18 августа 2013
Ротари Пьетро Антонио Rotary Pietro Antonio. Автор: Донченко А.И.
(в альбоме 64 файлов)
Изобразительное искусство / Живопись / Портрет
Разместил: Донченко Александр
Ротари Пьетро Антонио
Rotary Pietro Antonio
(1707 - 1762)
Пьетро Ротари, итальянский живописец родился в Вероне 30 сентября 1707. Вплоть до 1734 учился в художественных мастерских Венеции, Рима и Неаполя, в частности у Д.Б.Пьяцетты в Венеции, после чего вернулся в родной город, где устроил в своем доме частную академию. С 1750 работал в Вене при дворе Марии Терезии (познакомился здесь с Ж.-Э.Лиотаром, испытав значительное его влияние), а затем в Дрездене. Писал картины на исторические, религиозные и мифологические сюжеты.
В 1756 по приглашению Елизаветы Петровны прибыл в Петербург. Занимался в основном портретной живописью и всегда имел большой успех. Елизавета Петровна, Петр III, Екатерина II одинаково благоволили ему. Полотно "Александр и Роксана" было исполнено для Екатерины Алексеевны в бытность ее великой княгиней для ее дворца в Ораниенбауме.
В период бурного роста русской культуры, Ротари не испытывал недостатка в заказах. Чаще ему позировали представительницы прекрасного пола - их изящные, идеализированные образы кисти итальянца становились украшением дворянских особняков. Напротив, мужские портреты художника, нередко изображая людей активных в общественной и государственной деятельности, конкретнее выявляли личные качества модели. Среди его произведений – портрет Ф.Б.Растрелли.
Однако вошел в историю в первую очередь типажными образами юных девушек Он писал быстро и создал сотни камерных, почти одного формата портретов; множество их было куплено Екатериной II и помещено в пригородных дворцах. («Кабинет Мод и Граций» в Большом дворце в Петергофе-Петродворце, «кабинеты Ротари» в Китайском дворце в Ораниенбауме-Ломоносове и Гатчинском дворце, «Салон Ротари» в поместье Юсуповых в Архангельском). Сквозь безличную миловидность этих картин выразительно просвечивает стихия искусства рококо.
«Головки» имели и большое педагогическое значение, поскольку в их создании принимали активное участие русские подмастерья итальянского художника (Ротари организовал частное художественное училище и в России). Среди его учеников был А.П.Антропов; несомненное влияние Ротари испытали И.П.Аргунов и Ф.С.Рокотов.
Умер Ротари в Петербурге 31 августа (11 сентября) 1762.
____________________________
Ротари Пьетро Антони (Rotari Pietro Antonio Conntre) - итальянский художник, прославившийся своими женскими "головками". Родился в Вероне 30 сентября 1707. Вплоть до 1734 учился в художественных мастерских Венеции, Рима и Неаполя, в частности у Д.Б.Пьяцетты в Венеции, после чего вернулся в родной город, где устроил в своем доме частную академию. С 1750 работал в Вене при дворе Марии Терезии (познакомился здесь с Ж.-Э.Лиотаром, испытав значительное его влияние), а затем в Дрездене.
В 1756 по приглашению Елизаветы Петровны прибыл в Петербург. Выступал в разных живописных жанрах, однако международный авторитет Ротари был основан прежде всего на его портретном искусстве. Сочетал в своих работах парадную импозантность с внутренним душевным оживлением, тонко передавая индивидуальные характеры моделей.
Среди его произведений — портрет Ф.Б.Растрелли (1756-1762, Русский музей, Петербург) и несколько портретов императрицы Елизаветы Петровны. Однако вошел в историю в первую очередь типажными образами юных девушек, покрывающими стены целых интерьеров ("Кабинет Мод и Граций" в Большом дворце в Петергофе-Петродворце, "кабинеты Ротари" в Китайском дворце в Ораниенбауме-Ломоносове и Гатчинском дворце, "Салон Ротари" в поместье Юсуповых в Архангельском).
Сквозь безличную миловидность этих картин выразительно просвечивает жеманно-чувственная стихия искусства рококо. "Головки" имели и большое педагогическое значение, поскольку в их создании принимали активное участие русские подмастерья итальянского художника (Ротари организовал частное художественное училище и в России).
Среди его учеников был А.П.Антропов; несомненное влияние Ротари испытали И.П.Аргунов и Ф.С.Рокотов. Выступал также как офортист. Умер Ротари в Петербурге 31 августа (11 сентября) 1762.
Доктор искусствоведения, профессор В.А.Садков
_________________________
Золотая кровать Ротари
Статья из веронской газеты «Арена»
Золотая кровать Ротари, царского живописца и любовника
Кроме оправданной гордости за выставку «Сеттеченто в Вероне», её посещение сопровождается необычным, приятным удивлением. Возникает огромный интерес к семьям, оставившим след в истории Вероны, и к художникам, которые были более известны и любимы за пределами города, чем в Вероне.
Эта выставка, рассказывающая о Вероне и веронцах и организованная для веронцев, предоставляет нам редкую возможность увидеть множество необычных и уникальных экспонатов, которые обычно скрыты от публики в аристократических салонах и являются предметом судебных тяжб среди наследников. Например, знаменитые портреты из частных коллекций работы Пьетро Антонио Ротари, родившегося в знатной веронской семье. Из Авезы, пригорода Вероны, судьба забрасывает его в Австрию, в Саксонию и в Россию, в Санкт Петербург, где при дворе Елизаветы он становится знаменитым придворным живописцем.
Целая стена на выставке занята «женскими головками» Ротари. На нас смотрят самые красивые женщины России, от аристократок до крестьянок, часто возлюбленные художника, отличавшегося «свободными нравами».
В нескольких шагах от Дворца Гран Гвардия, где проходит выставка, в одном из аристократических салонов города, сохранилась кровать Пьетро Ротари. Потомок художника Тонино Картолари рассказывает, что «он заказал её в России. Кровать путешествовала с ним на протяжении десятка лет. Её привезли нам вместе с картинами. Это уникальная вещь». Без сомнения, хотя кровать сделана без единого шурупа, её можно разобрать и транспортировать в специально предусмотренном для этого ящике из дерева, покрытого кожей. Весит она 150 килограмм. Если бы вещи могли говорить, эта кровать поведала бы нам немало секретов и тайн о женщинах художника и роскошной свободной жизни графа-ловеласа (прим. он никогда не был женат, так что имел право, в Вероне его жена не ждала). Может быть, слишком свободной даже для царицы Екатерины II. Ходили слухи об отравлении ею мужа Петра III, что стоило добавить яд в последний ужин художника при дворе, после которого Пьетро умер от болей в животе. Шёл 1762 год. Кажется, что большую часть своих работ художник оставил царице, недавно вступившей на престол. Она заплатила семье 17 тысяч рублей. Эти произведения теперь в Петергофе. Потомок Ротари Тонино Картолари не уверен насчёт выплаты, по его мнению, царица оставила картины, не заплатив семье.
Источник: http://www.veronavisita.it/?p=909