17 июня 2013
Митрохин Дмитрий Исидорович Dmitry Mitrokhin. Автор: Донченко А.И.
(в альбоме 103 файлов)

Изобразительное искусство / Графика / Станковая
Разместил: Донченко Александр

 

 

 

 

Митрохин Дмитрий Исидорович 

 

Dmitry Mitrokhin

 

(1883 - 1973)

 

 

 

Д. И. Митрохину посчастливилось прожить не одну, а целые три самостоятельные творческие жизни, и каждая из них была полноценна и по-своему прекрасна.

 

 

 

 

 

Первая началась еще в детстве, когда он, родившийся в глухой провинции, в семье мелкого служащего, воспылал желанием стать художником книги. С этой целью он поступил в МУЖВЗ (1902), два года спустя сменил его на СХПУ, но убедился в том, что нужные ему навыки графического мастерства все-таки придется вырабатывать самостоятельно.

 

Тут ему помогли впечатления от поездки в Париж, но главным ориентиром служила графика мастеров "Мира искусства". Вот почему он в 1908 г. перебрался в Петербург, где попал в столь желанную художественную среду. Тут он быстро обратил на себя внимание, проиллюстрировав несколько детских книжек, в том числе "Маленького Мука" В. Гауфа (1912), "Роланда-оруженосца" В. А. Жуковского и "Баржу" Р. Густафсона (обе 1913). Каждая из них была образцовой по безукоризненности графического стиля и единству рисунков, надписей и орнамента.

 

К Митрохину пришло признание, а с признанием - многочисленные заказы, которые он исполнял добросовестно и увлеченно, не раз превращая рядовые обложки в произведения утонченной графики. Вместе с Г. И. Нарбутом и С. В. Чехониным он определял высокий уровень русского книжного искусства в канун революции.

 

 

 

 

 

Книжная графика оставалась в центре его интересов и после революции, несмотря на то что круг его занятий заметно расширился: с 1918 г. он стал хранителем и заведующим отделением гравюр и рисунков Русского музея и занимался преподаванием. Продолжая при этом делать обложку за обложкой, он развивал свой стиль, постепенно освобождая его от чрезмерной узорности и подчиненности выработанному канону; в этом ему помогали усиленные занятия рисованием с натуры. Он вернулся к детской книге, много работал в журналах.

 

Но со временем направление его творческих интересов начало меняться. Еще в середине 1920-х гг. Митрохина заинтересовали возможности печатных графических техник, и книжная графика мало-помалу отступила на второй план. В каждой из осваиваемых им техник он показал себя как талантливый и уверенный мастер. 

 

Сначала это была гравюра на дереве, потом литография и, наконец, гравюра на металле (резцом и сухой иглой) - утонченная и ставшая довольно редкой в XX в. техника. В ней он добился самых впечатляющих результатов и вырос в одного из наиболее крупных и своеобразных мастеров станковой гравюры.

 

В своих маленьких камерных пейзажах, изображавших обычно тихие уголки Ленинграда и старого парка на Елагином острове, он выступил в новом качестве - как внимательный и лиричный наблюдатель, способныи опоэтизировать непритязательные жизненные мотивы и поднять их до уровня высокого искусства. Новые перемены в творчестве Митрохина, с 1943 г. жившего в Москве, зародились сами собою. В конце 1940-х гг. ему, теряющему силы, пришлось расстаться с гравюрой, а десять лет спустя - и с книжной графикой.

 

Все более сковываемый преклонным возрастом и болезнями, замкнутый пределами своей квартиры, но по-прежнему обуреваемый неукротимой жаждой творчества, он нашел выход в том, что еще пока было доступно, - в простом карандашном рисунке, часто слегка подцвеченном акварелью. Сотни этих небольших (обычно не более открытки) рисунков стали свидетельством феноменальной творческой молодости художника, вошли в классику отечественного искусства XX в.

 

 

 

 

« вернуться

Рейтинг 30 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 103 из этого альбома
"Обложка к балладе В.А.Жуковского «Кубок»"
"Обложка к трагедии Ф. Шиллера «Дон Карлос»"
"На Малой Невке"
"Мост"
"Орех и два яблока"
?
"В сквере"
"Жуковский В.А. «Кубок»"
Без названия
Без названия
Без названия
Без названия
"Бей насмерть"
"Айва и груша"
"Вид с корабля"
"Розы"
"Корабль призрак. Обложка книги"
"Корабль призрак. Иллюстрация" 1
"Корабль призрак. Иллюстрация" 2
"Корабль призрак. Иллюстрация" 3
"Корабль призрак. Иллюстрация" 4
"Жизнь Альмансора. Иллюстрация" 2
"Жизнь Альмансора. Иллюстрация" 3
"Жизнь Альмансора. Иллюстрация" 4
"Жизнь Альмансора. Фронтиспис книги"
"Жизнь Альмансора. Обложка книги"
"Жизнь Альмансора. Иллюстрация" 1
"Маленький Мук. Иллюстрация" 1
"Маленький Мук. Иллюстрация" 2
"Маленький Мук. Иллюстрация" 3
"Маленький Мук. Иллюстрация" 4
"Маленький Мук. Обложка книги"
"Земной глобус папы". Иллюстрация" 1
"Земной глобус папы". Иллюстрация" 2
"Земной глобус папы". Иллюстрация" 3
"Земной глобус папы". Фронтиспис книги"
"Земной глобус папы". Обложка книги"
"Иллюстрация к басне «Ребята своевольные»"
"Иллюстрация к басне «Зеленый осел»" 1
"Иллюстрация к басне «Зеленый осел»" 2
"Иллюстрация к басне «Дворовая собака»"
"Басни". Фронтиспис книги"
"Басни". Обложка книги"
"Спор". Фронтиспис книги"
"Спор". Обложка книги"
"Спор". Иллюстрация" 1
"Спор". Иллюстрация" 2
"Спор". Иллюстрация" 3
"Спор". Иллюстрация" 4
"Кубок". Фронтиспис книги"
"Кубок". Обложка книги"
"Кубок". Иллюстрация" 1
"Кубок". Иллюстрация" 2
"Кубок". Иллюстрация" 3
"Кубок". Иллюстрация" 4
"Виноград" 1
"Ананас"
"Ваза"
"Виноград" 2
"Груша"
"Орехи"
?
"Айва"
"Рыбка" 1
"Стакан"
"Ветки"
"Окно"
"Двор"
"Занавеска" 2
"Занавеска" 1
"Ню"
"Люди"
"Платье"
"Скрипачка"
"Лошадь"
"Мальчики"
"Репейник"
Без названия
"Иллюстрация к повести Н.В. Гоголя «Невский проспект»"
"Пейзаж с мостом"
"На берегу реки"
"Лилия"
"Улица в Ейске"
"Натюрморт со статуэткой Будды"
"Лодки"
"Пивная (торговки)"
"В порту"
"Натурщица и манекен"
"Три груши и яблоко"
"Фруктовая лавочка"
"Футболист"
"Ирисы"
"Аптечное стекло"
"Портрет. А. Шмидт"
"Тюльпан"
"Рыбка" 2
"Груши"
"Пижма"
"Сливы"
"Яблоко"
Без названия
"Сатирический сюжет"
"Виньетка"
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования