04 августа 2013
Милев Иван. Автор: Илларионова
(в альбоме 21 файлов)
Изобразительное искусство / Болгария / Живопись
Разместил: Илларионова
Милев Иван
Милев Лалев Иван
Ivan Milev
(1897 - 1927)
Болгарский художник Иван Милев родился в Казанлыке в семье овчара. Уже в гимназические годы мальчик изумлял всех своими рисунками, а в шестнадцать лет он впервые показал свои работы на выставке в городе Габрове.
В 1918 году после двух лет службы в армии Иван Милев занимает место учителя в начальной школе села Горски извор Хасковской околии. И здесь он отдает все свободное время рисованию. Поэтому, когда в 1920 году осуществилась, наконец, его мечта о Художественной академии, он прибыл в Софию с целым сундуком акварелей, сделанных в различных селах Родопского края. Работы эти, не лишенные наивности, были отмечены вместе с тем своеобразием и оригинальностью. В них ярко выражены национальные чувства художника, любовь к родной природе, знание крестьянского быта.
Иван Милев сразу же выделился среди студентов Академии своей индивидуальностью. Одаренный богатым воображением и хорошей памятью, он не любил работать с натуры. Его больше привлекал мир сказок с их стихийно поэтическим отношением к природе, а это, в свою очередь, привело молодого художника к декоративной манере. Иван Милев перешел на отделение декоративного искусства Художественной академии. Черпая темы своих произведений в национальных обрядах, старинных легендах и песнях, он использовал в живописи элементы народного творчества — насыщенный и звучный колорит, плоскостность стилизованных форм.
Искусство Милева этого периода не лишено было декадентских веяний и мистических настроений, но главным для художника все же оставалось стремление к изображению народной жизни, народных типов, чувств и переживаний, волнующих болгарских крестьян («Задушница» — национальный обряд поминания, «Обручение», «Святой Илия», 1923; «Овчар», «Больной ребенок», триптих «Мыглишский монастырь», 1924; «Наши матери все траур носят»).
Большой интерес и признание общественности вызвала созданная художником в год окончания Академии картина «Крали Марко» (1925). Декоративная манера Милева достигает здесь совершенства. Благодаря низкому горизонту особенно стремительно возносится ввысь богатырь на сказочном коне. В сложной орнаментальной росписи покрывала коня и одежды всадника, в изображении условно переданного романтического пейзажа присутствуют, кажется, все краски живописной палитры.
Сохраняя на протяжении всего творчества оригинальную плоскостно-декоративную манеру, Милев наибольшей глубины и выразительности, добивается в работах последнего периода. Он поднимается до социальных обобщений, с болью и состраданием рассказывая о тяжелой жизни болгарских крестьян («Сельская мадонна», 1925; «Беженцы», 1926). Вершиной его творчества следует считать картину «Сентябрь 1923 года» (1926). Тему своей картины художник находит в героических днях антифашистского народного восстания, жестоко подавленного болгарской монархией. Милев рассматривает это событие не в общем плане, а через судьбы отдельных героев. Решительная готовность к борьбе, возвышенность человеческих чувств и глубокая скорбь ясно читаются в обобщенно и монументально трактованных образах.
В своем творчестве рано умерший Иван Милев не ограничивался только деятельностью художника-станковиста. Он успешно выступал так же как театральный декоратор и как иллюстратор книг.