25 августа 2013
Рубо Франц Алексеевич Franz Roubaud. Автор: Донченко А.И.
(в альбоме 147 файлов)

Изобразительное искусство / Живопись / Батальный жанр
Разместил: Донченко Александр

 

 

 

 

 

Рубо Франц Алексеевич 

 

Franz Roubaud

 

(1856 - 1928)

 

 

 

Франц Алексеевич Рубо родился 15 июня 1856 года в Одессе. Его отец - переселившийся в Россию французский книготорговец, уроженец Марселя Алекс Рубо; мать - Мадлен Сенек держала свой дом моделей. 

 

 

 

 

 

С ранних лет у Франца Рубо проявилась склонность к рисованию. В 9 лет он был определен в Одесскую школу рисования и черчения, а в 1878 году поступил в Баварскую королевскую академию художеств. Его учителем стал Йозеф Брандт. Во время каникул юноша ежегодно приезжал в Россию, путешествовал по Кавказу, Украине, Средней Азии. Кавказ стал одной из самых любимых тем художника. В 1886 году он получил заказ на написание 19 картин на тему Кавказских войн для Тифлиса. Чтобы выполнить заказ, живописец изучал исторические события, знакомился с местами сражений. На Кавказе художник создал целую галерею колоритных образов горцев. 

 

Этюды и эскизы легли в основу больших полотен, созданных для храма Славы в Тифлисе. Сложность работы заключалась в том, что это был правительственный заказ и творческие возможности художника сковывались определенными требованиями. Для каждой картины Рубо был "обязан предварительно заготовить эскиз и представить его на рассмотрение комиссии и на утверждение Главного начальника кавказского края". 

 

 

 

 

 

В 1889 году в залах Императорского Общества поощрения художников открылась первая персональная выставка Ф. А. Рубо. Это был период расцвета Рубо как мастера станковой живописи. Участвовал живописец и в академических выставках 1896 и 1898 годов. Специально для них было создано несколько полотен, в том числе "Живой мост", "Кавказская разведка", "Переправа через горную реку". 

 

Верный реалистическому идеалу в искусстве, стремясь во всей широте передать героическое прошлое русского народа, Рубо избирает для осуществления своих замыслов такой вид изобразительного искусства, как панорама. Он стал основоположником русской школы батальной панорамы. Этот вид изобразительного искусства привлек мастера тем, что давал возможность создавать монументальные произведения, в яркой форме воскрешающие знаменательные события в истории России. Еще во время работы над картиной "Штурм аула Ахульго" (1888) для Храма Славы Рубо задумал и вскоре создал панораму на ту же тему. В 1891 году после экспонирования этой панорамы в Мюнхене Баварская академия художеств присвоила Рубо почетное звание профессора. Художник также был награжден орденом святого Михаила. Затем панораму демонстрировали в Париже, где она имела большой успех. В 1896 году на Нижегородской всероссийской художественно-промышленной выставке для панорамы "Штурм аула Ахульго" построили специальное здание. Художник Н. Н. Каразин писал: "Сколько знания, таланта и вкуса... Собравшаяся на центральной площадке панорамы довольно многочисленная группа художников с восторгом смотрела на все эти чудеса искусства и с чувством уважения на их автора, скромного и тихого Рубо, как будто невольно смущенного и даже серьезно боящегося за успех своего детища". 

 

Рубо, потративший на создание панорамы 35 тысяч рублей, обратился к Николаю II с просьбой приобрести ее у него за 15 тысяч. "Хотя это произведение и пользовалось всеобщим успехом, - писал он в прошении, - но материальным результатом этого предприятия оказался дефицит в 11 тыс. рублей". Кредиторы художника угрожали ему продажей произведений в Мюнхене с молотка. Панорама была приобретена Военным министерством в 1897 году для Тифлиса. Однако посетители смогли ее увидеть только в 1909 году, но не в Тифлисе, а в Севастополе, в здании панорамы "Оборона Севастополя". Севастопольская панорама в это время экспонировалась в Санкт-Петербурге на Марсовом поле. В 1924 году панорама "Штурм аула Ахульго", хранившаяся на валу в Артиллерийском историческом музее в Ленинграде, пострадала во время наводнения. В плохом состоянии в 1928 году ее передали в Дагестанский краеведческий музей. В настоящее время четыре фрагмента панорамы хранятся в Махачкале. 

 

Уже будучи зрелым мастером, летом 1901 года художник получил официальный заказ на создание панорамы, посвященной 50-летию героической обороны Севастополя в период Крымской войны 1853-1856 годов. "Задача передать грандиозный сюжет обороны Севастополя, - говорил Ф. А. Рубо, - не имела себе предшественников, и разрешение ее представляет для художника громадные трудности. Легко писать художнику, где исторический материал дает готовые и благородные мотивы, но совсем другое дело изображать на холсте героическую защиту. Художник должен всегда оставаться правдивым". 

 

Готовясь к написанию панорамы, Рубо тщательно изучал исторические материалы, беседовал с оставшимися в живых участниками обороны, писал этюды с Малахова кургана. По его просьбе на местах сражений устраивались инсценировки боевых действий. Он поставил перед собой задачу средствами панорамного искусства увековечить героизм русского народа. Нелегко было художнику отстоять свой замысел. Официальные круги предлагали создать на полотне эффектное зрелище, показать несколько разновременных эпизодов. 

 

Рубо последовательно реализовал один из принципов реалистического панорамного искусства - принцип единства времени, показав момент отражения защитниками Севастополя самого яростного штурма, предпринятого неприятелем 6 (18) июня 1855 года, когда героизм русских воинов проявился особенно ярко. И художник вышел победителем: его замысел был утвержден. Кроме эскиза размером 1,08ґ11,5 м, выполненного тушью на бумаге, он создал около 50 этюдов. Используя их, Рубо, которому помогали Л. Шенхен, О. Мерте, К. Фрош, к середине ноября 1904 года закончил работу над панорамой. Открытие состоялось 14 (27) мая 1905 года. В феврале 1909 года панорама была выставлена для показа в Петербурге, а затем отправилась в Севастополь. 

 

25 июня 1942 года от прямого попадания фашистской бомбы загорелось здание Севастопольской панорамы. Спасая живописное полотно, солдаты разрезали его на 86 кусков и вывезли их из Севастополя на военном корабле. 

 

Монументальное живописное полотно было возрождено группой реставраторов, возглавляемой действительными членами Академии художеств СССР В. Н. Яковлевым и П. П. Соколовым-Скаля. С 1954 года картина вновь демонстрируется в здании на Историческом бульваре Севастополя. В период работы над панорамой "Оборона Севастополя", в апреле 1903 года, Рубо узнал об избрании его профессором петербургской Академии художеств, руководителем батальной мастерской Высшего художественного училища академии. "Это для меня... лестная, важная и приятная вещь... - писал Рубо в совет Академии художеств. - Я бесконечно счастлив назначением своим..." 

 

Но художник работал над панорамой и потому лишь на время приехал осенью 1903 года в Петербург, чтобы познакомиться с мастерской и учениками. Всерьез заняться воспитанием молодых художников Рубо смог только в 1908 году. Педагогическая деятельность в стенах мастерской сочеталась с практической работой, связанной с созданием и установкой панорамы "Оборона Севастополя". Вместе с Рубо работали его лучшие ученики. 

 

За большие заслуги в художественной деятельности Рубо в 1908 году был награжден орденом Святой Анны 2-й степени и избран академиком Императорской Академии художеств. 

 

В 1910 году Франц Алексеевич приступил к работе над панорамой "Бородинская битва". Одно из ранних упоминаний о панораме "Бородино" относится к 31 октября 1909 года. В этот день на заседании Императорского русского Военно-исторического общества рассуждали "О способах ознаменования столетней годовщины "священной памяти Двенадцатого года"". В ноябре 1909 года члены упомянутого общества В. А. Афанасьев и профессор Императорской Николаевской военной академии Б. М. Колюбакин высказали Францу Рубо идею написания панорамы, посвященной Отечественной войне. Сам художник (кстати, один из первых действительных членов Военно-исторического общества) начал работать над картиной задолго до формального подписания в марте 1911 года договора о создании панорамы. Уже в конце ноября 1909 года Рубо обратился за советом к Б. М. Колюбакину: "Без Вашего содействия я приличную панораму 1812 года написать не могу…" Впервые на поле битвы художник побывал 1 апреля 1910 года. В ноябре 1910 года Рубо представил на утверждение государя эскиз панорамы "Бородино". Об этом свидетельствует запись в дневнике императора. 

 

После почти двухлетних подготовительных работ картина (размеры живописного полотна 115ґ15 м) была написана за 11 месяцев. Францу Рубо помогали пять немецких живописцев. 

 

На полотне изображен самый напряженный момент Бородинского сражения - атака французами деревни Семеновское в полдень 26 августа (7 сентября) 1812 года. Для панорамы было построено здание "в Мясницкой части" Москвы по проекту военного инженера П. А. Воронцова-Вельяминова, которому серьезно помог советами сам Рубо. По окончании работы художник писал: "... панорама Бородино удачна и лучше севастопольской". 

 

Француз по национальности, проживший большую часть жизни в Мюнхене, Рубо был поистине русским художником, пропагандистом русского искусства. Именно по его инициативе на Международной художественной выставке в Мюнхене работал русский отдел, представлявший лучшие достижения отечественной живописной школы. 

 

После открытия панорамы "Бородино" Ф. А. Рубо уехал в Германию и в Россию больше не приезжал. Живя вдали от Родины, истинным патриотом которой являлся, Рубо не написал ничего равнозначного панораме "Бородино". Скончался Франц Алексеевич Рубо в марте 1928 года в Мюнхене. До сей поры зритель идет "на Рубо". Это значит, что художника помнят и знают, его искусство востребовано. 

__________________________

 

 

Франц Алексеевич Рубо - художник и педагог


тема диссертации и автореферата по ВАК 17.00.04,

кандидат искусствоведения Зубов, Евгений Александрович

 

Год: 2007

Автор научной работы: Зубов, Евгений Александрович

Ученая cтепень: кандидат искусствоведения

Место защиты диссертации: Санкт-Петербург

Код cпециальности ВАК: 17.00.04

Специальность: Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура

Количество cтраниц: 255

 

 

Введение.

Глава первая

Ф. Рубо- мастер реалистической станковой живописи.

1.1. Формирование художника.

1.2. Опыты батальной живописи. Кавказский период творчества художника.

1.3. Особенности творческой манеры Рубо - художника.

Глава вторая

Ф. Рубо - мастер батальных панорам. Гуманистическо-патриотичесская позиция творчества, проявленная в панорамах Ф. Рубо.

2.1. История возникновения и становления панорамной живописи в европейском и русском искусстве.

2.2. Панорама «Штурм аула Ахульго».

2.3. Панорама «Оборона Севастополя».

2.4. Панорама «Бородинское сражение».

Глава третья

Ф. Рубо - профессор-руководитель батальной мастерской. Вопросы становления и развития школы русской и советской батальной живописи, основанной Ф. Рубо.

3.1. История создания батальной мастерской в Академии художеств.

3.2. Педагогические принципы профессора Рубо - живописца.

3.3. Принципы Ф. Рубо в обучении батальной живописи.

Введение диссертации (часть автореферата) 

На тему "Франц Алексеевич Рубо - художник и педагог"

 

 

Наиболее видной фигурой в русской академической батальной живописи конца XIX - начала XX века был автор многочисленных батальных полотен, главным образом на сюжеты кавказских войн России, и больших батальных панорам: «Штурм аула Ахульго», «Оборона Севастополя», «Бородинское сражение», основоположник русской школы панорамной живописи Франц Алексеевич Рубо (1856-1928). Его произведения являются ценным вкладом в русское изобразительное искусство, особенно, в батальную живопись. Панорамы Ф.Рубо, отражая важнейшие страницы истории России, её военных побед, имеют не только патриотическую, историко-познавательную ценность, они служат образцом этого вида изобразительного искусства. Педагогическая деятельность Ф.Рубо в батальной мастерской Высшего художественного училища Императорской Академии художеств и практические достижения в развитии панорамного искусства стали основой для становления целой школы русских, впоследствии, советских художников - мастеров панорамной живописи, во главе с М.Б.Грековым.

 

Актуальность темы определяется тем, что в наследии Ф.Рубо, несмотря на его мировую известность, имеются значительные малоисследованные области. Сегодня, в связи с возрождением исторического самосознания и патриотизма у граждан России, повышается интерес и к русской батальной живописи конца XIX - начала XX веков, запечатлевшей победные этапы военной истории. Естественным стало проявление интереса к творчеству Ф.Рубо, особенно в связи со 150-летним юбилеем со дня его рождения. Необходимо также отметить, что развитие в последние годы антикварного рынка активизировало интерес к русскому искусству рубежа XIX - XX веков, и в частности, к творчеству Ф.Рубо. Его полотна всё чаще стали появляться на русских и зарубежных антикварных аукционах и салонах. Все это требует внимательного изучения творчества художника, систематизации его живописного и педагогического наследия, осмысления его роли в развитии российского искусства и современной академической школы батальной живописи. Особенно это актуально при изучении истории Академии художеств и роли её профессоров, педагогическая деятельность которых частично нашла отражение в трудах исследователей. До настоящего времени в специальной литературе по русскому искусству конца XIX - начала XX века не было достаточно полного исследования, раскрывающего результаты педагогической деятельности профессора Ф.А.Рубо, при том, что он воспитал прекрасных учеников, таких как: М.Б.Греков, М.И.Авилов, Г.Н.Горелов и других.

 

Для современных батальных мастерских, в том числе - мастерской Академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина, представляется актуальным исследование творчества и педагогической деятельности Ф.Рубо. Это важно не только для изучения наследия отдельного мастера академической художественной школы русского искусства конца XIX - начала XX веков, но и в целях раскрытия перспективы дальнейшего развития школы батальной живописи.

 

Степень изученности проблемы. Еще при жизни Ф.Рубо были предприняты попытки анализа его произведений и оценки его деятельности. Но уже перед первой мировой войной отношение к художнику изменилось, что было связано с местом его длительного проживания в Германии (Мюнхен), и тем, что многие считали его немцем.

 

Долгое время творчество Ф.Рубо не попадало в сферу интересов историков искусства. О нем не написано ни одной фундаментальной монографии. И в русской дореволюционной литературе о творчестве художника можно найти немногое. Это в основном реплики или высказывания по поводу его творчества. Большинство этих заметок посвящено участию Ф.Рубо в выставках или обсуждению открытия его панорам. Они публиковались в таких журналах и газетах, как: «Пчела», «Нива», «Всемирная иллюстрация», «Живописное обозрение», «Русский инвалид», «Петербургская газета», «Московский вестник», «Новое время» и др. Авторами этих статей были Н.Н.Каразин (1896), В.С.Кривенко (1902), Б.Шуйский (1912), И.Тестов (1912). Публикации носили в основном информативный характер, но все же давали возможность почувствовать ту важную роль, которую играл Ф.Рубо в художественной жизни своего времени. В дореволюционном искусствознании изучению русской батальной живописи в целом, а также отдельным художникам, работавшим в этом жанре, уделялось мало внимания, за исключением В.В.Верещагина, получившего широкую известность в русской и зарубежной прессе. В советскую эпоху положено начало научного изучения деятельности Ф.Рубо. Так, в одной из первых книг «Франц Алексеевич Рубо» (из серии «массовая библиотека», 1952) Ю.С.Халаминский попытался определить значение наследия художника и охарактеризовать главные этапы его творчества. К сожалению, в работе не обошлось без неточностей и ошибок, на которые указывается в диссертации и делаются необходимые поправки. В книге В.В.Садовеня «Русские художники-баталисты XVIII - XIX веков» (1955) биография Ф.Рубо уложилась в полстраницы. Несколько слов там сказано о станковых картинах художника, и лишь небольшая информация о его монументальных панорамах. Автор объясняет это тем, что подробное рассмотрение творчества Ф.Рубо, в значительной мере относящегося уже к XX веку, не входило в задачу названных «очерков».

