07 августа 2013
Родченко Александр Михайлович Alexander Rodchenko. Автор: Донченко А.И.
(в альбоме 33 файлов)

Изобразительное искусство / Живопись / Супрематизм
Разместил: Донченко Александр

 

 

 

 

Родченко Александр Михайлович 

 

Alexander Rodchenko

 

(1891 - 1956)

 

 

 

Родченко Алекандр Михайлович, русский художник и фотограф, один из лидеров русского авангарда первой половины 20 в. Родился в Москве 23 ноября (5 декабря) в семье театрального бутафора. Учился в Казанской художественной школе (1910–1914) у Н.И.Фешина, затем поступил в московское Строгановское училище, откуда был призван на военную службу. В 1916 обосновался в Москве и познакомился с В.Ф.Степановой, которая стала его женой и соратницей по искусству. Сперва авангардные поиски Родченко развивались в русле станковой живописи и графики. Испытав этапное воздействие супрематизма К.С.Малевича, он придавал своим абстрактно-геометрическим произведениям (серии Композиции движений проецированных и окрашенных плоскостей, Концентрация цвета и форм, обе работы – 1918; серии Плотность и вес, Линиизм, обе работы – 1919) еще более минималистский строго-рациональный, чем у Малевича, характер: с 1915 он создавал их, словно чертежи, с помощью циркуля. Работа по декорации кафе «Питтореск» (1917; совместно с В.Е.Татлиным, Г.Б.Якуловым и др.; не сохранилась) обозначила переход к трехмерным пространственным формам – к ажурным подвесным композициям 1918–1921, известным по старым фото и современным реконструкциям. Здесь были заложены основы конструктивизма – стиля, призванного инженерно смоделировать мир будущего.

 

 

 

 

 

Восторженно встретив революцию как стихию, созвучную «пылающему творчеству» авангарда (из стихотворения 1918), художник служил в ИЗО (Коллегия по делам изобразительных искусств) Наркомпроса (1918–1921), был одним из самых активных членов «Левого фронта искусств» (ЛЕФ). Важным очагом нового дизайна стали дерево- и металлообрабатывающие факультеты Всесоюзных художественно-технических мастерских (Вхутемас), где Родченко преподавал в 1920–1930. С 1924, купив первые свои фотоаппараты, он обновлял язык фотографии, придав ей невиданную силу выражения: его штучные фото, в том числе портреты (Маяковский с псом Скотиком, 1924; Портрет матери, 1924; Н.Н.Асеев, 1927; и др.), равно как и репортажи (с парадов, строек и т.д.), – это поразительная летопись «великого перелома» в обществе, зафиксированного, благодаря резким и неожиданным, нарочито-«остраненным» ракурсам, именно «на сломе», в резком разрыве старого и нового. Сотрудничал в журналах «Кино-фот», «ЛЕФ», «Новый ЛЕФ», «СССР на стройке», «Советское кино».

 

 

 

 

 

Был замечательным художником книги: шедевром изобразительной поэтики абсурда в духе дадаизма явились его фотоколлажи для книги Маяковского Про это (1923, Музей Маяковского, Москва). Художник широкого профиля, Родченко конструктивистски реформировал также стилистику мебели (проект рабочего клуба для Международной выставки декоративных искусств в Париже, 1924), одежды (собственный комбинезон 1923, напоминающий современный джинсовый покрой), рекламы и промграфики (плакаты, реклама, конфетные обертки, ярлыки для «Моссельпрома», «Резинотреста», ГУМа и «Мосполиграфа», 1923–1925), наконец, киноплаката. Внес также выдающийся вклад в авангардную сценографию (мебель и костюмы для спектакля Клоп в театре В.Э.Мейерхольда, 1929; и др.). В 1926–1928 работал в кинематографе как художник-постановщик фильмов Ваша знакомая Л.В.Кулешова, 1927; Москва в Октябре Б.В.Барнета, 1927; Альбидум С.С.Оболенского, 1928; Кукла с миллионами С.П.Комарова, 1928.

 

 

 

 

 

В 1930-е годы творчество мастера как бы раздваивается. С одной стороны, он занимается прочно вправленной в программу соцреализма агитпропагандой (оформление коллективных книг Беломорско-Балтийский канал имени И.В.Сталина, 1934; Красная Армия, 1938; Советская авиация, 1939; и др.). С другой – стремится сохранить внутреннюю свободу, символом которой для него с середины 1930-х годов служат образы цирка (в фоторепортажах, а также в станковой живописи, к которой он в этот период возвращается). В 1940-е годы, примыкая к «неофициальному искусству», Родченко пишет серию «декоративных композиций» в духе абстрактного экспрессионизма.

 

Умер Родченко в Москве 3 декабря 1956 г. 

___________________________

 

 

 

Алнксандр Михайлович Родченко (1891-1956) – советский художник, фотограф, дизайнер. Родился в Петербурге. В 1911-1914 гг. посещал Казанскую художественную школу, где обучался у Н.И. Фешина. После переезда в Москву Родченко два года учился в Строгановском училище.

 

 

 

 

 

Ранняя графика Родченко выполнена под сильным влиянием графики мастеров «Мира искусства», для нее характерна тщательно отделка мелких деталей, далекие от жизни образы, литературность сюжетов. Однако опыт новых художников, в частности, связанных с русским футуризмом, заставил Родченко пересмотреть свои эстетические позиции. Так, в 1916 г. художник принял участие в выставке «Магазин». Активно участвовавший в организации профсоюза художников-живописцев, Родченко в 1917 г. становится секретарем Молодой федерации. К этому периоду относится работа над оформлением революционных праздников, а также, наряду с практикой, разработка Родченко теоретических вопросов, связанных с искусством.

 

Наиболее интересные работы этого периода – графические серии «Динамизм плоскости», «Концентрация света», «Черное на черном», где художник пробовал новые выразительные возможности живописи, а также выполненные им три серии пространственных конструкций, организованные по принципу одинаковых форм. В данном случае Родченко интересовало разнообразие интерпретации этих форм при их исходной аналогичности, а также проблемы ритмичности в построениях такого рода.

 

Родченко был членом президиума ИНХУКа, также в 1910-1930-х гг. он являлся профессором и деканом металлообрабатывающего факультета Вхутемаса-Вхутеина. К 1920-м годам относятся разработки прозодежды и чайного сервиза. К 1923 г. относится начало активного сотрудничества художника с издательствами и журналами. В том же году Родченко создает серию иллюстраций к поэме В. Маяковского «Про это», выполненных в технике фотоколлажа.

 

Художник много работал в области плаката и рекламы. В 1924 г. созданы оформление Павильона СССР на Международной выставке декоративного искусства в Париже и проект рабочего клуба.

 

Активно влияют на Родченко концепции, выдвигаемые О. Бриком, в частности, положение о первостепенности «производственного» искусства и неминуемом отмирании станковой живописи. Под воздействием этих теорий Родченко надолго оставляет живопись, к которой вернется лишь в самом конце 1930-х годов, когда он создаст серию живописных полотен, посвященных цирку.

 

Среди других работ Родченко следует назвать проекты мебели, работу его в качестве театрального художника, в частности, он разрабатывал сценическое оформление для пьесы В. Маяковского «Клоп», поставленной в театре Мейерхольда, декорации и костюмы для кинофильмов «Москва в Октябре», «Журналистка», «Кукла с миллионами», «Альбидум».

 

Много сделал Родченко как практик и теоретик фотографии. Это и репортажные снимки, и тщательно проработанные фотопортреты. Художественные поиски Родченко, особенно в том, что касалось освещения и ракурса, во многом шли параллельно поискам других деятелей художественного авангарда, например, Л. Мохоя-Надя и Умбо.

 

К 1943-1948 годам относится серия работ «Декоративные композиции».

 

Наряду с другими деятелями бывшего авангарда, Родченко подвергался проработкам. В 1951 г. он был изгнан из Союза художников, где его восстановили в 1954 г.

 

Тогда как Родченко-живописец – это мастер, чьи работы отличаются изысканностью, сложностью живописного языка, работой не столько с композицией, сколько с живописной фактурой и цветом, то Родченко-фотограф более прямолинеен. При всей остроте композиции, задачи его, в первую очередь, прагматичны. Он добивается выразительности фотографии для того, чтобы напрямую воздействовать на сознание зрителя, получить почти агитационный эффект. На фотографиях Родченко лучше всего удаются живые массы – будь это парад на Красной площади или движение пешеходов по московским улицам. В этих фотоработах царствует культ молодого и здорового тела, тренировки, спорта.

 

Интересны и чрезвычайно важны для всей советской полиграфии работы Родченко в области фотоколлажа, а также его работа по оформлению книг и журналов, где его соавтором зачастую выступала В. Степанова.

 

Судьба Родченко драматична не в последнюю очередь из-за того, что он слишком доверчиво следовал теориям, развиваемым ЛЕФом, членом которого он являлся, а также из-за его оторванности от опыта международного авангарда – Родченко, в отличие от многих художников его поколения, не учился за границей, а впервые оказался за рубежом тогда, когда уже полностью сформировался как художник.

 

На данный момент ценность в художественном наследии Родченко представляют именно его живописные работы и фотографии. Опыты Родченко в области бытового дизайна (одежда, мебель, оборудование клуба) абсолютно устарели, работы в области полиграфии слишком часто несут следы государственного официоза, и хотя это касается предложенной художнику темы, а не его подхода, исходный материал оказывается сильнее.

 

 

Береника Веснина

 

 

 

 

« вернуться

Рейтинг 2 (Рейтинг - сумма голосов)
Ваша оценка
Еще файлов 33 из этого альбома
"Необъективная композиция"
"Композиция" 1
"Белый круг"
"Диск и крышка"
"Супрематизм"
"Танец"
"Лучших сосок не было и нет. Готов сосать до старых лет"
"Пространственное № 12"
"Красное и желтое"
?
"Композиция (Побеждающее Красное)"
"Беспредметная композиция № 65"
"Рекламный плакат для Моссельпрома"
"И это стоит столетья..."
"Композиция № 50. Движение проектированных и окрашенных плоскостей"
"Беспредметная композиция" 1
"Конструкция" 1
"Беспредметная живопись. Композиция 64 (84). Абстракция цвета. Обессвечивание"
"Беспредметная композиция №88 (66). "Плотность и вес"
"Серия проектов чайного сервиза. Чашка и блюдце"
"Добролет"
"Броненосец Потемкин"
"И снова стен раскаленные степи…"
"Женская фигура (Обнаженная натура)"
"Беспредметная композиция на желтом фоне"
"Беспредметная композиция" 2
"Беспредметная композиция" 3
"Конструкция" 2
"Черное на черном"
"Линии на зеленом (Композиция)"
"Композиция" 2
"Конструкция" 3
"Тот не гражданин СССР, кто добролета не акционер"
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования