26 мая 2013
Леман Юрий Яковлевич Lehman Jury. Автор: Донченко А.И.
(в альбоме 13 файлов)
Изобразительное искусство / Живопись / Портрет
Разместил: Донченко Александр
Леман Юрий Яковлевич
Lehman Jury
(1834 - 1901)
Леман, Юлий Яковлевич - портретный живописец (1834 - 1901).
Учился в Академии Художеств; получил золотую медаль за картину "Прощание с женихом", звание классного художника - за 5 акварельных портретов.
Поселясь в Париже, писал почти исключительно дамские портреты, головки и полуфигуры молодых женщин. Многие из его произведений этого рода появлялись на выставках товарищества передвижников.
В музее Александра III - его "Дама под вуалью", в Третьяковской галерее - "Дама в костюме времен Директории" (1881) и "За рукодельем" (1887).
_____________________
Талантливый портретист Юрий Яковлевич Леман родился 21 февраля (5 марта по новому стилю) 1834 года в городе Елатьма Тамбовской губернии в обедневшей дворянской семье.
Мальчик рано лишился родителей и до 1849 года воспитывался в Московском Александрийском сиротском институте. Институт готовил младших офицеров для армии, но слабое здоровье не позволило Леману поступить на военную службу. Поэтому после выпуска он был принят на службу в канцелярию департамента Правительствующего Сената в Москве.
Год спустя он поступает на обучение в Императорскую Академию художеств на средства Московского Воспитательного дома. Во время обучения был удостоен малой и большой серебряной медали за живопись с натуры.
В 1862 за картину «Прощание с женихом» награжден малой золотой медалью. Участвовал в конкурсе на большую золотую медаль, но медали не получил. Во время учебы в Императорской Академии художеств выполнял заказы на акварельные портреты с натуры.
В 1863 окончил Императорскую Академию художеств со званием классного художника первой степени, присужденного за 5 замечательных акварельных портретов.
После окончания академии занимался ретушированием и раскрашиванием фотографических портретов для фотографических ателье А.И. Деньера и С.Л. Левицкого. Понятно, что не от хорошей жизни.
Вскоре Юрий Леман получает приглашение от художника Карла Гуна, обосновавшегося в Париже: для него там нашлась выгодная работа – выполнять по фотографиям акварельные портреты хорошеньких местных дам, на что в Париже был большой спрос. Со временем он преуспел в исполнении подобных заказов. Но не оставлял Леман и занятий живописью.
С конца 1870-х художник приобрел известность в светских кругах Парижа своими женскими портретами. С тех пор пишет почти исключительно дамские портреты, головки и полуфигуры молодых женщин. Таким образом, Леман становится типично салонным портретистом. Он регулярно и успешно выставляется в парижском Салоне, но не порывает связей с родиной.
В 70-х – начале 80-х годов XIX века Париж как магнит притягивал к себе и начинающих художников, и тех, кто уже сделал себе имя в живописи. В столице Франции обосновалась целая колония русских художников во главе с академиком живописи А. П. Боголюбовым – в нее входили И. Е. Репин, В. Д. Поленов, К. А. Савицкий, Ю. Я. Леман и др. Издававшийся в Петербурге «Художественный журнал» в статье «Художественный мир Парижа» писал: «В настоящее время Париж сделался тем же мировым художественным центром, каким некогда был Рим. В Париж, как в иное время в Италию, собирается теперь вся учащаяся молодежь; он стал мировой художественной студией, и каждый талантливый европейский художник ищет славы в Париже... Многие из иностранных художников заводят здесь свои мастерские». В этот период Леман близко подружился с Василием Васильевичем Верещагиныи и Виктором Михайловичем Васнецовым.
