07 июля 2013
Олешкевич Иосиф Иванович Joseph Oleshkevich. Автор: Донченко А.И.
(в альбоме 24 файлов)

Изобразительное искусство / Живопись / Классицизм
Разместил: Донченко Александр

 

 

 

 

Олешкевич Иосиф Иванович 

 

Joseph Oleshkevich

 

(1777 - 1830)

 

 

 

Образование Иосиф Иванович (по другим сведениям — Антонович) Олешкевич получил в Париже. Большую часть работ создал в Санкт-Петербурге. Писал картины на исторические сюжеты и был известным в северной столице портретистом — в числе других писал и членов императорского дома.

 

 

 

 

 

Так получилось, что две наиболее известные из дошедших до нас работ живописца находятся в двух ведущих музеях русского искусства страны. Первая из них — "Благодетельное призрение и попечение императрицы Марии Федоровны о бедных" — находится в Русском музее и была написана в 1812 году. Сюжет картины имел историческое основание. Вторая жена императора Павла I (кстати, родившая в браке 10 детей) была в 1797 году назначена главной начальницей над воспитательными домами России. Добавим, что ею было учреждено ведомство для поощрения женского образования в стране. За эту картину И. Олешкевич получил в том же году желанное и почетное звание академика. "Портрет доктора медицины и хирургии Николая Федоровича Арендта" был написан в 1822 году и хранится в Третьяковской галерее. Живописец изобразил 37-летнего медика, который через пятнадцать лет будет стараться облегчить страдания умирающего А.С. Пушкина после его трагической дуэли.

 

Такими неординарными персонажами своих работ и вошел в историю русской живописи И.И. Олешкевич. 

_______________________

 

 

 

Биография Иосифа Ивановича Олешкевича

 

 

Молодые годы 

 

 

Представитель позднего классицизма и заметная фигура в масонском обществе, Иосиф Иванович Олешкевич родился в бедной семье белорусского музыканта. Точная дата рождения не определена, но известен год – 1777 и место - местечко Радошкивичи Минской губернии. 

 

Казалось, у сына музыканта не было шансов получить художественное образование, но ему везет, и его рисунки замечает граф Александр Ходкевич. Именно при поддержке этой политической фигуры Олешкевич поступает на факультет изящных искусств Вилленского университета в 1798. Его учителями были Франциск Смуглевича и Ян Рустем. В 1779 году он завершает свое обучение и отправляется в творческую поездку в Париж и Дрезден. Там его наставниками стали Ж.О.Д. Энгр и Ж.Л. Давид. 

 

После возвращения из-за границы, в 1807, узнал о смерти своего учителя Франциска Смуглевича и попытался занять его место преподавателя на факультете изяществ в Вилленском университете. Но его попытки не увенчались успехом и в 1810 он окончательно переехал в Санкт Петербург. 

 

Еще в молодые годы Иосиф Олешкевич завоевывает уважение императорской семьи и удостаивается чести написать их портреты. В этот же период он вливается в запрещенное общество масонов «Белый орел».

 

 

 

Зрелые годы

 

 

В 1812 году художник пишет одно из самых известных своих картин – «Благодетельное призрение и попечение императрицы Марии Федоровны о бедных». За это историческое полотно Иосиф Иванович был принят в императорскую Академию Художеств и сыскал благословление самой императрицы. Однако картина не совсем удачна в смысле построения композиции: жесты и позы фигур выглядят искусственно. 

 

Олешкевич был известен среди своих современников не только благодаря своим картинам. Он был человеком широкой души и обладал обширными энциклопедическими познаниями. Иосиф Иванович очень любил животных и, по некоторым данным, сам содержал несколько десятков кошек у себя дома, а когда они размножались – отдавал их всем, кому мог и даже финансировал их дальнейшее содержание. Полагается, что именно Олешкович привил петербуржцам заводить котов. За свою доброту и щедрость он был любим и уважаем не только многими писателями и художниками, но и простыми нищими людьми, которым раздавал все, что у него имелось при себе. 

 

В 1822 году Олешкевич занял главенствующий пост в ложе Белого Орла. У него был самый высокий орден в Петербурге и на Белого Орла равнялись остальные масонские ложа столицы. Мистические наклонности в купе с глубокими познаниями делали Олешкевича примером для подражания в масонских кругах. Современники Иосифа Ивановича связывали его взгляды и философские убеждения с учениями Сен-Мартена, но у художника были и свои оригинальные идеи. Все задачи, предоставляемые судьбой, Олешкевич пытался решить с помощью гуманности и доброты. Будучи очень религиозным, сам жил достаточно скромно и не понимал людской жадности и тщеславия. 

 

Много раз Олешкевич посещал белорусские губернии. После таких поездок на свет появилась серия портретов: «Групповой портрет», «Портрет девочки», «Портрет Адама Мицкевича» (1828). 

 

Помимо портретов и исторических полотен, Олешкович писал и на темы мифов, сделал пару копий великих живописцев (копия работы Рафаэля «Преображение Господне», копия с работы Давида «Ахилл, оплакивающий смерть Патрокла») и расписал несколько храмов в Санкт-Петербурге и в Польше. 

 

В возрасте 53-х лет, 5 октября 1830 года, художник скончался и был похоронен на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.

 

 

 

Самые известные картины Иосифа Ивановича Олешкевича

 


«Благодетельное призрение и попечение императрицы Марии Федоровны о бедных» (1812) – картина, на которой императрица изображена не в богатых убранствах и одеждах, а среди бедных мадонн. Темные, но теплые тона выдают принадлежность художника к европейскому стилю. Хотя картина вызывало некоторое недовольство академических умов, она сумела обратить на себя внимание зрителей. На ней присутствуют также масонские символы, к закрытому обществу которых художник был причастен: большая пирамида на заднем плане и солнце на груди центральной фигуры – императрицы.

 

«Портрет молодой женщины» (1810-е) и «Портрет доктора медицины и хирургии Николая Федоровича Арендта» (1822) – одни из картин, сохранившиеся до наших времен. Портрет доктора находится в Третьяковской галерее. Это одни из примеров классического портрета, однако своих героев художник помещает не в камерное пространство, а на фоне природы. Такая манера делает его похожим с великим Леонардо да Вични, который тоже, по предположениям современных исследователей, был масоном. Также интересен тот факт, то именно доктор Арендт – тот самый который пытался спасти А. С. Пушкина после его ранения. 

 

«Прощание гетмана Ходкевича с молодой супругой перед отправлением под Хотин» (1808) – еще одно полотно, в котором критики разглядели искусственность фигур и пафос происходящего. Художник не очень удачно передает выражения лиц персонажей: женщины и мужчины внешне очень схожи.

 

 

 

Принадлежность картин Иосифа Ивановича Олешкевича к художественным стилям

 


Почти все картины художника принадлежат к позднему классицизму с элементами сентиментализма, но несколько его портретов можно отнести и к романтизму. 

 

 

 

Музеи и галереи – места выставок картин Иосифа Ивановича Олешкевича

 

 

Государственный Русский музей, С. Петербургг

 

Государственная Третьяковская галерея, Москва

 

Большее количество работ мастера разбросаны по частным коллекциям и на территории западной России и Польши.

 

 

Источник: http://www.art-kartina.ru/jiv-oleshkevich.html

 

 

 

 

« вернуться

Рейтинг 0 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 24 из этого альбома
"Благодетельное призрение и попечение императрицы Марии Федоровны о бедных"
"Портрет доктора медицины и хирургии Николая Федоровича Арендта"
"Портрет молодой женщины"
"Прощание Ходкевича с женой перед Хотинским сражением"
"Антиох и Стратоника"
"Портрет молодой женщины с ребёнком"
"Голенищев-Кутузов, князь Смоленский"
"Богоматерь с Младенцем"
"Князь А.А.Чарторийский" 2
"Портрет неизвестного с медалью «Земскому войску» (1807) и бронзовой медалью «В память Отечественной войны 1812 года»"
"Князь А.А.Чарторийский" 1
"Портрет Адама Мицкевича"
"Алексей Львов"
"Рortrait of unknown noblesman"
"Женский портрет"
"Семейный портрет Тышиньских"
"Левон Сапега"
"Марцін Пачобут-Адляніцкі"
"Прасковья Яковлевна Мятлева"
"Василий Алексеевич Мятлев"
"Портрет Михаила (Десницкого) митрополита Санкт-Петербургского, Новгородского, Эстляндского и Финляндского"
"Петр Васильевич Мятлев"
"Портрет Софьи Станиславовны Потоцкой"
"Портрет девочки"
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования