29 июня 2013
Назаренко Татьяна Григорьевна Tatyana Nazarenko. Автор: Донченко А.И.
(в альбоме 196 файлов)

Изобразительное искусство / Живопись / Постимпрессионизм
Разместил: Донченко Александр

 

 

 

Назаренко Татьяна Григорьевна 

 

Tatyana Nazarenko

 

(Род. 1944)

 

 

 

Живописец. Занимается художественной фотографией. Портретист, пейзажист, жанрист, мастер исторической картины.

 

        В 1955–1962 училась в Московской средней художественной школе при Московском государственном художественном институте имени В.И.Сурикова, затем в 1962–1968 в Московском государственном художественном институте имени В.И.Сурикова у Д.Д.Жилинского. 

 

 

 

 

 

       В настоящее время преподает в этом же институте.      

 

 Лауреат Государственной премии России, действительный член РАХ. 

 

       Т.Г.Назаренко является одним из лидеров художественной жизни 1970-х годов. Для творчества ее поколения характерны аналитичность, стремление к многоплановому прочтению смысла произведения, акцент личностной интонации, ирония.        

 

Язык иносказаний был близок многим мастерам этого времени. Назаренко вспоминает: "70-е годы заставили прибегнуть к иносказанию: двусмысленное время, когда вроде бы многое разрешено, и вместе с тем снова нет, снова закрыто".        

 

Особую известность ей принесли картины на исторические темы ("Казнь народовольцев", 1969–1972; "Декабристы", 1978). В них она сочетает документальность, дух свидетельства, исторический взгляд и свое представление о событии.      

 

 Интерес к различным этапам истории и культуры, элементы стилизации и прямого цитирования известных произведений - все это сближает искусство Назаренко с эстетикой постмодернизма.

__________________________

 

 

 

НазаренкоТатьяна Григорьевна

 

 

Заслуженный художник России, лауреат Государственной премии РФ, премии Правительства Москвы, член президиума, действительный член Российской академии художеств, профессор

 

 

 

 

 

 

Родилась 24 июня в Москве. Отец — Назаренко Григорий Николаевич (1910—1990). Мать — Абрамова Нина Николаевна (1920 г. рожд.). Супруг — Жигулин Александр Анатольевич (1951 г. рожд.). Дети: Назаренко Николай Васильевич (1971 г. рожд.), Жигулин Александр Александрович (1987 г. рожд.).

 

Отец Татьяны Назаренко, фронтовик, кадровый военный, после войны получил назначение на Дальний Восток, и родители уехали. Таня осталась в Москве у бабушки, Анны Семеновны Абрамовой. Ей она показывала сначала школьные отметки, а потом свои рисунки и картины.

 

А. С. Абрамова была вдовой с 1937 года. Ее муж, Николай Николаевич Абрамов, был незаконно репрессирован и погиб в заключении. Оставшись одна, она работала воспитательницей в детском саду, медсестрой, вырастила и помогла получить высшее образование двум своим дочерям, воспитала внучку Татьяну, а потом помогала растить и ее старшего сына Николая. Бабушка имела в себе бесконечный источник любви, но, кажется, главной ее любовью была все-таки Таня, которая тоже любила ее. Анна Семеновна Абрамова осталась жить в картинах художницы Татьяны Назаренко: "Утро. Бабушка и Николка" (1972), "Портрет А. С. Абрамовой" (1976), "Воспоминания" (1982), "Жизнь" (1983), "Белые колодези. Памяти моей бабушки" (1987).

 

В 11 лет Татьяна поступила в Московскую художественную школу. Там быстро определился круг друзей: Наталья Нестерова, Ирина Старженецкая, Любовь Решетникова, Ксения Нечитайло — будущие яркие мастера 1970-х годов. Это было время бурное, щедрое, богатое разнообразными событиями культурной жизни, время подъема отечественного искусства, знакомства с выдающимися произведениями отечественной и зарубежной классики XX века, до той поры находившимися под запретом и неведомыми молодежи.

 

В 1962 году Татьяна Назаренко поступила на живописный факультет Художественного института имени В. И. Сурикова, где ее учителями стали Д. Д. Жилинский, А. М. Грицай, С. Н. Шильников. После окончания института с 1968 по 1972 год она работала в творческой мастерской Академии художеств СССР у Г. М. Коржева.

 

Искусство Татьяны Назаренко формировалось под влиянием бурных событий 1960-х годов и воспоминаний о трагических событиях 1930-х. В нем соединились полнокровность мироощущения, жизнелюбие, умение переживать будничные события как праздник — и постоянная тревога, позволяющая превращать эти праздники в странные и сложные действа, где все правда — и неправда, где столько же веселья, сколько печали, где много слоев восприятия, много пространств, наложенных одно на другое, где зыбко время, переплетены точность натурных наблюдений и самая безудержная фантазия.

 

В творчестве Татьяны Назаренко сильно аналитическое начало. В каком бы жанре живописи она ни работала, главное содержание ее картин выражается не только и не столько через сюжет, сколько через общую духовную атмосферу, которая определяет и психологическое состояние героев, и эмоциональную окрашенность пейзажей, предметов, и пластический язык ее искусства. Эта одухотворенность живописи в соединении с аналитически-пристальным подходом к изображаемым явлениям и составляет содержательное своеобразие произведений художницы.

 

Адекватность времени, глубокая современность — одна из определяющих черт творчества художницы. Назаренко привносит в свои работы нечто неуловимо, но несомненно делающее их порождением наших дней, способа мышления нашего современника. Зритель чувствует время, пульсирующее в ее искусстве.

 

Эти черты начали проявляться уже в первых самостоятельных работах художницы, в разнонаправленных поисках первых последипломных лет.

 

В конце учебы в институте, в 1965—1967 годах, Назаренко ездила в Среднюю Азию. Казахстан, Узбекистан, Киргизия на несколько лет определили круг сюжетов ее работ. Среднеазиатские картины Назаренко ("Мать с ребенком", "Материнство", "Самарканд. Двор", "Узбекская свадьба", "Молитва", "Мальчики в Бухаре") отразили ее живые наблюдения. Но не только. В этих работах как будто собрался весь багаж ее ученических приобретений. Но в них уже видно и другое неотъемлемое качество молодой художницы — самобытность. Из-под привычных форм "искусства шестидесятых" в них проглядывает иное содержание. В них все гораздо более зыбко и неоднозначно, они необычайно музыкальны, в них появляются черты примитива: желание снять репрезентацию, внести улыбку, простоту и игру.

 

И не случайно сразу после среднеазиатской серии Назаренко обращается к темам, значительно более для себя близким. Она пишет картины, где главными героями являются она сама и ее друзья. Жизнь поколения становится предметом ее искусства.

 

Начало 1970-х годов для Назаренко, как и для большинства художников ее поколения, — время поисков жанра, манеры, темы. Художница пробует свои силы и в примитивистской манере, и в системе строгой неоклассики, пишет полотна романтически-декоративные и игровые. В эти годы ею были написаны такие разные работы, как "Казнь народовольцев" (1969—1972), "Дерево в Новом Афоне" (1969), "Воскресный день в лесу" (1970), "Портрет цирковой актрисы" (1970), "Проводы зимы" (1973), "Новогоднее гуляние" (1973), "Утро. Бабушка и Николка" (1972), "Молодые художники" (1968), "Мои современники" (1973), "Обед" (1970), "Портрет Игоря Купряшина" (1974).

 

Среди ее героев почти всегда можно встретить собственное изображение — и мера зоркой беспощадности глаза, умение подчеркнуть острохарактерное в ущерб идиллически-благополучному так же сильно в отношении к самой себе, как и к любой другой модели.

 

Характерны в этом смысле групповые портреты, решенные как жанровые картины ("Студенты", 1969; "Молодые художники", 1968; "Мои современники", 1973; "Туманный день на Шикотане", 1976; "После экзамена", 1976). Их персонажи узнаваемо-портретны, коллизии правдоподобны: праздники молодежи, беседы в мастерской... И вместе с тем в них есть и нечто таинственное, превращающее бытовые сценки в романтические фантазии.

 

В исторических композициях Татьяны Назаренко отражен взгляд нашего современника на прошедшее. В ее картинах одномоментно присутствует прошлое и настоящее, историческое событие — и наше нынешнее представление о нем. Характерен уже сам подход к решению темы: в исторических полотнах — "Казнь народовольцев", "Партизаны пришли" (1975), "Декабристы. Восстание Черниговского полка" (1978), "Пугачев" (1980) — художница избирает трагедийные, кульминационные моменты, требующие высшего напряжения духовных сил участников действия. Многозначительны здесь тишина, молчание.

 

Картина Татьяны Назаренко "Казнь народовольцев" появилась на Московской молодежной выставке в 1972 году. Картина была замечена всеми, хотя и не всеми принята. В ней причудливо соединялись приверженность образцам Ренессанса, склонность к обобщенным размышлениям и трагическое чувство уязвимости борцов за свободу, за духовные идеалы перед крушащей безликой силой машины подавления. За картину "Казнь народовольцев" Назаренко была удостоена премии Московского комсомола. В 1976 году ей была присуждена 1-я премия на Международном конкурсе молодых живописцев в Софии (Болгария).

 

Сострадание, чувство социальной ответственности — в дальнейшем эти качества развивались и крепли в искусстве Татьяны Назаренко, обретая разные, подчас причудливые формы воплощения, переплетаясь с мотивами карнавалов, праздников, гуляний, с романтическими автопортретами, с артистической игрой. И всюду незримо и отчетливо присутствуют тревога, чувство, что за зыбким благополучием наших будней стоят суровые судьбы других поколений, их боль и страдания.

 

Назаренко любит писать карнавалы. Одна из первых "карнавальных" работ художницы — "Новогоднее гулянье" (1973), в которой она стремится показать внутренний смысл карнавала, гамму разнообразных и достаточно сложных чувств, которые испытывают случайно собравшиеся люди.

 

С годами игровое начало усиливается в творчестве художницы. Из работ уходит повествовательность, и появляется аллегория. В аллегорическом качестве пользуется и реминисценциями искусства прошлого — будь то почти прямые цитаты из классических произведений, исторические костюмы на наших современниках или присутствие в композициях, посвященных сегодняшнему дню, предметов из прошлого.

 

Во второй половине 1970-х — начале 1980-х годов Назаренко пишет несколько групповых портретов друзей, собравшихся по праздничному поводу. Это картины "Встреча Нового года" (1976), "Московский вечер" (1978), "Карнавал" (1979), "Татьянин день" (1982), "Сентябрь в Одессе" (1985) и многие другие, а также написанные ранее полотна "Молодые художники" (1968) и "Мои современники" (1974).

 

Если в ранних групповых портретах Назаренко отчетливо ощущались тишина, сосредоточенность, стремление героев услышать друг друга, прислушаться к истине, то в последующих работах ("Карнавал", "Татьянин день" и др.) царит безудержная стихия карнавала. Экстравагантны костюмы и позы, дух празднества владеет не только людьми, но и предметами. Однако это — праздник без веселья, общение без взаимопонимания и духовной близости. Тема одиночества, столь важная для художницы, причудливо соединяется в ее творчестве с темой карнавала ("Портрет в маскарадном костюме", 1982).

 

Элементы карнавализации есть и в картинах "Карусель" (1982), и в диптихе "Танец" (1980).

 

В работах Назаренко звучит стремление к контакту со зрителем, готовность открыть себя внимательному, сочувствующему взгляду. Художница написала несколько работ, где она почти впрямую говорит об исповедальности своего искусства, о том, как больно и трудно показывать себя незащищенной, раскрытой перед судом всеобщего равнодушия ("Цветы. Автопортрет", 1979; "Циркачка", 1984; "Зрители", 1988; "Трапеза", 1992).

 

Одна из самых необычных картин Татьяны Назаренко — триптих "Мастерская" (1983). Художник представляет зрителю реальную мастерскую, в которой создавались реальные картины ("Татьянин день" и "Карнавал"), и одновременно процесс воплощения своего замысла.

 

Есть и еще одна форма "исповедальности" в работах Назаренко. В таких произведениях ей не нужна ирония, не требуются пестрые одежды карнавала: здесь воплощается самое близкое, теплое... И почти всегда в этих картинах присутствует образ бабушки: "Утро. Бабушка и Николка", триптих "Жизнь" (1983) и другие. В 1982 году была написана картина "Воспоминания", где художница как бы материализует жизненные ассоциации, возникшие при рассмотрении старых фотографий.

 

Среди основных работ Татьяны Назаренко также: "Домашний концерт" (1986), диптих "Счастливая старость" (1988), "Маленький оркестр" (1989), "Обломки" (1990), "Памятник истории" (триптих, 1992), "Время" (триптих, 1992), "Безумный мир" (1992), "Заклинание" (1995), "Бездомная" (2001).

 

Татьяна Назаренко — социальная художница. "Меня всегда интересовали люди, — говорит она. — Я не могу отвернуться, отмахнуться от чужого несчастья. Заставить людей задуматься, призвать их к сочувствию — вот главная цель моей работы". Ярким доказательством тому послужила ее выставка "Переход" (1995—1996) — инсталляция из 120 крашеных фанерных "обманок", выполненных в человеческий рост. На выставке посетителям пришлось остановиться, вглядеться в лица несчастных старух, инвалидов, бродячих музыкантов — всех тех, кого видят ежедневно в подземных переходах, но чаще всего проходят мимо, не задерживая взгляда. Выставка имела большой успех (в дальнейшем ее увидели жители Германии, США, Финляндии), и "Переход" стал для художницы в буквальном смысле переходом к новому этапу в жизни, к новому искусству.

 

В 1997 году состоялась ее выставка "Мой Париж", где тоже были фигуры из фанеры — гарсоны парижских кафе в длинных белых фартуках, продавцы рыбы... Другая выставка Татьяны Назаренко — "Московский стол" состоялась в том же году в галерее Марата Гельмана, а затем была показана в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга в программе выставки "Искусство против географии". В мае — сентябре 2002 года в музее "Кусково" прошла выставка художницы "Я сам обманываться рад..." (Искусство обманки).

 

Начиная с 1966 года, когда Назаренко впервые показала свои работы на VII Московской молодежной выставке, она постоянно участвует в городских и всероссийских выставках, выставках изобразительного искусства в России и за рубежом. Первые персональные выставки состоялись в Леверкузене (1986), Бремене, Ольденбурге, Одессе, Киеве, Львове (все — 1987). С тех пор персональные выставки художницы прошли в Москве (первая — 1989), Кельне, Вашингтоне, Нью-Йорке, Бостоне, Мадриде, Таллине, Хельсинки и других городах. Работы Татьяны Назаренко хранятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи (Москва), Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), Национального музея "Женщины в искусстве" (Вашингтон), Национального еврейского музея (Вашингтон), Музея современного искусства (София), Музея современного искусства (Будапешт) и других художественных музеев мира, в частных коллекциях.

 

Творческие работы Татьяны Назаренко отмечены высокими наградами: Государственной премией РФ (1993), премией Правительства Москвы (1999), серебряной медалью Академии художеств СССР (1985), золотой медалью Российской академии художеств (2005).

 

Т. Г. Назаренко — заслуженный художник России (2002), с 1997 года — член-корреспондент, с 2001 года — действительный член, член президиума Российской академии художеств; профессор кафедры живописи, руководитель мастерской станковой живописи Московского государственного академического художественного института имени В. И. Сурикова (1998). Член Союза художников с 1969 года.

 

Живет и работает в Москве.

 

 

Источник: http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%9A%D1%82%D0%BE%20%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D0%BA%D1%82%D0%BE%20%D0%B2%20%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B5/%D0%9D%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE%20%D0%A2%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D0%B0%20%D0%93%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0/

 

 

 

« вернуться

Рейтинг 5 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 196 из этого альбома
"Московский вечер"
"Застолье"
"Куриные лапки"
"В весеннем саду"
"Казнь народовольцев"
"В чайхане"
"Невеста"
"Москва"
"Проводы зимы"
"Пугачев"
"Мастерская" 1
"Мальчики в Бухаре"
"Молитва" 1
"Старуха в юрте"
"У заставы Ильича"
"Автопортрет с сыном"
"Гости в общежитии"
"Цветы. Автопортрет"
"Портрет А.С. Абрамовой"
"Портрет Ирины Ивановны"
"Декабристы. Восстание Черниговского полка"
"Партизаны пришли"
"Новогоднее гулянье"
"Портрет цирковой актрисы"
"Портрет А. Подколзина"
"Мастерская" 2
"Мои современники"
"Портрет старика молдаванина"
"Портрет И. Купряшина"
"Свидание"
"Утро. Бабушка и Николка"
"В музее"
"Солнечное озеро"
"Первый снег"
"Пасхальная ночь"
"Маскарад"
"В деревне"
"Город ночью"
"Большой стол"
"Музей революции"
"Николай в 17 лет"
"Счастливая старость" 1
"Счастливая старость" 2
"Последний вечер в Бремене"
"Музей"
"Основание Биробиджана"
"Усадьба Тютчева" 1
"Усадьба Тютчева" 2
"Усадьба Тютчева" 3
"Обнаженная" 1
"Весеннее воскресенье"
"Портрет пожилой женщины"
"Старость" 1
"Старость" 2
"Домашний концерт"
"Праздник урожая"
"Лето в Быково"
"Букет из Бонна"
"Циркачка"
"Портрет Л.И. Семеновой"
"Цветы и фрукты"
"Воспоминание" 1
"Карусель"
"Гулянье в Филевском парке"
"Реклама и информация"
"Прощание"
"Разорванный портрет"
"Портрет в маскарадном костюме"
"Портрет Николки"
"Танец"
"Старые вещи" 1
"Закуска"
"Новые вещи" 1
"Новые вещи" 2
"Воскресный день в деревне"
"Лето 97 года"
"Я помню чудное мгновенье"
"Три грации"
"Катание c ледяной горки у Кремля"
"Натюрморт с мандолиной"
"Ужин в ресторане"
"Трактир"
"Пир"
"Хорал"
"Молитва" 2
"Окно в Париже"
"Куст лилий"
"Хоровод"
"Бегство"
"Трапеза"
"Танцы в ресторане"
"Луна-парк"
"Долгая память"
"Обломки"
"Сашины игрушки"
"Венецианский карнавал"
"Заколдованный круг"
"Девушка с цветком"
"Окно в Нью-Йорке"
"Девушки в музее"
"Московские новости"
"Портрет сына"
"Фаюмский портрет"
"Фигура"
"Икона"
"Белые колодези. Памяти моей бабушки"
"Обнаженная" 2
"Старый портрет"
"Цветы"
"Ожидание Беетховена"
"Карнавал в канацей"
"Рroject "Art on Furniture" 1
"Рroject "Art on Furniture" 2
"Семейство" 1
"Семейство" 2
"Семейство" 3
"Стена" 1
"Стена" 2
"Стена" 3
"Стена" 4
"Стена" 5
"Плаж"
"Замкнутый круг"
"Замоскворечье"
"Московский вечер 25 лет спустя"
"Портрет В.И. Некрасова"
"Мастерская на Масловке"
"Машина под снегом"
"Время, вперед!"
"Коллекция"
"Исчезновение"
"Деревенский пруд"
"Манекен"
"Мужской портрет с игрушками"
"Женский портрет с игрушками"
"Колокольня церкви Вознесения"
"Девичник"
"Игрушки в старом кресле"
"Вне времени" 1
"Вне времени" 2
"Вне времени" 3
"Вне времени" 4
"Вне времени" 5
"Вне времени" 6
"На даче"
"Портрет бизнесмена в магазине"
"Мужская компания"
"Венецианский карнавал. Женщина без маски"
"Венецианский карнавал. Маски в кафе"
"В ожидании Бетховена"
"Старые пластинки"
"День рождения в деревне" 1
"День рождения в деревне" 2
"Карнавал в Канацеи" 1
"Карнавал в Канацеи" 2
"Вечер у бассейна"
"Вечер у бассейна"
"Четвертая страница альбома"
"Третья страница альбома"
"Вторая страница альбома"
"Первая страница альбома"
"Возвращение"
"Писмо из эвакуации"
"Дедушкины письма"
"Мальчик иэ киева"
"Мальчик из Киева"
"БаБушка с остриженными волосами"
"Последнее счастливое лето"
"Милая Дуня"
"Нина на банкетке"
"Николька с Мамой"
"Гимназистки" 1
"Наталия Ивановна"
"Молодой Дедушка"
"Лето в Деревние"
"Гимназистки" 2
"Выпускницы"
"Документы"
"Воспоминание" 2
"Сёстры"
"Последнее письмо"
"Покидая Россию"
"Письмо с фронта"
"Письмо из ссылки"
"Маска"
"Ночь тиха"
"Пробуждение"
"Сон"
"Ветер"
"Вещи"
"Любовь"
"Лилии и 2 маски"
"Строительство дачи"
"Юдифь и Олоферн"
"Один день жаркого лета"
"Второй день жаркого лета"
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования