08 декабря 2013
Соколов Владимир Иванович Vladimir Sokolov. Автор: Донченко А.И.
(в альбоме 50 файлов)

Изобразительное искусство / Живопись / Пейзаж
Разместил: Донченко Александр

 

 

 

 

 

Соколов Владимир Иванович


Vladimir Sokolov


(1872 - 1946)

 

 

Свою первую ученическую картину Владимир Иванович Соколов представил на выставке Московского училища живописи, ваяния и зодчества в 1893 году.

Он был учеником И.И. Левитана, и его работы конца XIX — начала XX века несли на себе следы естественного влияния великого отечественного пейзажиста.

Работы художника этого времени были проникнуты тонким лиризмом и наполнены особой "живописной" тишиной.

Тематика живописных работ В.И. Соколова мало изменилась и в годы советской власти. Ему по-прежнему близки неброские уголки природы, небольшие русские города (Ростов, Муром, Сергиев Посад).

Вклад В.И. Соколова в чистую живопись был бы значительно большим, если бы не его широкие художественные интересы. Он был замечательным графиком, а также талантливым мастером прикладного искусства.

___________________________

 

Сергиев Посад в русской живописи

Владимир Соколов

 

В те же годы, что и Юон, создал образ Сергиева Посада еще один художник – Владимир ВпередИванович Соколов, оставшийся менее известным. Остановимся более подробно на его биографии. Родился он в 1878 году в селе Никольском Рыбинского уезда Ярославской губернии. Закончил в 1894 году Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Большое влияние оказал на его художник-пейзажист В.В.Переплетчиков. И Соколов увлекся пейзажем. После окончания училища он познакомился с И.И. Левитаном, трепетное отношение к которому сохранил навсегда. В воспоминаниях известного гравера И.Н. Павлова описан такой эпизод его совместного с Соколовым путешествия по Волге во время Первой мировой войны. «Приехав в Плес и оставив вещи на хранение, мы пошли в город искать квартиру. Владимир Иванович шел с ликующим видом.

Плес удивительное по пейзажному уюту и тишине место. <…> Но поскольку Плес не раз был предметом внимания различнейших художников, я не надеялся найти здесь новые пейзажные темы. Зато Владимир Иванович с чисто благоговейным чувством паломничал по городу.

Было сыровато, только что прошел дождь, когда мы вступили на плесскую землю. Но у Владимира Ивановича не хватило даже терпения искать квартиру. Он заторопил меня:

– Пойдем сразу смотреть то место, где Левитан писал часовню к картине «Над вечным покоем».

Подъем на гору был очень крут, и я решил идти в обход, но мой товарищ, не взирая на трудности, полез по склону, карабкаясь по мокрой траве. Дойдя до половины горы, он полетел назад, весь перемазавшись в глине. Я видел это падение и поспешил на место приземления друга. Пришлось идти к реке и замывать крылатку. <…>

В Плесе мы пробыли несколько дней. Владимир Иванович, скрывая от меня, заглядывал, чуть ли не в каждый двор. Страсть его к этим дворикам и провинциальным домам буквально бушевала в нем; в Плесе он, кроме того, все искал «левитановский дворик».

В.И. Соколов принимал участие во многих выставках – сначала ученических, затем в выставках Товарищества передвижных художественных выставок, выставках Московского общества любителей художеств, Галерее Лемерсье и др. Работал маслом и акварелью. Но материальное положение семьи было трудным, прожить, занимаясь только искусством, оказалось невозможным. Художнику пришлось взяться за управление одним запущенным имением в провинции. Однако эта работа не избавила от нужды, да и оставляла мало возможностей для занятий творчеством.

В 1902 году Соколову удалось изменить жизнь благодаря знакомству с С.Т. Морозовым, попечителем кустарных промыслов Московского губернского земства. Произошло это знакомство, видимо, в мастерской И.И. Левитана. С.Т. Морозов так ценил дарование этого художника, что предоставил Левитану жилье во флигеле своего дома и устроил для него там мастерскую. Познакомившись с Соколовым, Морозов предложил ему место преподавателя рисования и черчения в Земской учебной мастерской в Сергиевом Посаде. Это было в 1902 году.

Посад издавна был известен кустарными промыслами, связанными с потребностями богомольцев, стекавшихся к Троице-Сергиевой лавре. Соколов писал: «Вещи кустарей были оригинальны, цветисты, примитивны, и редкий богомолец не нес из Посада коня или куклу, свисток или ложку».

Года через три Соколову полностью подчинили художественно-столярную мастерскую, и на него легла масса обязанностей: заготовка древесины, сушка ее, распределение заказов в мастерской и по деревенским кустарям-надомникам, заказы токарям, наблюдение за отделкой мебели, приемка изделий от деревенских кустарей, расчеты с мастерами, наблюдение за школой рисования. И еще каждую неделю Соколов должен был ездить в Москву, в Кустарный музей, не С.Т. Морозов собирал совещания с просмотром изделий.

Однажды Морозов принес на такое совещание несколько купленных им в кондитерском магазине шкатулок, украшенных выжиганием с росписью, и сказал: «Французы заполонили все магазины, а мы спим». Было решено наладить подобный промысел в Сергиевом Посаде, Образцы делал Соколов. По его словам, он использовал рисунки на прялках из собрания Исторического музея и собственные пейзажные зарисовки и этюды. На деревянных предметах «при выполнении зимних пейзажей он накладывал краски плотным слоем, отчего они становились похожими на эмали, приобретая яркость и чистоту звучания. Художник любил контрастные сочетания белого снега и яркого пятна архитектурного памятника, и это придавало особую декоративность его коробочкам. <…>

Для создания же лирических осенних пейзажей В.И. Соколов применял иные художественные эффекты, например, оставлял в композиции большие плоскости естественного цвета дерева, которое, просвечивая сквозь тонкий слой лака, становилось золотистого цвета – основного цвета русской осенней природы. При этом художник выработал особый, упрощенный и доступный для кустарей способ росписи, который стали называть «соколовским».

Сергиевские кустари быстро освоили новую технику и начали выпускать украшенные таким образом пасхальные яйца, елочные игрушки, шкатулки и пр. Изделия «шли ходко» через Кустарный музей в Москве и Склад кустарных изделий в Петербурге. Вскоре стали торговать ими и с заграницей. На выставках в Петербурге, Париже, Льеже, Милане, Лейпциге изделия с «соколовской» росписью получали медали и почетные дипломы.

Первая мировая война прервала производство художественных кустарных изделий. Столяры учебной мастерской были переведены на изготовление мебели для учреждений Красного Креста, а деревенские кустари стали делать костыли для раненых. У Соколова появилась возможность больше времени уделять собственному творчеству. И в 1916 году открылась новая страница его жизни. Произошло это благодаря И.Н. Павлову. Личное знакомство художников состоялось еще в 1907 году. «Живопись Соколова, ученика Левитана и Переплетчикова, – писал Павлов, – полная лиризма и глубокого понимания пейзажа, крепко запала в мое сознание, и я многому в ней учился в смысле постижения поэзии отдельных уголков природы».

Павлов долго старался привлечь Соколова к занятиям гравюрой, но тот упрямо отказывался. Тогда Павлов пошел на хитрость. «В один из своих приездов в Сергиев Посад, – писал он, – я мирно беседовал с Владимиром Ивановичем. За разговором я попросил его, блестящего знатока Троице-Сергиевой лавры, нарисовать один из лаврских уголков, Он начал искать материалы, а я тем временем подсунул ему литографскую бумагу и свой карандаш. Рисунок был быстро исполнен и отлично передавал уголок знаменитого исторического монастыря. Не давая хозяину опомниться, я перевел разговор на какую-то животрепещущую тему, а рисунок незаметно положил в свою папку.

Приехав в Москву, я отправился в литографию Сытина к лучшему мастеру-переводчику Прохору Герасимову и дал ему перевести рисунок Соколова на камень. <…> Оттиски удались на славу, и я повез их в Сергиев. Во время беседы я сказал Владимиру Ивановичу:

– Володя, хочешь, я тебе подарю твой рисунок?

– Какой? – вскочил он, как ужаленный. – Я тебе его не давал.

Должен сказать, что Соколов в то время был скуп на рисунки и никому их не дарил.

Я вынул из папки пятнадцать оттисков рисунка и развернул перед изумленным хозяином. Он только развел руками:

– Вот уж не понимаю, как ты меня обошел!

И с этого времени я соблазнил Владимира Ивановича цветной литографией, гравюрой же я увлек его позднее. Я развил Владимиру Ивановичу целый план – серьезно заняться литографиями Лавры. <…>

Долго и серьезно трудился Владимир Иванович над своими литографиями, и в 1917 году увражное издание его «Троице-Сергиевой лавры» увидело свет. Оно произвело переполох среди присяжных литографов – так безукоризненно были выполнены все листы. Покровительствовавший этому изданию С.С. Голоушев только один раз позанимался с Владимиром Ивановичем, – всю техническую премудрость он осваивал самостоятельно. <…>

Увидев это издание, Сытин ахнул от удивления:

– Вот какие художники мне нужны для литографии, а не вы – мазилки! – говорил он».

Об альбоме литографий Соколова «Сергиев Посад» Сергей Глаголь писал во вступительной Впередстатье: «Владимир Иванович Соколов не историк и не архитектор, и потому не ищите в его рисунках ни главнейших достопримечательностей Лавры, ни ее наиболее ценных исторических или религиозных памятников. Не их он хочет показать в своем альбоме, – он только художник, чуткий к красотам родной старины, и вот он точно подошел к вам и зовет пойти с ним сделать прогулку по Лавре, Посаду и окрестностям. Пойдемте, – зовет он, я покажу вам, какая здесь повсюду красота, и сколько в красоте этой родного искусства».

В 1922 году в издательстве «Книгопечатник» была выпущена серия небольших литографий цвета сангины «Уголки Сергиева Посада». К этой серии и серии «Старая Москва» Соколова дал вступительную статью В.Я. Адарюков. Он считал большой заслугой Соколова воскрешение литографии, основательно вытесненной к тому времени фотографией и другими механическими способами. Адарюков писал о работах Соколова: «Эти превосходные литографии положительно отмечены печатью отличного дарования и производят свежее и глубокое впечатление. По превосходному рисунку, тонкости исполнения, гармоничности красок, умелому подбору тонов и их глубине, литографии В.И. Соколова напоминают знаменитые работы В.Ф. Тимма, – самую блестящую эпоху расцвета у нас литографии.

Подобно своему учителю Левитану, В.И. Соколов элегичен, какая-то тихая грусть, левитановское настроение чувствуются во многих его работах. Видна громадная любовь к старине, большой вкус в выборе мотивов, напряженное любование натурой, тонкая и гармоническая передача природы. Техника В.И. Соколова уверенна, даже виртуозна, но без хвастовства техникой, которое отличает некультурного художника».

Соколов увлекся также линогравюрой, брал уроки у И.Н. Павлова. В этой технике он сделал несколько серий, в том числе «Сергиев Посад», которая была воспроизведена в статье П.М. Дульского.

Когда в 1925 году в Сергиевом Посаде был создан филиал АХРР, Соколов стал членом, а в 1928-1930 годах председателем этой организации. В 1928 году, в связи с 35-летним юбилеем со дня появления первой картины Соколова на выставке) в МУЖВЗ) в Сергиевском музее открылась его выставка – первая персональная выставка в летописи художественной жизни города. Общее собрание сергиевских художников составило письмо с ходатайством о присвоении Соколову звания заслуженного художника республики. Тогда же Правление Сергиевского музея обратилось в Отдел по делам музеев Главнауки с просьбой возбудить ходатайство о награждении Соколова званием Героя труда.

В 1920 году Соколов был приглашен на работу в Комиссию по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры сначала в качестве члена Комиссии, а потом он был выбран ее председателем, и продолжил работу в созданном Комиссией Сергиевском историко-художественном музее помощником хранителя (1925-1928 гг.). Участвовал в устройстве в этот период ряда выставок: художественной, кустарной, архитектурной, шитья и тканей XIX века, а также кабинета гравюр.

В 1927 году Соколов выполнил в технике ксилографии иллюстрации к путеводителю по Сергиевскому музею, получив уроки гравюры по дереву у И.Н. Павлова. В 1930-х годах в этой же технике Соколов сделал еще ряд работ.

Несомненна любовь художника к старым русским городам. Но он отвечал и на требования времени: выполнил цветную литографию «Смотр войск в дни революции в Сергиевом Посаде» (1917). Гравюру «Постройка памятника В.И. Ленину в Загорске в 1925 году» (1927) и др. В 1930-е годы побывал в Донбассе с группой художников, направленной в промышленные районы страны для создания работ к выставке «Индустрия социализма».

Сделал серию рисунков и акварелей «Старое и новое Сталино». В марте 1946 года художник скончался.

В.И. Соколов прожил в Сергиевом Посаде более половины своей жизни. Запечатлел этот город в технике литографии, линогравюры, ксилографии и в декоративных росписях прикладных изделий. Наибольшими достижениями мастера, на наш взгляд, являются выработка собственного стиля украшения деревянных изделий выжиганием с росписью и создание особенного облика Сергиева Посада в цветных литографиях. То и другое, несомненно, взаимосвязано – недаром Павлов писал, что прикладные работы В.И. Соколова напоминают ему японскую гравюру.

Рассматривая увраж цветных литографий Соколова «Сергиев Посад», кажется порой, что художник часто и места не выбирал: где остановился, там и рисует. Вот, например, на литографии «Митрополичьи покои» мы видим фрагмент фасада Митрополичьих покоев, показанный как-то сбоку, наискосок. Или в изображении Каличьей башни художник позволяет себе срезать изумительно стройный шатер (литография «Северная стена»). Подобная фрагментарность изображения характерна и для работ Соколова в области прикладного искусства. Возможно, при выжигании контура здания трудно было выполнить миниатюрное изображение верха церкви или башни. Во всяком случае, меньше всего литографии похожи на фотографии и по композиции, и по цветовой гамме – ведь холодные цвета полностью отсутствуют в этих работах.

На литографиях и на прикладных изделиях схожи изображения деревянных строений. Художник изображает их в осеннюю пору, когда желтая листва деревьев оживляет пейзаж («Ильинская слободка», «Церковь Успения Божией Матери в Гефсиманском ските»).

Весьма интересно сопоставить литографии Соколова, сделанные в 1916 и 1917 годах, на что до сих пор не обращали внимания исследователи его творчества. В первых опытах контуры очерчены темными линиями, что напоминает работы художника в области прикладного искусства. Художник порой стремится оживить пейзаж введением человеческих фигур и применением ярко-красного цвета («Иконные лавки», «Успенские ворота Лавры»).

В 1917 году Соколов уходит от этого. Исчезает жесткость контуров. Теплые мягкие краски создают единую цветовую гамму. Есть чудное русское слово «сумерничать» В нем тишина, задумчивость… Снег теряет свою белизну, сглаживается его контраст со строениями, возникает особое ощущение вечернего уюта в час, когда сумерки сравнивают цвет неба и цвет снега («Пятницкая церковь»).

Или заиндевевшие купола и деревья будто растворяются в туманном воздухе («Успенский собор»).

А порой все внизу уже окутывают вечерние тени, только вспыхивает кусочек стены в луче закатного солнца, совсем золотой, как неокрашенное дерево под слоем лака («Митрополичьи покои», «Паперть Трапезной церкви»).

Небо Владимира Соколова – золотое, палевое, светло-серое с теплыми отсветами, светоносное небо Сергиева Посада… Не о таком ли небе писал Борис Шергин, глядя на небо над Радонежской землей – каким видел это небо преподобный Сергий, таким видим и мы, «…какова эта ненаглядная, серо-жемчужная таинственная пелена бывала тысячу лет назад, такова эта таинственная жемчужность и сейчас».

К. Юон увидел Сергиев Посад глазами приезжего, пораженного красотой, и создал праздничный образ города. В. Соколов смотрел на Посад как на что-то родное, свое, привычное. В его литографиях 1917 года город полон очарования печальной красоты.

 

Доронина Владислава

 

http://www.nivasposad.ru/school/homepages/all_kurs/konkurs2012/informregistr/givopis/html/sokolov2.html

 

« вернуться

Рейтинг 183 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 50 из этого альбома
"Покинутая усадьба"
"На перепутье"
"Вид Троице-Сергиевой лавры"
"Двор в окрестности Троице-Сергиевой лавры"
"Пятницкая церковь" 1
"Паперть Трапезной церкви"
"Иконные лавки"
"Успенский собор"
"Зимняя ночь"
"Цветы и фрукты"
"Улица в Загорске"
"Праздник в крестьянской деревне"
"Домики провинции Александрова"
"Рабочие и работницы"
"Зимний пейзаж"
"Старая Москва. Бахрушинская крепость"
"Ильинская слободка"
"Северная стена лавры"
"Успенские ворота Лавры"
"Двор у Звонковой башни"
"Соляная башня"
"Пятницкая церковь" 2
"Церковь Успения Божией Матери в Гефсиманском ските"
"Лавра в будущем"
"Блинные ряды"
"Торговые ряды"
"Общий вид Лавры"
"Ярмарка на Десятую пятницу"
"Уголок Пятницкой башни"
"Кельи у Каличьей башни"
"Крылечко у Соляной башни"
"Уголок Лавры" 1
"Музей духовнаго быта"
"Штатная Слободка"
"Уголок Лавры" 2
"Покой наместника"
"Южная сторона Лавры"
"Весной в стенах монастыря"
"Митрополичьи покои"
"Осень в Загорске. Первый снег"
"Загорск"
"Шатры"
"Старая кузница"
"Углич"
"Летний день"
"Стена Кремля"
"Весна"
"Камчатский лес"
"Открытое окно"
"В Карелии"
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования