20 июля 2013
Плюшар Евгений Александрович Pljushary Eugene. Автор: Донченко А.И.
(в альбоме 14 файлов)
Изобразительное искусство / Живопись / Портрет
Разместил: Донченко Александр
Плюшар Евгений Александрович
Pljushary Eugene
(1809 - 1880)
Наверное, не стоит ломать много копий по поводу принадлежности Евгения Александровича Плюшара к той или иной национальной живописи. Был французом по рождению, художественное образование получил в Германии (1828—1832), но с 1832 года жил и работал в Петербурге, стал академиком Императорской Академии художеств и даже занимался, как мы сейчас бы сказали, бизнесом в России. В 1836 году Е. Плюшар был признан "назначенным" в академики за картину "Одалиска". В 1839 году стал академиком, представив на утверждение в звании "Портрет музыканта Карла Липиньского", знаменитого композитора, виртуоза и первого императорского российского концертиста.
Как фундаментальную работу, в которой Е.А. Плюшар участвовал наравне со светилами отечественной живописи, следует назвать росписи Исаакиевского собора (живописец изобразил историю Моисея). Что же касается предпринимательской деятельности Плюшара, то общеизвестен факт основания им одного из первых в Петербурге фотографического заведения. Молодое дело подпитывалось кадрами старого, как мир, изобразительного искусства.
_________________________
Плюшар, Евгений Александрович — живописец, брат Адольфа Александровича Плюшара, родился в 1810 г.; живописи он обучался во Франции (у Hersant), в Италии и в Мюнхене; в последнем он пробыл в Академии с 1828 по 1832 г. Прибыв в 1832 году в Петербург, П. быстро приобрел себе здесь известность. В 1836 г. он был признан "назначенным в академики" и в следующем году ему была задана программа на звание академика: "поколенный портрет К. Н. Брюллова", но когда портрет был написан, Совет Академии постановила "отсрочить суждение о произведении, предоставив ему волю дать оному более отчета в исполнении и вторично представить на суд Академии". Тогда, в 1839 г. П. представил другую программу: "портрет композитора и первого русского императорского концертанта Карла Липинского, за который и был признан академиком. В 1840-х годах он участвовал в росписи Исаакиевского собора; в 1850-х г. имел собственную фотографию в Петербурге, но в 1862 г., когда обсуждался вопрос об исправлении его картин в Исаакиевском соборе, попорченных сыростью, его уже не было в России, хотя в живых он был еще и в 1865 г.
Из работ Плюшара, кроме упомянутых, известны: "Портрет девушки в костюме баварской поселянки", портреты: г-жи Вернет, г-жи Лакроа, Гибальда, Казенера, Латрелия, Монерона, Муральта, графа А. Ф. Орлова, в рост, графа Санce, римлянки Онориты, двух женщин в национальных костюмах, картины: "Римская сцена" и "Одалиска", портреты: г-жи Варле, Кисилевской, Струкова, тирольца; картины: "Дон-Жуан, увлекающий Церлину", "Итальянка с ребенком", "Жертвоприношение Исаака", для Исаакиевского собора; "Благословение Иаковом детей", туда же; "Явление Бога Моисей, в неопалимой купине", туда же; "Благословение Исааком Иакова", туда же; "Чудесное насыщение пятью хлебами и двумя рыбами", туда же; "Спасение Моисея из вод Нила", туда же; "Моисей перед Фараоном", туда же; "Спящая девушка"; одиннадцать образов в церковь Царскосельского приюта; запрестольный образ в церковь, в именье И. П. Плещеева, в Харьковской губ.; десять фамильных портретов Демидовых; портрет г-жи Клементин, "Итальянка с тамбурином", изображение великих княжон Марии, Елизаветы и Екатерины Михаиловне, садящихся в лодку, и др.
"Библ. для Чтения" 1886 г., т. XV, ч. I, отд. V, стр. 20; "Сборник материалов для истории Импер. Академии Художеств", СПб. 1864 —1866; Отчеты Импер. Академии Художеств за 1844—1845, 1851—1852 и 1864—1865 гг.; Указатель произведений, выставленных в Импер. Академии Художеств в 1833; 1836; 1839; 1846 и 1851 гг.; L'Artiste Russe, publié par J. Guillon. Saint-Pétersbourg. 1847; История и достопримечательности Исаакиевского собора. СПб. 1858 г.; L. Dussieu. Les artistes français à l'étranger. Paris. 1876; Д. A. Ровинский. Подробный словарь русских гравированных портретов. СПб. 1889; Н. П. Собко. Словарь русских художников. Т. III. Вып. I. СПб. 1899.
А.Новицкий