28 июля 2013
Йованович Павле (Пайа) Paul (Paia) Jovanovic. Автор: Илларионова
(в альбоме 56 файлов)
Изобразительное искусство / Сербия / Живопись
Разместил: Илларионова
Йованович Павле (Пайа)
Pavle (Paja) Jovanovich
(1859 – 1957)
Йованович родился в семье известного в Вршаце фотографа Стефана Йовановича и француженки Эрнестины Деот. По словам отца, их предки переехали в Вршац из Косово во время великого переселения сербов под предводительством карловицкого патриарха Арсения III.
Павле был первенцем родителей, после него в семье родились еще два сына - Светислав (1861-1935) и Милан (1863-1944). Когда мальчику исполнилось всего семь лет, мать после непродолжительной болезни в возрасте 28 лет умерла.
Через год после смерти матери отец женился на итальянке из французского Эльзаса Марии дель Понти, которая была хорошей и заботливой матерью. Она родила Стефану сыновей Александра (Шандора), Джуру, Ивана и самого младшего Тинку, а также дочь Софию, умершую в младенчестве. Таким образом, кроме Павле в семье воспитывались пять братьев.
Интерес к живописи проснулся у мальчика рано. Во-первых, работа отца требовала не только знания фототехники, но и опыта ретуширования. Кроме того, город Вршац был маленьким, но очень богатым городом с давними культурными традициями. Павле мог любоваться религиозной живописью великих предшественников Николы Несковича (1729 - 1785), Арсения - Арсе Теодоровича (1767-1826), Павла Бурковича (1772-1830) и Йована Поповича (1810-1864). Мальчик часто в студии отца копировал картины старых мастеров. Первые уроки рисования ему давал школьный учитель грамматики Вршацкой реальной гимназии Водецкий, хотя сам художник говорил, что он научился рисовать, проводя долгие часы в пустой церкви и копируя лики святых. Там талант мальчика и заметил наставник местной православной церкви Александр Токин. Он обратил внимание на то, как юный Павле успешно копирует фигуры святых с иконостаса церкви.
В начале 1870-х муниципалитет Вршаца заказал в Вене новый колокол для городской православной церкви, было решено украсить звонницу новыми картинами святых, тогда и стало известно о таланте молодого Йовановича. Токин выбрал рисунки четырнадцати-пятнадцатилетних учеников реальной гимназии. Так в четырнадцать лет Павле получил свой первый заказ и первые деньги за работу - двадцать флоринов, в расчете два флорина за рисунок. Благодаря общему признанию, отцу порекомендовали отдать сына в художественную школу. Павле получил своеобразную путевку для продолжения учебы в столице Австрии.