01 июня 2013
Макаров Иван Кузьмич Ivan Makarov. Автор: Донченко А.И.
(в альбоме 94 файлов)

Изобразительное искусство / Живопись / Портрет
Разместил: Донченко Александр

 

 

 

 

Макаров Иван Кузьмич 

 

Ivan Makarov

 

(1822 - 1897)

 

 

 

В живопись Иван Кузьмич Макаров пришел по складывающейся семейной традиции. Его отец окончил когда-то знаменитую Арзамасскую школу Ступина и работал учителем рисования в те времена в уездном городе Саранске Пензенской губернии. Затем он организовал собственную рисовальную школу сначала в Саранске, а затем всамой Пензе.

 

 

 

 

 

Именно под руководством своего отца юный И. Макаров добился первых успехов в изобразительном деле. В 1845 году он поступает в Академию художеств, где занимается под руководством известного педагога А.Т. Маркова. В 1853 году на средства Общества поощрения художеств и с помощью великой княгини Марии Николаевны И. Макаров едет за границу, где основное время проводит в Риме.

 

Художник пишет много исполненных достоинств портретов, среди которых особенно выделяются своей грациозностью женские и детские. За серию работ этого жанра по возвращении в Петербург (1855) И.К. Макаров получает звание академика.

 

Среди его работ, выполненных по частным заказам, много икон и церковных образов. Именно поэтому его учитель по Академии А.Т. Марков пригласил художника участвовать в росписях московского храма Христа Спасителя. В 1885 году большой отклик в художественных и церковных кругах вызвал написанный И.К. Макаровым "Нерукотворный образ Спасителя". Иконотворчество, требующее особого настроя и сосредоточенности, видимо, сказалось и на взглядах художника на известность и публичную деятельность художника: в последние десятилетия своей жизни он практически нигде не выставлялся и не принимал участия в ежегодных академических выставках.

______________________

 

 

 

23 марта 1822 года в семье художника, основателя и руководителя Саранской художественной школы Кузьмы Александровича Макарова, в городе Саранске родился первенец – сын Иван.

 

 

 

 

 

С первых шагов мальчик был окружен атмосферой искусства. Карандаши и краски стали верными спутниками всей его жизни.

 

В 1834 году, по окончании уездного училища, двенадцати лет отроду, Иван поступил в отцовскую школу живописи. Способный мальчик выделяется среди друхих учеников большими успехами в занятиях, кроме того он помогал отцу по школе и наравне со старшими участвовал в работе по росписи церквей (заказы на эти работы отец принимал для поддержания бюджета школы).

 

Годы учения промелькнули незаметно. Как итоговую работу, завершающую формирование молодого мастера, Кузьма Александрович представил в Санкт-Петербургскую Академию Художеств картину сына «Две молодые мордовки».

 

24 марта 1842 года состоялось определение академического Совета: «Во внимание к хорошим познаниям Ивана Макарова в живописи исторической и портретной удостоить звания неклассного художника, с правом пользоваться с потомством его вечною и совершенною свободой и вольностью поступать в службу, какую он сам, свободный художник, пожелает».

 

В 1844 году И.К.Макаров переехал в Санкт-Петербург и поступил в Академию художеств. Первые два года он занимался под руководством профессора исторической живописи А.Т.Маркова. Вскоре за портрет и картину «Девушки на гулянье в русском костюме» Иван Кузьмич получил серебряную медаль.

 

Годы напряженного труда, непрестанное совершенствование мастерства под руководством опытных педагогов сделали свое дело: после 7 лет обучения из академии вышел 30-летний художник – портретист, своими работами быстро снискавший известность и уважение не только в Санкт-Петербурге, но и далеко за его пределами. С этих пор, с 1846 года начинается эго блестящая самостоятельная творческая деятельность как светского портретиста.

 

Еще студентом академии художник создал портрет Н.Н. Пушкиной-Ланской, который сама Наталья Николаевна считала одним из лучших ее изображений. Тогда же Макаров изобразил младшую дочь А.С. Пушкина Наталью (на картине она еще девочка-подросток) и его старшую дочь Марию. Спустя несколько лет был написан еще один портрет Марии Александровны и портрет младшего сына поэта Григория. Пушкиниана, созданная художником, включает в себя и портрет А.А. Олениной, которой поэт делал предложение, но получил отказ, и выполненное акварелью и белилами изображение Идалии Полетики, светской львицы, жертвой интриг которой стал великий поэт.

 

Историю написания своего портрета Наталья Николаевна подробно излагает в нескольких письмах к П. П. Ланскому. В частности, 8 июля 1849 г. она пишет:

«... Макаров, автор этого сюрприза, с нетерпением ждет сообщения о впечатлении, которое на тебя произведет портрет. Надо мне тебе рассказать, каким любезным образом он предложил мне свои услуги, чтобы вывести меня из затруднения с дагерротипом и фотографией, которые у меня были, потому, что оба они были неудачными. Он пришел однажды утром к нам работать над портретами детей, и мне пришла в голову мысль посоветоваться с ним, нельзя ли как-нибудь подправить фотографию, и не поможет ли в этом случае кисть Гау. — Да, сказал он, может быть. Потом глядя на меня очень пристально, что меня удивило, он сказал: — Послушайте, сударыня, я чувствую такую симпатию к вашему мужу, так его люблю, что почту себя счастливым способствовать удовольствию, которое вы хотите ему доставить. Разрешите мне написать ваш портрет <...> Не забудь ему выразить благодарность свою, я непременно ее передам. Мы расстались с ним очень тепло, он обещал время от времени бывать у нас».3

 

По окончании Академии Художеств молодого художника направили за границу для усовершенствования.  Общество поощрения художеств выделило средства, необходимые на трехлетнюю поездку. Президент Академии Художеств Великая княгиня Мария Николаевна (дочь Николая I)  уезжала в это время со своими детьми в Италию. Со своей стороны она предложила Макарову продолжать занятия рисованием с её детьми и за границей.

 

Поездка за границу была удачна. Уроки рисования не отнимали много времени. Иван Кузьмич имел возможность выполнять всю программу, полагающуюся академическому стипендиату, т.е. посещать музеи и выставки, слушать лекции по искусству, делать зарисовки, писать портреты итальянцев и изучать их язык.

 

Не оставляли его своими просьбами и соотечественники, жившие в Риме. Один такой портрет он писал в 1855 году.

 

В Риме Иван Кузьмич провел около двух лет. Затем, после отъезда в Россию великокняжеских детей, он посетил в Италии еще Венецию и Болонью, потом пожил некоторое время в Париже, а на обратном пути на Родину поехал по Германии через Мюнхен, Дрезден и Берлин, всюду изучая искусство этих стран. Эта прездка за границу обогатила его познаниями в европейском искусстве; он привез в Россию много этюдов и рисунков, сделанных за эти годы. В этом же году Академия художеств присвоила ему звание академика.

 

Живописное искусство русского портрета середины XIX века невозможно изучать без анализа творческого наследия И.К. Макарова. Не напрасно художественные журналы того времени давали весьма положительные оценки его работам.

 

«Московские Ведомости» в №104 за 1852год указывали: «…где, например, найдете таких портретистов, как в Петербурге. Кисть Макарова еще почти недоступна для публики… Его портреты становятся замечательными произведениями живописи. Теперь он работает в Павловске… и все первые особы высшего Петербургского общества заказывают у него портреты».

 

Эта же газета в № от 28 августа того же года сообщает: «Молодой артист пишет… и кисть его на лету срывает такие жизненные черты, такие мысли, оригинальные и характеристические, что его портреты становятся замечательными произведениями живописи, несмотря на свою легкость и грациозную небрежность превозносятся всеми».

 

«…Из живых портретистов, кроме названных уже, долг справедливости заставляет сказать прежде всего о И.К.Макарове. Ему можно пожелать только, если позволительно и избыточно это желание, немножко больше основательности при том легком исполнении, в котором с ним сравнятся немногие.

 

Прелесть и вкус есть в его портретах, и будь художник внимательнее к своей славе, не удовлетворяйся он одним эффектом, легко достигаемым, мы могли бы смело выставить  нашего соотечественника перед художественной Европой, не боясь за него сравнения и соперничества с прославленным Винтергальтером. П.Петров».

 

«Всемирная иллюстрация», рассказывая о выставке того же года в рубрике «Летопись искусства, театра и музыки» дает лестный отзыв о работе академика: «Выставка произведений И.К. Макарова имеет интерес своего рода: Иван Кузьмич – знаменитость в специальности портретной живописи начала 1860х годов. На последних трудах своих проявляет ту же приятность кисти, которая доставила ему прочную репутацию чуть ли не за три десятилетия назад, вслед за сходом со сцены К.П.Брюллова… в ту пору, когда выступил он на арену известности, из действовавших в области портрета было вообще не много щеголей кисти, так что после Брюллова, Тыранова, Басина ощущался заметный пробел. Его восполнил собой И.К.Макаров; он ближе всех из Русских художников напоминал в первое время своего появления и известности Винтергальтера, с его изящным вкусом и тактом. Живым примером и подтверждением наших слов может служить фигура молодой женщины в белом атласном платье. Здесь свежесть впечатления, полная и такая приятность общего эффекта, ради которого глаз остановившись на милом образе не хочет оторваться  от  полотна… Между этой полуфигурой и большим портретом княгини Оболенской с ребенком целая бездна последовательного совершенствования техники…».

 

 Насколько богато и блестяще показано художественное наследие академика И.К.Макарова во многих картинных галереях и музеях бывшего Советского Союза, настолько мало, а иногда не точно написано о нем в современной литературе, а творчество его еще мало изучено.

 

 

 ¹ Л.М.Жемчужников. Мои воспоминания из прошлого. Л., 1970, стр.132.

 

2 Корнилов, Арзамасская школа живописи, Л.,М., 1947г.,  стр.165.

 

3  И.К. Макаров. Записки о семье художников Макаровых. Саранск 1974г.

 

4 Л.Б. Федосеенко Иван Кузьмич Макаров Саранск 1973г.

 

 

Источник: http://makarov-art.ru/node/44

 

 

 

 

 

« вернуться

Рейтинг 366 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 94 из этого альбома
"Автопортрет в юности"
"Великая княгиня Мария Александровна"
"Голова мальчика-итальянца"
"Головка девочки"
"Две молодые мордовки"
"Девочка с собакой"
"Девочки-сестры. Портрет Лизы и Даши Араповых"
"Девушка с серпом"
"Девушка со склоненной головой"
"Детский портрет"
"Евангелист Иоанн"
"Женский портрет" 1
"Женский портрет" 2
"Итальянка на балконе"
"Итальянка у источника"
"Итальянский разносчик"
"Мальчик со скрипкой"
"Нагорная проповедь"
"Нагорная проповедь"
"Портрет А.А. Олениной, в замужестве Андро де Ланжерон"
"Портрет Александры Михайловны Челищевой, рожденной Веригиной"
"Портрет Андрея Федоровича Карпова"
"Портрет В.Н. Львовой ребенком"
"Портрет Вишнюковой"
"Портрет Губониной"
"Портрет Е.А. Трегубовой"
"Портрет Е.Г. Анненковой"
"Портрет Е.Е. Муравьевой, рожденной Сафоновой"
"Портрет Е.И. Макаровой, дочери художника"
"Портрет Е.Л. Ховриной"
"Портрет Е.С. Казнаковой, рожденной Неклюдовой"
"Портрет И.И. Макарова, сына художника"
"Портрет М.А. Пушкиной"
"Портрет Марии Александровны Гартунг, рожденной Пушкиной"
"Портрет Марии Львовны и Софьи Львовны Перовских"
"Портрет Н.А. Пушкиной" 1
"Портрет Н.А. Пушкиной" 2
"Портрет Н.Д. Хвощинской"
"Портрет Н.Н. Пушкиной-Ланской"
"Портрет Н.П. Боголюбовой, рожденной Нечаевой"
"Портрет Н.П. Лошкаревой"
"Портрет Н. Самсоновой"
"Портрет Нюты"
"Портрет Ольги и Варвары Араповых"
"Портрет П.В. Карповой"
"Портрет Челищевой"
"Портрет Ю.Н. Зиновьевой, рожденной Батюшковой"
"Портрет архитектора Иосифа Степановича Каминского"
"Портрет генерал-майора Е.П. Самсонова"
"Портрет генерала Н.Г. Казнакова"
"Портрет графа Б.С. Шереметева в детстве"
"Портрет графа Бобринского ребенком"
"Портрет графа Бобринского ребенком"
"Портрет графа С.С. Шереметева в детстве"
"Портрет графини А.П. Зубовой, в замужестве боронессы Вольф"
"Портрет графини А.С. Шереметевой в детстве"
"Портрет графини Дарьи Васильевны Олсуфьевой"
"Портрет графини М.П. Толстой"
"Портрет графини М.С. Шереметевой в детстве (в замужестве Гудович)"
"Портрет двух детей (из семьи Толстых)"
"Портрет девочки в лодке"
"Портрет девочки"
"Портрет детей художника"
"Портрет императрицы Марии Александровны, жены Александра II"
"Портрет князя А.В. (?) Кочубея"
"Портрет мальчика в оранжевой рубашке"
"Портрет молодой женщины"
"Портрет неизвестного в синем сюртуке"
"Портрет неизвестного"
"Портрет неизвестной с девочкой"
"Портрет неизвестной" 1
"Портрет неизвестной" 2
"Портрет пожилой женщины в сером платье"
"Портрет семьи Черемисиновых"
"Прибытие государя на парад 15 мая 1883 года"
"Сельский пейзаж"
"Благословение Господне на вас» Семья Александра III перед Христом"
"Портрет Г.А. Пушкина, младшего сына поэта"
"Полетика Идалия Григорьевна"
"Портрет великой княгини Марии Николаевны (Президент Академии художеств с 1852 по 1876 г.)"
?
"Портрет неизвестной из семьи Шереметевых в белом платье"
"Портреты Натальи Николаевны Пушкиной-Ланской"
"Государь император"
"Евангелист Иоанн"
"Евангелист Лука"
"Евангелист Марк"
"Евангелист Матфей"
"Женская головка (Святая мученица)"
"Портрет А.В. Ступина"
"Портрет графа Павла Сергеевича Шереметева в детстве"
"Портрет И.С. Каминского"
"А.Д. Соломирская"
"Семейный портрет Ратьковских-Рожковых"
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования