27 июля 2013
Прохор (Старец с Городца) Prokhor. Автор: Донченко А.И.
(в альбоме 2 файлов)

Изобразительное искусство / Иконопись / Иконы
Разместил: Донченко Александр

 

 

 

 

Прохор (Старец с Городца)

 

Prokhor

 

(Начало XV века)

 

 

 

Имя Прохора с Городца упоминается в Троицкой летописи за 1405 год, в которой записано: «Тое же весны почаще подписывати церковь каменную Благовещение на князя великого дворе, не ту аже ныне стоит, мастеры бяху Феофан Грек да Прохор, старец с Городца, да чернец Рублев, да того же лета и кончаша» (Полное собрание русских летописей, Троицкая летопись за 1405 год).

 

 Прохор с Городца – инок Городецкого мужского монастыря, он твердо решил остаток своей жизни освятить своему любимому занятию – иконописи. 

 

Много верст прошёл Прохор из Городца, прежде чем попал в белокаменную Москву, встретился с великим художником Древней Руси Андреем Рублевым, стал его сподвижником и соратником.

 

Прохор с Городца — иконописец московской живописной школы начала XV века, предполагаемый учитель Андрея Рублёва. Летопись называет Прохора «старцем». Вместе с Феофаном Греком и Андреем Рублёвым в 1405 году участвовал в росписи Благовещенского собора Московского Кремля. Ему предположительно принадлежат иконы «Тайная вечеря», «Вознесение», ряд изображений пророческого чина.

 

Манера письма Прохора отличается живописной свободой, красивыми красочными сочетаниями, сочными бликами, быстрыми летящими движениями. Характерно им изображаются фигуры — с остренькими носиками и маленькими ручками, которым присущи стройность и изящество.

 

Прохор выступает мастером византирующего направления, прямым продолжателем традиции учившихся у греков московских мастеров XIV века — Гоитана, Семёна и Ивана. 

_________________________

 

 

 

Прохор из Городца — русский живописец начала XV века, создавший в 1405 году совместно с Феофаном Греком и Андреем Рублевым фрески Благовещенского собора в Московском Кремле.

 

В тридцать пятом томе Большой Советской энциклопедии указывается, что у Прохора с Городца неизвестны годы рождения и смерти.

 

Имя Прохора с Городца упоминается в Троицкой летописи за 1405 год, в которой записано: «Тое же весны почаще подписывати церковь каменную Благовещение на князя великого дворе, не ту аже ныне стоит, мастеры бяху Феофан Грек да Прохор, старец с Городца, да чернец Рублев, да того же лета и кончаша» (Полное собрание русских летописей, Троицкая летопись за 1405 год).

 

Когда я находился в Благовещенском соборе, то долго рассматривал иконы, приписанные Прохору из Городц: «Распятие», «Вознесение», «Успение», на которых сделана надпись рукою художника: «Прохор с Городца».

 

В те минуты мне вспоминалось стихотворение «О Прохоре с Городца» О.Широких, преподавателя Городецкого педагогического училища:

 

…Старик вздохнул и пожевал губами,

Задумчивость ладонью стер с лица, 

Потом, уже дрожащими руками, 

Поставил мету: «Прохор с Городца».

 

На стенах скорбно проступают лики, 

Но стынет их создавшая рука. 

Старик не знал, что он уже великий, 

Что имя старика вошло и века!

 

 

Я подумал, что живая, самобытная нить художественного мастера Прохора с Городца протянулась к нашей городецкой росписи, излюбленным мотивом которой является цветок, яркий и веселый, что истоками великого таланта художника явилась русская иконопись, которая в то время была распространена в Городецкой округе, в Приузольском крае.

 

Прохор с Городца — инок Городецкого мужского монастыря, он твердо решил остаток своей жизни освятить своему любимому занятию — иконописи.

 

Много верст прошёл Прохор из Городца, прежде чем попал в белокаменную Москву, встретился с великим художником Древней Руси Андреем Рублевым, стал его сподвижником и соратником.

 

В творчестве Прохора из Городца и Андрея Рублева обнаруживается живая образность, драматичность и гуманизм. Их святые отличаются русским, славянским типом, их чертам свойственно лирическое, ясное настроение.

 

Галочкин Н.М. 

 

 

Источник: http://radilov.ru/content/view/94/

___________________

 

 

 

ПРОТОИЕРЕЙ ОТЕЦ ВЛАДИМИР (В МИРУ ГОФМАН), ЧЛЕН СП РОССИИ,

АВТОР МНОГОЧИСЛЕННЫХ КНИГ В ПРОЗЕ И СТИХАХ.

 

 

Тоя же весны почаша подписывати

церковь Благовещение на князя

великого дворе, а мастеры бяху

Феофан, иконник Гречин, да Прохор

старец с Городца, да чернец Андрей

Рублев, да того же лета кончаша ю...

 

ИЗ ЛЕТОПИСИ, ГОД 6913 (1485)

 

 

 

Как терпко пахнут листья чабреца!

Скользят над полем в лунном свете совы.

- Кто ты, старик?

- Я - Прохор с Городца.

- Куда идешь ты?

- К чернецу, к Рублеву.

 

И серп луны над Волгою висит,

и дым пожарищ выедает очи.

Скорбит душа, покуда на Руси

чужие кони луг и пашню топчут.

 

И кто бы знал, как долог крестный путь

от Китежа до поля Куликова!

Но вот под кистью чернеца Рублева

единства мира высветилась суть.

 

И в этот век, среди тревог и бед,

явились миру мудрые творенья.

Божественное чудо вдохновенья -

иконы вечный излучали свет.

 

Пока звонят к обедне на Руси,

жива ее душа, и ждет лишь часа.

Идут полки под строгим ликом Спаса,

и свет лампады в Лавре негасим.

 

Из тьмы столетий не видать лица,

и только имя возникает снова:

- Кто ты, старик?

- Я - прохор с Городца.

- куда идешь ты?

- К чернецу, к Рублеву.

 

Мир вечно полон суетных забот,

на все вопросы не найти ответа...

А в Городце черемуха цветет,

и на Руси родятся Пересветы.

 

 

Источник: http://www.chitalnya.ru/work/368735/

 

 

 

« вернуться

Рейтинг 0 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 2 из этого альбома
"Тайная вечеря"
"Благовещение"
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования