники. Традиционно вслед за портретами родителей идут портреты друзей по учебе. И уже при получении некоторой доли известности художника появляются заказные портреты. 

 

В годы пребывания в Академии художеств Иван Семенович Куликов написал портрет друга Бориса Михайловича Кустодиева. Портрет был написан в Муроме, когда Кустодиев гостил у Куликовых. Иван Семенович хотел увековечить друга в дорогом ему родительском доме, запечатлеть любимый уголок своей комнаты. Живописный портрет Кустодиева написан в реалистической манере с необходимым романтическим добавлением. 

 

В альбомах 1900-1901 годов находятся рисунки и шаржи на Бориса Кустодиева, который был как предметом наблюдения, так и вместе с тем дружеского ''подкалывания'', результатом которого и явились шаржи И.С. Куликова на ближайшего товарища по учебе в Академии художеств. 

 

Бориса Кустодиева автор живописного полотна знал великолепно, и, видимо, не случайно портрет был создан в лирическом ключе. Друзья зачастую писали живописные изображения друг друга. 

 

Так, портрет И.С. Куликова кисти Б.М. Кустодиева находится в собрании Владимирской картинной галереи. Кустодиев пишет своего друга Ивана Семеновича в привычной ему деревенской обстановке, с балалайкой в руках. Портрет Б.М. Кустодиева работы И.С. Куликова сейчас находится в доме-музее И.Е. Репина в Пенатах. 

 

Позже Куликов напишет еще одного своего товарища по Академии - Л.В. Попова. На первый взгляд этот портрет более прозаичен. Консервативность, скованность во всем: и в композиционном решении, и в подаче модели. Лаконизм внешних деталей: от нейтрального фона до минимума аксессуаров. Но все это и помогает выявить всю глубину образа, его психологизм.

 

Ни в одном из портретов Ивана Семеновича нет повторяющихся подходов к модели; к каждому портрету свои методы, свои технические средства; поэтому они так разноплановы. Но самый большой успех и популярность принесла Куликову его дипломная работа: ''Портрет архитектора В.А. Щуко''. В ней он соединил все свое умение, все свои знания, весь свой блестящий талант. 

 

И.С. Куликова привлекала во Владимире Александровиче не только колоритная внешность, но многогранность знаний и интересов, любовь к театру и живописи. 

 

''Портрет архитектора В.А. Щуко'' отмечен всеми искусствоведами, пишущими о И.С. Куликове, как один из лучших портретов художника. В.А. Щуко окончил архитектурное отделение Императорской Академии художеств, став в дальнейшем известным зодчим. 

 

В портрете, как в фокусе, собралось все: и длительная подготовка под руководством Репина, и увлечение Цорном. Все, что накапливалось в душе художника за эти долгие годы, словно выплеснулось на холст. Куликов видит его молодым, задорным и в то же время вдумчивым, талантливым. Все средства направлены на показ модели, ничто не отвлекает внимания зрителя. Картина была приобретена музеем Академии художеств, а в 1923 году передана Русскому музею, где она находится и поныне. Портрет Щуко - одно из немногих произведений, постоянно экспонируемых Русским музеем на различных международных выставках, посвященных творчеству И.Е. Репина и кругу художников его времени. 

 

После возвращения из пенсионерской поездки в 1903 году И.С. Куликов создает свое живописное полотно ''Портрет моей матери'', к воплощению которого готовился давно. Его предваряли карандашные зарисовки и живописное полотно 1896 года. ''Портрет моей матери'' был удостоен на Международной выставке изобразительного искусства в Льеже в 1905 году Большой серебряной медали. 

 

Куликов ставил перед собой задачу обобщенного образа русской матери-крестьянки. В изобразительных средствах художник предельно лаконичен. Нет ни одного предмета крестьянского быта. В портрете нет ничего лишнего; фон портрета нейтральный. Все свое внимание он сосредотачивает на лице и материнских руках. Мягкая гамма портрета построена на коричневых, сероватых и фиолетовых тонах. Портрет считался семейной реликвией, и предложение передать портрет в Третьяковскую галерею было отклонено. 

 

Искусствоведами отмечено, что портреты И.С. Куликова статичны. В них нет движения, динамики. Но так ли это? При ближайшем рассмотрении полотен художника видна энергия, заложенная им в замысел произведения. Одним из самых динамичных портретов у И.С. Куликова, на наш взгляд, является портрет Екатерины Семеновны - сестры художника, написанный в 1911 году. Это фронтальное, поколенное изображение, где замыслу произведения, в который входит показ молодой, темпераментной девушки из городской среды, подчинены все его детали. Своеобразна для творчества И.С. Куликова композиция портретного изображения, в которой молодая девушка показана в сложном ракурсе. Художник изобразил фигуру на переднем плане, намеренно срезав нижний край полотна, тем самым приближая портретное изображение к зрителю, усиливая этим динамику произведения. Фон произведения написан в ярких, оранжевых тонах с добавлением синих проблесков; динамике фигуры вторит задний план произведения. Яркий фон гармонирует с рыжими волосами молодой женщины, такой же динамичной по характеру и темпераментной. 

 

В произведении И.С. Куликова, словно прожектором, высвечена вся фигура молодой женщины, где в мельчайших подробностях тонко выписаны все детали лица и платья. Данный портрет выпадает из общей тональности произведений И.С. Куликова, где в своем большинстве преобладают спокойные, уравновешенные характеры и вторящие им композиционные построения. 

 

Это произведение хотелось бы сопоставить с известным портретом, написанным И.Е. Репиным в 1891 году и хранящимся в Государственном Русском музее - ''Портретом юриста В.Д. Спасовича'', в котором портретируемый словно беседует с невидимым собеседником, находящимся напротив него. 

 

Не менее динамичен по замыслу исполненный И.С. Куликовым портрет писателя Е.Н. Чирикова. 

 

Проживая постоянно в Муроме, художник не отрывается от творческой жизни столицы. При поездках в Петербург во время вернисажей он живет в меблированных комнатах на Васильевском острове, где проживали многие художники. Свободное время проводит в гуще творческой интеллигенции, художников, писателей, артистов, которые были завсегдатаями в известном ресторане ''Вена''. В ресторане ''Вена'' И.С. Куликов встречается с писателями А.Н. Толстым, Е.Н. Чириковым, А.И. Куприным, С.Г. Скитальцем (Петровым) и многими другими. Видимо, отсюда и появилось желание изобразить на полотне популярного тогда писателя Е.Н. Чирикова. Нам известно несколько вариантов портрета, однако исполненный Куликовым портрет во время Нижегородской ярмарки 1904 года заслуживает пристального внимания. Портретируемый показан человеком целеустремленным и проницательным. Контрастное освещение как бы усиливает напряженность творческой работы. Художник выполнил портрет в широкой, свободной манере. 

 

Для исследователя творчества И.С. Куликова интересна сама история ресторана ''Вена'', так как доподлинно известна сопричастность И.С. Куликова к богемному обществу, посещавшему ресторан. ''Вена'' была задумана хозяином ресторана И.С. Соколовым как ресторан литературно-артистического плана. 

 

Там же. в ресторане, художник выполнил рисунки, опубликованные в книге ''Десятилетие ресторана "Вена"'', изданной, в Санкт-Петербурге в 1913 году. Обнаружение в малоизвестной книге о ресторане ''Вена'', не переизданной с 1913 года, 6 рисунков, исполненных художником в 1912-1913 гг., можно назвать большой исследовательской удачей. 

 

Сами рисунки представляют беглые наброски, созданные прямо в ресторане, но передающие характер и внешние особенности модели. 

 

На первом листе скомпонованы художником четыре портрета. Это портреты не просто друзей-художников, посетивших ресторан, а участников Общества имени А.И. Куинджи: К.А. Вещилова, В.И. Зарубина, С.М. Дудина, П.Н. Вагнера. Со всеми из них у И.С. Куликова сложились давние связи и отношения еще со студенческих времен: К.А. Вещилов и С.М. Дудин были учениками И.Е. Репина. До начала главы ''Артисты и "Вена"'' составители книги о ресторане ''Вена'' поместили мужской портрет. Рисунок словно предвосхищает данную главу. Он подписан: ''И. Куликов, 26 января 1913 года''. Исследователь творчества И.С. Куликова Н.А. Беспалов в своей книге ''И.С. Куликов'' пишет о данном рисунке, что это портрет Ф.И. Шаляпина. Однако при сравнении с фотографическими снимками Ф.И. Шаляпина возникает вопрос о правомерности этой атрибуции. 

 

На портрете И.С. Куликов изобразил уже немолодого человека, который внимательно смотрит на зрителя. Художник применил в своем рисунке те технические приемы, которые позволили контрастнее выделить лицо, акцентированное приемом штриховки темного фона и подачи лица яркими световыми бликами. Костюм дан эскизно, линией и штрихом. Последним из рисунков И.С. Куликова в книге о ресторане ''Вена'' является портрет хозяина ресторана Ивана Сергеевича Соколова. Рисунок подписан, есть и дата: 4 февраля 1912 года. Художник изобразил Ивана Сергеевича в трехчетвертном развороте. Этот рисунок можно считать самым интересным и наиболее удавшимся. В нем художник стремился продемонстрировать свое умение и владение техникой рисунка. Манерой исполнения он напоминает позднего И.Е. Репина. Легкими штрихами И.С.Куликов моделирует объемы лица, прическу, очки; так же легко и непринужденно подан костюм портретируемого. 

 

К сожалению, нам неизвестно местонахождение ни вышеперечисленных рисунков Ивана Семеновича Куликова, ни местонахождение многочисленных рисунков, плакатов, автографов, которые декорировали интерьер ресторана. Однако благодаря книге о ресторане ''Вена'' мы можем прочувствовать атмосферу этих встреч. Они являются прямым продолжением творческих встреч в Обществе имени А.И. Куинджи и дают нам яркое представление о жизни творческой интеллигенции в начале века. 

 

И.С. Куликов был известным художником в начале ХХ века, и многие коллекционеры живописи приобретали его произведения для своих собраний. С Анатолием Леонидовичем Дуровым, популярным цирковым артистом, собравшим у себя на родине в Воронеже интересную коллекцию, художник встречался в начале 1900-х гг. в Петербурге, в том же знаменитом ресторане ''Вена'', где собиралось зачастую артистическое общество Санкт-Петербурга. 

 

А.Л. Дуров в один из приездов в Муром, в 1911 году, где он выступал на знаменитой Муромской ярмарке, заказал художнику свой портрет. 

 

Даже не зная изображенного, можно сказать, что это представитель актерской профессии. Портрет написан виртуозно, в той свободной манере, которая к этому времени была блестяще освоена Иваном Семеновичем. Можно отнести это произведение к жанру репрезентативного портрета. Примечательно, что портрет так и не попал в коллекцию Дурова, а остался у художника. 

 

Продолжим портретное исследование творчества И.С. Куликова. Интересен портрет Уварова, который вписывается в рамки психологического портрета. 

 

Алексей Сергеевич Уваров (1825-1884) -археолог, первым начал вести в России систематические раскопки, основал Московское археологическое общество и Исторический музей в Москве, один из организаторов археологических съездов в России. По словам известного археолога О.Н. Бадера, археологические исследования 1850-1880 гг. можно считать ''уваровским периодом''. Начиная с 1852 года А.С. Уваров долгие годы проживал в Муроме. И.С. Куликов написал ретроспективный портрет А.С. Уварова, заказанный художнику женой архео-лога Прасковьей Сергеевной (1840-1924) уже после его смерти. Портрет относится к дореволюционному творчеству художника и написан в 1916 году в консервативном стиле портретов ХIХ века. Учитывая пожелания заказчика, Куликов изобразил археолога Уварова сидящим за письменным столом в своем рабочем кабинете. Помещенный художником в центральную часть полотна, он является смысловой квинтэссенцией композиции. Натюрморт, состоящий из книг, старинной грамоты и подсвечника, как бы вводит зрителя во внутренний мир археолога. Лицо выписано художником тщательно и предельно приближено к оригиналу, вероятней всего, по имеющимся у него иконографическим материалам. Весь смысловой акцент произведения лежит на портретном изображении. 

 

Куликов должен был создать целую галерею портретов семьи Уваровых, но в связи с революционными событиями ему удалось сделать всего два портрета - А.С. Уварова и его жены, причем портрет жены известен лишь по фотографиям. 

 

Как мастер бытового жанра, И.С. Куликов прославился многочисленными произведениями, начало которым было положено еще в академические годы под руководством И.Е. Репина. Жанровые работы Ивана Семеновича ''Деревенские портные'' и ''Чаепитие в крестьянской избе'' показывают преуспевание молодого художника в многофигурной постановке. И.Е. Репин был очень доволен своим учеником. Произведения И.С.Куликова были отмечены премиями и в Императорском Обществе поощрения художеств. На Всероссийском конкурсе Императорского Общества поощрения художеств 2 февраля 1903 года по бытовой живописи художник получил премию имени А.А. Краевского в 900 рублей за живописное полотно ''Пряхи''. 

 

В 1906 году И.С. Куликов удостоился первой премии на конкурсе имени А.И. Куинджи за такие жанровые произведения, как ''В праздничный день'' и ''С фонарями в саду''. Сюжет произведения ''С фонарями в саду'', как и сама композиция, до предела просты. 

 

Художник написал многофигурную композицию за вечерним чаем; три девушки стоят у накрытого белой скатертью чайного стола с самоваром, праздничность и загадочность произведению придают красные и оранжевые фонарики, висящие на деревьях. Произведение написано смело и быстро, широкой кистью мазки положены по форме платьев. 

 

Данный сюжет не является новым в живописи ХIХ-начала ХХ века, ''родоначальником'' можно было бы назвать И. Крамского, который в своей графической работе конца ХIХ века ''Вечер на даче'' заложил основу темы - освещенный двор усадьбы, где главенствующую роль играет не само действие и действующие лица, они могут варьироваться, но освещение, идущее от фонарей, развешанных над домом. 

 

Среди жанровых композиций И.С. Куликова не менее интересно произведение ''Кормление кур'', исполненное художником в 1907 году. Этот сюжет был достаточно популярным в начале века и периодически появлялся в различных интерпретациях на выставках. 

 

Достаточно вспомнить здесь жанровое произведение А.С. Степанова ''Утренний разговор'' из Псковского художественного музея. 

 

В 1901 году И.С. Куликов, будучи еще учеником Академии художеств, на одной из ученических выставок экспонирует небольшой этюд ''Девушка с курами''. Затем тема модифицируется, и на ''Весенней выставке'' 1904 года он выставляет свое произведение ''Старушка с курами''. В 1907 году, возвращаясь к этому сюжету, пишет новую версию ''Кормление кур''. Гармония человека и природы - так можно охарактеризовать это произведение, где воедино слились в композиции старушка, во дворе кормящая кур, и летний солнечный день. 

 

Эта картина была показана на 36-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок и не осталась незамеченной его преподавателем И.Е Репиным. 

 

Гармонично вписана в пейзаж девушка, изображенная на берегу реки. ''Мечтательница'' - так назвал это полотно художник, которое традиционно датируется искусствоведами 1905 годом. Работа экспонировалась на ''Весенней выставке'' 1906 года, затем была репродуцирована в журнале ''Нива'' за тот же год. Триумфальным шествием этого полотна можно считать зарубежные выставки. ''Мечтательница'' экспонировалась на международных выставках - в Мюнхене в 1907 году, а затем в том же году в Гамбурге. 

 

Эта картина не раз публиковалась в различных изданиях и составляет золотой фонд живописи художника, ее персонаж словно повторяет ''нестеровские'' образы, типы одухотворенных русских девушек, гармонично вписанных в пейзажную среду. Тема ярмарок и базаров, так популярная в начале века, не обошла стороной и творчество И.С. Куликова. Горюшкин-Сорокопудов, Кустодиев писали свои варианты на эту тему; богатый материал И.С. Куликову давали местные муромские ярмарки. И если у Кустодиева - это яркие декоративные полотна, то у Куликова на протяжении создания многочисленных вариаций ''ярмарочной темы'' происходит выявление социальной направленности сюжета. 

 

Фабулой ранних ''ярмарочных'' произведений Куликов считается воспроизведение на полотне типажей различных сословий, например на холсте, экспонируемом на выставке Товарищества передвижных художественных выставок в 1908 году, ''В праздничный день'' или в ''Базаре у карусели'' (1908). Апофеозом же данной темы можно считать остросоциальное произведение ''Ярмарка в Муроме'' (1910-1912). 

 

Художника всегда интересовали обычаи, обряды, предания русского народа, поэтому предметом его полотен становились как жанровые сцены из жизни русской деревни, так и произведения историко-бытового плана - изображение сцен из жизни бояр XVI-XVII столетий. Произведениями историко-бытового плана в творчестве художника можно назвать такие картины, как ''В русском наряде'', ''Старинный убор невесты''. 

 

Картина И.С. Куликова ''Убор невесты'', премированная на конкурсе в Императорском Обществе поощрения художеств и находящаяся сейчас в Ярославском художественном музее, представляет классический вариант свадебного обряда на Руси в начале ХХ века. Это многофигурное полотно, где основным действующим лицом является невеста. 

 

В произведении ''В русском наряде'' один главный персонаж - миловидная молодая женщина, сидящая в покоях. Художник изобразил не просто абстрактный типаж русской красавицы, а конкретно воплотил на полотне черты жены. Этот холст можно было бы назвать и просто портретом, если бы художник не преследовал другую цель - показ русского наряда. 

 

 

Источник: http://www.museum.nnov.ru/unn/managfs/index.phtml?id=8004_02

 

 

 

 

 

« вернуться

Рейтинг 342 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 105 из этого альбома
"Автопортрет" 1
"Автопортрет" 3
"Автопортрет" 2
"Базар в Муроме"
"Базар с баранками"
"Базар у карусели"
"В боярском тереме"
"В крестьянской избе"
"В праздничный день"
"В русском наряде"
"Весна"
"Возвращение из города"
"Девочки"
"Девушка с туесом"
"Деревенские портные"
"Жатва"
"За роялем"
"Задумалась"
"Зимним вечером"
"Итальянки"
"Кормление кур"
"Крестьянка с блюдцем"
"Крестьянка с граблями"
"Купеческий бал"
"Лужок"
"Маляр М.И. Шамилин"
"Международный Юношеский день"
"Мечтательница"
"Муромские монастыри"
"Надя Калинина"
"Натюрморт со скрипкой"
"Николо-Зарядская церковь"
"Ночнная скупка"
"Павловский кустарь"
"Пастух"
"Пастушок»"
"Первая натурщица"
"Персики"
"Петушиный бой"
"Пионеры"
"Плотник (Егор Терешкин)"
"Подболотня"
"Полевые цветы"
"Портрет А.Л.Дурова"
"Портрет А.С. Уварова"
"Портрет Александра III"
"Портрет Андрианова"
"Портрет Б.М. Кустодиева"
"Портрет Е.А. Куликовой"
"Портрет Е.Н. Чирикова"
"Портрет Е.С. Калининой"
"Портрет Л.В. Попова"
"Портрет М.О. Меньшикова"
"Портрет С.И. Сенькова"
"Портрет Т.И. Куликовой"
"Портрет архитектора В.А. Щуко"
"Портрет крестьянки"
"Портрет летчика В.П. Чкалова"
"Портрет летчика М.М. Матвеева"
"Портрет матери"
"Портрет моей матери"
"Портрет отца"
"Портрет старообрядца (Старик за чтением)"
"Портрет художника В.В. Беляшина"
"Пряхи"
"Рабочий-ударник Судаков"
"Русская девочка"
"С праздником (Зарделась)"
"Семья за столом"
"Семья лесника"
"Старик"
"Старинный обряд благословения невесты в городе Муроме"
"Старуха Дарья из Прудищ"
"Старушка из Нежиловки"
"Таня с бантиками"
"Таня с кошкой"
"Три девицы"
"У околицы"
"Убор невесты"
"Улица старого Мурома"
"Физкультурница"
"Фонарики в саду"
"Черемуха"
"Школьник"
"Шли девицы за водой"
"Юнгштурм"
"Ярмарка в Муроме"
"Ярмарка"
"Чайная"
?
"Портрет Ленина"
"Портрет мальчика"
"Параша"
"Девочка в синем платке"
"Юноша за книгой (За чтением)"
"Эскиз к картине Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года"
"Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года"
"С фонарями в саду"
"Бабушка с курами"
"Крестьянка"
"Деревья у пруда"
"Извозчик"
"На Св. Пасхе"
"Выход Нижегородского ополчения"
"Надя (Портрет сестры)"
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования