13 июля 2013
Павловец Никита Иванович Pavlovets Nikita. Автор: Донченко А.И.
(в альбоме 7 файлов)

Изобразительное искусство / Иконопись / Иконы
Разместил: Донченко Александр

 

 

 

 

 

Павловец Никита Иванович 

 

Pavlovets Nikita

 

(? - 1677)

 

 

 

Павловец Никита Иванов (ич) - «жалованный иконописец» Московской Оружейной палаты (с 1668), уроженец села Павловское Нижегородского уезда.

 

Произведения Павловец Никиты отличают изящество рисунка, изысканные цветовые решения, обилие золота и повышенный интерес к орнаментированию свободных поверхностей.

 

 Характерные примеры — икона «Богоматерь — Вертоград заключенный» (около 1670, Государственная Третьяковская Галерея), написанная в обрамлении пышного растительного орнамента и представляющая Богоматерь в регулярном саду с партером, словно прочерченным по линейке; икона «Христос — Великий Архиерей» (Смоленский собор Новодевичьего монастыря).

 

Кроме того, Павловец Никитой были исполнены:

 

икона Великомученицы Екатерины, 1670;

автор красивого образа “Царь Царем” или “Предста царица” на одном из столбов Смоленского собора московского Новодевичьего монастыря (Этот образ написан в 1672 г); 

две иконы «Богоматерь — Живоносный источник», 1673, совместно с Ф. Зубовым; 

местный чин иконостаса церкви в селе Алексеевское Московского уезда, 1674; 

икона Богоматери Казанской для царя Алексея Михайловича, 1675; 

икона «Спас-Вседержитель» «на полотне», т. е. на холсте — редчайшая практика для XVII столетия.

 

Принимал участие в реставрационных работах; в 1674 г. — на иконостасе Успенского собора Московского Кремля; в 1677 — на «надвратной» иконе Богоматери-Знамение, которая располагалась на башне на Каменном мосту. Указанные работы не сохранились или местонахождение их неизвестно. 

________________________

 

 

 

РОФЕЕВ НИКИТА ИВАНОВ ПАВЛОВЕЦ (уп. 1659, ум. 1677) -

 

жалованный иконописец, из с. Павлово Нижегородскаго уезда; принят на службу в Оружейную палату после смерти боярина князя Якова Куденетовича Черкасского 10 января 1668 г. “для того, что прежние иконописцы Степан Резанцев от многих великаго государя иконописных дел устарел, а Федор Козлов болен, а Симон [Ушаков] c товарищи безпрестанно у государевых дел, и теми людьми дел великаго государя делать немочно, а наперед сего он Микита иконнаго воображения в письме свидетельствован сими же жалованными иконописцы, и по их, иконописцев, свидельству он, Микита, иконного художества в письме мастер”. 20 апреля того же года боярин и оружейничий Богдан Матвеевич Хитрово приказал “Миките Павловцу и Федору Зубову для мастерства, и что они пишут воображение святых лиц мелким письмом, учинить… оклады равны денег по 18 руб., хлеба по 20 чет. ржи, овса по тому ж, — человеку, да поденного корма по два алтына на день” (Стлб. № 24 176 г.).

 

Кроме того, при своем поступлении на службу в Оружейную палату, Никита Павловец, в виду того, что он был “взят к Москве неволею и навечное житье, и двора у него своего нет, и завесться”, — получил “в приказ” 70 руб. “на дворовую покупку” (Там же).

 

Вскоре Никита Иванов Павловец, “по указу великаго государя, написал вновь иконнаго своего художества воображение на одной цке образ Всемилостиваго Спаса, Пречистыя Богородицы, Иоанна Предтечи. И по свидельству московских иконописцев Симона Ушакова с товарищи, иконописец Никита Иванов иконному художеству мастер добрый” (Стлб. № 330 176 г.). 31 мая 1670 г. царь Алексей Михайлович “пожаловал… иконописца Никиту Павловца за доброе мастерство иконнаго художества, — велел ему дать… в приказ… сукно доброе карамзин, тафту виницейскую добрую-ж, камки куфтерю 5 аршин” (Стлб. № 418 178 г.).

 

В июне 1670 г. Никита Павловец писал икону вмч. Екатерины, тезоименитьй великой княжне Екатерине Алексеевне (Стлб. № 440 178 г.); в 1673 г. он вместе с Зубовым написал две иконы Живоносный Источник государю в хоромы (Оп. 34. № 957 181 г.); в том же году написал “образ Богородицы Боголюбския против чудотворнаго образа, что в Сретенском соборе” (Стлб. № 122 182 г.) (Успенский 1910).

 

В марте 1672 г. Никита Павловец наблюдал за реставрацией стенных росписей в Золотой палате (Забелин 1894).

 

13 января Никита Павловец пишет челобитную, в которой просит жалованья “против товарища моего Симона Ушакова, за многое работишко и разорение и смерть отца, который убит от воровских казаков, помня Бога и крестное целование, за тебя Великаго Государя” (Забелин 1894. Вып. 2).

 

В марте 1673 г. Никита Павловец “с товарищи писал знамя полковое по камке, средина — камки рудожелтая, каймы — камка белая, — образ Покрова Пресвятыя Богородицы со святыми, на другой стороне — Живоначальная Троица. И то знамя дано великаго государя жалованья думному дворянину Ивану Савостьяновичу Большово Хитрово для Донския службы” (Стлб. по Оп. 23. 181 г. № 556) (Успенский 1910). (Знамя писал вместе с Федором Зубовым. Описание знамени см.: Забелин 1894. Вып. 2)

 

В 1673 г. Никита Павловец и Федор Евтихиев Зубов написали каждый по иконе Живоносный Источник — государю в хоромы (Оп. 34. № 957 181 г.) (Успенский 1913–1916. Т. 1:186). “В росписи жалованным иконописцам, что у кога дел”, к сожалению не обозначенной годом, о Никите Павловце замечено: “Пишет образ Спасов Вседержителя на престоле седяща — к великому государю вверх. Приказывал писать стольник Аврам Иванов сын Хитрово” (Стлб. по Оп. 23. № 902). В другой подобной же росписи говорится, что Никита Павловец “у починки образа Пресвятыя Богородицы, что на вратех на каменном мосту” (Стлб. по Оп. 23. № 901) (Успенский 1910:194). В том же 1673 г. вместе с Симоном Ушаковым, Андреем Ильиным, Федором Козловым, Георгием Зиновьевым и Иваном Филатьевым Никита Павловец писал иконы для праздничного чина церкви Покрова в подмосковном с. Братцеве, построенной в 1672 г. боярином Богданом Матвеевичем Хитрово (см. список сохранившихся произведений). 24 ноября 1673 г. по царскому указу Никите Павловцу велено на липовой доске написать образ Богородицы Боголюбской против чудотворного образа, что в Сретенском соборе (Забелин 1894. Вып. 2).

 

В январе 1674 г. вместе с другими жалованными иконописцами свидетельствовал ученика Ивана Масюкова (см.).

 

В 1674 го. у Никиты Павловца был ученик Полиевкт (вероятно, Никифоров безрукий), которого он учил “по именному великаго государя указу вверху иконному своему художеству” (Стлб. № 431 182 г.).

 

  [29 августа 1674 г. Никита Павловец купил для обучения Полиекта на деньги Оружейной палаты «шесть ставушечек неметцких … да … два розмерца неметцких … да … приголовашек дубовой окован железом» (Там же) (Б.Т.)]

 

22 июня 1674 г., по указу царя Алексея Михайловича и по росписи из приказа Тайных Дел, велено было написать в Оружейной палате иконописцам Симону Ушакову и Никите Павловцу “в московский уезде в село Алексеевское в новопостроенную церковь местных икон — образ Спасов Вседержителя, стоящий в молении Никон да Андроник, да образ Пресвятыя Богородицы Смоленския, да образ Иоанна Предтечи да Иоанна Богослова, образ Алексея Человека Божия, образ Варлаама Хутынскаго”. К сентябрю 1676 г. из этих икон написаны лишь иконы Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова, остальные же были “не написаны”, потому что в 1674 г. “починивали они, иконописцы, и олифили вновь в соборной церкви Успенскаго собора деисусы, праздники, пророки, праотцы и местныя иконы, а в 1675 г… починивали у великаго государя в третьей комнате стенное письмо и иныя многия иконописныя дела писали по наряду к великому государю вверх… Были у стенного письма в церкви Спаса Нерукотвореннаго образа, что у великаго государя вверху на сенях” и у письма туда же “деисусов, праздников и местных икон” (Стлб. № 32 185 г.) (Успенский 1910).

 

В октябре 1674 г. Никита Павловец вместе с Симоном Ушаковым починил образ Богоматери Лахернской (Влахернской), что стояла в Успенском соборе. Царь велел образ починить заново “и под старую цку подклеить вновь цку кипарисную, для того чтоб было прочно. Куплена доска дл. 9,5 вершк., шир. 8,5 вершк., толщ. 0,5 вершк., 4 рубли и подклеена под образ. Никита Павловец изолифил образ 9 октября” (Забелин 1894. Вып. 2).

 

В 1675 г. Никита Павловец написал государю в поднос икону Казанской Богородицы, на штилистовой цке (Стлб. № 341 183 г.).

 

В 1676 г. 29 апреля Никита Павловец  «по указу великого государя» «взял … вверх к ученику своему Полиехту для научения писать святыя иконы» две иконные доски. Об одной  из досок сказано, что она  была «штилистовой» и за нее заплатили самому Павловцу, за другую – «левкашеную портняную» заплатили  Петру Афонасьеву (РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. № 15894. Л.1). (Б.Т.)

 

В августе 1676 г. он писал на полотне “образ Спаса Вседержителя, на престоле седяща” (Стлб. № 439 184 г.) (Успенский 1910). В 1676 г. писал иконы в с. Алексеевское вместе с Симоном Ушаковым. [Об этой работе см. в статье Ушаков Симон Федорович. — Ред.] Тогда же, вероятно, им была написана несохранившаяся икона Федора Стратилата для церкви Спаса на Сетуни, в вотчине Артамона Сергеевича Матвеева. В акте, составленном при закрытии церкви в 1941 г., сообщаются размеры: 27 вер. Ѕ 7 вер. и приводится надпись: “В лето 1667 по Рождеству Христову… 23 дня писал изограф Павловец”. Дата, очевидно, искажена: церковь построена в 1676 г., тем же годом датируется написанная для нее Симоном Ушаковым икона Спаса Нерукотворного. Кроме того, 1676 г. — год вступления на престол царя Федора Алексеевича, небесным покровителем которого был Федор Стратилат. (К. Н.)

 

В январе 1677 г. Павловец “чинил образ Пресв. Богородицы знамения, что написаны на вратех на каменном мосту” (Оп. 34. № 958 Л. 300), на башне. [Вместе с Артамоном Ивановым, Меркурием Яковлевым и Герасимом Ильиным. — Ред.]

 

24 марта 1677 г. иконописец Никита Иванов Павловец скончался (Оп. 34. № 958. Л. 27об), 

 

— оставшись должным казне 90 руб. (в августе 1676 г., по случаю “пожарнаго разорения”, он получил ссуду в 100 руб. с ежегодным погашением по 10 руб. в год из жалованья).

 

20 мая 1677 г., по именному царскому указу, “на вдове умершаго живописца Никиты Павловца Матрене денег 90 рублей имать не велено для того, что он, Никита, будучи в животе своем, сии деньги отцу его государеву блаженныя памяти… царю… Алексею Михайловичу… и ему великому государю” (т. е. Федору Алексеевичу) “мастерством своим заплатил” (Там же. Л. 28) (Успенский 1910).

 

Из докладной записки царю 1678 г.: “В прошлых годех в Оружейной палате… были у иконописных дел иконописцы с Павлова перевозу Никитка Иванов. Государева жалованья оклад ему денежной был 18 рублев, хлебного ржи и овса 40 четей. И в прошлом во 185-м году иконописец Никита Иванов умре…” (Успенский 1913–1916. Т. 1).

 

Симон Ушаков, работавший весьма часто с Никитою Ивановым Павловцем, был всегда о нем лучшего мнения, как о прекрасном иконописце. Желая дать самый блестящий и лестный отзыв об иконописцах Гурии Никитине и Семене Спиридонове, Ушаков “с товарищи, сказали, по евангельской Христовой заповеди, что… Костромин Гурей Никитин, да Семен Спиридонов мастерством своим против Никиты Павловца стоит”. Уцелевшая до настоящего времени икона Никиты Павловца “Великий Архиерей” из Смоленского собора Новодевичьего монастыря может служить прекрасным наглядным подтверждением лестного отзыва Ушакова о Павловце. [Далее следует описание иконы. — Ред.] (Успенский 1910).

 

 Род Никиты Павловца вписан в синодик Макарьева Желтоводского монастыря. Древний синодик, скопированный А. А. Титовым в 1887 г. (ОР РНБ. Титов 2978. Л. 84) не сохранился, в НжМЗ хранится синодик 1713 г. (№ 13748. Л. 206об). (К.Н.).

 

 

Сохранившиеся произведения:

 

1. Никола поясной. 1659 г. Собрание старообрядческой общины при Рогожском кладбище в Москве. 35х27,5 см.

На нижнем поле надпись: “Лета 7167 (1659) месяца марта 7 день писал сию икону Никита Павловец” (Успенский 1913–1916. Т. 1, Древние иконы Рогожского кладбища 1956).

 

2. Минея на июнь, июль и август. 1668–1677 гг. Рим, Музей Ватикана. Инв. 1005.

 

Надпись: “Писал Никита Иоаннов сын”.

 

Минея входит в состав складней из пяти частей с изображением евангельских сюжетов и минеи годовой (на каждой иконе по 3 месяца). На трех из них есть надписи художников: помимо Никиты Ерофеева это Сергей Васильев Рожков и Андрей Ильин.

 

По преданию, названные доски принадлежали сперва Петру I, который подарил их своему духовнику (?) священнику Герасиму Фоке, родом из Кефалонии, бывшему несколько лет пресвитером в церкви св. Георгия в Венеции; последний, возвращаясь в отечество, умер в Константинополе от язвы и оставил эти картины своему брату Марину Фоке, а тот, вернувшись в Италию, продал их за 30 скуди (300 червонцев) маркизу Маркию Александру Григорию Каппонию, подарившему их потом в Ватиканскую библиотеку как бесценное произведение древнего русского искусства.

 

В Имп. Публичной библиотеке хранились медные гравированные доски и старинные отпечатки с них, крестообразно расположенные, с воспроизведением Каппониановых картин (Некрасов 1887). О спорах европейских ученых относительно датировки “Каппониановых досок” см.: Собко 1895.

 

 3. Явление иконы Богоматери Жировицкой. 1669 г. СПМЗ. Инв. 2777. 24,5х18,5 см. Рамка оклада серебряная, с московским клеймом. На полях вычеканены надписи (тексты см.: Олсуфьев 1927).

Внизу надпись: “Лета 7177 (1669)… писал образ сии Никита Павловец” (Николаева 1977).

 

4. Богоматерь Вертоград заключенный. Ок. 1670 г. ГТГ. Инв. 28699. 33х29 см. Собрание С. А. Щербатова. Приобретена в 1940 г.

На нижней лузге надпись белилами: “…го писал сии образ иконописец Никита Иванов сын Ерофеев Павловец” (Антонова, Мнева 1963).

 

5. Чудо Георгия о змие и Чудо Дмитрия Солунского. Ок. 1670 г. ГТГ. Инв. 14663. 31х28 см. Собр. А. С. Уварова. Пост. из ГИМ в 1930 г.

На лицевой стороне, над нижнем полем надпись: “[Ле]т[а] 718… (167…) год написа[на] многогрешною рукою Никиты [Пав]ловца” (Антонова, Мнева 1963. Т. 2)

 По мнению Л.В.Ковтыревой, надпись на иконе выполнена на чинке грунта и относится к позднейшему времени, а стиль иконы не позволяет отнести ее к произведениям Никиты Павловца (Ковтырева 2007).

 

6. Троица. 1671 г. ГРМ. Инв. ДРЖ 2560. 12 см в диаметре. На круглой доске. В нижней части иконы, на поземе, надпись черной краской: “7179 (1671)… писал убоги раб Никита Павловец”. Надпись сильно испорчена: “Совсем не читаются две буквы после обозначения года и лишь с некоторой гипотетичностью восстанавливается вторая буква года; остальные буквы… читаются хотя и с трудом, но несомненно. Ровинский, ошибочно читавший вторую букву как П, получал 7189—1681 год, что позже дало повод Успенскому усумниться в подлинности надписи, ибо Никита Павловец умер еще в 1677 году и не мог написать иконы четыре года спустя после своей смерти” (Каргер 1928).

 

7. Воскрешение Лазаря, из праздничного чина. 1673 г. ГТГ. Инв. 13958. 57х38 см. Происходит из церкви Покрова в с. Братцеве, построенной в 1672 г. боярином Богданом Матвеевичем Хитрово. Пост. из ГИМ в 1930 г. Раскрыта в 1920-х гг. в ГИМ. В 1952 г. на полях, в местах утрат, дополнен левкас с тонировкой.

В правом нижнем углу на изображении камня надпись белилами: “Писал сии образ иконописец Никита Павловец” (Антонова, Мнева 1963. Т. 2).

Крещение. 1674 г. ГТГ. Инв. 14213. 44,6х37 см. Пост.в 1930 г. из ГИМ по акту № 270. Раскрыта А.И.Собаршовой в 2000 г.

На нижнем поле надпись: «Писал сий образ изограф Никита Павло(ве)ц». (Ковтырева 2005. С. 217)).

 

8. Праздники богородичные (Доброчадие). 1675 г. ГТГ. Инв. 24395. 32х27 см. Собрание А. И. и И. И. Новиковых. Пост. из церкви Успения на Апухтинке в Москве в 1936 г.

В картуше, над нижнем полем, надпись: “Лета 7183 (1675) написал сию икону многогрешнай рукою Никита Павловец” (Антонова, Мнева 1963. Т. 2).

 

9. Никита Павловец “с товарищи”. Царь царем, или Предста царица. 1676 г. ГТГ. Инв. 14969. 184х130 см. Происходит из Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве (висела на юго-восточной стене). Пост. из АМИ в 1935 г.

Внизу на подножии черная надпись: “Лета 7185 (1676) го году месяца ноября 11 день писа[н] си образ повелением благочестиваго государя царя и великаго князя Феодора Алексеевича всея Великия Малыя и Белыя Росии са[м]оде[р]жца а труды у сего образа зографа Никиты Павловца с товарищи” (Тренев 1902; Антонова, Мнева 1963. Т. 2).

 

 10. Симон Ушаков, Никита Павловец. Троица. 1677 г. ГМЗК. Инв. Ж-934. 107х79 см. Происходит из Троицкой церкви с. Ознобишино. Пост. в 1939 г. Рест. М.А.Гра.

Внизу под престолом, между подножиями, надпись коричневой краской: “Лета 7185 [1677] го февраля в 1 день написан сии образ живоначальные Троицы по обещанию боярина и оружейничева Богдана Матвеевича Хитрова. А писали сии образ государевы иконописцы Симон Оушаков Никита Павловец”. (Полякова 1987, Полякова 1999).

 

 

Библиография:

 

Карамзин. История. Т. 3. Прим. 258; Снегирев 1842–1845:LXVI, CX (Павловцов); Забелин 1850:97–99, 102, 109; Ровинский 1856:149, 169–170 (Павловец, Микита, Иванов сын); Ровинский 1881-1893. Ч. 4:636; Труды 3 Археологического съезда в Киеве в 1874 г. Киев, 1878:25–27 и прорись;  Викторов 1883:442, 444 (Павловец); Собко 1895:388–391 (Иванов Пикторов Никита); Некрасов И. К русской иконографии. О некоторых произведениях русской иконописи, находящихся в Западной Европе // Древности. Археологический вестник. М., 1887. Июльавгуст:161–164; Забелин 1894. Вып. 2:113, 114, 116, 120, 126; Тренев 1902:57. Табл. XX, 108; Успенский 1910:194–196 (Павловец Никита Иванов); Успенский 1913–1916. Т. 1:188; Снимки Рогожского кладбища в Москве 1913. № 47; Сычев 1923; Олсуфьев Ю.А. Дополнение III к описи икон Троице-Сергиевой Лавры (1920). Сергиев, 1927:9-10; Каргер 1928:124–125; Древние иконы Рогожского кладбища 1956:24, 119; Антонова, Мнева 1963. Т. 2. № 892–896; Белоброва 1968:105; Николаева 1977:177–178; Брюсова 1982:256–257; Полякова О.А. Новооткрытые иконы царских изографов из собрания музея “Коломенское” // ПКНО. 1985. М., 1987. С. 213-215; Полякова 1999. № 32; Ковтырева Л.В. «Написа… многогрешною рукою Никиты Павловца». К атрибуции иконы из собрания Третьяковской галереи // Искусство христианкого мира. Сборник статей. Вып. 9. М., 2005. С. 213-223. Под тем же названием статья опубликована в сб. Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного искусства. XI  научная конференция. 16 ноября – 18 ноября 2005, Москва. Материалы. М., ГТГ, Магнум Арс, 2007 С. 26-37.

 

Источник: http://bestobshenie.su/artists/e/erofeev_nikita_ivanov_pavlovec/index.shtml?adm=1c5e0bf0cebccfb4a45c4cde8a459427

 

 

 

« вернуться

Рейтинг 0 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 7 из этого альбома
"Святой Никола Чудотворец"
"Вертоград заключенный"
"Воскрешение Лазаря"
"Троица"
"Чудо Георгия о змие и Чудо Дмитрия Солунского"
"Праздники богородичные (Доброчадие)"
"Царь царем, или Предста царица"
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования