03 августа 2013
Похитонов Иван Павлович Ivan Pokhitonov. Автор: Дорофеева Ольга
(в альбоме 17 файлов)

Изобразительное искусство / Живопись / Художники-славянисты
Разместил: Дорофеева Ольга

 

 

 

Похитонов Иван Павлович

 

Ivan Pokhitonov

 

(1850 - 1923)

 

 

 

Пейзажи И. П. Похитонова высоко ценили все крупные русские художники второй половины XIX - начала XX века: И. Н. Крамской, И. Е. Репин, В. Д. Поленов, К. А. Савицкий, В. М. Васнецов, В. А. Серов и др.

 

 

 

 

 


Но широкой известности в России у него не было и нет до сих пор. Зато во Франции его знают намного лучше. Он выставлял свои работы в Салоне, и о степени его успеха говорит тот факт, что парижские торговцы картинами наперебой предлагали Похитонову заключить контракт на самых выгодных условиях.

Похитонов происходил из семьи потомственных военных. Отец его по национальности был украинец, мать - сербка. В 1871 г. он с матерью и больной сестрой уехал за границу, и как оказалось - надолго. Сначала он оставался там по причине своих слабых легких, потом - в силу семейных обстоятельств (появилась семья, родился сын). Но каждое лето он приезжал в Россию, много работал на натуре в родных местах. Потом купил имение в Минской губернии и думал там остаться навсегда, но революция и гражданская война вынудили его в 1919 г. покинуть родину.

Похитонов начинал самоучкой. В Париже учился у пейзажиста А. П. Боголюбова, изучал живопись барбизонцев, К. Коро, импрессионистов. Конструктивность, свободная живописная манера, изумительная верность и ясность тональных и цветовых отношений делают его самым французским среди русских пейзажистов ("Ранняя весна. По. Прачки на берегу Гавы", 1885; "Ла-Панн. Пляж", "Тру-Луэт. Осенний вечер", "Тру-Луэт. Ранняя весна", все 1895; "Въезд в Ясную Поляну", 1905; "Прачки у пруда. Жабовщизна", 1900-е, и др.).

Французы же восхищались гармонией и ясностью его пейзажей, умением до иллюзии передавать предметную форму, виртуозной техникой ("Прачки", 1890; "Снег в По", 1890-е; "Тру-Луэт. Зима. Вид из квартиры художника", 1895; "Зимой. Жабовщизна", 1900-е, и др.). Его пейзажи можно назвать миниатюрами. Он писал на дощечках небольшого размера (предпочитал лимонное или красное дерево), сам долго и тщательно готовил их под живопись. Писал тонкими кистями, использовал лупу. В конце просохшую красочную поверхность полировал рыбьей костью, добиваясь гладкости и блеска.

Краски его пейзажей сияют и сейчас, подобно эмали. Французские критики сравнивали Похитонова с "малыми голландцами", со знаменитым в то время художником-миниатюристом Э. Мейссонье. Своеобразие Похитонова, его непохожесть на других состояла в том, что он сумел соединить виртуозную технику миниатюрной живописи с живым, непосредственным чувством природы, пленэрными поисками. Если Ш.-Ф. Добиньи и К. Моне плавали по рекам Франции в лодках-мастерских, то Похитонов ездил по дорогам Франции в специально для него сделанной карете-мастерской с верхним светом. Кроме пейзажей Похитонов писал миниатюрные жанровые сценки, натюрморты, портреты (одним из лучших считается "Портрет И. С. Тургенева", 1882).

Талант Похитонова получил-таки официальное признание на родине: в 1904 г. АХ сделала его своим действительным членом и дала звание... художника-баталиста (в 1881 г. он выполнил по заказу русского правительства 9 панно с изображением местностей в Болгарии, где происходили сражения русско-турецкой войны).

Источник:http://www.artsait.ru/art/p/pohitonov/main.htm

____________________________________________________________________________________

 

 

 

Иван Павлович Похитонов - живописец, мастер пейзажа (1850, 27 января, село Матреновка Бобринецкого уезда Херсонской губернии - 12 декабря, 1923, Брюссель)



"Но за всю муку и хотьбу по бесконечным залам Салона я отдохнул с наслаждением перед миниатюрными перлами нашего И.П. Похитонова. Из десяти его вещей большая часть представляет картинки из Торро дель Греко, на Неаполитанском заливе. Сколько блеска, свежести, какая выдержка рисунка и тона везде, особенно на зданиях!" (Репин И.Е.)

 

Учился в Париже у пейзажиста А.П.Боголюбова, испытал влияние мастеров барбизонской школы. Изучал живопись К.Коро, импрессионистов. В 1876-1903 гг. и с 1919 г. жил во Франции и Бельгии. Член Товарищества Передвижных Художественных Выставок (с 1905). Конструктивность, свободная живописная манера, точность и ясность тональных и цветовых отношений делают его самым французским среди русских пейзажистов («Ранняя весна. По. Прачки на берегу Гавы», 1885; «Ла-Панн. Пляж», «Тру-Луэт. Осенний вечер», «Тру-Луэт. Ранняя весна», все — 1895; «Въезд в Ясную поляну», 1905). Его пейзажи можно назвать миниатюрами. Писал на дощечках небольшого размера тонкими кистями, использовал лупу. Французские критики сравнивали Похитонова с «малыми голландцами», со знаменитым в то время художником-миниатюристом Э.Мейссонье. Отличительной чертой творчества художника являлось то, что он сумел соединить виртуозную технику миниатюрной живописи с живым, непосредственным чувством природы. Кроме пейзажей Похитонов писал миниатюрные жанровые сценки, натюрморты, портреты (одним из лучших считается «Портрет И.С.Тургенева», 1882). Пейзажи Похитонова высоко ценили все крупные художники второй половины XIX — начала XX в.: И.Н.Крамской, И.Е.Репин, В.Д.Поленов, К.А.Савицкий, В.М.Васнецов, В.А.Серов и другие.



Источник:http://tphv.ru/pohitonov.php

 

 

 

 

« вернуться

Рейтинг 15 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 17 из этого альбома
"Торро дель Греко"
"Снег в По"
"Ла-Панн. Пляж"
"В степной полосе"
"Везувий"
"Весенний день"
"Зимний пейзаж"
"Лес близ Торро дель Греко"
"Охотник зимой"
"Садовник"
"Сенокос"
"Усадьба"
"Художник на берегу моря"
"Жатва"
"Оттепель"
"Заготовка льда"
«Вечереет»
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования