24 сентября 2010
Дога Евгений Doga Evgenie. Автор: Ивасив Александр Иванович
(в альбоме 61 файлов)
Музыка / Композиторы / Композиторы-песенники
Разместил: Ивасив Александр
Дога Евгений Дмитриевич
Doga Evgenie
(Род. 1937 г.)
Народный артист СССР, народный артист Молдовы, лауреат Государственной премии СССР, заслуженный деятель искусств Молдовы, действительный член Академии наук Молдовы.
Родился 1 марта 1937 года (в начале всенародного обрядового праздника "Мэрцишор") в селе Мокра Рыбницкого района, что на левом берегу Днестра, в живописной северо-восточной части Молдавии. Отец — Дога Дмитрий Федорович (1906 г. рожд.). Мать — Дога Елизавета Никифоровна (1915 г. рожд.). Супруга — Дога Наталья Павловна (1939 г. рожд.), инженер. Дочь — Дога Виорика Евгеньевна (1966 г. рожд.).
Родное село расположено в низине, посреди которой протекает маленькая безымянная речушка, а за холмом — знаменитые кодры, лес с огромными ветвистыми дубами, кленами, ясенем и другой растительностью, которая осталась живой и восхитительной памятью, ибо это одно из самых первых открытий мира юной хрупкой души. И кто знает, где начало творческого переосмысления этого первого соприкосновения с живой природой, которая способна все время возрождаться, удивлять и приобщать к себе все живое и разумное. А собственно, что такое разум!? Не есть ли это сама природа неразгаданная и манительная.
Слово "doga" по-латыни означает разновидность дуба или украшение на одежде знати. Маленький Женя любил ходить со сверстниками и собирать весной щавель для кухни, так как в послевоенные годы, голодные и холодные, это был основной продукт питания наряду с самыми разнообразными ягодами. Изредка попадались и шампиньоны, которые мать жарила в круглом чугунке на подсолнечном масле.
Запомнился и приехавший откуда-то оркестр народной музыки тараф, а также симфонический оркестр из Кишинева. С ним был казус. Сцена в старом сельском клубе была маленькой, да и сам клуб тоже носил лишь одно название. Этот большой симфонический оркестр частично расположился на сцене. Но большая его часть, в том числе огромные скрипки, — на улице. Потом Женя узнал, что это были вовсе не скрипки, а контрабасы. Они что-то долго играли, и кто-то впереди им все время угрожал палочкой. Было очень интересно, как можно было так долго играть, и чтобы никто не танцевал. Любопытные дети, крадучись, подходили и трогали руками эти скрипки, которые казались чем-то из другого мира. Этот "другой" мир пришлось через некоторое время открыть для себя заново и только что окончившему сельскую семилетку Жене.
Учился вначале в музыкальном училище в Кишиневе на виолончели (1951—1955), потом в консерватории (1955—1960, 1960—1965).
Тайком что-то придумывал и записывал в нотную тетрадь. А однажды на репетиции оркестра Молдавского радио, где параллельно с учебой работал Евгений (1957—1962), пришла его однокурсница Мария и предложила народную песню для завтрашнего концерта. Дирижер оркестра, бывший педагог по виолончели в музыкальном училище П. И. Бачинин (в прошлом — Pablo Baccini — итальянец, ставший впоследствии Павлом Ивановичем Бачининым), предложил молодой певице спеть еще вторую песню. Когда та заявила, что у нее больше ничего нет, виолончелист Евгений вдруг сказал, что у него есть песня. Дирижер даже не удивился и очень тактично согласился принять завтра ее в программу. Это был первый выход из "подполья" и первое выступление знаменитой вскоре певицы Марии Биешу. А далее уже трудно было определить, чему больше уделяет внимание новоиспеченный композитор: виолончели или композиции. Партитуры особенно занимали его. Он оркестровывал А. Хачатуряна, Д. Шостаковича, молдавских маститых композиторов и полупрофессионалов — молодому автору выпала огромная часть оркестровочной и обработочной работы. Это была прекрасная школа оркестрового письма в сочетании с изучением теоретических трудов в новой для него сфере музыкального творчества.
Карьере музыканта помешала беда — паралич левой руки, — и уж тогда Евгений Дога окончательно решил профессионально заняться композицией. И вот снова 1-й курс консерватории. Проходит еще 5 лет консерваторского обучения у профессора С. Лобеля. Кроме собственно сочинения и изучения теории музыки он прошел полный курс симфонического дирижирования. А вот с вокалом все было очень лаконично: сорок минут занятий и вердикт — природное безголосие.
В 1963 году он пишет свой первый струнный квартет, потом с интервалом в десять лет второй, третий, четвертый, пятый. Композитор собирался написать десять квартетов и пригласить всех на премьеру десятого. Однако после окончания обучения дипломированный композитор решил музыку больше не писать: писать так, как учили, не захотелось, а как хотелось, не умел, и два года понадобилось для того, чтобы, поискав себя в себе, можно было снова писать музыку, но уже совсем другую, ту, которую знают и почитают поныне. В период молчания появилось новое увлечение — теорией музыки, следствием чего явился учебник для студентов, которым Е. Д. Дога преподавал, выдержавший уже два издания.
Вернули его к композиции и определили во многом путь композитора встречи с Эмилем Лотяну, Георге Водэ, Ионом Унгуряну. Он опять, уже в новом качестве, обратился к истокам народного мелоса, к основополагающей музыки — мелодии. До этого пришлось испробовать и додекафонию, и другие современные конструктивистские направления, которые явно не пришлись ему по душе. Его привлекала музыка, способная собрать много слушателей, и которая была бы, в тоже время, серьезной и разной по жанру. Евгений говорил, что это утопическая идея, но отступать не стал. Самые большие концертные залы: Дворец съездов, ГЦКЗ "Россия", Колонный зал Дома союзов в Москве, зал "Октябрьский" в Санкт-Петербурге, дворец "Украина" в Киеве, дворец "National" в Кишиневе, Дворец имени Ленина в Ташкенте, залы в Минске, Новосибирске, Саратове, многие другие престижные концертные эстрады с большим количеством прекрасных певцов и музыкантов всегда были переполнены во время его концертов. А совсем недавно во время авторского концерта в Киноцентре на Красной Пресне в Москве при переполненном зале даже директора пришлось попросить освободить место. А десятка три человек, не сумевших приобрести билеты, согласились все два отделения слушать, стоя вдоль стен.
Песня "Мой белый город", написанная в конце 1971 года на стихи В. Лазарева, на многие годы стала визитной карточкой молодого композитора наряду с уже известным оркестровым циклом "Ритмы города". Прочный успех пришел с экрана, особенно после фильмов Эмиля Лотяну "Лаутары", "Табор уходит в небо", "Мой ласковый и нежный зверь", "Анна Павлова". Вальс из фильма "Мой ласковый и нежный зверь" вот уже более двадцати лет исполняется везде, где только можно, даже в переходах метро или во дворцах бракосочетания.
Е. Дога много лет сотрудничает с режиссерами: С. Самсоновым, Г. Натансоном, А. Панкратовым, А. Муратовым, А. Суриным, А. Прошкиным, В. Туровым, В. Дербеневым, В. Криштофовичем, В. Мустафаевым и др. Евгений Дога сочинил музыку к более чем 200 фильмам, в том числе "Джамиля" (1954), "Нужен привратник" (1969), "Лаутары" (1973), "Дом для Серафима" (1973), "Табор уходит в небо" (1976), "Стажер" (1977), "Мой ласковый и нежный зверь" (1978), "Я хочу петь" (1980), "Весенняя Олимпиада" (1980), "Мария, Мирабелла" (1982), "Портрет жены художника" (1982), "Восьмое чудо света" (1982), "Анна Павлова" (1983), "Одиноким предоставляется общежитие" (1984), "Танцплощадка" (1985), "Казино" (1992), "Господа артисты" (1992), "На муромской дорожке" (1993), "Черный лист" (1993), "Бульварный роман" (1995), "Грешные апостолы любви" (1995), "Черная вуаль" (1995), "Искушение" (1996). Классикой стала музыка к фильму Иона Понеску-Гопо "Мария, Мирабелла".
Наряду с музыкой к кинофильмам композитор пишет музыку к драматическим спектаклям, телеспектаклям, для радио и детской аудитории. 10 лет длилось сотрудничество с детской редакцией Центрального телевидения над сериалом "Этот фантастический мир" по страницам произведений писателей-фантастов Р. Брэдбери, А. Толстого, Н. Хикмета и др. Значительным событием в жизни Е. Доги стало написание музыки к открытию и закрытию "Олимпиады-80" в Москве, а также своего первого балета "Luciafarul" в 1982 году, за который ему была присуждена Государственная премия СССР. В 1991 году на Международном фестивале музыкальных фильмов в Брно композитор был удостоен Гран-при за значительный вклад в киномузыку.
Первая симфония композитора не нашла своего продолжения, ибо популярный песенник и кинокомпозитор не вписывался в когорту "серьезных" мэтров, хотя написанные им симфония (1969), балеты "Luciafarul" и "Venancia" (1963, 1973), пять струнных квартетов (1983, 1993, 2004), кантаты "Белая радуга" (на стихи Э. Лотяну), "Весна человечества" (на стихи А. Стрымбяну), "Человеческий голос" (на стихи Р. Рождественского), "Сердце века" (на стихи И. Подоляну), два реквиема (1969 — без слов, 1994 — на стихи А. Пушкина), две симфонические увертюры, девять хоров а capella на стихи Е. Букова, два хора а capella и восемь романсов на стихи М. Еминеску, три тетради "Песни и романсы" на стихи поэтов серебряного века, несколько пьес для скрипки, виолончели, флейты, аккордеона, фортепиано составляют солидный баланс "несерьезным" жанрам.
Он написал несколько сотен песен на стихи современных и классических авторов, среди которых: "Мне приснился шум дождя" на стихи В. Лазарева, "Мария, Мирабелла" на стихи Г. Виеру, "Пришла любовь" на стихи В. Лазарева, "Все начинается с любви" на стихи А. Дементьева. Часть из них издана в 9 сборниках. Из нескольких десятков песен для детей на стихи Г. Виеру, Н. Стожковой, А. Толстого изданы единицы, остальные звучат только в кинофильмах, таких как "Мария, Мирабелла", с концертной эстрады или в детских коллективах. Для детского исполнителя композитор написал множество инструментальных пьес, среди которых "Скрипунэлла", "Джой", "Вдвоем", "Сонет" и др.
В 1962—1963 годах Е. Дога преподавал в одной из кишиневских музыкальных школ, а в 1963—1967 годах — теорию музыки в кишиневском музыкальном училище. Вот уже несколько лет у себя дома в Крылатском, где находится его московская квартира, он собирает детишек 6—7 лет в ансамбль "Крылатские козявки". Они выступали в детских передачах по телевидению, в Колонном зале, Доме журналистов, Доме композиторов...
С 1971 года и по сей день Е. Дога — в свободном полете... Он старается и сейчас сохранить для своего творчества хоть часть того огромного, когда-то духовного пространства, сотрудничая со многими художниками разных стран.
Е. Д. Дога — обладатель многих отечественных и зарубежных титулов и наград: народный артист СССР (1987), народный артист Молдовы (1984), заслуженный деятель искусств Молдовы (1974), лауреат Государственной премии СССР за музыку балета "Лучафэрул" и музыку кино (1984), премии "Овация" (2001), обладатель Гран-при Международного фестиваля музыкальных фильмов "Брно-91" за особые заслуги в области киномузыки (1991), кавалер Ордена Республики Молдовы (1997), высшей награды Румынии — ордена "Звезда Румынии" в степени командора (2004), ордена "Меценат столетия" (2003), золотой медали "Человек-2000" (США), медали М. Еминеску (Румыния, 2000), медали В. Розова (Россия, 2004).
Действительный член Академии наук Молдовы (1991), член Союзов композиторов Молдовы (1961) и СССР (1974), член Союза кинематографистов СССР (1975). В 1967—1972 годах являлся членом репертуарно-редакционной коллегии Министерства культуры Молдовы. С 1987 по 1991 год — член комиссии по Ленинским и Государственным премиям СССР. Два созыва состоял в Верховном Совете Молдовы, два — в Верховном Совете СССР. Будучи заместителем председателя Комиссии по культуре, участвовал в разработке Закона "Об интеллектуальной собственности", который перевесом всего в 6 голосов был заблокирован.
В свободное время Евгений Дмитриевич любит мастерить — от детекторных радиоприемников до конструирования жилого дома. Может на самодельной мандолине из решетки сыграть на свадьбе.
Живет и работает в Москве и Кишиневе.
Теги: прослушать; скачать.
1. Вальс (к.ф. "Мой Ласковый и Нежный Зверь") - "Парижский каскад".mp3
2. Детство (к.ф. "Анна Павлова") - "Парижский каскад".mp3
3. Египетский танец (к.ф. "Анна Павлова") - "Парижский каскад".mp3
4. Сирень (к.ф. "Анна Павлова") - "Парижский каскад".mp3
5. Березовая Аллея (к.ф. "Гонки по Вертикали") - "Парижский каскад".mp3
6. Танец на площади (к.ф. "Анна Павлова") - "Парижский каскад".mp3
7. Вариации на тему лебедя (к.ф. "Анна Павлова") - "Парижский каскад".mp3
8. Русский фрагмент (к.ф. "Анна Павлова") - "Парижский каскад".mp3
9. На поляне (к.ф. "Маэстро с ниточкой") - "Парижский каскад".mp3
10. Дорога домой (к.ф. "Маэстро с ниточкой") - "Парижский каскад".mp3
11. Красная площадь (к.ф. "Маэстро с ниточкой") - "Парижский каскад".mp3
12. Первый снег (к.ф. "Одиноким предоставляется общежитие") - "Парижский каскад".mp3
13. Я иду к тебе (к.ф. "Восьмое чудо света") - "Парижский каскад".mp3
14. Ты мое вдохновение (к.ф. "Восьмое чудо света") - "Парижский каскад".mp3
15. Катя (к.ф. "Восьмое чудо света") - "Парижский каскад".mp3
16. Девушки идут на работу (к.ф. "Одиноким предоставляется общежитие") - "Парижский каскад".mp3
17. Белый зал (к.ф. "Анна Павлова") - "Парижский каскад".mp3
18. Река (к.ф. "Табор уходит в небо") - "Парижский каскад".mp3
19. По аллее (к.ф. "Портрет жены художника") - "Парижский каскад".mp3
20. Я жду тебя (к.ф. "Портрет жены художника") - "Парижский каскад".mp3
21. Новый арбат (к.ф. "Маэстро с ниточкой") - "Парижский каскад".mp3
22. Ручейки (к.ф. "Весенняя олимпиада") - "Парижский каскад".mp3
23. Парижский каскад (к.ф. "Анна Павлова") - "Парижский каскад".mp3
24. 02 Бричка (к.ф. "Табор уходит в небо").mp3
25. 03 Под звездным небом (к.ф. "Табор уходит в небо").mp3
26. 05 Царь есть Родина (к.ф. "Табор уходит в небо").mp3
27. 01 Пролог (к.ф. "Табор уходит в небо").mp3
28. 06 Яблоко (к.ф. "Табор уходит в небо").mp3
29. 07 Всадник (к.ф. "Табор уходит в небо").mp3
30. 12 Я умираю, мама (к.ф. "Табор уходит в небо").mp3
31. 14 Сцена в церкви (к.ф. "Табор уходит в небо").mp3
32. 16 Финал (к.ф. "Табор уходит в небо").mp3
33. 15 Сцена в церкви 2 (к.ф. "Табор уходит в небо").mp3
34. 11 Сэткани (к.ф. "Табор уходит в небо").mp3
35. 10 Кай Йонэ (к.ф. "Табор уходит в небо").mp3
36. 08 Нанэ цоха (к.ф. "Табор уходит в небо").mp3
37. 04 Честа (к.ф. "Табор уходит в небо").mp3
38. Верни мне лето (Р.Казакова) Эдита Пьеха.mp3
39. Весенняя вода (Е.Агранович) Ольга Шалаева.mp3
40. Весна — ровесница любви (И.Резник) Надежда Чепрага.mp3
41. Воздействие земное (Л.Мартынов и Д.Максимович) Леонид Серебренников.mp3
42. Воспоминание (Ф.Радов) Заур Тутов.mp3
43. Всё начинается с любви (А.Дементьев) Павел Смеян.mp3
44. Голуби с нашей улицы (Э.Лотяну) Маргарета Ивануш.mp3
45. Дальние дали (В.Лазарев) Алла Пугачёва.mp3
46. Кодры Молдовы (П.Крученюк, В.Лазарев) Надежда Чепрага.mp3
47. Любовь во все века (А.Дементьев) Екатерина Шаврина.mp3
48. Мне приснился шум дождя (В.Лазарев) Надежда Чепрага и Владислав Коннов.mp3
49. Мой город (В.Лазарев) София Ротару.mp3
50. Нас венчали не в церкви (А.Никофоров) Анна Литвиненко.mp3
51. Не хватает парней (Ф.Чуев) Мария Кодряну.mp3
52. Песня о Тане Савичевой (В.Гин) Эдита Пьеха.mp3
53. Плыть, плыть (Н.Рубцов) Леонид Серебренников.mp3
54. Русь моя (Н.Рубцов) Елена Никитина.mp3
55. Свет синих звёзд (Л.Ошанин) Мария Кодряну и Ион Суручану.mp3
56. Свидание с Москвой (М.Лаписова) Надежда Чепрага и Леонид Серебренников.mp3
57. Строевая (Ф.Чуев) Мария Кодряну.mp3
58. Струны гитар (Я.Халецкий) Надежда Чепрага.mp3
59. У окна (В.Сергеева) Ольга Питериш.mp3
60. Я думала-гадала (Ф.Чуев) Ирина Баженова.mp3
61. Я думала - гадала (Ф.Чуев) Мария Кодряну.mp3