09 июля 2013
Орловский Владимир Донатович Vladimir Orlovsky. Автор: Донченко А.И.
(в альбоме 91 файлов)

Изобразительное искусство / Живопись / Пейзаж
Разместил: Донченко Александр

 

 

 

 

Орловский Владимир Донатович 

 

Vladimir Orlovsky

 

(1842 - 1914)

 

 

 

Известный пейзажист Владимир Донатович Орловский родился в Киеве, где в городской гимназии получил первые уроки рисования. Во время учебы в Академии художеств (1861—1868) молодой В. Орловский побывал во многих местах европейской России: в Крыму, Киевской и Таврической губерниях, Москве, Финляндии. За этюды и ученические работы академист получил две серебряных и малую золотую медали. На конкурсную программу выпускник Академии представил три крымских пейзажа, принесших ему большую золотую медаль, звание классного художника первой степени и трехлетнюю командировку в Европу. Художник изучал музеи и писал во Франции, Швейцарии, Италии.

 

 

 

 

 

 По возвращении из-за границы много работает, путешествует по России, привозя из поездок зарисовки, этюды, картины. С 1874 года В. Орловский — академик, а с 1878 — профессор пейзажной живописи и член совета Академии художеств. Его полотна с видами окрестностей Петербурга, Малороссии, средней России и Северного Кавказа — желанные гости на отечественных и международных выставках. Много внимания В.Д. Орловский уделял развитию изобразительного искусства в стране. Особое участие — в становлении художественного образования в Киеве. Его творения представлены в наши дни во многих музеях, являя любителям живописи высокие образцы русского пейзажа второй половины XIX века. 

________________________

 

 

 

Как киевлянин Владимир Орловский стал «корифеем

русского пейзажа»?

 

 

Владимир Донатович Орловский родился 20 января 1842 года в семье киевского помещика. Лето семья обычно проводила под Киевом, где мальчик полюбил сочную и живописную украинскую природу и попытался отображать её на листах бумаги. Вскоре рисование стало его любимым занятием, которому Володя посвящал все свободное время.

 

Когда подошло время получать образование, Орловского определили на учебу во 2-ю киевскую гимназию. Будущему живописцу повезло, в гимназии рисование преподавал выпускник Петербургской академии художеств Иван Максимович Сошенко, обративший внимание на одаренного мальчика и начавший с ним заниматься персонально. Благодаря Сошенко, Владимир Орловский прошел хорошую рисовальную школу, позволившую ему по окончанию гимназии поступить в Академию художеств. Любопытно, что приняли его без экзаменов, сказалось ходатайство Тараса Шевченко и отличные рисунки, которые Орлов представил конференц-секретарю академии М.Ф. Львову.

 

В Петербурге Орловский стал учеником прекрасного пейзажиста Алексея Петровича Боголюбова, воспитавшего не одного самобытного художника. Только что вернувшийся из заграничной пенсионерской поездки, Боголюбов с увлечением занимался с молодыми художниками, щедро передавая им то новое, что успел почерпнуть в Европе. Стоит отметить, что Алексей Петрович имел в тот период в Академии художеств статус свободного профессора без жалования, поэтому занимался с молодежью не из меркантильных соображений, а по велению души.

 

Боголюбов многое смог передать начинающему живописцу, именно у него Орловский научился в полной мере использовать сочность и яркость красок, умело передавать переменчивость состояний природы, её обаяние и красоту. Начинавший как художник-маринист (он, как и Айвазовский, состоял на службе художником в Главном морском штабе), Боголюбов научил Владимира писать не только «сухопутные», но и морские пейзажи, в чем сам был признанным мастером.

 

Учился Владимир Донатович старательно, заслуженно получив все возможные академические награды. Академию он окончил со званием классного художника 1-й степени и правом на пенсионерскую поездку за границу. С 1869 года три года провел в основном в Германии, Италии, Франции и Швейцарии, где совершенствовал навыки живописи. Посещал и другие страны, с интересом изучая как картины старых мастеров, так и произведения живописцев-новаторов, которых тогда в Европе было немало.

 

Привезенные им из Европы работы получили высокую оценку Совета академии, который продлил ему на три года пенсионерское содержание, но для изучения природы и совершенствования живописи в России. Полученную возможность работать, не думая о хлебе насущном, Владимир Орловский использовал сполна. Им был написан целый цикл хороших картин – «Закат солнца», «Перед шквалом», «Болото», «Лесной сруб», «В степи», «Вечер», «Пески», «Посев», показавших, что в России появился еще один крупный художник-пейзажист. В 1874 году ему было присвоено звание академика.

 

Всего через два года он уже стал профессором. В этом звании Орловский был утвержден за картину «Сенокос» и написанные под впечатлением от поездки в Италию работы «Мол в Поццуоли», «Утро на берегу Неаполитанского залива» и «На море перед грозой». Помогли навыки, полученные у Боголюбова, морские виды, привезенные молодым художником из Средиземноморья, буквально очаровали академических светил. Несколько работ художника были отправлены на всемирные выставки в Филадельфию (1876 г.) и в Париж (1878 г.).

 

На этом карьерный рост Орловского не закончился. Он оказался не только талантливым живописцем, но и хорошим педагогом, о чем свидетельствовали успехи его учеников. В 1878 году Владимира Донатовича ввели сверхштатным членом в Совет академии.

 

Педагогическая работа не мешала Орловскому плодотворно работать. Он много ездил по России, привозя из путешествий массу этюдов. Его картины быстро завоевали популярность у любителей живописи, которые стали охотно их покупать. Кстати, одна из причин, что Орловский не так уж много картин показывал на выставках, как раз и заключалась в том, что многие его новые работы уходили к покупателям прямо из мастерской.

 

Вскоре Владимира Орловского стали называть «корифеем русского пейзажа». Не обходилось и без преувеличений, связанных с большой популярностью его картин в кругах аристократии, где он пользовался репутацией мастера пейзажной живописи, «превосходящего других художников удивительным знанием природы, мощным и гармоничным колоритом, свободным движением кисти». Специалисты отмечали, что, несмотря на некоторую поверхностность отдельных картин, в большинстве его работ академизм удачно сочетается с умением передавать переменчивость природы, эффекты естественного освещения, воздушную среду.

 

В развитии академического направления в пейзажной живописи у Орловского оказалось немало последователей. Пожалуй, одним из самых одаренных был его ученик и земляк С.И.Васильковский, получивший признание даже за границей.

 

 В этот период в мире шло активное развитие живописи, возникали новые направления и течения, в том числе и весьма экстравагантные. Орловский с интересом следил за ними и даже применял в своих работах некоторые новаторские приемы. Но при этом он всегда оставался художником-реалистом академической школы. Любопытны его рассуждения на этот счет.

 

«Я убедился, что по настоящее время художники-пейзажисты постоянно делились на две категории: одни увлекались всегда идеей, мотивом, а другие пробовали и пробуют фотографически передать натуру. Думаю, что всякая из этих категорий – крайность… Задача художника изображением предметов и эффектов, существующих в природе, – передать свою мысль, свое настроение. Иначе же он становится чем-то вроде фотографического объектива – не более».

 

Выросший на Украине, он часто отражал её природу в своих пейзажах. Орловский периодически приезжал в Киев, где надолго задерживался, принимая активное участие в местной художественной жизни. В 1887 году он окончательно переехал из Петербурга в Киев. Орловский оказывал большую помощь Киевской рисовальной школе им. Н.И. Мурашко, входил в её художественный совет. Был одним из организаторов создания Киевского художественного училища, которому постоянно оказывал помощь.

 

В Киеве Орловский построил на Гоголевской улице большой дом с мастерской, окруженный садом-парком, в котором художник любил работать и отдыхать. Этот дом сохранился, теперь в нем находится детский санаторий. Здесь Владимиром Донатовичем было написано много прекрасных работ, на которых перед зрителями предстает и приволье украинских степей, и сочные солнечные пейзажи Крыма и Кавказа, и неброская красота среднерусских лесов и полей, и изменчивая морская стихия.

 

В конце XIX века Владимир Орловский был в России чрезвычайно популярен. Его полотна охотно покупали члены императорской фамилии, а столичные аристократы буквально выстраивались за ними в очередь. Не все в его работах было бесспорно, критики обоснованно считали, что он излишне консервативен, а в передаче природы ему не хватает лиризма, свойственного Левитану или Нестерову. Но на популярности его картин это не сказывалось, а сравнивать её можно, пожалуй, только с популярностью работ таких корифеев пейзажной живописи того времени, как Айвазовский, Куинджи, Клевер, Поленов.

 

Конец жизни Владимир Донатович Орловский провел в Италии, где 16 марта 1914 года скончался. Хоронить мастера-пейзажиста привезли на родину в Киев. В наши дни работы Орловского можно увидеть в музеях и картинных галереях многих стран, где они неизменно привлекают внимание зрителей. А это значит, что память о художнике, который своими работами стремился передать красоту родной природы, продолжает жить.

 

 

Источник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-33631/

© Shkolazhizni.ru

 

 

« вернуться

Рейтинг 251 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 91 из этого альбома
"Кисловодск"
"Вид на Украине"
"Косари"
"Окрестности Киева. Над Днепром"
"Берег моря у Судака (Крым)"
"В Алуште"
"В Италии"
"В луговых зарослях (Подольская губерния)"
"Вечер. Берег моря"
"Дорога"
"Жатва. Хиок"
"Крым. Пейзаж с речкой"
"Летний день" 1
"Летний пейзаж" 1
"Малороссийский пейзаж"
"Морской пейзаж"
"Нижний Новгород"
"Окраины Киева"
"Отдых в степи"
"Отмель"
"Пейзаж" 1
"Пейзаж" 3
"Пейзаж в окрестностях Алушты"
"Пейзаж с горным ручьем"
"Пейзаж с рекой в Малороссии"
"Посев"
"Украинский пейзаж с ветряной мельницей"
"Хаты в лесу. Тишина"
"Озеро в Гатчинском парке"
"Пейзаж с болотом"
"Крымский берег"
"Закат над рекой"
"Полдень"
"Днепр"
"Хлеба зреют"
"Костер в поле"
"Опушка леса"
"Пастбище"
"Залив"
"Пейзаж с прудом"
"У запруды"
"Пейзаж" 2
"В солнечный день"
"Крымский летний пейзаж"
"Закат над рекой"
"Крестьяне у хутора"
"Дом возле моря"
"Буря в поле"
"В поле"
"Вид Алупкинского дворца"
"Город Поццуоли близ Неаполя"
"Жаркий полдень в южной усадьбе"
"Крымский летний пейзаж"
"Летний пейзаж с дорогой"
"Летний пейзаж" 2
"Летом на хуторе"
"На водопой"
"Пейзаж с прудиком"
"Пейзаж. Камыши на реке"
"Повозка, запряженная волами"
"Пруд. Летний вечер"
"Украинский пейзаж"
"Унесенный баркас"
"Город на берегу моря"
"Закат"
"Купание коней"
"Пейзаж" 4
"Прибой"
"Хаты в летний день"
"На берегу моря"
?
"Летний день" 2
?
?
"Пейзаж с озером"
"Летний день. Дали за рекой"
"Скошенное поле"
"Украинский пейзаж"
"Вид на Гурзуф и Медведь-гору"
"Утро в заливе. Рыбаки"
"Июльский полдень"
"Летний день. Вид на реку с высокого холма"
"Над Днепром"
"Пейзаж со снопами"
"За околицей села"
"Пейзаж с церковью"
"Заливные луга"
"Жатва"
"Затишье"
"Мельница на взлесье"
"Березовая роща"
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования