06 июля 2013
Никитин Роман Никитич Nikitin Roman. Автор: Донченко А.И.
(в альбоме 2 файлов)

Изобразительное искусство / Живопись / Портрет
Разместил: Донченко Александр

 

 

 

 

Никитин Роман Никитич 

 

Nikitin Roman

 

(1680 - 1753)

 

 

 

В течение всей жизни младший брат Ивана Никитина, считающегося основателем светской живописи в России, Роман Никитич был рядом с братом.

 

Из его наследия известно лишь несколько работ, достоверно ему принадлежащих. Среди них — "Портрет Григория Дмитриевича Строганова", явно уступающий известным портретам кисти Ивана Никитина.

 

Понятно, что известно о жизни и творчестве братьев совсем немного, и сведения обрывочны. Р. Никитин также был в заграничной, можно сказать, пенсионерской поездке по заданию Петра I. Видимо, там он приобрел какие-то навыки в западном живописании, в России в значительной степени утраченные, ибо названный выше портрет скорее выполнен как парсуна (от латинского persona — личность). Так в русском изобразительном искусстве XVIII века называлось изображение реального лица, выполненного с приемами иконописи. Впрочем, такое исполнение могло быть и сознательным — братья были независимыми по взглядам и выступали хулителями иноземщины. И потому при Анне Иоанновне оба были биты кнутами и сосланы в Сибирь. После смерти императрицы братьям было разрешено возвратиться в метрополию. По преданию, И.Н. Никитин умер в дороге. Роман Никитич пережил брата на десяток лет, хотя сведений о его творчестве в последние годы жизни не осталось. 

________________________

  

 

 

Никитин Роман Никитич

 

 

— придворный орнаментальный живописец при Петре І и его преемниках. Род. в. 1691 г. и был младшим братом живописца Ивана Никитича Н., ум. в конце 1753 или в начале 1754 г.

 

Отправленный Петром в 1716 г. за границу вместе с братом, он был с ним в Венеции и во Флоренции, где занимался под руководством Рети, а затем, с 1719 г., во Франции, в Париже, где работал под руководством знаменитого Ларжильера. Как пенсионер императора, Роман Н. получал по 200 рублей в год.

 

В Россию Н. возвратился в конце 1720 или начале 1721 г. Назначенный согласно своему желанию на службу в Москву, H. участвовал в у крашении живописью триумфальных ворот, воздвигнутых по случаю заключения Ништадтского мира, а потом имел немало работ для церквей; до 1732 г. он жил в Москве, занимаясь, как кажется, больше орнаментальной живописью. Кисти Н. принадлежит портрет баронессы Марии (Вассы) Яковлевны Строгоновой. Вероятно также, что он писал портреты всей семьи Строгоновых, между прочим и портрет барона С. Гр. Строгонова, приписываемый также его брату Ивану.

 

В феврале 1731 г., когда стали распространяться враждебные Феофану Прокоповичу памфлеты и житие, оказалось, что и Роман Никитин был виновен в распространении "возмутительных тетрадей", ибо давал читать "житие Феофана" отцу своему духовному. Позванный к допросу, Н. показал, что ему тетрадь дал двоюродный брат его, иеродиакон троицкого подворья Иона, тем не менее, он был взят "под караул". Была взята под караул и жена его. Хотя при обыске у Романа Никитина не было найдено ничего, что доказывало бы его виновность, однако, ему пришлось разделить печальную участь его братьев. После долгого процесса, 5-го ноября 1737 г. был утвержден доклад Тайной Канцелярии, которым определялось Романа Никитина послать в Сибирь, с женой его, на житье вечно за караулом.

 

Живя в Сибири, в Тобольске, Н., по-видимому, продолжал заниматься живописью, и — по догадке П. Н. Петрова — в Сибири можно найти немало картин его работы. Освобожденный указом Правительницы, принцессы Анны Леопольдовны, от 22 апреля 1741 г., из Сибири H. прибыл в Москву в конце этого года и был немедленно введен во владение как своим имуществом, так и имуществом брата его Ивана, скончавшегося по пути из ссылки, а именно двухэтажным каменным домом на Тверской улице.

 

По вступлении на престол Императрицы Елисаветы Петровны, Н. был определен по-прежнему в придворные живописцы, ему было поручено написать образа для новопоставленной церкви в Московском Златоустовском монастыре. По-видимому, работами подобного рода Н., живя в Москве, продолжал заниматься до самой смерти, последовавшей в 1753 или начале 1754 г. Около того же времени умерла и жена его — Мариамна Петровна. Сын его Петр был архитектором и в 1755 г. имел чин капитана.

 

П. Н. Петров "Русские живописцы — пенсионеры Петра Великого". ("Вестник изящных искусств", т. I, вып. 1 и 2. СПб., 1883); Ж. Чистович, Феофан Прокопович и его время. СПб., 1868 г. А. П. Новицкий, "История русского искусства". М., 1899; "Сборник Императорского Русского Исторического Общества", т. СІV; A. Сомов "Картинная Галерея Императорской Академии Художеств. I. Каталог оригинальных произведений русской живописи. СПб., 1872. А.П.Половцов Никитин, Роман Никитич орнамент. живописец, пенсионер Петра I во Флоренции; сослан в Сибирь при имп. Анне; † в Москве 1754 г.; р. 1689. 

 

Половцов

Источник: http://www.biografija.ru/biography/nikitin-roman-nikitich.htm

__________________________

 

 

 

Биография. Молодые годы Романа Никитина

 

 

     Младший брат любимого художника Петра I, Роман Никитич Никитин родился в семье священнослужителя в Москве, в 1691 году. Если биография Ивана Никитина еще более или менее известна, то о жизни и творчестве его младшего брата известно совсем немного. Его судьба и судьба его старшего брата очень схожи и также трагичны. Большую часть жизни он провел в тени своего знаменитого брата, вместе с Иваном Никитичем, который, судя по всему, и обучил его живописному делу.

 

      Вместе с Иваном, Роман был отправлен Петром I в пенсионерскую поездку по Европе. По поручению русского посла в Италии он устроился в Венецианскую Академию Художеств, где его учителем был Томаззо Реди. После отъезда Ивана Никитича на родину, Роман Никитич отправился работать в Париж, под руководство Николя Ларжильера. Николя Ларжильер, придворный художник и светский портретист, попытался привить молодому Никитину атмосферу роскоши в изображениях личностей и живой колорит. Но Роман держался более старомодных и традиционных взглядов на искусство, его портреты были более плоскостными и монументальными.

 

      Как пенсионер Роман получал 200 рублей в год – весьма не плохие деньги в те времена. 

 

 

 

Зрелые годы Романа Никитина

 

 

     В Россию Роман Никитин вернулся в конце 1921- начале 1922 года. Так как его живопись наиболее архаична, нежели у его брата, его приглашают поучаствовать в росписи триумфальных ворот в Москве, посвященных заключению Ништадтского мира. Роману нравится монументальное изображение и далее он занимается церковной живописью.

 

      В 1732 году Роман и Иван Никитины были замечены в распространении памфлетов архиепископа Феофана Прокоповича, за что по приказу императрицы были заключены в Петропавловской Крепости сроком на 5 лет, а потом сосланы на пожизненную ссылку в Тобольск. После оправдания в связи с переменой власти и смерти Ивана по дороге в Москву, Роман вернулся в родной город и продолжил работать в качестве придворного художника. Последним заказом становится образ для новопоставленной церкви в Московском Златоустовском монастыре.

 

      В Россию Роман Никитин вернулся в конце 1921- начале 1922 года. Так как его живопись наиболее архаична, нежели у его брата, его приглашают поучаствовать в росписи триумфальных ворот в Москве, посвященных заключению Ништадтского мира. Роману нравится монументальное изображение и далее он занимается церковной живописью.

 

      В 1732 году Роман и Иван Никитины были замечены в распространении памфлетов архиепископа Феофана Прокоповича, за что по приказу императрицы были заключены в Петропавловской Крепости сроком на 5 лет, а потом сосланы на пожизненную ссылку в Тобольск. Возможно, эти обвинения в адрес Романа Никитина были ложными, так как по некоторым документам следует, что при обыске в доме Романа Никитича ничего не нашли. Не понятно за что так обозлилась на братьев императрица, но 5 ноября 1737 года был издан ее указ отправить братьев Никитиных и их семьи в Сибирь.

 

      После оправдания в связи с переменой власти и смерти Ивана по дороге в Москву, Роман вернулся в родной город и продолжил работать в качестве придворного художника. Последним заказом становится образ для новой церкви в Московском Златоустовском монастыре.

 

      Роман Никитич Никитин и его жена скончались между 1953-1954 годами. У них остался сын Петр, который был архитектором и после службы обрел капитанское звание.

 

 

 

Самые известные картины Романа Никитина

 

 

     Единственные портреты, которые можно с уверенностью приписать Роману Никитину – это портрет Григория Дмитриевича Строганова и портрет его супруги, баронессы Марии Яковлевны (Вассы) Строгановой, датирующие примерно 1724 годом. Предполагается, что его рукам принадлежат портреты всей семьи Строгановых, но эти творения не сохранились до наших дней. Некоторые исследователи считают, что портрет Григория Строганова может принадлежать также и Ивану Никитину, так как их техники, в этот период, слегка похожи.

 

     Портрет Строганова выполнен в классическом европейском стиле с элементами рококо. Эту работу можно назвать частичной парсуной, так как в изображении практически нет динамики, но есть намек на развитие событий: взгляд Строганова смотрит вдаль, а рука застыла в незавершенном жесте. Мазки практически не видны, что характерно для декоративной иконописи. Также не очень понятен характер портретируемого: его выражение лица создает ощущения «искусственности».

 

     Портрет баронессы Строгановой, который был написан позднее портрета ее супруга, уже более выразителен. Чувствуется влияние Ларжильера и итальянских мастеров. Тона спокойные и теплые, художник умело передает фактуру богатой одежды. В отличие от предыдущего портрета, здесь лучше чувствуется характер персонажа: Мария Яковлевна изображена с открытым взглядом и легким жестом руки, что указывает на ее женственность и чувствительность.

 

 

 

Принадлежность картин Романа Никитина к художественным стилям

 

 

     В пенсионерской миссии Роман Никитин приобрел стиль западной Европы. Его портрет Григория Строганова и портрет баронессы М. Я. Строгановой можно назвать парсуной. Так в 18 веке назывались изображения исторических личностей, которые выполнялись с элементами иконописи: изображаемый человек должен был, в первую очередь, иметь внешнее сходство с реальной личностью. Росписи и иконы написанные рукой Романа Никитина принадлежат к традиционной монументальной живописи.

 

 

 

Музеи и галереи – места выставок картин Романа Никитина

 

 

     Московский Златоустовский монастырь

 

     Марфо-Мариинская обитель в Москве.

 

 

http://www.biografija.ru/biography/nikitin-roman-nikitich.htm

 

 

 


 

« вернуться

Рейтинг 0 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 2 из этого альбома
"Портрет Григория Дмитриевича Строганова"
"Портрет Марии Яковлевны Строгановой"
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования