05 мая 2013
Кульбин Николай Иванович Kulbin Nicholas. Автор: Донченко А.И.
(в альбоме 12 файлов)
Изобразительное искусство / Живопись / Авангардизм
Разместил: Донченко Александр
Кульбин Николай Иванович
Kulbin Nicholas
(1868 - 1917)
Трудно представить себе художественную жизнь русского авангарда 1910-х гг. без кипучей деятельности, идей и творчества И. И. Кульбина, ее вдохновителя, теоретика и организатора.
Примечательна сама судьба этого талантливого человека. Когда действительный статский советник, приват-доцент, военный врач Генерального штаба русской армии впервые участвовал в художественной выставке ("Основные течения в искусстве", Петербург, 1908), ему было сорок лет, и никакого специального образования в области искусства он не имел. Но он был в авангарде современной ему науки (исследователь рентгеновских лучей, автор ряда научных трудов, учебников, изобретений) и обладал универсальным синтезирующим складом мышления.
Идеи философской мысли начала XX в. о единстве целей науки и искусства, о действии в каждой малой частице мироздания единых законов Вселенной, будь то царство минералов, растений, животных или общество людей, область человеческих мыслей и творчества, были и идеями Кульбина, поэтому он столь стремительно и органично занял место одного из лидеров в новом искусстве.
За несколько лет он успел организовать в Петербурге группу "Треугольник" (1908), пригласить в Россию известного итальянского футуриста Ф. Т. Маринетти (1914), открыть несколько выставок (не только современного искусства, но и ретроспективных), освоить технику литографии и выступить в качестве иллюстратора книги и художника театра, прочитать ряд лекций на стыке науки, литературы, музыки и теории искусства (на самом высоком и передовом уровне в любом из этих направлений), написать несколько статей для русских журналов об искусстве, в которых были сформулированы положения, ставшие программными для лучизма М. Ф. Ларионова, абстракционизма В. В. Кандинского, примитивизма и других художественных платформ.
Старания Кульбина-теоретика были направлены к цели "динамического развития вселенной" - созданию живой теории, основанной на данных точных наук и позволяющей человеку, который и сам является "клеточкой тела живой земли", как откровение читать книгу Вселенной, пробуждая в себе поэта, становясь постепенно "цветом земли" - существом "любящим, мыслящим и желающим".
В собственном творчестве Кульбин пытался воплотить формообразующие "энергии", выявить суть импульса динамического роста, присутствующего в том или ином предмете, человеке, событии. Ассимилируя опыт импрессионистов и В. Ван Гога, М. А. Врубеля, фовистов, обращаясь к иконе и первобытному искусству, Кульбин создавал произведения разных жанров: пейзаж "Морской вид" (1916-17), композицию "Страшный Суд" (1910), портрет-олицетворение "Солнце" (1911), портреты поэтов В. В. Хлебникова, А. Е. Крученых, художников Д. Д. Бурлюка, С. Ю. Судейкина, деятелей театра Н. Н. Еврейнова и А. А. Мгеброва.
Художник, смотревший всегда вперед, устремленный к новому, к открытиям, Кульбин никогда не занимался "ниспровергательством" художественных ценностей прошлого. Каждая строчка, им написанная, свидетельствует о взглядах человека "любящего и мыслящего". И важно, что именно он выполнял миссию самосознания русского авангарда в момент его рождения и роста.
___________________________
Бенедикт Лившиц
Николаю Кульбину
Наперсник трав, сутулый лесопыт
Искусно лжет, ища себе опоры:
Коричневый топаз его копыт
Оправлен кем-то в лекарские шпоры.
Лужайка фавнов; скорбно предстоит
Ареопагу равных скоровзорый:
«Южнее Пса до времени сокрыт
Канун звезды, с которой вел я споры».
Умолк и ждет и знает, что едва
Ль поверят фавны правде календарной,
Бессмертие—удел неблагодарный,
И тяжела оранжевая даль,
Но он, кусая стебель в позолоте,
Уже вздыхает о солнцевороте.
1914
Русский Футуризм и Свободная Музыка
Николай Иванович Кульбин
приват-доцент Военно-медицинской академии,
главврач генштаба, доктор-психиатр, художник и меценат
Петербург, начало 1907 г.
Н.Кульбин:
портрет Д.Бурлюка
Состоялась встреча Николая Кульбина с Д.Бурлюком и А.Лентуловым, послужившая своего рода началом нового движения в искусстве, получившем впоследствии названее "футуризм".
26 апреля 1908 г. – выставка “Современные течения в искусстве”, организованная при активном участии Кульбина. На ней впервые публично заявила о себе “художественно - психологическая группа” Николая Кульбина “Треугольник”. “Треугольник” ставил в основу искусства сочетание в красках всех родов искусства: пластики, музыки и слова. Краски могут согласовываться с известными словами и звуками.
Главный лозунг – “Искусство едино”.
Петербург, 20.02.1909 г. В своей лекции «Свободное искусство как основа жизни» (об-во Народных университетов в зале Тенишевского училища) Н. Кульбин формулирует свой взгляд на философию искусства:
- гармония и диссонанс – основа мироздания, природы и искусства;
- совершенная гармония – смерть;
- по мере усиления диссонанса формы проявляется жизнь;
- жизнь – самая диссонирующая форма.
Искусство имеет свои циклы: разрушение – удобрение – декаденство – посев – новые стили – цветы и плоды – школа – академизм – вырождение. (По материалам статьи Н. Кульбина. "Свободное искусство как основа жизни". // В сборнике “Студия импрессионистов”, СПб, 1910).
Принципы футуристического «искусства шумов» были провозглашены Н.Кульбиным раньше, чем итальянский художник-футурист Л.Руcсоло опубликовал свой музыкальный манифест. Во время пребывания в Петербурге Маринетти публично признал этот факт, заявив, что в этом вопросе итальянцы являются только продолжателями русских. Брошюра Н. Кульбина «Свободная музыка. Применение новой теории художественного творчества к музыке» была напечатана в Петербурге в 1909 г. и в 1912 г. с некоторыми изменениями в переводе на немецкий язык была опубликована в сборнике «Der Blaue Reiter», изданном в Мюнхене группой Кандинского. Сформулированные Н. Кульбиным положения о «Свободной музыке» гласили:
Н.Кульбин: Морской вид
«Музыка природы: свет, гром, шум ветра, плеск воды, пение птиц,— свободна в выборе звуков. Соловей поет не только по нотам современной музыки, но всем, которые ему приятны.
Свободная музыка совершается по тем же законам, как и музыка природы и все искусство природы.
Художник свободной музыки, как и соловей, не ограничен тонамии полутонами. Он пользуется и четвертями тонов, и осьмыми, и музыкой со свободным выбором звуков.
Для начала вводятся четверти тонов. (Они уже применялись в древнейшие времена, как «эндгармонический род», когда в человеке еще был силен первобытный инстинкт. Теперь они еще существуют в старой музыке индусов)».
Преимущества свободной музыки Н. Кульбин видел в небывалых сочетаниях звуков, новых гармониях с новыми аккордами, новых диссонансах, новых мелодиях. Он писал:
«Выбор возможных аккордов и мелодий чрезвычайно увеличивается. Вообще число сочетаний звуков бесконечно увеличивается, и способы их сочетаний становятся очень разнообразными <...> Открывается неизвестный до сих пор ряд явлений: тесные сочетания звуков и процессы тесных сочетаний. Эти сочетания соседних в гамме звуков, отличающихся только на четверть тона или даже на меньшие расстояния, могут быть еще названы «тесными диссонансами», но обладают особенными свойствами, которых не имеют обыкновенные диссонансы.
Тесные сочетания звуков вызывают у людей совершенно необычайные ощущения. Вибрация тесно сочетанных звуков в большинстве случаев дает возбуждение <...> Громадный прогресс возможен от такой музыки, при которой художник совершенно не связан нотами, а пользуется любыми промежутками, например, третями или хотя бы тринадцатыми долями тона и т. п.
Эта музыка предоставляет полную свободу вдохновению и обладает перечисленными выше преимуществами натуральной музыки до сильнейшей степени: она может дать полное изображение субъективных переживаний и вызвать одинаково как лирику настроений и страстей, так и иллюзию картин природы».
Появление брошюры Н. Кульбина с изложением принципов «свободной музыки» на русском языке прошло незамеченным профессиональными музыкантами, но после того, как появился ее перевод на немецкий язык, московский журнал «Музыка» откликнулся резко отрицательной рецензией «Весьма развязно выставленные «тезисы», — писал рецензент, — в глазах автора, по всей вероятности, обладают очевидностью и незыблемостью, свойственной аксиомам, доказательство которых он считает делом совершенно излишним, свидетельствуют по меньшей мере о невероятной узости его воззрений». Рецензент принципиально не мог согласиться с содержанием статьи Н. Кульбина, однако это было его личное мнение, поскольку, как уже упоминалось, журнал «Музыка» объединял музыкантов различных убеждений. В то же время в «Музыке» уже с декабря 1911 г.
Л. Сабанеев излагал сходную теорию ультрахроматической музыки. Принципиальных различий между идеями Кульбина и Сабанеева не было.
Разногласия их лежали в сфере групповых и эстетических пристрастий. Сабанеев не хотел ничего общего иметь с футуристами и футуристической эстетикой.
Еще файлов 12 из этого альбома