 

Серьезным исследованием по данной теме явился труд О.Ф.Федоровой «Франц Рубо» (1982), в которой известные прежде факты были дополнены материалами архивов и периодической печати. В частности, О.Федорова отметила, что на раннем этапе своего творчества Ф.Рубо создал немало жанровых картин на украинские и среднеазиатские темы. Автор показывает, как эволюционируют эстетические и этические взгляды художника от условностей официального академизма к реалистическому искусству. Анализируя произведения Ф.Рубо, посвященные героическим событиям из истории России, а также три грандиозные, мастерски исполненные панорамы «Штурм аула Ахульго» (1890), «Оборона Севастополя» (1901-1904) и «Бородинское сражение» (1911-1912), О.Федорова отмечает, что они стали классикой русской батальной живописи. Менее подробно освещается опыт преподавания профессора Ф.Рубо в Высшем художественном училище Императорской Академии художеств. В книге также присутствует ряд неточностей, на которые обращается внимание в данной диссертации.

 

Следует отметить, что обзорные работы по русскому искусству этого периода не обходились без упоминания имени Ф.Рубо. Можно назвать еще не менее десяти справочных изданий, начиная со словаря Брокгауза - Эфрона, где встречается его имя. Но необходимая предельная лаконичность словарей не может дать новую информацию о жизненном пути художника, оценить его творчество в полной мере.

 

Важнейшими источниками изучения жизни и творчества Ф.Рубо стали архивные документы, воспоминания учеников и современников художника. В первую очередь это воспоминания профессора института им. И.Е.Репина художника М.И.Авилова о времени его обучения в батальной мастерской под руководством Ф.Рубо. Вольнослушательница батальной мастерской А.Л.Грекова (Малеева) в своих воспоминаниях приводит интереснейшую информацию не только о творческой атмосфере в академической мастерской, но и о совместной работе профессора Ф.Рубо и его учеников над реставрацией панорамы «Оборона Севастополя». Штрихи к портрету мастера и педагога найдены в переписке современников живописца. Художник П.Д.Бучкин не был учеником профессора Ф.Рубо, но оставил острые и живописные студенческие воспоминания о встречах с мастером, о его личности, характере, методе работы. Ряд публикаций, также представляющих интерес для настоящей работы, хотя и не носит монографического характера, но имеет непосредственное отношение к Ф.Рубо как автору панорам. В книге Г.В.Терновского «Памятник народного подвига» (1956) дана подробная историческая справка о Крымской войне 18531855 гг. и воссоздании советскими художниками панорамы «Оборона Севастополя». Популярный характер издания не позволил автору сосредоточиться на искусствоведческих аспектах темы, но книга представляет интерес тем, что ее автор сам принимал участие в восстановлении панорамы Ф.Рубо.

 

В 1972 г. появилась книга С.М.Клавдиева «Русские панорамы». В главе, посвященной работе над Бородинской панорамой, С.Клавдиев впервые (правда, достаточно вольно) цитирует переписку Ф.Рубо с его консультантом - военным историком Б.М.Колюбакиным, обнаруженную в 1950-х годах среди личных архивов генерала. Письма впервые частично были опубликованы в «Военно-историческом журнале» в 1962 и в 1963 годах в № 7 и 9, соответственно. В неоднократно издававшемся путеводителе по музею-панораме «Бородинское сражение» (авторы: Л.В.Ефремова, И.Я.Крайванова, О.П.Андреева, Т.Д.Шувалова, О.П.Папков), дается описание панорамы и краткие сведения о биографии Ф.Рубо, иногда с неточностями (в диссертации на них указывается). Сама панорама «Бородинское сражение» в данном случае рассматривается в качестве иллюстративного материала по истории Отечественной войны 1812 года, без анализа её художественных достоинств.

 

Таким образом, несмотря на то, что имя Ф.Рубо вошло в историю отечественного искусства, его биография, творческий путь, разные сферы художественной деятельности еще не были освещены и изучены с необходимой полнотой.

 

Объект исследования - батальная и жанровая живопись в России конца XIX-начала XX века.

 

Предмет исследования - изучение творчества Ф.Рубо в контексте развития русской батальной и панорамной живописи.

 

Цель исследования - становление и развитие русской и советской школы батальной и панорамной живописи.

 

В соответствии с целью и предметом исследования автором поставлены следующие задачи:

 

- изучить нераскрытые страницы биографии, проследить этапы творческого пути художника;

 

- проанализировать образно-композиционные особенности и технику живописи Ф.Рубо в станковых, живописных произведениях и в военно-исторических панорамах;

 

- выявить наиболее полную совокупность произведений Ф.Рубо, определить хронологическую последовательность их создания и обосновать полный список работ художника (живописных и графических);

 

- составить наиболее полный список учеников батальной мастерской под руководством Ф.Рубо и отметить их вклад в русское искусство.

 

- рассмотреть особенности создания профессором Рубо русской панорамной живописи, батального и бытового жанров;

 

Границы исследования. Хронологические рамки работы определяются годами жизни Ф.Рубо (1856-1928), вместе с тем логика исследования предусматривает выход за установленные границы при рассмотрении дальнейшего развития батальной мастерской Академии художеств, а также судьбы бытования историко-художественных панорам, созданных художником. Географические рамки исследования заданы местами жизни и деятельности художника -Одесса, Мюнхен, Кавказ, Севастополь, Петербург, Москва. Методологические основы исследования обусловлены выбором темы -изучение творчества выдающегося отечественного мастера исторической живописи, создавшего панорамы российских баталий, ставших символами героизма русского народа. В основу применяемых методов заложен принцип комплексного подхода: использование принципов искусствоведческого, исторического, культурологического анализа и изучения архивных источников. Основные методы исследования:

 

- сравнительно-исторический - обосновал отбор фактов, событий, определение места и времени боевых действий, персонажей, изображённых в панорамах;

 

- персонализации - способствовал изучению отдельных персонажей в произведениях, его коллег и учеников на всём пути индивидуального и коллективного творчества Ф.Рубо;

 

- искусствоведческо-кулыпурологический - позволил объединить эстетические и художественные факторы развития батальной и панорамной живописи и рассмотреть эти феномены искусства в их неразрывной связи с социальной действительностью времени;

 

- композиционно-художественный - определил выбор средств искусствознания в исследовании гармонии при изучении художественных образов его произведений.

 

- архивно-герменевтический - помог раскрыть информацию в архивных материалах и публикациях, связанных с жизнью, творчеством и педагогической деятельностью профессора Франца Алексеевича Рубо.

 

Источниками исследования явились: живописные произведения и исторические панорамы Ф.Рубо, музейные и архивные фонды, а также журнальная и газетная периодика того времени. В ходе работы использовались личные дела Ф.Рубо, хранящиеся в архиве Мюнхенской Академии художеств; документы, находящиеся в Российском Государственном историческом архиве, Научно-библиографическом архиве Российской Академии художеств, отделе учета Научно-исследовательского музея PAX; письма: Ф.Рубо генералу Б.М.Колюбакину, хранящиеся в Российском Военно-Историческом архиве, П.А.Воронцову-Вельяминову - в фонде письменных источников Музея-панорамы «Бородинское сражение»; использованы каталоги выставок и их обзоры в периодической печати. Педагогическая практика Ф.Рубо изучалась на материале мемуарных свидетельств его современников, в основном его учеников.

 

Научная новизна работы состоит в том, что впервые:

 

- исследование произведений Ф.Рубо проведено в единстве процессов их создания и композиционно-исторического анализа;

 

- составлена наиболее полная совокупность произведений Ф.Рубо;

 

- определён наиболее полный список учеников Ф.Рубо и последователей его школы батальной живописи;

 

- проведён развёрнутый анализ учебной работы батальной мастерской Высшего художественного училища Академии художеств во время её руководства профессором Ф.Рубо.

 

Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что, материалы и выводы диссертации могут быть использованы:

 

- в дальнейших научных исследованиях по истории и теории русского искусства и, в частности, в изучении творческого наследия Ф.Рубо и художников-баталистов более позднего времени; в научных работах обобщающего характера: энциклопедических справочниках по русской истории и русскому искусству; в альбомах по русскому искусству, по истории Российской Академии художеств; при аннотировании произведений русского изобразительного искусства и каталогизации художественных собраний;

 

- в образовательном процессе при составлении курсов лекций по истории и теории русского изобразительного искусства и художественной критики, русской и мировой художественной культуры.

 

Рекомендации по использованию результатов исследования. Материалы диссертации могут быть использованы:

 

- в практической работе историков и теоретиков художественной культуры;

 

- в музеях исследовательской, практической деятельности, в работе экскурсоводов, музейной педагогики;

 

- в разработке и коррекции учебных программ и при проведении семинарских занятий с преподавателями соответствующих художественных дисциплин;

 

- на учебных занятиях по истории изобразительного искусства в высших и средних учебных заведениях гуманитарного профиля;

 

- при создании учебных пособий по батальной и панорамной живописи. Достоверность научных результатов и основных выводов исследования обеспечивается: полнотой собранного материала; его многоаспектным анализом, осуществленным в соответствии с выбранными методами исследования; положительными отзывами, полученными на авторские публикации; опорой на фундаментальные труды, посвященные периоду искусства, в котором жил и творил Ф.Рубо; выявленными и использованными архивными материалами и публикациями в периодических изданиях и воспоминаниях коллег мастера.

 

Положения, выносимые на защиту:

 

- описание творческого метода создания панорам не противоречит теоретико-методическим положениям исследования произведений изобразительного искусства в современной Академии художеств;

 

- методы композиционного анализа батальных и панорамных работ соответствуют теоретическим положениям, принятым в современном искусствознании;

 

- список произведений Ф.Рубо, включающий батальные и панорамные (в том числе - эскизные) и графические работы мастера, является в данное время наиболее полным;

 

- список учеников Ф.Рубо и последователей его школы батальной живописи является к настоящему времени наиболее полным;

 

- анализ учебной работы батальной мастерской Академии художеств во время её руководства профессором Ф.Рубо и в последующие годы является наиболее развёрнутым;

 

- педагогическая система, созданная в мастерской Ф.Рубо в Высшем художественном училище Академии художеств, может быть использована и развита в современной высшей художественной школе батального и панорамного искусства.

 

Апробация работы. Положения диссертации были опубликованы в научных сборниках и журнальной периодике; изложены в докладах, сделанных автором на Международной конференции «Сильное и красивое искусство будущего» в Москве в Музее-панораме «Бородинское сражение» в 2006 г.; на IX Международной Российско-Американской научно-практической конференции по актуальным вопросам современного университетского образования в Петербурге в Российском государственном педагогическом университете им. А.И.Герцена в 2006 г.

 

 

Заключение диссертации 


по теме "Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура", Зубов, Евгений Александрович

 

 

Заключение

 

Творчество Ф.А.Рубо обширно и многогранно. Он писал станковые картины, сочинял и воплощал в жизнь монументальные панорамы, ряд лет отдал преподаванию в батальной мастерской Высшего художественного училища Императорской Академии художеств.

 

Получив образование в Мюнхенской Академии художеств, где он провел два года, и в частной студии И.Брандта, художник обрел профессиональные навыки и определенную европейскую выучку. Но именно в России Рубо находит свою тему и образы героев, которым остается верен на протяжении всего творческого пути. Воинственные горцы представляли особый интерес для художника баталиста. После Кавказских войн этнография края становится предметом изучения и даже моды: кавказское оружие и кавказский костюм приобретаются в частные коллекции, украшают интерьеры домов. Кавказская тематика - ведущая в творчестве художника в 1880 - 1890-е годы. Он не раз бывал в тех краях; природа, образ жизни местного населения, независимый характер горцев были ему хорошо знакомы. Стремление к точности, документальной достоверности и правдивости стало основой творческого метода художника. Большой правительственный заказ на создание серии батальных картин для Военно-исторического музея в Тифлисе был доверен Рубо, что сразу способствовало утверждению художника как баталиста. Кавказская серия Рубо охватывает почти полуторовековой период, начиная от времени Петра I до русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Таким образом, здесь Рубо выступает в известной степени и как исторический живописец. Во второй половине XIX столетия уже не существовало резкого разграничения различных жанров. Элементы жанровой живописи, пейзажной, портретной взаимно обогащали друг друга, и Рубо достиг определенного успеха, объединив их в своем творчестве. Он прекрасно справляется с многофигурными композициями, находит выразительные типы и образы, умело пишет пейзаж, который играет большую роль в создании не только среды, но и эмоционального строя композиции.

 

Художник-баталист в XIX веке это еще обязательно и анималист. Рубо прекрасно рисовал лошадь, и тема всадника будет ведущей в его станковом творчестве. Однако, зачастую, его всадники это не героические победители, а раненые в сражении воины, измученные физическими страданиями, из последних сил удерживающиеся в седле. В этом отношении Ф.Рубо наследует традицию, начатую В.Верещагиным, он показал не парад, а цену победы, которую зачастую трудно отделить от поражения.

 

Многому могут поучиться у Ф.Рубо и современные молодые художники. В особенности тому, как строить большую картину, как связывать действие с пейзажем, как находить для каждого сюжета свое решение и при этом добиваться единства и выразительности образа в целом. Живописец, изучив особенности новой изобразительной формы, умело пользовался ее спецификой для создания оригинальных произведений. В батальной живописи Ф.Рубо не только хорошее знание боевых действий и высокое мастерство живописи, но и стремление к правдивому изображению событий. Ощущение безусловной правды происходящего выгодно отличает его произведения среди батальных картин многих современных ему художников, например, В.В. Мазуровского, Н.С. Самокиша и других, иногда увлекающихся нарочитой театральной эффектностью. Художник показывает войну не бутафорски. Он поднимается над преобладавшей в то время в батальной живописи на протяжении долгих десятилетий преувеличительной патетикой, вступающей в крайнее противоречие с подлинной сущностью войны. Но, отстаивая требование исторической документальности и жизненной правдивости в живописи вообще, а в панорамной в особенности, он отвергает натуралистическое правдоподобие художественной иллюзорности в панораме. И это несмотря на то, что искусству панорамы более чем другому виду искусства свойственно жизнеподобие, доподлинная правдивость во всем, начиная от материальности предметов натурного плана. В своих панорамах Ф.Рубо сочетал и широко использовал опыт западноевропейской панорамной живописи с традициями передовой, проникнутой стремлением к правде и человечности русской батальной живописи. Его живопись выразительна и индивидуальна. Мазок живой, энергичный. Динамичность и контраст освещения делают её эмоциональной, насыщенной. И общий тон, и светотень, и то, как положена краска, - все сильно, лаконично и убедительно, все подчиняется целому, теме, содержанию. Рисунок четкий, но не жесткий. Для мастера характерен строгий отбор главного, наиболее существенного. Чётко выверенное соотношение центральной группы, выделенной и композиционно, и колористически выступает в качестве фона, окружающего пространства, пейзажа. Живописец не писал специально портретов, но изображаемые им в батальных сценах человеческие характеры отличаются той силой типизации и психологичности, какая подстать большому мастеру портретного жанра. Прекрасно писал художник и военное снаряжение, и оружие, и конскую упряжь, и боевую технику. Поэтому произведения Ф.Рубо обладают не только чисто эмоциональным воздействием на зрителя, они информационны, имеют исключительно большие возможности познавательного характера. Француз по национальности, большую часть своей жизни проживший в Мюнхене, Франц Алексеевич Рубо был поистине русским художником-патриотом. Опираясь на замечательное наследие русского классического искусства, используя выразительные средства панорамы, художник создал монументальные произведения, посвятив их героизму русского народа. Ф.Рубо является основоположником школы русской панорамной живописи, он оказал большое влияние на её дальнейшее развитие в России. Это было влияние большого, глубокого содержания искусства. Оттого понятие «панорамы Рубо», войдя в нашу жизнь, стало синонимом русской панорамы. Произведения Ф.Рубо являются ценным вкладом в русскую батальную живопись. Свое творчество он посвятил раскрытию героического прошлого России. Его лучшие картины с большой полнотой и реалистической силой отражают важнейшие страницы славной истории русской армии. Характерной особенностью произведений Рубо следует считать большую историческую точность в изображении батальных сцен, позволяющую считать их ценнейшим документом истории военного искусства. Панорамам и батальным картинам Рубо свойственны правдивость и историческая конкретность. В них художник отразил все стороны военной жизни.

 

Его панорамы «Оборона Севастополя» и «Бородинское сражение» имеют не только большую патриотическую, историко-познавательную ценность, они могут до сих пор служить образцом этого вида изобразительного искусства. Произведения Ф.Рубо и сейчас сохраняют высокую художественную ценность, большой эмоциональный заряд, как когда-то сказал И.Н.Крамской: оттого, что «душа положена». И зритель благодарен художнику за приобщение к трудной дороге познания истории. Наверное, в этом нерв и главная особенность произведений художника.

 

Франц Алексеевич воспитал прекрасных художников - М.Б. Грекова, М.И. Авилова, Г.Н. Горелова и других. Для его учеников определяющим импульсом творческого развития, повлиявшим на их художественное мышление, стало искусство учителя, сделавшееся живым наследием, связью времен. Усвоив основы мышления Ф.Рубо, некоторые из них находили свои варианты реализации, другие не изменяли ни идеалам, ни живописной пластике учителя, явившись прямыми продолжателями его проблематики, отраженной в романтической и реалистической образности. М.Греков наиболее последовательно воспринял пластическую систему своего учителя и, развивая её, создал множество романтических образов. Кроме того, он принял от Ф.Рубо способ работы с натурой. Смысл способа сводился к тому, чтобы, освоив в этюдах реальность, затем написать картину по воображению, по воспоминаниям. Этот способ позволял М.Грекову более свободно выражать идею, фиксируя только общее впечатление от натуры. Такая живопись становится его методической системой. Теперь уже М.Греков оказывает серьёзное влияние на становление целого поколения российских художников. Общепризнанна его роль в становлении и утверждении реалистических принципов советского изобразительного искусства. М.Грекову принадлежит несомненный приоритет в области советской батальной живописи. Его -ученика Ф.Рубо, по праву считают преемником традиций и основоположником советского панорамного искусства. По словам Е.Е. Моисеенко, руководителя батальной мастерской во второй половине XX века, Греков удивительно точно чувствовал свою эпоху. Теперь уже он явился для Е.Моисеенко 255 непревзойденным учителем. И в этом ощущается преемственность школы, верность традиции.

 

В честь М.Грекова были названы батальная мастерская Академии художеств, в которой он учился у Ф.А.Рубо, а также Студия военных художников. Союзом художников СССР были учреждены почетные медали имени Грекова за достижения в области батального искусства. Как писал о М.Грекове его ближайший товарищ и соратник Н.Г.Котов, художник «вырабатывал такое мастерство, которое крайне лаконично, без рабского подражания ненужным мелочам выражало бы самую суть, живописный синтез изображаемых 256 явлении» . Эти слова в полной мере можно отнести и к творчеству его учителя - Франца Алексеевича Рубо, который всегда оставался образцом и для зрелого художника М.Грекова. «Мы должны гарантировать, что напишем не хуже Рубо», - говорил М.Греков, работая с М.Авиловым и П.Шухминым над 257 панорамой «Оборона Царицына».

 

Так же высоко оценивает творчество Ф.Рубо и И.Бродский. Обращаясь к Грекову, он пишет: «Ты знаешь, как я ценю высоко искусство панорамы, а от тебя я жду достижений, равных лучшему, что создал Франц Алексеевич Рубо». 258 Почти восемьдесят лет прошло со дня смерти Ф.А. Рубо. И, наверное, можно полно и объективно оценить значение этого художника, отдавшего много сил на становление и развитие русской художественной школы. Ф.Рубо всю жизнь работал упорно и много, не избалованный завидной легкостью исполнения и постоянной удачей, и вовсе не все у него получалось с одинаковой успехом. Но Рубо, как художник и педагог, несомненно, должен быть оценен по достоинству и очень высоко. Вклад его в искусство и педагогику значителен. Таланту и мастерству всегда отдается должное. Жизнь Франца Алексеевича Рубо - беспредельное, подвижническое служение поставленной им самим перед собой высокой цели искусства, неутомимое и высокое стремление к совершенству как нравственному долгу художника.

 

В процессе данного комплексного исследования, включающего все виды и направления творческой и педагогической деятельности Ф.А. Рубо были уточнены отдельные факты биографии художника, дата его смерти: не 1929, а 1928 год, точное время обучения в Мюнхенской Академии художеств. На основе исторической справки, полученной из архива вышеназванной Академии, в диссертации показывается, что это были 1877-79 гг.

 

Творчество художника можно разделить на несколько периодов. Первый включает в себя годы учебы в Мюнхене, поездки по России, Украине, Кавказу, Средней Азии - местам, где художник делал наброски, писал многочисленные этюды, изучал обычаи, нравы пародов, собирал материалы для будущих картин. (1877-1885). Эти эпизоды жизни можно объединить одним словом: учеба. Это время формирования взглядов художника на искусство, становления его профессионального мастерства.

 

Начало второго периода творчества Рубо можно обозначить 1886 годом. В это время он получает правительственный заказ: написать серию картин для «Храма славы» в г. Тифлисе. В это время художник много путешествует по Кавказу, собирает материал для картин. Определяются черты индивидуального стиля Рубо: следование подлинной действительности, пластическая цельность, ясность композиции, строгий отбор главного, наиболее существенного. В 18891891 гг. художник создает свою первую панораму «Штурм аула Ахульго». Третий период - период расцвета творчества Рубо - можно обозначить 19021912 годами. В это время он работает над панорамами «Оборона Севастополя» и «Бородинское сражение». Прекрасно овладев приемами панорамного искусства, развив их и подчинив законам реалистического творчества, Ф.Рубо добился в них большой жизненной правды, достиг высокого художественного мастерства. Написанные с большой реалистической силой, прославляющие героизм русского солдата, они вошли в сокровищницу русского искусства, стали национальной гордостью России.

 

И четвертый период - это время педагогической деятельности Рубо в Высшем училище Императорской Академии художеств - 1903-1911 гг. Большую ценность для искусства представляют особенности живописной техники Рубо, своеобразие его композиционных приёмов, помогающих раскрывать основную мысль картины. Особенности его колорита и освещения, в которых отражаются реальные впечатления от природы, порядок ведения работы, характер композиции, исследование палитры - все это может служить материалом не только для теоретиков искусства, но и для художников-баталистов.

 

 

 

« вернуться

Рейтинг 7 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 147 из этого альбома
"Оборона Севастополя"
"Казаки у горной речки"
"Соколиная охота"
"Всадник"
"Живой мост"
"Отражение бомбардировки англо-французского флота со стороны Александровской батареи 5 октября 1854 года. Севастополь"
"Переход князя Аргутинского через Кавказский хребет"
"Смотр войск Александром III"
"Скачки"
"Атака запорожцев в степи"
"Ахульго"
"Кавказская (конная) разведка"
"Кто кого?"
"Штурм аула Гимры"
"Эпизод из битвы при Курюк-Дард"
"Окраина дер. Семеновское"
"Деревня Семеновское"
"Бой в районе Семеновского оврага"
"Рукопашный бой"
"Позиции французских войск"
"В атаке – вестфальские кирасиры"
"В атаке – саксонские кирасиры"
"Кавалерийский бой во ржи" 1
"Русские кирасиры"
"Русские резервы"
"Панорама Бородинской битвы"
"Панорама «Оборона Севастополя 1854—1855 гг.»"
"Конский базар"
"Кабардинец"
"Казаки"
"Пленение Шамиля"
"Штурм аула Гуниб"
"Конная разведка"
"Горцы"
"Бой на Кавказе"
"Кавалеристы"
"Бородино. Атака на батарею Раевского"
"Царский сокольничий"
"Матросы, тянущие канат"
"Последний взгляд"
"Данте и Вергилий в окопе. Первая мировая война"
"Командный пункт генерала Д.С. Дохтурова"
"Гвардейские полки отражают атаки французской кавалерии"
"Схватка русских гренадер с дивизией Фриана"
"Семеновское (Багратионовы) флеши" 1
"Семеновское (Багратионовы) флеши" 2
"Командный пункт Наполеона"
"Атака саксонских кирасир"
"Кавалерийский бой во ржи" 2
"Подвиг неизвестного героя"
"Горки - командный пункт русского главнокомандующего фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова"
"Раненого генерала П.И. Багратиона увозят с поля битвы"
"Атака на батарею Раевского"
"Горцы на фоне монастыря"
"Офицер и чиновник"
"Урок танцев у Зайончковских"
"Ну и семейка!"
"Атака турецких всадников"
"Атака"
"Битва при Рихтани"
"Брод через реку"
"Вооруженный черкес скачет галопом на голубой лошади"
"Горная река на Кавказе"
"Конная когорта кавказских воинов пересекает мель"
"Почтовая станция на Кавказе"
"Черкесы нападают на тройку"
"Вечер в лагере"
"Восточный рынок"
"Всадник в горах"
"Всадник-араб, моющийся в реке"
"Всадники возле склона горы"
"Вступление Петра I в Тарки 12 августа 1722 года"
"Въезд в степь"
"Гитарист"
"Гора Казбек"
"Горец в белой черкеске"
"Горная тропа"
"Горный аул на Кавказе"
"Горный пейзаж с всадником"
"Горный пейзаж"
"Горный пейзаж"
"Грузинский городок"
"Гусар"
"Деревня в горах"
"Деревня возле реки"
"Домик в лесу"
"Заснеженный горный хребет"
"Игра"
"Кавказец играет на балалайке"
"Кавказская сцена"
"Кавказские всадники"
"Кавказский пейзаж"
"Киргиз"
"Козак" 1
"Козак на коне" 2
"Козак на коне" 1
"Козак" 2
"Козак" 3
"Козаки, вступающие в сражение"
"Козаки, пересекающие реку"
"Красные горы"
"Нападение"
"На передовом посту"
"Ночная сцена возле реки"
"Охота на тигра"
"Переправа"
"Переход через реку" 3
"Переход через реку" 2
"Повозка"
"Погоня"
"Поединок"
"Переход через реку" 4
"Похититель овец"
"Похищение"
"Переход через реку" 5
"Салазки"
"Самарканд, Узбекистан"
"Скалистая дорога"
"Сокольничий"
"Переход через реку" 1
"Спускаясь с гор"
"Стоянка"
"Табор возле реки"
"Татарин"
"Терский козак"
"Тройка едет через снег"
"Улица в Самарканде"
"Улица в Самарканде" 2
"Центральный Азиатский рынок лошадей"
"Через реку"
"Черкес" 1
"Черкес" 2
"Черкесские всадники"
"Черкесский всадник"
"Черкесы в горах Кавказа"
"Черкесы на переправе"
"Шашка"
"Штурм аула Солта"
"Этюд горной реки"
"Штурм аула Ахульго"
"На праздник"
"Конное войско с музыкантами"
"Переход через реку с тремя знаменами"
"Казаки на переправе"
"Всадник на рыжем коне"
"Верховой курд"
?
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования