12 июля 2013
Осмеркин Александр Александрович Osmerkin Alexander. Автор: Донченко А.И.
(в альбоме 84 файлов)

Изобразительное искусство / Живопись / Реализм
Разместил: Донченко Александр

 

 

 

 

Осмеркин Александр Александрович 

 

Osmerkin Alexander

 

(1892 - 1953)

 

 

 

 

А.А.Осмеркин был натурой многообразно одаренной. Увлекался театром, в юности мечтал стать актером, даже собирался учиться пению. Любовь к театру сохранилась и в дальнейшем, но победила страсть к живописи.

 

 

 

Автопортрет

 

 

 

Увлечение новейшими течениями в искусстве помешало Осмеркину закончить Киевское художественное училище. В 1913 г. он приезжает в Москву, занимается в студии И. И. Машкова. 

 

В следующем году впервые участвует в выставке "Бубнового валета". Как и все члены этого объединения, Осмеркин любит сочную, "вкусную" живопись, любит П. Сезанна и кубистов и, при всех экспериментах, стремится не слишком далеко уходить в своих работах от непосредственного восприятия натуры ("Обнаженная на фоне персидской набойки", 1914-15; "Дама с лорнеткой", 1917; "Натюрморт с часами", 1918; "В кафе", 1919, и др.). 

 

Правда, лубок и "примитивы" имеют для художника меньшее значение, чем для его учителя Машкова. Осмеркина отличают меньший размах, тяготение к более тонкой и сдержанной цветовой гамме, своеобразное чувство ритма и вместе с тем не столь явная увлеченность телесностью, вещностью материального мира.

 

В начале 1920-х гг. Осмеркин ощущает исчерпанность прежних средств выражения, в его искусстве намечается решительный сдвиг к реализму. В этом он не был оригинален: та же эволюция происходила и с другими участниками "Бубнового валета". Художник открывает для себя барбизонцев, Г. Курбе, Рембрандта, русских мастеров XIX в. (А. Иванова и др.), поэзию русского пейзажа, прелесть ранее отрицаемого сюжета в живописи, понимает, что и портрет не только повод для решения пластических (цвет и форма) задач.

 

Сначала в живописи Осмеркина становится меньше элементов кубизма и происходит как бы возврат к Сезанну ("Парк", "Натюрморт с бандурой", обе 1920; "Портрет Е. Т. Барковой", "Портрет девушки", обе 1921, и др.). 

 

 

 

 

 

К середине 1920-х гг. работы Осмеркина уже вполне реалистичны. Священный для всякого сезанниста принцип "живопись - это верный цвет на верном месте" остается незыблемым, но художника интересует и передача фактур разных материалов, и психология (в портрете), и лирическое настроение (в пейзажах): "Портрет Е. Т. Барковой" (1921), "Портрет художника М. Н. Аветова" (1924), "Охотничий натюрморт" (1923-24), "Мойка. Белая ночь" (1927)и др.

 

Среди тематических картин художника - а он немало потрудился, осваивая этот новый и сложный для него жанр, - более других известна "Красная гвардия в Зимнем дворце" (1927). Однако, несмотря на все усилия, мастером тематической картины Осмеркин так и не стал. Гораздо лучше ему удавались пейзажи, портреты, натюрморты. Над ними Осмеркин много работал и в 1930-40-х гг.

 

Он неизменно сохранял верность принципам свободной, основанной на гармонии цветовых отношений живописи. А это не всегда было легко: художника обвиняли в формализме, в 1948 г. лишили возможности преподавать (с конца 1910-х гг. Осмеркин преподавал в художественных вузах Москвы, а потом Ленинграда). "Портрет А. А. Ахматовой" (1939-40), серия пейзажей "Новая Голландия" (1945) - пожалуй, самые известные работы 1930-40-х гг. Осмеркин не был открывателем новых путей в искусстве, а был просто талантливым и культурным живописцем. Он был безраздельно предан искусству. Смерть застала его за работой.

 

 

 

« вернуться

Рейтинг 225 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 84 из этого альбома
"Автопортрет" 1
"Ленинград. Мойка"
"Натюрморт с бандурой"
"Портрет Е.Т. Барковой"
"Натюрморт с черепом"
"Натюрморт"
"Женский портрет"
"Лес в Кунцеве"
"Натюрморт с гранатами"
"Вид из окна на Троице-Сергиеву лавру"
"Крым. Козы. Вечер. Тополя"
"Ленинград. Пейзаж с деревянным мостом"
"Ленинград. Фонтанка"
"Москва. Тверская"
"Натюрморт с часами"
"Новая Голландия"
"Портрет девушки (Женщина и кружево)"
"Обнаженная" 1
"Улица в Гурзуфе"
"Минский пейзаж"
"Полевые цветы"
"Дама с лорнеткой"
"Портрет А.А. Ахматовой"
"Взятие зимнего дворца"
"Обнажённая с зеркалом"
"Портрет художницы Е.В. Пастернак"
"Башни Новодевичьего монастыря"
"Городской пейзаж. Осенний день"
"В кафе"
"Пейзаж"
"Портрет художника Михаила Никитича Аветова"
"Болото. Осень"
"Ветлы у пруда"
"Прачка"
?
"Духан"
"Натурщица у станка"
"Купавки"
"Профиль и цветы. (В мастерской художника)"
"Любимые книги и танагра"
"Лавра со стороны Плотничьей башни"
"Обнаженная" 2
"Автопортрет" 2
"Натюрморт. Стеклянная посуда"
"Парк"
"Гладильщица"
"Охотничий натюрморт"
"Портрет поэта"
"Во дворе Эрмитажа"
"Портрет Е. Ботаговой"
"На Неве"
"Водяная башня. Дворик Лавры"
"Натюрморт на фоне Уточьей башни"
"Троице-Сергиевская Лавра. Успенский собор"
"Натюрморт с бутылью и фарфоровой ступкой"
"Кувшин на розовом фоне"
?
"Портрет дамы в черном берете"
"Армения. Закат"
"Дары Армении"
"Натюрморт с яичницей"
"Сирень"
?
?
?
"Портрет И.В. Сталина"
"Портрет мужчины в цилиндре"
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
"Осенняя композиция"
?
?
?
"Натурщица перед зеркалом"
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования