20 июня 2013
Моисеенко Евсей Евсеевич Moyseenko Evsej. Автор: Донченко А.И.
(в альбоме 205 файлов)

Изобразительное искусство / Живопись / Реализм
Разместил: Донченко Александр

 

 

 


Моисеенко Евсей Евсеевич 

 

Moyseenko Evsej

 

(1916 - 1988)

 

 

 

Е. Е. Моисеенко - художник большого дарования и сложной судьбы. Пятнадцатилетним подростком отправляется он из глухого белорусского села в Москву, где в 1931 г. поступает в Художественно-промышленное училище им. М. И. Калинина, на отделение росписи по металлу и папье-маше. Училище давало возможность пройти производственную практику в известных центрах русского народного творчества - селах Жостово, Федоскино, Палех.

 

 

 

 

 

Не преувеличивая значения этого начального этапа художественного образования, нельзя, однако, не заметить влияния, оказанного народным искусством на дальнейшее творчество художника. Не здесь ли скрыты истоки зрелого живописного стиля Моисеенко - его свободной темпераментной манеры, отказа от правильного академического рисунка, включения в палитру тяжелого черного цвета?

 

Окончив училище, Моисеенко весной 1936 г. приезжает в Ленинград и поступает на живописный факультет ИЖСА. Здесь ему посчастливилось учиться у А. А. Осмеркина, художника высокой профессиональной культуры, сильного темперамента, понимавшего и ценившего народное искусство. Так что усвоенные Моисеенко ранее навыки получили новый импульс к развитию.

 

Занятия прервала война: 5 июля 1941 г. Моисеенко ушел добровольцем в народное ополчение. На подступах к Ленинграду он вместе со своей частью попал в окружение и фашистский плен. До апреля 1945 г. находился в концентрационном лагере в Альтенграбове. Когда узники были освобождены союзными войсками, юношу по его желанию переправили на родину. Войну он закончил, сражаясь в 3-м Гвардейском кавалерийском корпусе.

 

После демобилизации в ноябре 1945 г. возвратился в институт и в 1947 г. блестяще его закончил, представив в качестве дипломной работы картину "Генерал Доватор". И хотя сразу же по окончании института его как зрелого мастера приняли в Союз советских художников, дальнейшее продвижение и официальное признание для недавнего узника концлагеря было невозможно.

 

Положение меняется в 1950-х гг., после смерти И. В. Сталина. С 1956 г., когда Моисеенко впервые избрали в руководство Ленинградского отделения Союза художников, началось его стремительное восхождение. 

 

В 1970 г. Моисеенко присваивается звание народного художника СССР; в 1974 г. за цикл картин "Годы боевые" ему присуждена Ленинская премия; в 1976 г. - орден Дружбы народов. 

 

С 1958 г. Моисеенко начал преподавательскую деятельность в ИЖСА в качестве руководителя персональной живописной мастерской. Напряженная педагогическая работа не мешала его собственному интенсивному творчеству и не прекращалась до конца его жизни.

 

В 1963 г. Моисеенко присвоено звание профессора кафедры живописи, в 1973-м он избран действительным членом АХ СССР. Персональная выставка художника, открывшаяся в марте 1982 г. в ГРМ, показала настоящий масштаб его дарования и невероятную, почти на пределе человеческих возможностей работоспособность.

 

Традиционно считавшийся мастером тематической картины, Моисеенко раскрывается как одаренный портретист (портреты Н. Н. Золотарева, 1967; художника А. А. Осмеркина, 1970; искусствоведа Г. В. Кекушевой, 1971; "В Старой Ладоге. (Автопортрет с женой)", 1978; "Портрет матери", "Автопортрет", "Портрет жены", все 1979, и др.), автор поэтических пейзажей ("Пейзаж. Стежки", "Суздаль", оба 1968; "Цветет яблоня", "Озеро", "Дождик", "Вечер. Старые липы", "Ночной поселок", все 1973; "Зима. Серый день", 1977; "Темные деревья", "Зеленый май", "У пруда", все 1978) и плотно, размашисто написанных натюрмортов ("Натюрморт с античным торсом", 1971; "Гитары", 1972; "Натюрморт с жасмином", 1977; "Натюрморт с фреской", 1980, и др.).

 

И все-таки именно тематическая картина определяет главное направление в творчестве художника. Искусство Моисеенко автобиографично по своей сути. Он изображает то, что пережил, что глубоко вошло в сознание. Уход из родного дома в отроческом возрасте и связанные с этим событием переживания обострили интерес Моисеенко к миру подростков. Он посвящает этой теме круг работ - от явно биографических ("Из детства", "У колодца", обе 1979) до многочисленных изображений мальчишек - купающихся, отдыхающих, увиденных в единстве с природой. Знаменательно, что духовно близкого ему С. А. Есенина художник также представил подростком ("Сергей Есенин с дедом", 1964).

 

На протяжении всего творчества главной для Моисеенко остается тема войны, страдания, высоты человеческого духа, трагических потерь и счастья Победы. Он воспроизводит увиденное и пережитое (серия "Этого забыть нельзя", 1960-62; "Матери, сестры", 1967; "Победа", 1970-72; "Ветераны", 1978) и наряду с этим творит иную реальность, создавая удивительный сплав правды и мечты. Через романтическую поэзию Э. Г. Багрицкого, И. П. Уткина, М. А. Светлова воспринял и запечатлел художник эпоху гражданской войны. "Нас водила молодость" (1972-75) - назвал он одну из своих картин, акцентируя внимание на поэзии как источнике вдохновения.

 

И другие его работы, посвященные теме гражданской войны, также овеяны романтикой поэтического восприятия мира ("Красные пришли", 1961; "Товарищи", 1963-64; "Вестники", 1967; "Черешня", "Комиссар", обе 1969; "Песня", 1978-80). Романтическое, возвышенное начало, явно просматривающееся в работах Моисеенко, не случайно. В них, конечно же, нашла отражение личность самого художника, но в не меньшей степени - и атмосфера времени, окрыленных, полных надежд 1960-х гг. с их высоко поднявшейся поэтической волной и песенными ритмами. И что бы в дальнейшем ни писал художник - солнечную Элладу, интеллектуальный Париж или близкую его сердцу Испанию, песенное начало присутствует в его живописи как ритм, поэзия - как атмосфера.

 

От природы Моисеенко был щедро одаренным человеком. Он не только абсолютно видел цвет, но и абсолютно слышал слово. Его тяга к литературе - не просто дань времени, но и глубинная потребность творческой натуры. Любимый поэт - А С. Пушкин. К его образу художник возвращался постоянно, возможно ощущая некое родство с мятущейся душой поэта ("Пушкин в Болдине", 1974; "Пушкин", "Натюрморт с рисунком А. С. Пушкина", обе 1976; "Вечер. Пушкин", 1978). Одна из последних значительных работ Моисеенко посвящена умирающему Пушкину.

 

 

 

 

« вернуться

Рейтинг 332 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 205 из этого альбома
"Генерал Доватор"
"Черешня" 4
"Сергей Есенин с дедом" 1
"Земля"
"Комиссар"
"Красные пришли"
"Победа"
"Сын" 3
"Товарищи"
"Дон Кихот"
"Дон Кихот и Испания" 1
"Дон Кихот и Испания" 2
"Дон Кихот и Испания" 3
"Дон Кихот и Испания" 4
"Дон Кихот и Испания" 5
"Дон Кихот и Испания" 6
"В мастерской Эль Греко"
"Дон Кихот и Испания" 7
"Дон Кихот и Испания" 8
"Нафтплион"
"Вестники"
"Автопортрет"
"Синее утро"
"Распятие" ("Голгофа")
?
?
?
?
?
?
"Старая Бухара"
"Городской пейзаж"
"Мать" 1
"Этюд к картине "Черешня" 1
"Этюд к картине "Черешня" 2
"Деревня. Этюд"
"Окно с лампой"
"Нарциссы"
"Яблоня"
"Осень. Дубы"
"Юный художник"
"Натюрморт с апельсинами"
"У реки (Осень)"
"Весенние срезы"
"Натюрморт с лампой"
"Гладиолусы"
"Лето. Подень"
"Рыбацкий домик"
"Шиповник"
"Из детства (Вечер)"
"Стожки"
"Старое плунге"
"Вечер"
"Поля"
?
?
"Ветераны"
"Клайпеда"
"В кафе"
?
?
?
?
"Натюрморт с красной драпировкой"
"Натюрморт с грушами"
?
?
?
?
?
?
?
"У окна"
"Коктебель"
"Женский портрет (Г.В. Кекушева)"
?
?
?
?
?
"Портрет скульптора В.Л. Рыбалко"
"У залива"
"Калы"
"Натюрморт с цветущей веткой вишни"
"У реки (Лето)"
"Овражек"
?
"Мать" 2
"Мужской портрет"
"Мальчишки" 1
"В руках товарищей"
?
?
"Пейзаж" 1
"Портрет пожилой женщины"
?
?
"Зима"
"Пейзаж" 2
"Женский портрет"
"Вестники" 1
"Вестники" 2
"Девочка в красном"
"Портрет женщины"
"Наташа" 1
"Натюрморт со скрипкой"
"Сын" 1
"Сын" 2
"Портрет художника Н.Н. Золотарёва"
?
"Натюрморт с обнажённой натурой"
"Утро"
"Зимний пейзаж"
"Натюрморт на подоконнике"
"Портрет А.А. Осмёркина"
"Острова"
"Черешня" 1
"Черешня" 2
"Черешня" 3
?
?
?
?
"Из детства"
"Сергей Есенин с дедом" 2
"Деревня"
"Натюрморт с рисунком Пушкина"
?
?
"Запряженная лошадь"
"Наташа" 2
"Осенний пейзаж"
"Мальчик под деревом"
"9 Мая"
"Мастерская" 1
"Туристы"
"Окно (Жасмин)"
"Натюрморт под яблоней"
"Ветка"
"Плунге. (Литва)"
"Девушка с гвоздикой"
"Натюрморт с кистями"
"Гитары (Калы)"
"Таня"
"Юкки"
"Пинии"
"Нильские цветы"
"Мастерская" 2
"Квартет"
"Пьеро и Арлекин"
"Купальщицы"
"Натюрморт с мандолиной"
"Ночной натюрморт"
"Натюрморт с мандолиной и белым кувшином"
"Натюрморт (Мальчик и скрипка)"
"Портрет И.А. Александровой"
"Пейзаж с банькой"
"Натюрморт с иконой"
"Обнажённые"
"У кузницы"
"Натюрморт с белыми розами"
"Лесное озеро"
"Натюрморт с настурцией"
"В парке Мадрида"
"Окраина Гренады"
"Дороги Испани"
"Деревенский натюрморт"
"Владимир"
"Натюрморт с желудями"
"Зима. (Берёзы)"
"Мальчишки" 2
"Мальчики"
"Хозяйка"
"Материнство"
?
"Эскиз к картине "В войну" 1
"Эскиз к картине "В войну" 2
"Матери, сёстры"
"Мать" 3
"Ивы в дождь"
"Яблоньки зимой"
"Девушка у окна"
"Пролог"
"У колодца"
"Память"
"Вечер, купание"
"Август"
"Пушкин с цыганкой"
"Окно"
"Солдатская мать"
"Гроза"
"Красноармейцы в походе"
"На берегу"
"Портрет. Наташа"
"Цветущая яблоня"
"Дождик"
"Серёжа"
"Морозный день"
"Ламанч"
"Кордова. Дом Сервантеса"
"Речь"
"Лошадь с телегой"
"Сергей Есенин с дедом" 3
"Девушка с шахматами"
"Весна"
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования