28 ноября 2013
Самохвалов Александр Николаевич Samohvalov Alexander. Автор: Донченко А.И.
(в альбоме 94 файлов)

Изобразительное искусство / Живопись / Реализм
Разместил: Донченко Александр

 

 

 

 

 

Самохвалов Александр Николаевич


Samohvalov Alexander


(1894 - 1971)



 

"Я художник, живущий взволнованной эмоциональной жизнью, современностью" - так сформулировал свое творческое кредо А. Н. Самохвалов в биографической повести "Мой творческий путь". И действительно, современный художнику мир, строительство новой жизни, нового быта, миропознание сей минуты завораживали художника, стремящегося отразить свои впечатления.

Родился Самохвалов на тверской земле, где и провел детские годы. Он рано пристрастился к рисованию, под руководством школьного учителя писал этюды на природе.


В 1914 г. поступил на архитектурное отделение Высшего художественного училища при АХ. Постигая премудрости профессии архитектора, увлекся живописью, цветом.


В 1918 г. вынужден был прервать занятия и уехал в родной Бежецк, где участвовал в оформлении массовых празднеств, посвященных Октябрьской революции.

После возвращения в 1919 г. в Петроград Самохвалов поступает на живописный факультет ГСХМ, в мастерскую К. С. Петрова-Водкина. Пространственная система построения картины, разработанная Петровым-Водкиным, поиски соотношения цвета и формы увлекли начинающего художника. Выражение своего видения, ощущения динамики времени стало непреложным спутником Самохвалова.

Путешествие в 1921 г. в Самарканд и работу в экспедиции Института истории материальной культуры, в состав которой входил и К. С. Петров-Водкин, формирующийся художник переживал как перелом в своем мировоззрении и творчестве. Действительно, в работах самаркандского периода, а также выполненных по возвращении, можно видеть уже руку взрослого, самостоятельно мыслящего человека, вполне сложившегося художника ("Шахи-Зинда", "У источника. Самарканд", "Продавец воды", "Бессонница", "Афрасиаб", все 1921).

Столь же сильное впечатление произвело на Самохвалова участие в работах по реставрации Георгиевского собора в Старой Ладоге (1926), где он был пленен древнерусской фресковой живописью. Принимая практически безоговорочно строительство социалистического общества, Самохвалов активно включается в художественную жизнь государства, максимально сближая свои творческие задачи, открытия и откровения с "гущей народной". Именно ему принадлежит программное произведение советского искусства 1930-х гг. - "Девушка в футболке" (1932). В этом произведении воплотилось стремление художника к созданию образа современника, формировавшегося новым обществом "в труде, в подвиге", "в торжестве достигнутого", выразилось понимание своих живописных задач, реализовалось фресково-монументальное ощущение действительности. Можно восхищаться умением художника не польстить ни эпохе, ни натуре, умением выявить то главное, что позволяло современникам восторгаться созданным образом "духа времени", а нам, потомкам, видеть этот холодный, колючий взгляд не девушки, а строителя социалистического общества, жесткого и целеустремленного, чуждого всему человеческому.


Образ современника - молодого созидателя здоровой жизни - необычайно полно выразился в сюжетах искусства 1930-х гг., связанных с физкультурой, этим новым культом советского общества. И для Самохвалова "физкультура была радостью бытия, той радостью, которая накапливала потенциал преодоления трудностей в борьбе за построение новой жизни...". Достаточно вспомнить его договорную картину "Военизированный комсомол" (1932-33), серии работ, графических и живописных: "Физкультурницы" (1935), "Метростроевки" (1934-37).

В 1937 г. работа "Девушка в футболке" была включена в экспозицию Международной выставки в Париже и удостоена золотой медали. Тогда же за панно "Советская физкультура", выполненное для советского павильона, и за иллюстрации к "Истории одного города" М. Е. Салтыкова-Щедрина художник получает два Гран-при Международной выставки. "История одного города" была встречена и соотечественниками почти восторженно.

Редкая книга 1930-х гг. получала безоговорочное признание и удостаивалась рецензии с заголовком: "Шедевр полиграфического искусства" (газета "Вечерний Ленинград"). Книгой и книжной графикой Самохвалов занимался с 1925 г., сотрудничая с ленинградскими издательством "Радуга" и Детгизом. Не одно поколение советских читателей помнит героев его книжек-картинок "Ночные страхи" (1927, текст Н. Н. Асеева), "Водолазная база" (1928), "Мстительный Худжар" (1929).

С середины 1930-х гг. художника приглашают работать в театры. Он оформляет спектакли "Бесприданница" А. Н. Островского (режиссер О. А. Морщихин, 1935, ГБДТ, Ленинград), "Горячее сердце" А. Н. Островского и "Стакан воды" Э. Скриба (оба 1943, Академический театр драмы им. А. С. Пушкина, Ленинград) и др.

В 1950-х гг. Самохвалов создает серию портретов жены, пишет картину "В филармонии" (1956), пейзажи, среди которых особой лиричностью отличается небольшой холст "Аллея Керн", решенный в изысканной сине-зеленой гамме, пронизанный поэтическим лунным светом.

По-разному критики, современники оценивали и воспринимали творчество художника. Хотя и для почитателей его таланта, и для не приемлющих его творчество он был и остается певцом социалистического "рая". При жизни официально признанный, сумевший найти и выразить то, что хотел, узнаваемый, Самохвалов обладал своим стилем, видел красоту в современности.


« вернуться

Рейтинг 301 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 94 из этого альбома
"Кондукторша"
"После бани" 1
"Девушка в футболке"
"На стадионе"
"Метростроевка со сверлом"
"Обложка к книге А.Н.Самохвалова «Водолазная база»"
"Девушка с ядром"
"Метростроевка у бетоньерки"
"Осоавиахимовка"
"Ремонт паровоза"
"Советская физкультура"
"С.М. Киров принимает парад физкультурников"
"После кросса"
"Вечер вдвоем"
"Девушки"
"Обнаженная"
"На солнце"
"Женщина (работница) с напильником"
"На пляже"
"Шпульница"
"В приволжских степях"
"Ткачка"
"У станка"
"С лопатой"
"Стакан молока"
"У бетоньерки"
"У лебедки"
"Несущая арматуру"
"У крана"
"Делегатки"
"Военизированный комсомол"
"Алые паруса"
"Ткацкий цех"
"Метростроевка со сверлом"
"Метростроевка"
"Дискометательница"
"Из серии "Метростроевки" 1
"Из серии "Метростроевки" 2
"После бани" 2
"Спартаковка"
"Человек с шарфом (Автопортрет)"
"Физкультурница с букетом"
"Девочка с яблоком" 1
"На стройке"
"Домны Кузбасса"
"Портрет девочки"
"Работницы А. Федорова и А. Егорова"
"Мельница"
"Улица в Бежецке"
"Скрипки"
"Шахти-Зинда"
"Головомойка"
"Старая Ладога"
"Портрет Кувы"
"Щебенщики"
"Молодая работница"
"Девочка с яблоком" 2
"Работница, засучивающая рукава (Комсомолка)"
"На страже Родины"
"Портрет Екатерины Петровны Самохваловой, жены художника"
"Речь с броневика"
"Натюрморт с банкой киновари"
"Серия «В коммуне «Ленинский путь». Полевые работницы А. Федорова и А. Егорова"
"Маслодел Мария Ивановна Голубева"
"Портрет партшколовца Сидорова"
"Портрет полевой работницы Анны Ульяновой"
"Портрет председателя коммуны Матвея Дмитриевича Ткачева с женой и дочерью"
"Полевые работники — комсомольцы коммуны"
"Портрет тракториста Гаврилова"
"Утро в коммуне «Ленинский путь»"
"Земли коммуны"
"Девушка с мячем (Портрет дочери Марии)"
"Натюрморт со статуэткой"
"Работница-строитель"
"Портрет Екатерины Петровны Самохваловой, жены художника"
"Кафе «Гурзуф»"
"Эскиз к картине "Стадион". Фигура копьеметателя"
Иллюстрация к произведению "12 стульев" И. Ильфа и Е. Петрова: Даешь трамвай!
Иллюстрация к произведению "12 стульев" И. Ильфа и Е. Петрова: Отец Федор
Иллюстрация к произведению "12 стульев" И. Ильфа и Е. Петрова: Богадельня
Иллюстрация к произведению "12 стульев" И. Ильфа и Е. Петрова: Отец Федор отрезает бороду
Иллюстрация к произведению "12 стульев" И. Ильфа и Е. Петрова: Московская улица
"Женский портрет"
"Обнаженная с полотенцем"
"Натюрморт. Астры"
"Портрет летчика"
"Березы у пруда. Пушкинские горы"
"Парад Победы на Красной площади"
"Москва. Битцевский парк"
"Обнаженная. Этюд к работе «Стадион»"
"Сосна на Савкиной горке"
"Эскиз плаката"
"Ленинград. Первомайская демонстрация"
"На теннисной площадке. Девушка с ракеткой"
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования