27 июня 2013
Морозов Александр Иванович Alexander Morozov. Автор: Донченко А.И.
(в альбоме 16 файлов)
Изобразительное искусство / Живопись / Реализм
Разместил: Донченко Александр
Морозов Александр Иванович
Alexander Morozov
(1835 - 1904)
А.И.Морозов оставил не много картин, поскольку всю жизнь вынужден был зарабатывать нетворческой работой: тридцать лет преподавал рисунок в Училище правоведения в Петербурге, давал частные уроки, делал заказные портреты (иногда с фотографий), писал иконы.
Однако практически все его картины отличаются высоким живописным уровнем и ныне экспонируются в крупнейших отечественных музеях.
В молодости Морозов старался идти в ногу со временем: был участником "бунта четырнадцати", возглавленного И. Н. Крамским, и покинул АХ в 1863 г.; стал одним из членов-учредителей петербургской Артели художников (1863-70).
Первые работы Морозова критика и публика приняли очень доброжелательно. Картину "Выход из церкви в Пскове" (1864) В. В. Стасов оценил как одну из первых массовых сцен, где главные герои - все изображенные, критик находил в ней "правду жизни" (прежде всего противопоставление богатства и нищеты). Молодые И. Е. Репин и В. Д. Поленов восхищались тщательностью работы с натуры и мастерством передачи яркого солнечного света. Картину купил П. М. Третьяков, так же как и следующую отмеченную критиками работу - "Сельская бесплатная школа" (1865). В ней Морозов изобразил свою жену и ее подруг, занимающихся с крестьянскими ребятишками в деревенской избе.
Однако после 1860-х гг. Морозова забывают, он надолго уходит в тень. С ТПХВ отношения у него так и не сложились - вероятно, потому, что его дар не соответствовал социально-обличительному направлению искусства передвижников. Его более привлекала природа, причем в ее гармоническом, то есть спокойном, идеальном, "вечном" состоянии. Человека он мыслил в полном единении с природой. И по мироощущению, и по художественному методу Морозов был единственным во второй половине XIX в. продолжателем венециановской традиции, оттого критики рубежа веков А.Н. Бенуа, И. Э. Грабарь - и назвали его "запоздалым венециановцем". Таковы его картины "Отдых на сенокосе" (два варианта - ок. 1860 и 1861), "Летний день. Гатчине" (1878), "Поле зеленой ржи" (1880-е), "Хозяйкины заботы" (1898). В начале XX в. к этой традиции обратились, каждый по-своему, К. С. Петров-Водкин и 3. Е. Серебрякова, Б. М. Кустодиев и К А Сомов.