В 1877 году Юрий Яковлевич Леман вместе художниками М. М. Антокольским, А. К. Беггровым, А. П. Боголюбовым, писателем И. С. Тургеневым, банкиром Г. О. Гинцбургом, коллекционером А. Ф. Онегиным учреждает Общество взаимного вспоможения и благотворительности русских художников в Париже. В 1978 г. был утвержден устав Общества. Цели Общества: знакомить парижскую публику с русским искусством; оказывать денежную помощь русским художникам и их семьям в Париже, помогать художникам в получении образования, а также в получении заказов и продаже произведений. В Общество влилась созданная ранее Леманом «Русская касса взаимного вспоможения в Париже». Общество выдавало ссуды и денежную помощь художникам и учащимся, проводило рисовальные вечера, концерты, литературные чтения и т. п. Кроме того, оно предоставляло мастерскую нуждающимся в ней художникам. Все мероприятия проходили в Клубе общества, где также действовала библиотека. В деятельности Общества принимали участие многие деятели русской культуры. Общество проводило в Париже периодические выставки, много сделало для увековечивания памяти И. С. Тургенева (собрало средства на надгробный памятник писателю, учредило стипендию его имени и т. п.). С 1896 г. называлось Обществом русских художников в Париже. С 1887 г. общество получало ежегодное пособие от русских властей.
Дом в Париже, где жил и работал Ю.Я.Леман.
Фото из экспозиции Елатомского краеведческого музея.
Четыре года спустя Леман становится участником Товарищества передвижных художественных выставок. Для выставок живописец присылал небольшие этюды или женские портреты.
К этому периоду относится приобретение Павлом Михайловичем Третьяковым картины Юрия Яковлевича Лемана «Дама в костюме времен Директории» (первоначальный вариант этой картины находился в собрании Дюма-сына). Покупка Третьяковым этого полотна и других картин, так называемых “иноземцев” (русских художников, подолгу живших за границей) стала причиной оживленной полемики.
Строгий (особенно в отношении западных художников) отечественный критик В.В. Стасова пишет о работах Ю.Я. Лемана на выставке передвижников: «Прекрасный этюд или портрет прислал из Парижа один русский художник, ... г. Леман. Прошлым летом, на всемирной выставке, в нашем отделе, было два портрета, оба женских и премилых, но тот, что теперь прислан в Петербург и называется «Дама в костюме времен Директории», превосходит их всех грацией позы и улыбающегося личика, а также превосходным, очень элегантным (впрочем, без всякого сахара и преувеличения) письмом лица, шеи, груди, обнаженных рук и розового атласа на платье и старинной шляпке с громадными, выгнутыми полями. Нельзя не засвидетельствовать, все члены передвижных выставок искренно радовались на внезапный, совершенно нежданный, негаданный успех сотоварища, до сих пор малоизвестного, и глазами учились приемам его изящной французской техники».
Положительно оценил работы Лемана и В.М. Васнецов, который не сомневался в том, что его картины “достойны Европы”.
И.Е. Репин пишет П.М. Третьякову, что в его собрании есть “лишние вещи” и упрекает его в том, что он «бросал деньги на ветер», многое купив напрасно. Павел Михайлович попросил его назвать имена художников и произведения, ошибочно приобретенные. Репин указал на Юрия Лемана, Павла Сведомского, Афанасия Розмарицына.
Л.Н. Толстой, горячий адвокат произведений Н.Н. Ге, также упрекавший Третьякова в приобретении всевозможного «хлама» пишет: “Признаюсь, меня волнует и поражает то, что я в вас встречаю то суждение, которое свойственно только людям, равнодушно и поверхностно относящимся к искусству. <...> картины Ге, и, главное, его картина: «Что есть истина?». И вы эту-то самую картину, которая одна во всем вашем собрании сильнее и плодотворнее всех других трогает людей, вы ее-то считаете недостойной стоять в одном здании с дамами Лемана и т. п.”.
Во второй половине 1870-х годов в течение нескольких месяцев художник работал в Англии, где исполнил ряд заказных акварельных портретов.
В 1881 году ездил в Италию.
В 1888—1889 годах Ю.Я.Леман жил в Москве. В связи с болезнью глаз в 1898 году вынужден был окончательно вернуться в Россию. В последние годы жизни практически не работал.
Скончался Ю.Я.Леман 10 августа 1901 года и похоронен в Санкт-Петербурге.
Надгробие Юрия Яковлевича Лемана на Смоленском православном кладбище Санкт-Петербурга.
После кончины Юрия Яковлевича о нем быстро забыли. Интерес к его творчеству начал возрождаться уже в наше время. К сожалению, значительная часть его произведений считается утраченными, некоторые картины Ю.Я. Лемана можно приобрести на российских и европейских аукционах.