16 июня 2013
Мещерский Арсений Иванович Meschersky Arseny. Автор: Донченко А.И.
(в альбоме 106 файлов)

Изобразительное искусство / Живопись / Пейзаж
Разместил: Донченко Александр

 

 

 

 

Мещерский Арсений Иванович 

 

Meschersky Arseny

 

(1834 - 1902)

 

 

 

Автор многочисленных самобытных пейзажей Арсений Иванович Мещерский родился в Вышневолоцком уезде Тверской губернии. Двадцатилетним юношей поступил в Академию художеств, где проучился три года под руководством Ф.А. Бруни, С.М. Воробьева, Т.А. Неффа. Чем-то не понравилось молодому художнику обучение в Академии — после трех лет пребывания в ней и получения за свою работу первой серебряной медали он за свой счет уезжает в Швейцарию, где становится учеником известного пейзажиста Калама. Влияние учителя на ученика было несомненным, но именно оно позволило А. Мещерскому выработать свой стиль в пейзаже.

 

 

 

 

 

В 1859 году художник присылает на суд Совета Академии конкурсную работу "Швейцарский вид", за которую получает золотую медаль и право пребывания за границей за казенный счет. Помимо Швейцарии он побывал во время командировок и в отечественном Крыму. Его пейзажи Швейцарии и Крыма пользовались большим успехом на академических выставках.

 

Официальное признание также не заставило себя ждать. В 1864 году А.И. Мещерский получил звание академика, а в 1876 — звание профессора пейзажной живописи. На холстах А.И. Мещерского запечатлены виды Крыма и Кавказа, Малороссии и окрестностей Петербурга. Зима и лесные чащи — любимые мотивы в творчестве художника. 

______________________

 

 

 

Все попытки проследить хотя бы основные этапы жизни этого художника наталкиваются на отсутствие каких-либо конкретных биографических сведений. 

 

Доподлинно известно лишь то, что Арсений Иванович Мещерский родился в 1834 году в Вышневолоцком уезде Тверской губернии. О родителях художника данных не сохранилось, однако существует версия, будто он, так или иначе, принадлежал знатному роду князей Мещерских. 

 

Повзрослев, Арсений Мещерский станет много ездить по России, постоянно выбираться за ее пределы. Он посетит Кавказ, Крым, Италию, Финляндию, Швейцарию... 

 

Юный живописец понимает, что путь к профессиональным занятиям живописью долог и тернист. Он уже осознает, что нужны знания, позволяющие понять веками выработанные другими мастерами традиционные приемы воплощения творческого замысла. Поэтому еще задолго до появления на пороге Императорской Академии художеств в Петербурге он пытается разобраться в технике живописи, учится выстраивать композицию картины, осознанно использовать колорит... Он уделяет много времени и сил рисунку. 

 

В юности Арсений Иванович с большой пользой для себя штудировал труды Иоганна Даниила Прейслера (1666-1737) – "Методику или теорию рисования", "Правила рисования цветов" и некоторые другие работы известного педагога. 

 

Еще учась в гимназии, Мещерский узнает о разнообразных рисовальных техниках. Спустя почти полвека, как он взял в руки кисть, в 1898 году, его сепию "Пинии" (1891) наряду с другими его же картинами приобретет только что открывшийся Русский музей императора Александра III. А на выставке в Гельсингфорсе, проводимой в 1893 году Обществом русских акварелистов, работы Арсения Мещерского, с большим мастерством выполненные средствами монохромной живописи, будут признаны одними из лучших. 

 

Арсений Иванович не без оснований считал себя в первую очередь "рисовальщиком" природы и не понимал тех собратьев по цеху, которые не уделяли рисунку должного внимания. Совершенное владение техникой рисунка прослеживается во всех работах Мещерского. 

 

Нет сомнений в том, что Арсений Иванович Мещерский, стремясь стать профессиональным живописцем, изначально прикладывал для этого немало усилий. После нескольких лет самостоятельных занятий живописью он стал подумывать о систематическом обучении. Для этого следовало поступить в Императорскую Академию художеств. 

 

Итак, в 1854 году, в двадцатилетнем возрасте, уже имея основательную художественную подготовку, Арсений Мещерский был зачислен вольноприходящим учеником в Императорскую Академию художеств. Учителями Мещерского стали Ф. Бруни, Т. Нефф, С. Воробьев. 

А Мещерский к тому времени и не был таким уж дебютантом, поскольку в следующем году уже участвовал в академической выставке. Представленные на ней два его пейзажа "Вид в окрестностях Ораниенбаума" и "Вид Петропавловской крепости" принесли художнику вторую серебряную медаль. 

 

Возможно, именно голландец Рейсдал с его уверенной правдивой кистью заметно повлиял на сложившуюся творческую манеру Мещерского, обозначаемую как академический романтизм, подвигнув его к более реалистическому взгляду на мир. 

 

Созданное через много лет полотно Мещерского "Дарьяльское ущелье" все еще хранило на себе печать классицизма с его неизменным идеалом облагороженной природы, четкой композиции, рациональным эффектом освещения. Но в ней уже явно присутствовали и черты, свойственные эпохе романтизма, благоговеющей перед дикими уголками природы: мрачными ущельями, суровыми скалами, бурлящими горными потоками и колдовскими лесными чащами. 

 

Пейзаж романтический более условный в трактовке мотива, более избирательный в выборе сюжета. Он отвергает голое и точное воспроизведение окружающего мира. Его задача – везде, даже в самом неприглядном захолустье, выявлять скрытую от торопливого поверхностного взгляда красоту и через нее благотворно влиять на эстетическую природу человека. 

 

Многие из произведений, принадлежавших Академии художеств, пополнили затем фонды открывшегося в 1898 году Русского музея императора Александра III, а также других, широкоизвестных галерей. Среди этих картин оказались и два пейзажа А.И. Мещерского. 

 

Один из них – "Нарвский рейд" (1890). Вторым пейзажем, отобранным для экспозиции Русского музея, был "Ледоход" (1869). Надо заметить, что тремя годами ранее "Ледохода", а именно в 1866 году, А.И. Мещерским был написан "Зимний вечер в Финляндии". 

 

Итак, Мещерский, пребывая в стенах Академии, попасть в которую ранее так стремился, теперь не мог не чувствовать, что его мировосприятие часто не совпадает с тем, что декларируется преподавателями во время занятий. К тому же он не собирался становиться портретистом, осваивать исторический жанр или же посвящать себя религиозной тематике. Его страстью давно стал пейзаж. 

 

В пользу того, что Мещерский пришел в Академию уже довольно зрелым мастером, свидетельствует и тот факт, что, учась в ней, он сам дает уроки начинающим художникам. Педагогической деятельностью Арсений Иванович Мещерский занимался практически всю свою жизнь. Разочаровавшись в академических учителях, Мещерский будет стремиться стать для учеников таким, каким хотел бы видеть своего творческого наставника. Хотя было бы несправедливо утверждать, что такого наставника не было у него вообще. Он был и при том сыграл немалую роль в жизни Мещерского. Это – швейцарский живописец и график, почетный вольный общник (член-корреспондент) Петербургской Академии художеств Александр Калам (1810-1864). 

 

Отношение к нему тех, кто его знал, было неоднозначным. От экзальтированного восхищения до ниспровержения недавнего идеала. И, тем не менее, работы швейцарского художника закупались Академией, поскольку копирование его произведений было обязательным для всех учеников. 

 

Александр Калам, в отличие от большинства своих коллег, был внимателен и чуток к ученикам, деликатно и доброжелательно обращал внимание на их промахи и откровенно радовался успехам своих подопечных. Он умел найти индивидуальный подход к каждому, что было невиданной роскошью по тем временам, особенно среди иностранных преподавателей. 

 

Именно Александр Калам "влюбил" Мещерского в величественные горные пейзажи Швейцарии, романтически суровую природу Финляндии. Картина "Зима. Ледокол" будет признана одной из наиболее значительных в его творчестве. Во многом перекликается с ней более поздняя работа "Заготовка льда". 

 

1857 год приносит Арсению Мещерскому новую удачу. За картину "Утро в окрестностях города Фридрихсгамена" Академия художеств награждает его первой серебряной медалью. Это большой успех молодого художника. 

 

В этом же году Мещерский решает на время оставить занятия в Академии и на собственные средства, а по другим сведениям – на деньги своего высокопоставленного покровителя, отправляется для дальнейшего усовершенствования в живописи в Швейцарию. 

 

Эта поездка стала для Мещерского поистине судьбоносной. В Женеве он много работает и спустя год, в 1858 году, просит Совет Академии разрешить ему писать за границей на вторую золотую медаль. У него уже готов небольшой эскиз сепией "Вид в Савойе", по которому он предполагает создать одноименную картину. Но ему было отказано в этом, так как в то время программы на медали, по академическим правилам, должны были писаться в Петербурге. 

 

И все же за представленную на Академической выставке 1859 года исполненную в Швейцарии картину "Швейцарский вид (Льды в Ландеке)" Мещерский получает даже не вторую, а сразу же первую золотую медаль, звание классного художника и право на заграничное пенсионерство. 

 

И вот летом 1860 года он отправляется в путь, мечтая окунуться в привычную для него атмосферу огромной мастерской в одном из старинных особняков на тихой женевской улочке. Довольно замкнутый по натуре, Арсений Иванович легко общается со своим учителем Александром Каламом, ставшим ему за это время душевно близким человеком. 

 

Путь в Швейцарию лежит через многочисленные остановки в Одессе, Константинополе, городах Италии. 

 

Из-за границы Арсений Иванович одну за другой отправляет новые картины. В 1860 году, едва успев приехать в Женеву, он пишет "Вид в Оберланде" и "Вид Женевы" которые тут же экспонируются на выставке в Академии. В 1861 году там же были показаны "Закат солнца" и "Вид на южном берегу Крыма". А в 1863 – пять швейцарских видов, "Буря в Альпах" и "Вид в Крыму". 

 

В эти же годы Мещерский посещает Германию, не один день проводит в Дрезденской картинной галерее у полотен Рубенса, Вермера, Рейсдала, Рафаэля. 

 

В 1864 году А.И. Мещерский возвращается в Россию и отныне живет в Петербурге, лишь время от времени совершая поездки в Финляндию, Прибалтику и на Кавказ. В этом же году он представляет на суд Совета Академии свои новые картины "Утро на южном берегу" и "Вид в окрестностях Луги". И вскоре "за отличные познания в художествах" получает звание академика пейзажной живописи. 

 

1867 год знаменателен тем, что А.И. Мещерскому поручено сопровождать великого князя Алексея Александровича в его кругосветном путешествии. 

 

В 1876 году за свое полотно "Вид у истоков Риона" Мещерский удостаивается звания профессора. Как обычно он много и плодотворно работает. Его пейзажи приобретаются для императорских дворцов, охотно раскупаются посетителями художественных салонов и выставок. 

 

Арсений Иванович вновь посещает Феодосию, Керчь, Владикавказ, наведывается в Дарьяльское ущелье, Чечню. Там он пишет ряд картин, а также делает множество этюдов и дорожных зарисовок. 

 

В конце 1870 – начале 1880-х годов Мещерский регулярно участвует в академических выставках в созданном при Академии Обществе выставок художественных произведений. 

 

По свидетельству современников 1879 год чуть ли не стал роковым в судьбе художника. Как-то после одного из поздних визитов Мещерскому пришлось в непогоду по глухим улицам и переулкам окраины города возвращаться домой пешком. В результате такой вынужденной прогулки Мещерский сильно простудился и слег. Пневмония не отпускала его из своих тугих душных объятий почти два месяца. Болезнь изнурила тело, но укрепила дух и творческий потенциал художника. Одна за другой появляются новые работы, отмеченные обостренным восприятием окружающего мира, его величия и в то же время доверительной открытости человеческой душе. 

 

Мещерский пишет ряд картин, воспевающих как скромную прелесть средней полосы России, так и знойную красоту средиземноморской природы. Это и "Южный пейзаж" (1880), и "Закат солнца в лесу" (1880), "У лесного озера" (1884) и "В кочках" (1889). 

 

Еще одна организация, в деятельности которой принимал участие Арсений Иванович Мещерский, называлась Общество для вспомоществования сиротам и семействам художников, требующих призрения. Арсений Иванович Мещерский был также первым председателем и постоянным экспонентом Санкт-Петербургского общества художников. Кроме того, Мещерский был действительным членом Общества русских акварелистов и участвовал в проводимых им периодических выставках. И это еще не весь перечень обществ и других организаций, в которых состоял Арсений Иванович Мещерский, отдавая свое время и силы на благо развития русского искусства. 

 

С успехом демонстрировались пейзажи Мещерского на Всемирных выставках, проходивших в Лондоне, Париже и Вене. 

 

В 1883 году в Петербурге состоялась выставка произведений Арсения Мещерского и портретиста И.К. Макарова. 

 

Мещерский дважды участвовал в выставках передвижников. Первый раз в 1884 году, затем – в 1885-м, когда на суд зрителей были выставлены два его пейзажа "Февральское утро" и "Утро в Малороссии". 

 

Спустя пять лет, в 1900 году, его персональная выставка состоялась в Москве. 

 

В 1886 году "за особые труды на художественном поприще" А.И. Мещерский был награжден орденом Анны третьей степени. В 1898-1899 годах он побывал в Турции, на Афоне и на некоторых островах Греческого архипелага, вновь посетил Италию и Швейцарию. Это была его последняя поездка. 

 

Арсений Иванович Мещерский, отдавая предпочтение масляной живописи, тем не менее сделал множество сепий, в течение многих лет сотрудничая с журналами "Живописное обозрение" и "Гусляр". Его интересовала также техника гравюры. 

 

В середине ноября 1902 года в суворинской газете "Новое время" среди многочисленной рекламы, появился некролог, сообщающий о том, что "13 ноября скончался от астмы Арсений Иванович Мещерский, профессор пейзажной живописи, некогда пользовавшийся большой популярностью в художественном мире Петербурга... Наиболее удавались ему горные пейзажи и зимние мотивы".

 

По материалам: Арсений Мещерский Т.Пономарева. Белый город. 2007

www.art-catalog.ru

Источник: http://www.rodon.org/art-071206182104

______________________

 

 

 

Юность

 

 

 

Далеко – далеко, за многочисленными горами и лесами, среди холмов и обширных равнин Северо-запада России текут прохладные воды речки Мета. В конце пути реки синее-синее озеро Ильмень. Еще с давних времен озеро славилось своим богатством рыбных запасов. Истоки же свои Мета берет в Тверской области, омывая старинный город Вышний Волочок. «Волоком» местные жители называют сухую часть пути между двумя реками, через которую приходилось перетаскивать лодки и поклажу, ведь в те времена в России каналов еще не существовало.

 

Именно здесь купцы, спешащие на ярмарку, переплавляли свои суда набитые товаром. Вообще же издревле сквозь Вышний Волочок тянулись торговые обозы до самого Новгорода. По таким же путям давным-давно путешествовал и певец и гусляр Садко, легендарный герой новгородской былины. Можно предположить, что не раз истории о Садко рассказывали мать и няня маленькому мальчику – уроженцу этих мест Арсению Мещерскому, который позже стал русским живописцем.

 

Очень жаль, но тщетными оказались попытки проследить хотя бы основные этапы жизни этого художника. Нам не удалось попасть в глубинное пространство его свершившейся судьбы, которая каждого наталкивала на удивительное, почти мистическое отсутствие каких-либо конкретных биографических сведений. Именно судьба помогла каждому из почитателей живопись этого художника сформировать для себя самостоятельно, через картины лучше понять самого творца, а также его художественную манеру и выбор тем. Но сам художник закрыл для любопытных потомков двери своего дома с кипящими в нем страстями, со всеми значительными и мимолетными событиями, касающимися его души.

 

Только лишь в распахнутых окнах оставил на людское обозрение полотна созданных им картин, доверив одушевленным сердцем и кистью холстам скупо свидетельствовать о том, о чем хотели бы узнать почитатели его таланта. Известным остается лишь то, что Арсений Иванович Мещерский родился в 1834 году в Вышневолоцком уезде Тверской губернии. Сведений о родителях не сохранилось. Но бытует мнение, что так или иначе живописец принадлежал к знатному роду Мещерских.

 

Великолепие местной природы поражает самое сильное воображение. Здесь есть все – и смешанные леса, и сосновые боры на песках, и бесконечные озера, и полыхающие разноцветьем поляны, и летние луга и колосящиеся поля. Это не могло никак не отразиться на творчестве маленького мальчика в то время. В этот период Арсений берется за карандаши, краски. Юношей руководит творческая интуиция, которая присуща многим художникам, а также наставления первого учителя.

 

Мальчик делает первые наброски. Имя первого учителя мальчика так и осталось загадкой для историков. Стоит заметить, что повзрослевший Мещерский совершает путешествия по России, а также довольно часто уезжает за ее пределы. На протяжении всей своей жизни Арсений посетит Кавказ, Крым, Италию, Финляндию, Швейцарию. Также стоит заметить важный факт в его биографии – ему поручат сопровождать великого князя Алексея, сына императора Александра II, во время кругосветного путешествия в 1867 году.

 

Те впечатления, которые на протяжении всей жизни остались сильными, отразились во многих картинах Мещерского. Именно эти впечатления позже подтолкнут Арсения Мещерского к созданию полотна «Вечера в Пинских болотах». Картина с величавыми деревьями и беспредельной перспективой заболоченной местности поражаем самого требовательного критика. Также поражают своей красотой пейзажи Мещерского - «Туманное зимнее утро» и «Тихая заводь».

 

Эти уголки природы средней полосы России поражают своей завораживающей красотой, которая возникает из под земли и не отпускает от себя не на шаг, позволяя наслаждаться полотном вечность. Отличный пример всему сказанному выше - многократно используемый А.И. Мещерским «мотив русского поля». В начале 1883 года Арсений пишет картину «Ржаное поле у лесной дороги», позже, в 1890 году написана другая картина - «Рожь». Но у этого живописца1) Художник, занимающийся живописью. Живопись - это вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую основу; созданием изображения с помощью цифровых технологий; а также произведения искусства, выполненные такими способами. Наиболее распространены…

 

Подробнее >> есть и другие работы, например «Поле ржи», на картине изображена процессия со священником, который освящает урожай перед жатвой. Если сравнивать несколько мотивов картины, то можно представить себе, что имел в виду художник, также можно определить развитие творческий мысли самого автора картины. Но все эти полотна автор напишет намного позже. А пока он лишь наслаждается пьянящим воздухом июльского разнотравья, то дрожа от осенней сырости, то согревая дыханьем окоченевшие на морозе пальцы, он пишет этюд за этюдом, расстраиваясь из-за того, что солнечный свет так переменчив. Молодой живописец лишь начинает изучать и осваивать секреты письма на пленэре. Именно по этой причине от него ускользают цветовые эффекты, и он впадает в отчаянье.

 

 

 

Первые шаги

 

 

Собрание Третьяковской галерее с каждым годом все сильней и сильней пополнялось первоклассными работами известных авторов и начинающих мастеров. Среди них можно отметить превосходные работы Рубенса, Тициана, Рембрандта, Паоло Ве-ронезе, Адама Пейнакера, Яна ван дер Хейдена.

 

Не стоит говорить о том, что взгляд молодого художника Мещерского мог пройти мимо «Скандинавского пейзажа» (1647) Алларта ван Эвердингена, а также полотен Якоба ван Рейсдала «Горный пейзаж» (1670) и «Водопад в Норвегии» (конец 1660-х).

 

Один известный французский искусствовед и пейзажист Эжен Фромантен в своей книге Старые мастера, писал о Рейсдале такое: «То, что природа рассеивает, он сосредоточивает в единстве линий, цветов, валеров, зрительных эффектов. Он замыкает все это в своей мысли так же, как хочет, чтобы оно было замкнуто в четырех углах полотна. Его глаз обладает свойством камеры-обскуры: он сокращает, убавляет свет, сохраняя точное соотношение форм и колорита(от латинского color — цвет, краска).

 

1) Система цветовых сочетаний в произведениях изобразительного искусства, представляющая определённое единство и эстетически преобразующая неповторимое многообразие действительности. 

 

Подробнее >> предметов».

 

Можно предположить, что именно этот автор повлиял на становление Мещерского, как художника и живописца. Ведь именно в его работах можно заметить правдивую кисть, а также творческую манеру, которую позже можно проследить у Мещерского. Такой стиль позже стали обозначать, как академический романтизм, который подвигнул Мещерского к более реалистичному взгляду на мир.

 

Художник нелегко освобождался от балласта рутинных приемов, подчиненных жестким условностям академической схемы, которая, впрочем, не во всем была так уж плоха. Во всяком случае, она не закрывала для талантливой личности возможность творческого развития. Через много лет Мещерским будет создано полотно под названием «Дарьяльское ущелье», в котором можно заметить нотки классицизма с его неизменным идеалом облагороженной природы, четкой композиции, рациональным эффектом освещения.

 

Также в этой картине присутствуют черты, которые являются характерными для эпохи романтизма, потому что здесь нельзя не заметить благоговеющей перед дикими уголками природы: мрачными ущельями, суровыми скалами, бурлящими горными потоками и лесными колдовскими чащами. Также нельзя было обратить внимание и на то, что над «Ущельем» уже витал исследовательский дух Теодора Руссо, этого реалиста, главы барбизонской школы, стремящегося проникнуть в самую суть вещей.

 

Кроме Эрмитажа отличные картины можно было найти и в коллекциях Академии художеств. Она располагали работами А.И. Антропова, В.Л. Боровиковского, О.А. Кипренского, К.П. Брюллова, А.Г. Венецианова и других признанных мастеров кисти, у которых было чему поучиться художнику. Одна из картин Мещерского «Дерево над оврагом» чем-то неуловимо соприкасается с известной работой Карла Брюллова «У Богородицкого дуба», которая была написана в 1835 году.

 

Стоит сразу отметить, что названия произведений мастеров различны, также не схож жанр и сюжет. Но довольно трудно не заметить явное композиционное созвучие, а также эмоциональное сходство основного мотива.

 

На обоих полотнах на первый планах можно заметить многовековые деревья, кряжистость мощных стволов и бугристая извитость корней которых как бы символизируют преодоление ниспосланных испытаний, коим подвержено все живое на земле.

 

Создается впечатление как – будто эти многолетние дубы проросли в вечность, как будто бы оттуда они шелестят своими зелеными листьями. Пейзаж романтический более условный в трактовке мотива, более избирательный в выборе сюжета. Он отвергает голое и точное воспроизведение окружающего мира. Его задача - везде, даже в самом неприглядном захолустье, выявлять скрытую от торопливого поверхностного взгляда красоту и через нее благотворно влиять на эстетическую природу человека.

 

Многие из полотен, которые ранее принадлежали Академии художеств, позже перешли во владения открывшегося позже, в 1898 году Русского музея императора Александра III, а также других известных галерей. Среди всех этих полотен оказалось и две работы Мещерского.

 

Одной из картин оказалось полотно - «Нарвский рейд», которое было написано в 1890 году. Композиция этого полотна является довольно простой. Слева на низкий песчаный берег, поросший редкими кустиками старой травы, вытащены лодки и рыбачьи снасти. По морю скользит парусное судно, над водой летят чайки, а вдали высятся здания Нарвы.

 

Ветер в поднебесье подгоняет жемчужно-серые облака. Заканчивается серый, переборовший ненастье день. Здесь же можно заметить и солнце, которое направляется к закату, но не перестает оставлять свои блики на волнах.

 

Благодаря выверенной перспективе далекого берега, верно переданному ритму движения прибоя и облаков, пейзаж «Нарвский рейд» создает у зрителя ощущение большого простора, стоит лишь раз взглянуть на картину. Картина довольно сложна по колориту, но здесь точно изображена передача настроения. Именно эта картина считается одной из лучших в творческом наследии А.И. Мещерского.

 

Вторым пейзажем, который был специально отобран для Русского музея, стал «Ледоход», написанный Мещерским в 1869 году. Здесь художник тонко уловил момент весеннего пробуждения природы. Теснятся, гонимые течением реки, глыбы льда. Среди этих грубых осколков зимы просматривается заиндевелая лодка.

 

Над водой беспокойно кружит стая птиц. Внезапно на горизонте сумрачное небо озаряется оранжевой полосой заката и бросает розовые, желтые, красноватые вспышки света на торосы, на заснеженный корпус заброшенного суденышка. Смотря на всю эту красоту нельзя не чувствовать уловимый драматизм в набирающем силу движении реки.

 

Также стоит упомянуть, что за три года до написания этой картины Мещерский пишет «Зимний вечер в Финляндии». На первый взгляд обе картины имеют много общего. Здесь можно найти и зимние сумерки, скованная холодом земля и вода, попавшая в ледяной плен лодка и даже идущие справа отсветы закатного солнца.

 

Но в «Зимнем вечере» не удается найти ту энергию пробуждения природы. Атмосфера этого полотна не оглашается ни возбужденным криком птиц, ни грохотом ломающихся льдин, повсюду царит смиренное безмолвие сурового северного края.

 

Пологий холм справа кое-где покрыт сияющей белизной не тронутого оттепелью снега, на котором проступают нежно-бирюзовые рефлексы, исходящие от расплывшейся на какое-то мгновение в воздухе небесной синевы.

 

Интересно, что зрителю не удается увидеть это, он может угадать это лишь по рефлексам. Возвышающийся на переднем плане, вросший в землю громадный камень стягивает на себя центр картины, но не удерживает его, отпускает и оставляет чуть позади, на плоской светящейся инеем поверхности небольшого валуна. Сумрачное вечернее небо можно увидеть отраженным в озере талой воды в нижнем краю полотна.

 

Пространство холста словно сковано предстоящими долгими холодами, заранее придающими некоторую жесткость всему пейзажу. Мещерский на протяжении долгого времени пытался попасть в Академию для того, что учится. Но как только он там оказался, на него сразу стали действовать некие силы. Он часто замечал, что его мнение часто не совпадает с тем, что декларируется преподавателями во время занятий.

 

Также он не хотел быть портретистом, или просто осваивать исторический жанр или же посвящать себя религиозной тематике. У него давно было мечта – стать пейзажистом. Тогда стоит задать вопрос: чему в этом случае мог научить его беспомощный и завистливый Сократ Максимович Воробьев? И какие перспективы открывал перед ним придворный портретист Нефф?

 

Все вышеперечисленные личности были слишком зациклены на своих персонах. В похожей ситуации оказался и начавший посещать в 1849 году академические классы Павел Петрович Чистяков. Стоит упомянуть, что он являлся земляком Мещерского, поскольку тоже родился в Тверской губернии. Он был сыном крепостного крестьянина, ему с трудом приходилось собирать необходимую сумму, чтобы добраться до Петербурга.

 

С огромным прилежанием, занимаясь в Академии, он, однако, вскоре разочаровался в своих маститых наставниках, тяготеющих к устаревшим приемам обучения, к рутине и догмам, и с горечью окрестил себя «ничейным» учеником. Впоследствии Чистяков стал одним из самых известных художников и отличных педагогов. Чистяков создал уникальную в своем роде систему воспитания тех, кто решил посвятить себя искусству.

 

Арсения Мещерского и Павла Чистякова никогда не связывали крепкие узы дружбы, и все же оба испытывали взаимную симпатию, глубокое уважение и постоянный интерес к творчеству друг друга. Так, увидев экспонировавшиеся в 1876 году на первой выставке Общества выставок пейзажи Мещерского «Озеро Эзель-Ам в Чечне», Чистяков поспешил сообщить П.М. Третьякову: «Из пейзажей отличились Мещерского разве». Шишкин и Репин, которые пришли в Академию художеств несколько позже высоко Оценивали все то положительное, что давала им Академия, как уникальное учебное заведение. Но все же они не могли не заметить и плохие стороны в этом.

 

Позже с своей книге Репин напишет такие слова: «В середине 60-х годов Академия была... закоптелой и душной. Ее грязные холодные коридоры и темные шинельные имели казарменный вид. Там нестерпимо ел глаза запах миазмов от неудобств старого закала. Только в начале да в конце коридора светилась точка у стены, а посередине огромного узкого пространства приходилось шагать, высоко поднимая ногу, чтобы не споткнуться о полено, оброненное истопником. Почти ощупью добираешься до аудитории».

 

Также он пишет, что «стоило ученикам приступить к делу, как все эти неприятности отходили на второй план: «Тишина была такая, что скрип ста пятидесяти карандашей казался концертом кузнечиков, сверчков или оркестра малайских музыкантов».

 

Но стоит отметить, что временные неудобства были ничем по сравнению с огромным желанием учиться, которым обладали почти все студенты Академии. Они стремились к получению хорошего образования, дающего возможность в дальнейшем профессионально заниматься любимым делом.

 

Стоит отметить, что Мещерский пришел в академию уже довольно зрелым человеком и мастером, поэтому он часто давал уроки еще только начинающим художникам. Известно, что его подопечным в то время был один из будущих основоположников русской реалистической исторической живописи Вячеслав Григорьевич Шварц, а также некоторые из друзей Шварца по Александровскому лицею.

 

Стоит упомянуть, что Арсений Иванович Мещерский занимался педагогической деятельностью практически всю свою жизнь. Но он делал это не по причине отсутствия банальных средств к существования, ведь преподавание помогала ему заработать на жизнь. Разочаровавшись в академических учителях, Мещерский будет стремиться стать для учеников таким, каким хотел бы видеть своего творческого наставника.

 

Хотя не стоит говорить о том, что у Мещерского не было наставников вообще. Наставник у Мещерского был и сыграл не мало важную роль в его творчестве и жизни. Это - швейцарский живописец и график, почетный вольный общник (член-корреспондент) Петербургской Академии художеств Александр Калам (1810-1864). Отношение к этому человеку у большинства людей было не однозначным. Люди относились к нему от экзальтированного восхищения до ниспровержения недавнего идеала.

 

Тот же Шишкин в разные времена писал, после приобретения со своими друзьями на сэкономленные деньги два офорта Калама: «С каким торжеством молодые художники принесли купленные оттиски! Поставив их на стулья... почти всю ночь простояли перед ними на коленях, рассматривая и изучая их». После нескольких лет он писал: «Калам очень плох».

 

Эти слова написал Шишкин в своем дневнике, когда совершал заграничную поездку, он посчитал, что классицистический романтизм швейцарца слишком уж рассудочен, а его полотна, лишенные подлинных эмоций, отдают фальшью.

 

Да, этот человек был довольно непростой личностью. Брюллов однажды снял шляпу и низко поклонился, застыв в восхищении перед его полотнами. А Лев Жемчужников, наблюдавший за работой швейцарского художника в его женевской мастерской, разочарованно заметит: «Я всматривался в его технику: на палитре лежали тщательно подготовленные тоны неба, деревьев, травы, камней, воды. Он брал тот или иной тон, и работа его шла непрерывно, как по нотам... я чувствовал, как жар мой постепенно остывал, и заученная его манера мне опротивела. Я простился, ушел и более не приходил к Каламу; работы его перестали интересовать меня».

 

С Львом Жемчужниковым был согласен и историк искусства А.А. Сидоров. Он не раз говорил, что облегченная, становящаяся эклектичной и условной трактовка пейзажа - гор, озер, деревьев неведомых пород, живописных полухижин — не могла не вызывать критики.

 

Но существует такой факт, что работы этого автора закупались Академией, поскольку копирование его произведений было обязательным для всех учеников. Перед многими стоит лишь один вопрос: что же именно заставила уже зрелого Мещерского выбрать себе в наставники такого человека?

 

Стоит отметить, что именно Александр Калам, в отличие от большинства своих коллег, был внимателен и чуток к ученикам, деликатно и доброжелательно обращал внимание на их промахи и откровенно радовался успехам своих подопечных. Этот педагог умел найти необходимый подход к каждому своему ученику. Этот факт был роскошью по сравнению с теми преподавателями, который были привезены из-за границы.

 

Также стоит отметить, что большинство злых речей в адрес этого педагога были вовсе не обоснованы. Александр Калам, несмотря ни на что, продолжал восхищать современников романтикой своих произведений, посвященной суровой альпийской природе. Метод его работы очень импонировал Мещерскому. Скорее всего их характеры и взгляды на жизнь совпадали.

 

 

Источник: http://mesherskiy.ru/biografy/

 

 

 

 

« вернуться

Рейтинг 238 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 106 из этого альбома
"Альпийская река"
"Альпийский пейзаж" 1
"Барки на берегу"
"В горах (Сумерки в горах)"
"В кочках"
"Вечер в Финляндии"
"Вечер"
"Вид Иверского монастыря на Афоне"
"Вид в Крыму"
"Вид турецкого города"
"Водопад" 1
"Водопад" 2
"Возле моря. Пейзаж с изгородью"
"Горная река"
"Горная речка на Кавказе"
"Горная тропа"
"Горное озеро" 1
"Горное озеро" 2
"Горный пейзаж" 1
"Горный пейзаж" 2
"Горный пейзаж" 3
"Горный поток"
"Горный ручей"
"Гроза надвигается"
"Грот на берегу моря"
"Дарьяльское ущелье"
"Дерево над обрывом"
"Заготовка льда"
"Заросший пруд" 1
"Заросший пруд" 2
"Зима. Ледокол"
"Зимний вечер в Финляндии"
"Зимний пейзаж с мостиком"
"Зимний пейзаж"
"Кавказ" 1
"Крепость в горах"
"Крымский пейзаж"
"Ледоход"
"Лес в солнечный день"
"Лес у моря. Крым"
"Лесной пейзаж с валунами"
"Лесной пейзаж с ручьем"
"Лесной пейзаж"
"Лесные дали"
"Летние травы"
"Лунная ночь. Тишина"
"Морской вид"
"Морской пейзаж" 1
"Морской пейзаж" 2
"Морской пейзаж" 3
"Мостик через речку. Летний день"
"На берегу. Солнечный день"
"На реке"
"Пейзаж с озером" 1
"Нормандия"
"Обрывистый берег. Сосны"
"Озеро Эзель-Ам в Дагестане"
"Озеро в горах" 1
"Озеро в горах" 2
"Озеро в горах" 3
"Парк в Сестрорецке"
"Парусник в море"
"Парусное судно при солнечном закате"
"Пейзаж с елями"
"Пейзаж с козами"
"Пейзаж с озером" 2
"Пейзаж с рыбацкими лодками"
"Пейзаж" 1
"Пейзаж. Дорога в поле"
"Пейзаж. Солнечный день"
"Перед грозой"
"Подень в лесу"
"Поля"
"Прибой"
"Прибрежный пейзаж"
"Приморский пейзаж"
"Река в горах Швейцарии"
"Рожь"
"Сельский пейзаж"
"Скалистый берег"
"Солнечный день" 1
"Солнечный день" 2
"Сосны на берегу моря"
"Тихая заводь"
"Тропинка в лесу"
"Пейзаж с домом"
"Кавказ" 2
"Вид на реку"
"Зимний закат"
"У воды"
"У лесного озера"
"Пейзаж" 2
"Шалаш в лесу"
"Пейзаж" 3
"Летний пейзаж" 1
"Южный пейзаж"
"Летний пейзаж с рекой"
"Летний пейзаж" 2
"Альпийский пейзаж" 2
"У берега"
"У родника"
"Ущелье"
"Швейцарский вид"
"Швейцарский пейзаж"
"Закат"
"Сосна"
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования