15 августа 2013
Рожков Сергей Васильев(ич). Автор: Донченко А.И.
(в альбоме 3 файлов)
Изобразительное искусство / Иконопись / Иконы
Разместил: Донченко Александр
Рожков Сергей Васильев(ич)
Sergei Rozhkov
(?-1688)
— «жалованный иконописец» Московской Оружейной палаты (с 1668), костромич.
В 1660 г. принимал участие в работах но росписи Архангельского собора Московского Кремля. Вместе с другим иконописцами оформлял храм Василия Блаженного (икона Спаса для местного чина иконостаса и северный портал).
Известно около двух десятков произведений Рожкова самым значительным из которых является икона «Живоносный источник» (1676, Музей древнерусского искусства им. А. Рублева). В ней наиболее ярко проявились особенности его манеры — склонность к динамичному построению композиции, сюжетной импровизации, изящество рисунка изысканность цветового решения. В иконе много золота, она воспринимается как драгоценное произведение ювелирного искусства. Ее стилистика соответствует роскоши придворного быта XVII в. Ряд икон был написан Рожковым по заказам из царского дворце.
В 1675 г. он занимался реставрацией иконостаса Успенского собора Московское Кремля.
______________________________
РОЖКОВ СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВ КОСТРОМИТИН (уп. 1659, ум. 1688) -
по происхождению костромич, с 1665 г. жил со всей семьей в Москве. С 1668 г. — жалованный иконописец.
Работы Сергея Рожкова в 1650-е гг. неизвестны, однако В. Г. Брюсова предполагает участие Сергея Рожкова в росписи церкви Троицы в Никитниках в Москве в 1653 г., а также паперти Крестовоздвиженского собора в Тутаеве в 1650-е гг. (Брюсова 1982:37, 43, 75). Во всяком случае известно, что он взят в Москву по царскому указу ранее 1660 г. (Стлб. № 578 168 г.) (Успенский 1913–1916. Т. 3:177).
В июле 1659 г. Сергей Рожков и другие костромские иконописцы дали поручную запись находиться у государевых иконописных дел вместе с московскими иконописцами (Забелин 1850:22–23).
В 1660 г. писал драгунския знамена (Стлб. № 593 168 г.; № 116 169 г.); был у стенного письма в комнате у государя (в росписи показан в 3-й статье) [работа проходила в сентябре-декабре 1659 г. см. РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 6. № 6520 – Ш.С.] [вместе с Никифором Козьминым 8 октября – 3 ноября 1659 г. См. РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 6. № 6520. Л. 4 – Ш.С.]; под руководством Симона Ушакова чинил икону св. Алексея митрополита был в 1660 г. у стенного письма в Архангельском соборе; вместе с другими иконописцами писал в Покровский — Василия Блаженнаго — собор — местный Спасов образ и северную дверь и чинил пять местных икон и царские двери (Оп. 32. № 1313 169 г.) (Успенский 1910:227). В июнеавгусте этого года с группой иконописцев он писал царские двери в церковь Евдокии на сенях (Стлб. № 354 168 г.) (Успенский 1913–1916. Т. 3:167).
В 1661 г. (до мая) Сергей Рожков вместе с Гурием Никитиным (Кинешемцевым), Иваном Владимировым, Иваном Филатьевым, Федором Тимофеевым и Семеном Павловым писал две иконы для царевны Ирины Михайловны (очевидно, для ее домового храма) — местные образы Спаса Нерукотворного с двенадцатью клеймами и Покров (высотой в 2 арш.) (Успенский 1913–1916. Т. 3:241). После 1 мая им же было велено писать киот — во главе Страсти, на створах — триодные праздники, Евангелие и Воскресение (Там же).
В 1664 г. Сергей Рожков вместе со Стахием и Василием написал икону Спаса Нерукотворного в Игнатьеву пустынь. Икона находилась в Вадожском Богородицком (Спасо-Ломском) монастыре, в 60 верстах от Вологды. На ней была надпись: “Образ сей написан во обитель, нарицаемую Игнатьеву пустыню, по вере и по обещанию дворцового села Фрязинова бывшего прежде крестьянина Феодула Григорьева сына Бажен-Залейщикова. Писал раб костромитин изограф Сергей со Стахием и Василием. Конец положен сему начертанному Божественному делу лета 7177 месяца июния во 2-й день” (Ярославские ЕВ 1892).
В 1665 г. взят по царскому указу в Москву “на вечное житье” [см. ниже. — Ред.]. В том же году вместе с костромичами писал “на образец, кто каковым мастерством” четыре иконы “на штилистовых цках: 1-я икона — Спасов образ с молящими святыми Сергием Радонежским и Варлаамом Футынским, 2-я икона — Пречистыя Богородицы с Петром апостолом, со архангелом Михаилом, 3-я икона — Иоанн Предотечи с Павлом апостолом и Гавриилом архангелом, 4-я икона — Ангела Хранителя” (Стлб. № 1433 по Оп. 32).
В сентябре того же года был в Золотой палате у письма “государева знамени и у стола” (Успенский 1910:227). В сентябре-октябре 1665 г. вместе с другими костромскими иконописцами: Петром Аверкиевым, Дмитрием Емельяновым, Фролом Леонтьевым — писал иконы в Измайлово: Рождество Богородицы и Никиту мученика. Написали за 7 дней. Получили все 2 руб. 4 алт. 4 деньги (Кологривов 1901).
В [сентябре] 1667 г. Сергей Васильев Рожков [в течение шести дней] реставрировал две иконы царевны Ирины Михайловны: “Образ Сергия Чудотворца в окладе золотом, по сторонам восмь жемчужин больших, да образ Алексея митрополита, обложен серебром” (Стлб. 179 г. № 204) (Успенский 1913–1916. Т. 1:82).
В декабре 1667 г. Сергей Рожков с 46 товарищами был награжден за роспись Архангельского собора (Забелин 1850:88). 21 ноября 1667 г. он был взят “поневоле” из кормовых иконописцев в Оружейную палату (Оп. 32. № 1493 176 г.) (Успенский 1913–1916. Т. 4:424). В 1668 г. он был принят в жалованные иконописцы Оружейной палаты (Стлб. № 550 176 г.).
Незадолго до своего назначения в жалованные иконописцы Сергей Рожков “снимал образец с Тихвинския Богородицы у вселенских патриархов… починивал две иконы [которыя] присланы были от великаго государя сверху — Сергия Радонежскаго чудо — оклад золото, а на дробницах чудеса его, а другая икона Владимирския Богородицы образ с приписью Христовы великомученицы Екатерины, чистил, починивал и олифил и вновь Спасову ризу золотил своим твореным золотом” (Стлб. № 763 176 г.). [См. также: РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Д. 11971. Л. 1. — Павленко 1991.]
В июле 1668 г. Сергей Рожков подал царю следующую челобитную: “…Во 173-м году, по твоему государеву указу, взят я с Костромы… к Москве к… разным делам к стенным и иконным письмам, а на Костроме… всякия твои, государь, службы земския, кабацкия и таможенныя с посадскими людьми служил; а что к Москве ездил на твои государевы дела, и того посадские люди в службе мне не ставили, — и от того я разоренья и частых служеб обеднял и в конец оскудел и одолжал. И в нынешнем… во 176 году… взят я… в жалованные иконописцы; а дворишка у меня… нет, скитаюсь с детишки своими четвертый год меж дворы и пристанища себе не имею, а найму на год даю за пожилое рублев по семи и больши. А товарыщам моим… на приход давано на дворы рублев по 50 и больше, а мне не дано ничего, а я человек должной и в конец разореной… Пожалуй меня… против моей братьи на дворишко и чем долги заплатить, чтоб мне… в конец не погинуть”.
Рожкову сначала отвели место для постройки дома — около “большого аглинскаго двора”, а 20 августа дали и 30 руб. “на дворовое строенье для того, что он иконнаго художества добрый мастер, а взят к Москве на вечное житье” (Стлб. № 1493 176 г. по Оп. 32) (Успенский 1910:228). В 1675 г. двор его находился в Белом городе, меж Покровки и Мясницкой улицы, за Ильинскими вороты (Забелин 1894. Вып. 2:122).
В том же году Сергей Васильев вместе с другими иконописцами “писал” “Благоверной государыне царице”, вероятно, в хоромы (Стлб. 176 г. № 760) (Успенский 1913–1916. Т. 1:84).
С декабря 1668 г. он имел ученика Ивана Масюкова (Мосекеева) (Забелин 1850:110).
В 1668 г. Сергей Рожков написал вместе с Никитой Ивановым Павловцем складную икону с изображением в центре Страшного суда, на створке — Изгнание Адама и Евы из рая, Тайная вечеря, Рождество Предтечи. Икона хранится в Византийской библиотеке Ватикана и известна под названием “Русского календаря”, или “Каппониевых досок” (Карамзин. История. Т. 3; Некрасов 1887).
В августе 1669 г. Сергей Рожков получал жалованья 12 руб., ржи и овса по 30 четей в год, корму по 2 алт. в день (Забелин 1850:107).
В апреле 1670 г. Рожков в своей челобитной царю, между прочим, писал: “В Ивановском девичье монастыре работал я… и подданы мне были костромские иконописцы… а я им знаменил. И после дела был у подволочнаго верхового государева дела, писали из скипидару и из нефти житие Марии Египетския и после 4 подволоки писали по золоту и по серебру, и после подволочнаго дела писал и… Живоноснаго Источника 16 мест чудес Богородицы с Симоном Ушаковым. В прошлой… большой пожар погорел и от твоих государевых дел оскудел и одеженцем ободрался, — однорядченко у меня с плеч свалилась. Милосердный государь… пожалуй меня… на праздник живоноснаго Воскресения Христова, чем разговеться и запасцу с робятишки своими и сукна на однорядку”. 12 апреля царь велел дать Рожкову сукно кармазин и 5 арш. тафты (Стлб. № 322 178 г.).
В июне 1670 г. Рожков писал икону влкм. Ирины, тезоименитой великой княжне Ирине Михайловне (Стлб. № 449 178 г.).
В 1672 г. Сергеем Васильевым была написана икона Богоматери Казанской в хоромы к царице Наталье Кирилловне (Оп. 34. № 957 180 г.) (Успенский 1910).
В 1672 г. принимал участие в иллюстрировании “Книги об избрании и венчании на царство царя Михаила Федоровича”, где ему принадлежат зарисовки Ипатьевского монастыря и его предместий. (Успенский 1913–1916. Т. 1). Сергей Рожков исполнял “доличное”, личное писал Иван Максимов, травы — Анания Евдокимов и Федор Юрьев (Калишевич 1961). За работу Иван Максимов получил 17 руб., потом еще 40, Сергей Рожков — 15 руб. и 5 арш. сукна, остальные двое по 10 руб. (Павленко 1991).
20 июня 1673 г. жалованные иконописцы: Симка Ушаков, Федка Зубов, Федка Козлов, Андрюшка Ильин, Сергушка Рожков, Егорка Терентьев, Ивашко Филатьев, Ивашко Леонтьев с товарищи просили об освобождении их в летнее время в ночных и дневных караулах, касательно объезда от огня (Забелин 1894. Вып. 2:115).
В 1673 г. Рожков писал лук по белой кибити золотом в поднос государю на Пасху (Стлб. № 377 181 г.), в 1674 г. — икону “Пресвятыя Богородицы Живоноснаго Источника” в хоромы к царевне Анне Михайловне (Стлб. № 62 183 г.).
В 1674 г. в декабре Рожков вместе с Зиновьевым, Зубовым и Андреем Ильиным писал “к празднику к Богоявленьеву дню на Иердан на забранные углы апостолов — Матвея, Марка, Луку и Иоанна Богослова на цках — с оба лица” (Стлб. № 161 183 г.).
В июле 1675 г. Сергей Васильев выдал свою дочь за государева певчего дьяка Андрея Кононова (Стлб. № 326 183 г.).
В том же июле Сергей Васильев вместе с Бовыкиным, Няниным и Иваном Филатовым реставрировал “деисусы, праздники, пророки, праотцы, местные образы все и царския двери” в Большом Успенском соборе (Стлб. № 407 183 г.).
Рожковым же был написан лук в поднос царевичу Феодору Алексеевичу (Оп. 34. № 957 183 г. Л. 32) (Успенский 1910).
11 июля ему было велено написать мученика Никиту на штилистовой цке, в хоромы царицы Наталии Кирилловны. Тогда же он подал роспись, что надобно на восемь образов на медных цках: Деисус: Спасов образ и Пресв. Богородицы со святыми, в хоромы царевичу Федору Алексеевичу. Подпись: А сию роспись писал с совету братского иконописец Сергей Рожков и руку приложил (Забелин 1894. Вып. 2:123).
20 апреля 1676 г. — “волею Божиею, в нощи (в) большой пожар” Рожков, по его словам “погорел с домишком и с животишком совсем без остатку” (Стлб. № 304 184 г.).
В августе того же года Сергей Васильев вместе с Никифором Бовыкиным и Мироном Кирилловым писал икону Страшного суда (Стлб. № 439 184 г.), писал также восемь икон “на кипарисной цке: образ Неопалимой Купины Пресвятыя Богородицы в три чети, образ Пресвятыя Богородицы Казанския с четырьмя приписьми, образ мученика Христофора штилистовый, образ Пресвятыя Богородицы Одигитрии, Образ Пресвятыя Богородицы Знамение, на той же иконе мученица Васса, образ Феодора Стратилата, образ Иоанна Предтечи” (Стлб. № 475 184 г.).
В октябре того же года Рожкову поручено было написать “в церковь великомученицы Екатерины — к образу Пресвятыя Богородицы Иверския на деревянном киоте с лица во главе и ниже подписи, и по столбцам — образы Святыя Живоначальныя Троицы и дванадесятные праздники и святых разных” (Стлб. 185 г. № 683) (Успенский 1910).
В 1676–1677 гг. писал иконы для иконостаса собора Спаса Нерукотворного Московского Кремлевского дворца (Верхоспасский собор). (См. раздел Сохранившиеся произведения.)
В июле 1678 г. писал два образа местных больших: Предста Царица и Богородицы Иверской в церковь Спаса Нерукотворного (Забелин 1894. Вып. 3:165).
В 1678 г. Рожков вместе с Зубовым и другими иконописцами писал лицевое Евангелие напрестольное (Стлб. 186 г. № 247). [Работал с 8 февраля по 30 марта 1678 г. Евангелие предназначалось для дворцовой церкви Спаса Нерукотоврного. . Получал 10 копеек поденного корма. По окончании работы получил «аглинское сукно» ( РГАДА. Ф. 159. Оп. 2. Д. 1874. Л. 42) (Беляков 2001).]
В 1678 г. Рожков получает жалования 33 руб. 30 алт. (Стлб. 187 г. № 90) — в том числе 12 руб. деньгами, поденнаго корма по 2 алт. в день, 15 четв. ржи и столько же овса.
С 18 августа 1679 г. Рожков получает уже на 3 руб. в год больше (Стлб. 187 г. № 90).
В 1678 г. Рожков с московскими кормовыми иконописцами писал “икону — Стихиры Евангельския да в кругах 12 икон праотеческих в церковь преподобномученицы Евдокии, что у великаго государя вверху” (Оп. 34. № 959. Л. 363об).
В 1679 г. он был у стенного письма в церкви Спаса Нерукотворенного образа, что у великого государя в Верху (Оп. 32. Стлб. № 1817 188 г.).
В сентябре 1679 г. Рожков “написал” в Покровском соборе с. Измайлова “над сторонними дверьми стенное письмо на стенах” (Оп. 34. № 962. Л. 344).
В 1680 г. он написал в Сретенский собор, во дворце, иконы Николая Чудотворца и Феодора Стратилата и “местную икону, в вышину полтретья аршина” (Стлб. 188 г. № 78). 16 июня 1684 г. Рожков составляет “роспись” материалов на икону (которую он, вероятно, писал) “мученицы Наталии, мерою трех четвертей, что против подносныя иконы, а написать на другую сторону” (Стлб. 192 г. № 764).
23 июня того же года Сергею Рожкову “с товарыщи” велено было “написать на четырех цках липовых (размером 4 в. Ѕ 3 в.), на первой образ Никиты Христова мученика, на второй — семи отроков спящих, на третьей девяти мучеников, на четвертой Конона градаря” — в хоромы к царице Наталье Кирилловне (Стлб. 193 г. № 169).
В конце 1684 г. написал для той же царицы две небольшие иконы (длина 4 вер., ширина “по размеру”) Артемия Веркольскаго и Димитрия Селунскаго (Стлб. 193 г. № 297).
Написал икону “Пресвятыя Богородицы Взыграние Младенца” (Стлб. 193 г. № 985).
10 сентября, — читаем мы в одном документе, — “из хором царевны Татианы Михаиловны принес в Оружейную палату крестовый дьяк Иван Шушарин образ Пресвятыя Богородицы Казанския, писан на штилистовой кипарисной цке, цка расколота, а сказал: Указала-де царевна Татиана Михаиловна против сего образа написать на липовой цке образ Пресвятыя Богородицы вновь добрым письмом. И октября 3-го тот образ написан и царевне в хоромы подан и с старым образом. Тот образ писал иконописец Сергей Рожков” (Стлб. 193 г. № 48).
Около 19 октября 1685 г. Сергей Васильев Рожков бил челом царям Иоанну и Петру Алексеевичам: “Посылают меня, холопа вашего, в дальнюю посылку — во Псков и в Колывань-город, и велено мне… в Колывани церковь Николая Чудотворца досмотреть и, досмотря тое церковь, писать иконы вновь и починивать. А будучи у ваших великих государей безпрестанных дел одолжал и обеднел и одеженкою ободрался, и за скудостию своею в тое посылку подняться мне нечем”. Рожкову выдали жалование и кормовыя деньги на 194-й год (Стлб. 194 г. № 180). [Рожкову выдали 5 руб. С ним послали столяра Аввакума Сергеева для построения иконостаса (РГАДА. Ф. 159. Оп. 2. Д. 166. Л. 1). — Ред.]
В октябре 1687 г. Сергей Васильев Рожков писал икону Неопалимой Купины (Стлб. 196 г. № 103).
Скончался Рожков 17 мая 1688 г. — вдова его Домна Иванова обратилась к царям Иоанну и Петру Алексеевичам с прошением о вспомоществовании на погребение ея мужа: “Бьет челом раба ваша, — читаем мы в этой челобитной, — иконописца Сергеевская жена Васильевича Рожкова вдова Домница Иванова дочеришко. Мая в 17 день, волею Божиею, мужа моего Сергея не стало, и за скудостию погребсти нечем… — Велите, государи, мне дать на погребение… для Спаса и Пречистыя Богородицы и для своего многолетнаго здоровья”. Цари дали просительнице 3 руб. (Стлб. 196 г. № 512) (Успенский 1910:230). См. также: РГАДА. Ф. 396. Кн. 964 (Молева, Белютин 1965).
Двор Сергея Рожкова в Москве находился в Белом городе, между Фроловкой и Покровкой (Переписи московских дворов 1896).
Сохранившиеся произведения:
1. Георгий Зиновьев, Сергей Рожков. Богоматерь Иверская, с апостолами на полях. 1676–1677 гг. Местный ряд иконостаса собора Спаса Нерукотворного Большого Кремлевского дворца (Верхоспасский собор). ГМЗМК. Инв. 1836 — соб. Ж1273/1. 135,7х82,3. Икона в настоящее время находится в трапезной собора.
На нижнем поле иконы под окладом надпись “Писал сей обра[з] Богоро[ди]чен Георгий Зиновьев, архангелов же и ап[ос]толов писал Сергей Ко[с]троми[н]”.
2. Федор Зубов, Леонтий Степанов, Сергей Рожков (Костромин) с другими. Рама к иконе Спас Нерукотворный, с клеймами, иллюстрирующими легенду (доличное). 1678–1679 гг. Местный ряд иконостаса собора Спаса Нерукотворного Большого Кремлевского дворца (Верхоспасский собор). ГМЗМК. Инв. 1804 — соб. Ж1241. 113х77.
В нижней части рамы, во втором и третьем слева клеймах, на поземе надпись светлой охрой: “7187 [г] го[да] знамени[л] чюдеса Федо[р] Евтифее[в], лица писалъ Леонтеи Стефано[в] а до лиць писали Сергей Ко[с]троми[тин] со товары[щи]”. (Воспроизведена: Данилова, Мнева 1959.)
3. Алексей Человек Божий и Мария Египетская. 1678–1679 гг. Церковь Рождества Христова в Измайлове в Москве. 110х51 см.
На фоне, над поземом подпись: “Лета 7186… письмо Сергиево Рошкова”.
4. Леонтий Стефанов и Сергий Костромитин. Рама с 16 клеймами праздников к храмовой иконе Богоматерь Смоленская. 1683 г. Смоленский собор Новодевичьего монастыря. МНДМ.
Надпись на нижних центральных клеймах: “7191 (1683) писали Леонтий Стефанов и Сергий Костромитин”.
5. Рождество Христово. 1685/1686 г. МНДМ. Инв. 514/627. 40х30 см. Находилась в праздничном ряду иконостаса Софийского придела Смоленского собора Новодевичьего монастыря. Пост. в 1924 г. Реставрирована Д.Е.Брягиным в конце 1970-х гг.
Надпись белилами на поземе внизу: “7194 год Сергий Косрм (Костромитин)”.
6. Минея на сентябрь, октябрь и ноябрь из так наз. “Каппониановых досок”. 1668 г. Рим. Музей Ватикана. Инв. 1005.
Надпись: “Писал Сергей Васильев” (Некрасов 1887). См. Ерофеев Никита.
Приписываемые произведения:
1. Симон Ушаков, Сергей Рожков. Богоматерь Живоносный Источник, с 16 клеймами чудес. 1670 г. МНДМ. Инв. 1309/1456. 53,5 х 42,5 см. Серебряный оклад, с эмалями и жемчугом.
На серебряной пластинке, укрепленной на обороте, надпись: “Сей образ пресвятые Богородицы много чудесный живоносный источник поставил в Новодевичье монастырь боярин и оружейничей Богдан Матвеевич зовомый Иов Хитрово в лета 7178 (1669/1670)” (Успенский 1910).
Из документов известно, что Сергей Рожков и Симон Ушаков писали в 1670 г. икону Живоносного источника. Это известие связывают с иконой, которая является вкладом Б. М. Хитрово в Новодевичий монастырь.
2. Алекий митрополит и Федор Стратилат. Церковь Рождества Христова в Измайлове в Москве. В. В. Филатов предполагает авторство Сергея Рожкова по сходству размеров и иконографии с иконой этого мастера Алексей Человек Божий и Мария Египетская, находящейся там же (Филатов 1995).
Библиография:
Карамзин. История. Т. 3. Прим. 258 (о святцах); Забелин 1850:22–23, 27, 33, 64, 82, 88, 98, 99, 107, 109, 110, 114, 115; Ровинский 1856:134; Викторов 1883:442, 452; Некрасов И. К русской иконографии: О некоторых произведениях русской иконописи, находящихся в Западной Европе // Древности. Археологический вестник. М., [1867] 1887. Июль-август:161–164 (о святцах в Ватиканской библиотеке); Преподобный Игнатий чудотворец и основанная им Спасо-Ломская пустынь, что ныне села Спасского на Лому церковь // Ярославские ЕВ. 1892. № 50; Забелин 1894. Вып. 2:122–123; Вып. 3:165; Переписи московских дворов 1896:231; Кологривов 1901:20; Успенский 1910:227–230; Успенский 1913–1916. Т. 1:82, 84, 199; Т. 3:177; Т. 4:424; (---) Молева, Белютин 1965:229; Цюрик 1968: 141-142; Брюсова 1982:37, 43, 75; Брюсова 1984:91; Русские мастера живописи 1989. Кат. 13, 15; Павленко А. А. Иконописец Сергей Рожков и некоторые особенности развития пейзажной линии в творчестве царских изографов XVII века // ГММК: Материалы и исследования. Вып. 8: Русская художественная культура XVII века. М., 1991:111–126; Филатов В. В. Две иконы второй половины XVII века в церкви Рождества Христова в Москве // Экспертиза произведений изобразительного искусства: Первая научная конференция: Тезисы докладов. М., 1995:53–55; The Sakret Art of Russia. From Ivan the Terrible to Peter the Great. Georgia international Cultural Exchange. 1995. № 84; Филатов В. В. Государев жалованный иконописец Сергей Рошков // Искусство христианского мира: Сб. статей. Вып. 1. М., 1996:89–95; Костромская икона 2004. Кат. 129, цв. илл. 212-213.